Скачать 75.17 Kb.
|
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Мордвинцева Н.В., Михеева Н.Н., Резник И.А. Оренбургский государственный университет, Оренбург В настоящее время в процессе модернизации система образования в России столкнулась со многими проблемами. Одной из них считается наличие множества различной учебной и научной литературы, авторы которой нередко придерживаются противоположных точек зрения на актуальные вопросы. Обучающиеся могут столкнуться с проблемами восприятия получаемого материала. Существует необходимость постоянной мотивации студентов на получение информации поверх базовой литературы. В процессе обучения они должны постоянно возвращаться к уже полученным знаниям, чтобы углубить их, либо, опираясь на них, познать что-то новое. Совместно с подобными учебниками должны разрабатываться и различные методические материалы: сборники задач, методические указания для организации самостоятельной работы студентов, для выполнения курсовых работ, рефератов, эссе, а также методические рекомендации для преподавателей. Их необходимость объясняется проблемами преподавательского состава в учебных заведениях. Поэтому грамотно составленная методическая литература играет почти одинаковую роль с учебниками [1]. Огромное значение имеет проведение различных тренингов, деловых игр, открытых дискуссий на актуальные проблемы. Подобные мероприятия будут только способствовать закреплению получаемых знаний, формированию самостоятельного мышления и повышению заинтересованности предметом. Одной из основных причин, тормозящих развитие образования в России, является проблема квалифицированности преподавательского состава. Большинство преподавателей вузов не имеют профессионального педагогического образования. Окончив университет, выпускники поступают в аспирантуру, параллельно занимаясь преподавательской деятельностью. Однако многие из них совершенно не заинтересованы в качестве преподавания. Причиной этого является низкая заработная плата в сфере образования, которая не стимулирует их заинтересованность. Именно низкий уровень оплаты труда и есть самая большая проблема современной системы образования. Так, уже было подсчитано, что для приведения средней заработной платы в сфере образования к уровню 25-30 тысяч рублей в месяц понадобится ежегодно тратить 100 млрд. рублей. Пока государство не доведет уровень оплаты труда в этой сфере до приемлемого уровня, возрождения качественного образования в России не произойдет. Сегодня у преподавателей и педагогов отсутствуют стимулы к преподаванию. Поэтому в их ряды попадают лишь энтузиасты, а таких, к сожалению, немного. В последние десятилетия в системе высшего образования произошли значительные изменения. Вузы столкнулись с множеством проблем, которые требуют капитальных денежных вложений. Это послужило причиной высокой степени коммерциализации российского образования, начиная от платных дополнительных занятий, пересдач сессии и заканчивая коммерческим обучением студентов. Реалии современного образования показывают рост количества таких обучаемых по отношению к качеству предоставляемых знаний. Поэтому перед высшей школой стоит множество задач по совершенствованию образовательного процесса: наличие высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава, современного материально-технического и учебно-методического обеспечения, способных, устремленных к знаниям студентов. Современная система образования требует от преподавателя иметь хорошую психолого-педагогическую подготовку, опыт научно-исследовательской работы, опыт практической работы в преподаваемых областях. Научить чему-либо может только человек, имеющий опыт в своей сфере знаний. Для этого вузы постоянно проводят работу по повышению квалификации преподавательского состава: различные научные и методические конференции, семинары, тренинги, круглые столы с приглашением аналитиков и практиков. Государству в большей степени следует стремиться повышать активность и эффективность профессорско-преподавательского состава: увеличивать уровень оплаты труда в сфере образования, стимулировать научную деятельность путем предоставления грантов и т.п. Преподаватели должны быть заинтересованными в непосредственном контакте со способными и талантливыми студентами. Совместная научная и исследовательская деятельность будет способствовать взаимному росту уровня накопленных знаний. Что касается материально-технического обеспечения, то университет должен быть укомплектован самым современным техническим оборудованием. Это касается как обустройства научных лабораторий, так и простых аудиторий, которые должны иметь доступ к сети Интернет, а так же к множеству сетевых университетских научных библиотек. Повсеместно должны вводиться мультимедийные средства обучения, помогающие наглядно и полноценно уяснять получаемые знания. Университет должен обеспечить преподавателей и студентов учебными площадями, достаточными для возможности проводить как основные, так и дополнительные занятия. Большую роль играет степень обеспеченности научных библиотек отечественной и зарубежной периодической литературой. Следует обратить внимание на качество учебников. Для первокурсников изучаемые предметы являются новыми, а учебники и учебные пособия зачастую написаны недоступным языком, содержат множество непонятных для студентов терминов. Поэтому проблема разработки универсальных учебников для начальных курсов является актуальной. Сегодня качество подготовки абитуриентов, поступающих в вузы, с каждым годом снижается. Примерно только 15-20% студентов приходит в вуз за получением знаний, остальным же нужен лишь диплом о высшем образовании. Огромную роль должно играть взаимодействие между преподавателями и студентами. Преподаватель должен заинтересовать и увлечь своим предметом, изыскать всевозможные методы и инструменты воздействия на целеустремленность обучающихся, всячески стимулировать и поощрять совместные работы и исследования, используя современные методики оценки знаний студентов [2]. В Оренбургском государственном университете внедрена балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Эта система позволяет преподавателям более объективно оценивать уровень подготовки студентов, а также стимулирует студентов активнее работать на семинарских и лабораторных занятиях и при выполнении различных видов самостоятельной работы. Для подготовки студентов в вузах необходимым условием рейтинговой системы является ее многобалльность. Рейтинговое оценивание образовательной деятельности студентов позволяет объективно ранжировать студентов при: а) подготовке рекомендаций на получение ими высшего образования различных ступеней (бакалавра, специалиста, магистра); б) распределении на специализации; в) назначении премий и стипендий; г) снижении оплаты обучения; д) рекомендации выпускника для дальнейшего трудоустройства и т.д. Оценка производится как по отдельной дисциплине, так и в целом по семестрам, курсам и за весь период обучения в сравнении с другими студентами группы, учебного потока [1]. В качестве примера приведем разработанную технологическую карту текущего контроля бакалавров по дисциплине «История денег, кредита и банковского дела» (таблица 1). Таблица 1 - Технологическая карта текущего контроля по дисциплине
Оценка успеваемости бакалавра носит текущий, рубежный и промежуточный характер. При организации текущего и рубежного контроля используется балльно-рейтинговая система оценки. Рубежный контроль проводится на 8 и 14 неделе семестра в форме контрольных работ. Модульная контрольная работа предполагает оценку по 5-балльной шкале, где каждый вопрос модульной контрольной работы оценивается отдельно. Максимальное количество баллов за работу в семестре – 60 баллов, которые распределяются по видам учебной и самостоятельной работы бакалавра. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Преобразование и совершенствование системы образования России зависит от решения многих проблем. Но именно они позволят вузам сформировать правильный политический, экономический и культурный стержень нации. Список литературы 1. Михеева Н. Н., Мордвинцева Н. В. Новая система оценки знаний: зарубежный опыт / Н. Н. Михеева, Н. В. Мордвинцева // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса. Материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2011. – 2405 с. – с.993-999. 2. Резник И. А. К вопросу о подготовке специалистов банковского и страхового профиля / И. А. Резник // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. — 3335 с. – с.1370-1373. |
Теоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики и социологии. Протокол №5 от 28 июня 2012 года | ||
Роль самообразования в развитии личности студента Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный... | Наука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К.... Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола» | Постановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности... В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении... | ||
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки... Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля... | Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм... Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | ||
Развитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история... | Роль цвета в академической живописи Щукин Ф. И. Оренбургский государственный... С 25 февраля по 28 февраля в школе проходило мероприятие «Ради жизни на Земле». Химики тоже принимали участие | ||
Место и роль триботехнологии в подготовке кадров для автоматизированного... Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное.... | Освещение достижений физической науки при изложении материала курса... Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | ||
Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической... Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция.... | Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных... Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | ||
Инструментальная рациональность техники и деформации социокультурной... Закона Камчатского края от 18. 09. 2008 №122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот... | Лидерский потенциал менеджеров государственного предприятия: гендерные... На основании вышесказанного отметим, что проблема лидерства в организационной сфере выходит на первый план: не только руководителям,... |