Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург





Скачать 69.99 Kb.
НазваниеПроблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург
Дата публикации18.07.2013
Размер69.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
Ромашов Р.В.

Оренбургский государственный университет, Оренбург
В 2011 г. решением Ученого совета ОГУ принята к реализации основная образовательная программа (ООП) подготовки бакалавров по направлению 151600 Прикладная механика, профиль – Математическое и компьютерное моделирование механических систем и процессов. Выпускающей является кафедра сопротивлении материалов, на первый курс дневного обучения принято 10 студентов. Область профессиональной деятельности бакалавров по данному направлению согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ВПО) включает решение «задач динамики, прочности, устойчивости, рациональной оптимизации, долговечности, ресурса, живучести, надежности и безопасности машин, конструкций, композитных структур, сооружений, установок, агрегатов, оборудования, приборов и аппаратуры и их элементов; применение информационных технологий, современных систем компьютерной математики, наукоемких компьютерных технологий и т.д.». Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются «объекты современной техники различных отраслей промышленности: авиастроения, автомобилестроения, гражданского и промышленного строительства, машиностроения и т.д.». Таким образом, по существу, будет осуществляться подготовка специалистов первого уровня (бакалавров), которые в процессе своей профессиональной деятельности будут заниматься проблемами динамики и прочности машин, сооружений и других конструкций. Начиная с 2010 года, на кафедре осуществляется также обучение студентов по магистерской программе «Динамика и прочность элементов конструкций летательных аппаратов».

Попытки открыть на кафедре СМ подготовку инженеров-прочнистов по специальности «Динамика и прочность машин» предпринимались и ранее, однако в силу ряда объективных причин (сложность учебного плана специальности с точки зрения освоения студентами, узкая направленность специальности и др.) от таких попыток пришлось отказаться. При этом общепризнано, что основополагающие прочностные дисциплины (сопротивление материалов, строительная механика, теория упругости и пластичности и др.) играют важнейшую роль при подготовке специалистов в различных областях техники. Сопротивление материалов является фундаментом для многих инженерных дисциплин, тесно с ними взаимодействует, получая новые идеи, способствующие ее развитию. Вместе с тем, как фундаментальная наука, сопротивление материалов опирается на математику, физику, теоретическую механику. Все новое, что появляется в указанных науках, сразу же используется в прочностных дисциплинах. Сопротивление материалов, несмотря на свою многовековую историю, является живой, динамически развивающейся наукой. Это находит свое отражение как в теоретических курсах (учебниках, монографиях), так и в сборниках задач и заданий для курсовых работ.

Бурное развитие вычислительной техники и всеобщая компьютеризация, разумеется, должны были повлиять на характер задач и заданий, предлагаемых при изучении прочностных дисциплин. Теперь, в связи с появлением пакетов программ (Mathcad, Matlab,ANSYS, APM WinMachine, ЛИРА и др.) вычислительные возможности многократно возросли, что позволяет решать такие задачи, о которых раньше можно было только мечтать. Применение программных средств требует определенной формализации, накладывает свои требования на постановку задачи и методы ее решения. Задача должна быть сформулирована в таком виде, который удобен для использования пакета. Также требуется введение соответствующих корректив в изложение теории, чтобы теоретические результаты можно было использовать в вычислительных процедурах сразу, без дополнительных преобразований.

При разработке ООП бакалавриата и магистратуры наибольшее значение имеет содержание соответствующих учебных планов, которые должны учитывать современное развитие науки, техники, технологий, культуры, экономики и социальной сферы. При этом должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных и профессиональных компетенций выпускников с обеспечением гарантии качества их подготовки. Каждый учебный цикл (гуманитарный, социальный и экономический цикл, математический и естественно-научный цикл, профессиональный цикл) имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную, включая дисциплины по выбору), устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций для успешной профессиональной деятельности.

Таким образом, ответственной за наполнение учебными дисциплинами вариативной части учебного плана теперь является выпускающая кафедра вуза. При этом, естественно, на многих выпускающих кафедрах наметилась тенденция – наполнить учебные планы такими дисциплинами, которые будут изучаться студентами на этих кафедрах. Основная цель при этом – обеспечить по максимуму штатное расписание ППС своей кафедры, что не всегда соответствует требованиям ФГОС ВПО в части обеспечения гарантии качества подготовки специалистов. Кроме того, иногда определяющее значение имеет субъективное отношение (в первую очередь заведующего выпускающей кафедрой) к той или иной учебной дисциплине, включаемой в вариативную часть учебного плана. В некоторых случаях имеет даже значение та настойчивость, которую проявляют преподаватели различных кафедр, предлагая (иногда настаивая) выпускающим кафедрам включать в учебные планы свои дисциплины. В этих случаях также налицо субъективное решение вопросов при формировании содержания учебных планов.

В таблице в качестве примера показаны сравнительные данные по количеству аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплины сопротивление материалов студентами инженерных специальностей (в настоящее время) и студентами бакалавриата (начиная с 2011 года) для некоторых технических специальностей четырех факультетов ОГУ.


Коды и шифры инженерных специальностей

Кол-во часов

Коды направлений бакалавриата

Кол-во часов

Увеличение (или уменьш.) кол-во часов

15100 ТМ

102

151900.62

72

- 42 %

151002 МСК

102

151900.62

72

- 42 %

150205 ТПИ

102

150700.62

108

+ 6 %

160801 РС

136

160400.62

102

- 33 %

160201 СВС

136

160100.62

102

- 33 %

270102 ПГС

138

270800.62

162

+ 17 %

270105 ГСХ

122

270800.62

108

- 13 %

270205 АД

136

270800.62

162

+ 19 %

270106 ПСК

136

270800.62

72

- 89 %

270109 ТГВ

136

270800.62

72

- 89 %

270115 ЭУН

118

270800.62

162

+ 37 %

260601 МАПП

119

151000.62

54

- 120 %

240801 МАХП

85

241000.62

171

+ 100 %

190601 ААХ

153

190600.62

54

- 180 %

190603 СТТМ

153

190600.62

54

- 180 %


Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что увеличение количества часов, отводимых на изучение дисциплины сопротивление материалов для некоторых специальностей, незначительно (исключая специальность МАХП, где это увеличение составляет в 2 раза). При этом для большей части специальностей имеет место снижение количества часов, которое для специальностей ААХ и СТТМ транспортного факультета составило почти в 3 раза, для специальности МАПП факультета пищевых производств – в 2,2 раза, для специальностей ПСК и ТГВ архитектурно-строительного факультета – в 1,89 раза, для специальностей ТМ и МСК аэрокосмического института – в 1,42 раза, специальностей РС и СВС АКИ – в 1,33 раза. Для некоторых специальностей бакалавриата (в основном, технологических направлений) дисциплина сопротивление материалов вообще не включена в учебные планы. Трудно согласиться с таким сокращением часов на изучение фундаментальной инженерной дисциплины, играющей важнейшую роль при подготовке специалистов в различных областях техники. В дальнейшем это может отразиться на качестве подготовки специалистов, в частности, на качестве выпускных работ как бакалавров, так и магистров.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что назрела необходимость разработки механизма (методики, положения или др.) формирования вариативной части учебных планов, обеспечивающего профессиональный, обоснованный, объективный подход.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconТеоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconКраткое содержание дисциплины учебных циклов, включая дисциплины...
Целью разработки упп является создание методической базы для формирования рабочих учебных планов, рабочей программы практики, учебных...
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconПостроение образовательного процесса по неорганической и аналитической...
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconПостановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности...
В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении...
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconСтепанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики и социологии. Протокол №5 от 28 июня 2012 года
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconПроблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н....
Существует необходимость постоянной мотивации студентов на получение информации поверх базовой литературы. В процессе обучения они...
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconРоль самообразования в развитии личности студента
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный...
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconМинистерство образования и науки РФ московский энергетический институт (технический университет)
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б. 3 основной образовательной программы подготовки бакалавров по...
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconМинистерство образования и науки РФ московский энергетический институт (технический университет)
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б. 3 основной образовательной программы подготовки бакалавров по...
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconНаука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconНаука и искусство в свете сближения научного и художественного форм...
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconФормирование мировоззрения у современного специалиста марусич К....
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconРоль цвета в академической живописи Щукин Ф. И. Оренбургский государственный...
С 25 февраля по 28 февраля в школе проходило мероприятие «Ради жизни на Земле». Химики тоже принимали участие
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Природные полисахариды и их производные» ( дв2) является вариативной профильной дисциплиной профессионального (специального)...
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconМесто и роль триботехнологии в подготовке кадров для автоматизированного...
Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное....
Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки бакалавров ромашов Р. В. Оренбургский государственный университет, Оренбург iconМосковский энергетический институт (технический университет)
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б. 3 основной образовательной программы подготовки бакалавров по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск