Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы»





Скачать 270.51 Kb.
НазваниеМетодическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы»
страница1/2
Дата публикации01.12.2014
Размер270.51 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
  1   2


Министерство образования и молодежной политики

Чувашской Республики

Чувашский республиканский институт образования

Методическая разработка

на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы»

Выполнила:

учитель русского языка

и литературы

1 категории

МОУ СОШ №20 г.Чебоксары

Белова Ирина Афиногеновна

Чебоксары 2010

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………… 2

Глава 1. Теоретические основы проектного обучения в современной

школе

1.1.Методика организации проектной деятельности ………………………… 4

1.2.Основные требования, предъявляемые к учебному проекту………… 6

1.3.Виды проектов ………………………………………………………………………………… 7

1.4.Организация проектной деятельности учащихся …………………………… 8

1.5.Представление «конечного продукта» проектной деятельности

учащихся ………………………………………………………………………………………………… 11

Глава 2. Реализация проектной деятельности на уроках литературы……….. 12

2.1.Практическое применение проектов на уроках литературы ………….. 12

2.2. Разработки проектов …………………………………………………………………………. 15

Заключение …………………………………………………………………………………………………. 24

Список литературы ……………………………………………………………………………………….. 25

Приложение …………………………………………………………………………………………………. 26

Введение

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

«…В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения/обучения, взаимоотношения между учителем и учеником».[8]

В одной из своей книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним (подростком) – сила интереса, старшим – сила цели. С каким энтузиазмом новоиспеченные школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели. [4]

В настоящее время наметился поворот от знаниевой парадигмы к личностно ориентированной, найдены такие компетенции, которые наиболее предпочтительны в современных условиях. Достичь их формирования при традиционных подходах к построению процесса образования, когда доминирующей деятельностью учащихся является восприятие и репродукция большого объёма информации, сложно и возможно только частично. Из этого противоречия возникает проблема поиска средств и методов формирования у учащихся необходимых компетенций.

Как известно в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов позволяет осваивать новые формы методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.

Анализ изученной литературы по теме «Проектная деятельность» ещё раз подчеркнул необходимость широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст учебных заведений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Актуальность данной работы заключатся в том, что проектирование охватывает все сферы человеческой жизни, способствует развитию познавательных навыков, творческого мышления, умению ориентироваться в информационном пространстве, применять знания на практике.

Цель данной работы: изучение использования технологии проектной деятельности на уроках литературы в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

  • проанализировать научную литературу по технологиям проектной деятельности;

  • систематизировать методические формы и приёмы проектной деятельности;

  • апробировать элементы проектной деятельности на практике;

  • представить полученные результаты.

В данной методической работе содержатся авторские разработки, которые были апробированы в течение последних трёх лет работы в школе.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования ключевых компетенций в современной школе, во второй главе даны практические рекомендации по применению метода проектов на уроках литературы.

Глава 1. Теоретические основы проектного обучения в школе

    1. Методика организации проектной деятельности

Проект – это цепь действий или мероприятий, связанных одной целью или задачами, направленных на определенные результаты, достигаемые именно благодаря действиям именно этого конкретного проекта, ограниченные во времени, выполняемые определенным кругом людей.[3]

Учебный проект – одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение знаний путём самообразования.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет ориентироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе и самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект, с точки зрения учителя, - это интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции старшеклассника:

  • анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

  • целеполагания и планирования деятельности;

  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);

  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;

  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);

  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

  • проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

В своей работе за основу я взяла методику организации проекта, предложенную И.В.Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы:

1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения сорных вопросов;

  • обсуждение возникших идей;

  • перечисление интересующих учащихся тем проектов;

  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задач;

  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

  • интерпретация данных;

  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3.Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

  • систематизация полученных данных;

  • построение общей логической системы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.);

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

  • осмысление полученных данных и способ достижения результата;

  • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом.



1.2.Основные требования, предъявляемые к учебному проекту

1.Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов.

Критерии оценки проектных работ

  1. самостоятельность работы над проектом;

  2. актуальность и значимость темы;

  3. полнота раскрытия темы;

  4. оригинальность решения проблемы;

  5. презентация содержания проекта;

  6. использование средств наглядности, технических средств;

  7. ответы на вопросы.

1.3.Виды проектов

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

  • Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

  • Информационный проект набор на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

  • Ролевой (игровой) проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта является открытым до самого окончания.

  • Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

2.По предметно-содержательной области:

  • Монопроект, в рамках одной области знаний;

  • Межпредметный проект, на стыке различных областей.

3.По характеру координации проекта:

  • С открытой координацией (жесткий);

  • С закрытой координацией (гибкий)

4.По количеству участников проекта:

  • Личностный;

  • Парный;

  • Групповой.

1.4.Организация проектной деятельности учащихся

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся может быть представлена в виде следующей таблицы:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Погружение в

проблему

Формулирует:

  • Проблему проекта

  • Сюжетную ситуацию

  • Цель и задачи

Осуществляют:

  • Личностное присвоение

проблемы

  • Вживание в ситуацию

  • Принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи




2.Организация

деятельности

Предлагает:

  • Спланировать деятельность по решению задач проекта

  • Распределить амплуа и обязанности в группах

  • Возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

  • Планирование работы

  • Разбивку на группы и распределение ролей в группе

  • Выбор формы и способа представления информации

3.Осуществление деятельности

Не участвует, но:

  • Консультирует по необходимости учащихся

  • Ненавязчиво контролирует

  • Ориентирует в поле необходимой информации

  • Консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

  • По поиску, сбору и структурированию необходимой информации

  • Консультируются по необходимости

  • Подготавливают презентацию результатов

4.Презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

  • Обобщает и резюмирует полученные результаты

  • Подводит итоги обучения

Оценивает по критериям:

  • Глубина проникновения в проблему

  • Привлечение знаний из других областей

  • Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои выводы

  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями

  • Эстетика оформления результатов

  • Умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

  • Понимание проблемы, цели и задачи

  • Умение планировать и осуществлять работу

  • Найденный способ решения проблемы

Осуществляют:

  • Рефлексию деятельности и результатов

  • Взаимооценку деятельности и ее результативности

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнеров.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).

