Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург





Скачать 75.17 Kb.
НазваниеПроблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург
Дата публикации01.03.2015
Размер75.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Мордвинцева Н.В., Михеева Н.Н., Резник И.А.

Оренбургский государственный университет, Оренбург
В настоящее время в процессе модернизации система образования в России столкнулась со многими проблемами. Одной из них считается наличие множества различной учебной и научной литературы, авторы которой нередко придерживаются противоположных точек зрения на актуальные вопросы. Обучающиеся могут столкнуться с проблемами восприятия получаемого материала. Существует необходимость постоянной мотивации студентов на получение информации поверх базовой литературы. В процессе обучения они должны постоянно возвращаться к уже полученным знаниям, чтобы углубить их, либо, опираясь на них, познать что-то новое.

Совместно с подобными учебниками должны разрабатываться и различные методические материалы: сборники задач, методические указания для организации самостоятельной работы студентов, для выполнения курсовых работ, рефератов, эссе, а также методические рекомендации для преподавателей. Их необходимость объясняется проблемами преподавательского состава в учебных заведениях. Поэтому грамотно составленная методическая литература играет почти одинаковую роль с учебниками [1].

Огромное значение имеет проведение различных тренингов, деловых игр, открытых дискуссий на актуальные проблемы. Подобные мероприятия будут только способствовать закреплению получаемых знаний, формированию самостоятельного мышления и повышению заинтересованности предметом.

Одной из основных причин, тормозящих развитие образования в России, является проблема квалифицированности преподавательского состава. Большинство преподавателей вузов не имеют профессионального педагогического образования. Окончив университет, выпускники поступают в аспирантуру, параллельно занимаясь преподавательской деятельностью. Однако многие из них совершенно не заинтересованы в качестве преподавания. Причиной этого является низкая заработная плата в сфере образования, которая не стимулирует их заинтересованность. Именно низкий уровень оплаты труда и есть самая большая проблема современной системы образования. Так, уже было подсчитано, что для приведения средней заработной платы в сфере образования к уровню 25-30 тысяч рублей в месяц понадобится ежегодно тратить 100 млрд. рублей. Пока государство не доведет уровень оплаты труда в этой сфере до приемлемого уровня, возрождения качественного образования в России не произойдет. Сегодня у преподавателей и педагогов отсутствуют стимулы к преподаванию. Поэтому в их ряды попадают лишь энтузиасты, а таких, к сожалению, немного.

В последние десятилетия в системе высшего образования произошли значительные изменения. Вузы столкнулись с множеством проблем, которые требуют капитальных денежных вложений. Это послужило причиной высокой степени коммерциализации российского образования, начиная от платных дополнительных занятий, пересдач сессии и заканчивая коммерческим обучением студентов. Реалии современного образования показывают рост количества таких обучаемых по отношению к качеству предоставляемых знаний. Поэтому перед высшей школой стоит множество задач по совершенствованию образовательного процесса: наличие высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава, современного материально-технического и учебно-методического обеспечения, способных, устремленных к знаниям студентов.

Современная система образования требует от преподавателя иметь хорошую психолого-педагогическую подготовку, опыт научно-исследовательской работы, опыт практической работы в преподаваемых областях. Научить чему-либо может только человек, имеющий опыт в своей сфере знаний. Для этого вузы постоянно проводят работу по повышению квалификации преподавательского состава: различные научные и методические конференции, семинары, тренинги, круглые столы с приглашением аналитиков и практиков. Государству в большей степени следует стремиться повышать активность и эффективность профессорско-преподавательского состава: увеличивать уровень оплаты труда в сфере образования, стимулировать научную деятельность путем предоставления грантов и т.п. Преподаватели должны быть заинтересованными в непосредственном контакте со способными и талантливыми студентами. Совместная научная и исследовательская деятельность будет способствовать взаимному росту уровня накопленных знаний.

Что касается материально-технического обеспечения, то университет должен быть укомплектован самым современным техническим оборудованием. Это касается как обустройства научных лабораторий, так и простых аудиторий, которые должны иметь доступ к сети Интернет, а так же к множеству сетевых университетских научных библиотек. Повсеместно должны вводиться мультимедийные средства обучения, помогающие наглядно и полноценно уяснять получаемые знания. Университет должен обеспечить преподавателей и студентов учебными площадями, достаточными для возможности проводить как основные, так и дополнительные занятия. Большую роль играет степень обеспеченности научных библиотек отечественной и зарубежной периодической литературой. Следует обратить внимание на качество учебников. Для первокурсников изучаемые предметы являются новыми, а учебники и учебные пособия зачастую написаны недоступным языком, содержат множество непонятных для студентов терминов. Поэтому проблема разработки универсальных учебников для начальных курсов является актуальной.

Сегодня качество подготовки абитуриентов, поступающих в вузы, с каждым годом снижается. Примерно только 15-20% студентов приходит в вуз за получением знаний, остальным же нужен лишь диплом о высшем образовании.

Огромную роль должно играть взаимодействие между преподавателями и студентами. Преподаватель должен заинтересовать и увлечь своим предметом, изыскать всевозможные методы и инструменты воздействия на целеустремленность обучающихся, всячески стимулировать и поощрять совместные работы и исследования, используя современные методики оценки знаний студентов [2].

В Оренбургском государственном университете внедрена балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Эта система позволяет преподавателям более объективно оценивать уровень подготовки студентов, а также стимулирует студентов активнее работать на семинарских и лабораторных занятиях и при выполнении различных видов самостоятельной работы.

Для подготовки студентов в вузах необходимым условием рейтинговой системы является ее многобалльность. Рейтинговое оценивание образовательной деятельности студентов позволяет объективно ранжировать студентов при:

а) подготовке рекомендаций на получение ими высшего образования различных ступеней (бакалавра, специалиста, магистра);

б) распределении на специализации;

в) назначении премий и стипендий;

г) снижении оплаты обучения;

д) рекомендации выпускника для дальнейшего трудоустройства и т.д.

Оценка производится как по отдельной дисциплине, так и в целом по семестрам, курсам и за весь период обучения в сравнении с другими студентами группы, учебного потока [1].

В качестве примера приведем разработанную технологическую карту текущего контроля бакалавров по дисциплине «История денег, кредита и банковского дела» (таблица 1).

Таблица 1 - Технологическая карта текущего контроля по дисциплине



Вид контрольного задания

Кол-во баллов

1

2

3

1

Выполнение учебной аудиторной работы:




1.1

Посещение лекционного курса

10

1.2

Рубежный контроль 1. Контрольная работа

5

1.3

Рубежный контроль 2. Контрольная работа

5

1.4

Тестирование №1

5

1.5

Тестирование №2

5

1.6

Тестирование №3

5

2

Выполнение самостоятельной работы:




2.1

Реферат

5

2.2

Эссе

5

2.3

Подготовка тематической подборки по периодическим источникам и материалам Интернет

5

2.4

Подготовка сообщений по тематике

5

2.5

Участие в коллективной работе группы

5




Итого баллов

60

Оценка успеваемости бакалавра носит текущий, рубежный и промежуточный характер. При организации текущего и рубежного контроля используется балльно-рейтинговая система оценки. Рубежный контроль проводится на 8 и 14 неделе семестра в форме контрольных работ.

Модульная контрольная работа предполагает оценку по 5-балльной шкале, где каждый вопрос модульной контрольной работы оценивается отдельно. Максимальное количество баллов за работу в семестре – 60 баллов, которые распределяются по видам учебной и самостоятельной работы бакалавра. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

Преобразование и совершенствование системы образования России зависит от решения многих проблем. Но именно они позволят вузам сформировать правильный политический, экономический и культурный стержень нации.
Список литературы
1. Михеева Н. Н., Мордвинцева Н. В. Новая система оценки знаний: зарубежный опыт / Н. Н. Михеева, Н. В. Мордвинцева // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса. Материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2011. – 2405 с. – с.993-999.

2. Резник И. А. К вопросу о подготовке специалистов банковского и страхового профиля / И. А. Резник // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. — 3335 с. – с.1370-1373.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconТеоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconСтепанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики и социологии. Протокол №5 от 28 июня 2012 года
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconРоль самообразования в развитии личности студента
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный...
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconНаука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconФормирование мировоззрения у современного специалиста марусич К....
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconПостановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности...
В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении...
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconПроблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки...
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconНаука и искусство в свете сближения научного и художественного форм...
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconРазвитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века
Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история...
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconРоль цвета в академической живописи Щукин Ф. И. Оренбургский государственный...
С 25 февраля по 28 февраля в школе проходило мероприятие «Ради жизни на Земле». Химики тоже принимали участие
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconМесто и роль триботехнологии в подготовке кадров для автоматизированного...
Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное....
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconОсвещение достижений физической науки при изложении материала курса...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconПостроение образовательного процесса по неорганической и аналитической...
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconЭтика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconИнструментальная рациональность техники и деформации социокультурной...
Закона Камчатского края от 18. 09. 2008 №122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот...
Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н. В., Михеева Н. Н., Резник И. А. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconЛидерский потенциал менеджеров государственного предприятия: гендерные...
На основании вышесказанного отметим, что проблема лидерства в организационной сфере выходит на первый план: не только руководителям,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск