Скачать 270.51 Kb.
|
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» Выполнила: учитель русского языка и литературы 1 категории МОУ СОШ №20 г.Чебоксары Белова Ирина Афиногеновна Чебоксары 2010 Содержание Введение ……………………………………………………………………………………………………… 2 Глава 1. Теоретические основы проектного обучения в современной школе 1.1.Методика организации проектной деятельности ………………………… 4 1.2.Основные требования, предъявляемые к учебному проекту………… 6 1.3.Виды проектов ………………………………………………………………………………… 7 1.4.Организация проектной деятельности учащихся …………………………… 8 1.5.Представление «конечного продукта» проектной деятельности учащихся ………………………………………………………………………………………………… 11 Глава 2. Реализация проектной деятельности на уроках литературы……….. 12 2.1.Практическое применение проектов на уроках литературы ………….. 12 2.2. Разработки проектов …………………………………………………………………………. 15 Заключение …………………………………………………………………………………………………. 24 Список литературы ……………………………………………………………………………………….. 25 Приложение …………………………………………………………………………………………………. 26 Введение На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. «…В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения/обучения, взаимоотношения между учителем и учеником».[8] В одной из своей книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним (подростком) – сила интереса, старшим – сила цели. С каким энтузиазмом новоиспеченные школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели. [4] В настоящее время наметился поворот от знаниевой парадигмы к личностно ориентированной, найдены такие компетенции, которые наиболее предпочтительны в современных условиях. Достичь их формирования при традиционных подходах к построению процесса образования, когда доминирующей деятельностью учащихся является восприятие и репродукция большого объёма информации, сложно и возможно только частично. Из этого противоречия возникает проблема поиска средств и методов формирования у учащихся необходимых компетенций. Как известно в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов позволяет осваивать новые формы методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся. Анализ изученной литературы по теме «Проектная деятельность» ещё раз подчеркнул необходимость широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст учебных заведений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Актуальность данной работы заключатся в том, что проектирование охватывает все сферы человеческой жизни, способствует развитию познавательных навыков, творческого мышления, умению ориентироваться в информационном пространстве, применять знания на практике. Цель данной работы: изучение использования технологии проектной деятельности на уроках литературы в условиях общеобразовательной школы. Задачи:
В данной методической работе содержатся авторские разработки, которые были апробированы в течение последних трёх лет работы в школе. Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования ключевых компетенций в современной школе, во второй главе даны практические рекомендации по применению метода проектов на уроках литературы. Глава 1. Теоретические основы проектного обучения в школе
Проект – это цепь действий или мероприятий, связанных одной целью или задачами, направленных на определенные результаты, достигаемые именно благодаря действиям именно этого конкретного проекта, ограниченные во времени, выполняемые определенным кругом людей.[3] Учебный проект – одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение знаний путём самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет ориентироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы. Учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе и самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект, с точки зрения учителя, - это интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции старшеклассника:
В своей работе за основу я взяла методику организации проекта, предложенную И.В.Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы: 1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
2.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
3.Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
1.2.Основные требования, предъявляемые к учебному проекту 1.Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов. Критерии оценки проектных работ
1.3.Виды проектов 1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:
2.По предметно-содержательной области:
3.По характеру координации проекта:
4.По количеству участников проекта:
1.4.Организация проектной деятельности учащихся В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся может быть представлена в виде следующей таблицы:
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся) 1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны. 2. Команды не соревнуются. 3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. 4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. 5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнеров. 6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. План действий учащихся в проекте
1.5. Представление «конечного продукта» проектной деятельности учащихся
Глава 2. Реализация проектной деятельности на уроках литературы 2.1.Практическое применение проектов на уроках литературы Проектная деятельность – трудоемкая работа. Почему я стараюсь использовать ее в своей практической деятельности? Наверное, потому что проектная методика на уроках литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого ученика. Подготовку и защиту проекта провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов. На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии. Задача изучения литературы в старших классах – обогащение читательского, нравственного опыта учащихся, формирование научных основ анализа художественных произведений, развитие художественного вкуса и эстетических потребностей. Курс литературы, который включает в себя монографические и обзорные темы, строится на историко-хронологической основе с попыткой представить литературное развитие, смену литературных направлений как процесс. Как планирую свою деятельность и деятельность учащихся? Делаю это в несколько этапов. 1.Сама придумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел или часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Выбираю время проведения – при планировании проекта. В работе использую Интернет источники) 2.Выбираю класс, в котором будет использован этот метод. 3. Формулирую основополагающий и проблемный вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложением). 4. Формулирую дидактические цели проекта и методические задачи. 5. Учащиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) исследований. 6.Учащиеся выдвигают гипотезы решения данных проблем (варианты решения). 7.Определение названия проекта. 8. Формирование групп и обсуждение плана работы (на данном этапе учащиеся делятся на мини-группы, определяют для себя вопросы, форму представления результатов). 9.Обсуждение со школьниками возможных источников информации. 10.Самостоятельная работа учащихся. 11.Подготовка учащимися презентации. (Форма презентации может быть любая: доклад, выпуск бюллетеня, буклет, мультимедийная презентация и т.д.) 12.Защита проекта и оценивание результатов школьниками и учителем. (Рефлексия) Готовясь к уроку, часто задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своим предметом, новым материалом; как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их самостоятельную и творческую деятельность, какой метод лучше использовать для этого. На уроках русского языка и литературы учу детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваю умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на моих уроках позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся. Сравнивая количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», можно увидеть рост качества знаний учащихся:
Повышается не только качество знаний, но и увеличивается число учащихся, которые среди любимых школьных предметов называют и уроки литературы (согласно анкетированию 80% учащихся). Это не может не радовать, так как растет число читающих, а значит мыслящих школьников. Основная трудность в организации этой деятельности – перегрузка учащихся. Исследовательская работа над проектом – объёмная, кропотливая, особенно, если это поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но всё-таки стараюсь избегать больших временных затрат. Активно использую творческие игровые формы, исследовательскую деятельность, связанную с размышлением ребят над проблемой, постановкой экспериментов, участием в оформлении кабинета. Большую помощь в работе над проектами оказывают ресурсы Интернета. При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Конечно. Это позволит учащимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникативных технологий. Но вряд ли в такой ситуации можно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока. Что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы. Самое главное это то, что в ходе работы над проектами учащиеся приобретают опыт индивидуальной, самостоятельной, творческой деятельности. 2.2.Разработки проектов Проект 1 |
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... | Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий» | ||
Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время | Методическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода... | ||
«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность... Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,... | Методическая разработка по теме: «Развитие критического мышления... Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно... | ||
Проектная работа на тему: «Методическая разработка урока биологии в 8 классе «Витамины» Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным... | Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | ||
Отчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за... Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы | Автореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы» Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы? | ||
Методическая разработка на тему: «Формирование исследовательской... Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель (руководитель дисциплины физика и астрономия) | Методическая разработка «Самостоятельная работа как фактор активизирующий... «Самостоятельная работа как фактор активизирующий мыслительную деятельность учащихся 10-х классов на уроках биологии» | ||
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для... Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием икт» | ||
Методическая разработка использование технологии проектного обучения... Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой... | Методическая разработка на тему: Современный урок с позиции здоровье сберегающих технологий В ней рассматривается пути сохранения здоровья учащихся при помощи здоровье сберегающих технологий. Данная методическая разработка... |