  2. Ставим цель (Для чего я делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

  4. Выбираем метод (Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий, время выполнения каждого шага)

  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

  6. Получаем результаты (Если что не удалось – это тоже результат).

  7. Анализируем результаты (сравниваем полученные с данной гипотезой).

  8. Делаем выводы (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действия в группе.

  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.


1.5. Представление «конечного продукта» проектной деятельности учащихся

  • Web-сайт;

  • Анализ данных социологического опроса;

  • Атлас;

  • Бизнес-план;

  • Видеофильм;

  • Видеоклип;

  • Электронная газета;

  • Электронный журнал;

  • Законопроект;

  • Карта;

  • Коллекция;

  • Дизайн-макет;

  • Модель;

  • Мультимедийный продукт;

  • Пакет рекомендаций;

  • Путеводитель;

  • Рекламный проспект;

  • Серия иллюстраций;

  • Сказка;

  • Справочник;

  • Словарь;

  • Сравнительно-сопоставительный анализ;

  • Статья;

  • Сценарий;

  • Виртуальная экскурсия;

  • Сборник сочинений;

  • Дневник путешествий;

  • Главы из несуществующего учебника.


Глава 2. Реализация проектной деятельности на уроках литературы

2.1.Практическое применение проектов на уроках литературы

Проектная деятельность – трудоемкая работа. Почему я стараюсь использовать ее в своей практической деятельности? Наверное, потому что проектная методика на уроках литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.

В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого ученика.

Подготовку и защиту проекта провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов.

На уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии.

Задача изучения литературы в старших классах – обогащение читательского, нравственного опыта учащихся, формирование научных основ анализа художественных произведений, развитие художественного вкуса и эстетических потребностей. Курс литературы, который включает в себя монографические и обзорные темы, строится на историко-хронологической основе с попыткой представить литературное развитие, смену литературных направлений как процесс.

Как планирую свою деятельность и деятельность учащихся? Делаю это в несколько этапов.

1.Сама придумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел или часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Выбираю время проведения – при планировании проекта. В работе использую Интернет источники)

2.Выбираю класс, в котором будет использован этот метод.

3. Формулирую основополагающий и проблемный вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложением).

4. Формулирую дидактические цели проекта и методические задачи.

5. Учащиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) исследований.

6.Учащиеся выдвигают гипотезы решения данных проблем (варианты решения).

7.Определение названия проекта.

8. Формирование групп и обсуждение плана работы (на данном этапе учащиеся делятся на мини-группы, определяют для себя вопросы, форму представления результатов).

9.Обсуждение со школьниками возможных источников информации.

10.Самостоятельная работа учащихся.

11.Подготовка учащимися презентации. (Форма презентации может быть любая: доклад, выпуск бюллетеня, буклет, мультимедийная презентация и т.д.)

12.Защита проекта и оценивание результатов школьниками и учителем. (Рефлексия)

Готовясь к уроку, часто задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своим предметом, новым материалом; как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их самостоятельную и творческую деятельность, какой метод лучше использовать для этого.

На уроках русского языка и литературы учу детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваю умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на моих уроках позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.

Сравнивая количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», можно увидеть рост качества знаний учащихся:




2007-2008

2008-2009

2009-2010

Всего

104

108

106

На «4» и «5»

65

77

83

Кач-во знаний %

62.5

71

78



Повышается не только качество знаний, но и увеличивается число учащихся, которые среди любимых школьных предметов называют и уроки литературы (согласно анкетированию 80% учащихся). Это не может не радовать, так как растет число читающих, а значит мыслящих школьников.

Основная трудность в организации этой деятельности – перегрузка учащихся. Исследовательская работа над проектом – объёмная, кропотливая, особенно, если это поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но всё-таки стараюсь избегать больших временных затрат. Активно использую творческие игровые формы, исследовательскую деятельность, связанную с размышлением ребят над проблемой, постановкой экспериментов, участием в оформлении кабинета.

Большую помощь в работе над проектами оказывают ресурсы Интернета.

При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Конечно. Это позволит учащимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникативных технологий. Но вряд ли в такой ситуации можно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока. Что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.

Самое главное это то, что в ходе работы над проектами учащиеся приобретают опыт индивидуальной, самостоятельной, творческой деятельности.

2.2.Разработки проектов

Проект 1

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» icon«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность...
Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,...
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconМетодическая разработка по теме: «Развитие критического мышления...
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconПроектная работа на тему: «Методическая разработка урока биологии в 8 классе «Витамины»
Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным...
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconАвтореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы?
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconМетодическая разработка на тему: «Формирование исследовательской...
Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель (руководитель дисциплины физика и астрономия)
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconМетодическая разработка «Самостоятельная работа как фактор активизирующий...
«Самостоятельная работа как фактор активизирующий мыслительную деятельность учащихся 10-х классов на уроках биологии»
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconМетодическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для...
Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием икт»
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconМетодическая разработка использование технологии проектного обучения...
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой...
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» iconМетодическая разработка на тему: Современный урок с позиции здоровье сберегающих технологий
В ней рассматривается пути сохранения здоровья учащихся при помощи здоровье сберегающих технологий. Данная методическая разработка...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск