Скачать 356.9 Kb.
|
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Формирование исследовательской культуры учащихся как один из способов реализации компетентностного подхода в обучении на уроках физики» Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель (руководитель дисциплины физика и астрономия) Тверь 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка Противоречия
Цель Разработать методические рекомендации использования экспериментального метода исследования с целью формирования ключевых компетентностей суворовцев. Задачи
Образовательная среда Кабинет физики функционирует с 1970 г. Оснащен всем необходимым для обеспечения образовательного процесса. В учебном кабинете имеются ДКК, набор мультимедийных дисков, комплекты учебников, методическая, справочная и дополнительная литература, методические пособия, рефераты суворовцев. В кабинете собрано большое количество наглядных пособий: таблицы, плакаты, модели, стенды. Имеется своя библиотека. Наличие ДКК в кабинете физики позволяет формировать наборы необходимых наглядных материалов (анимации, видеофрагменты, модели, фотографии, рисунки, определения, тесты, формулы, таблицы) и собственные презентации. Однако с целью улучшения образовательного процесса на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий необходимы жидко-кристаллическая панель, лабораторное оборудование и перепланировка кабинета. Всё это способствовало бы экономии времени при подготовке опытов, восполнению пробелов в «живом» эксперименте, разнообразию урока. Систему компьютер – плазменная панель можно широко использовать при презентациях, выступлениях с рефератами, докладами и сообщениями по отдельным темам. Основными формами внеурочной деятельности являются экскурсии, викторины, конкурсы, олимпиады, физические вечера, КВНы, научно – практические конференции.Эти мероприятия проводятся ежегодно. Суворовцы 7-ого класса изучают физику первый год, поэтому очень важно не только передать им сумму знаний, но и научить их приобретать самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Суворовцы 8-ого класса имеют определенные знания по физике и сформированные на основе этих знаний умения и навыки. Владеют основными понятиями и законами физики, методами научного познания, умеют воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах. Для суворовцев 9-ого класса огромное значение имеет развитие самостоятельности. В старших классах продолжается обучение физике на более высоком уровне, которое строится на основе развивающего личностно – ориентированного обучения и реализации деятельностного подхода к преподаванию. С целью предпрофильного образования обучающихся была предложена программа образовательного модуля. Данная программа помогла суворовцам определиться в выборе профиля дальнейшего образования. Принципы Научная достоверность. Использование идей педагогики сотрудничества. Индивидуализация и дифференциация обучения. Учет возрастных особенностей суворовцев. Опора на познавательный интерес суворовцев. Обучение и воспитание через самостоятельную деятельность суворовцев. Единство и преемственность обязательных учебных и внеклассных занятий. Практическая направленность. Интегративность Индивидуально-личностный подход. Технология 1. Изучение литературы по теме методической разработки. 2. Составление программы образовательного модуля. 3.Изучение педагогического опыта преподавателей училища при посещении открытых уроков. 4. Изучение программы с целью определения вида, места, формы уроков и внеклассного мероприятия. 5. Отбор, систематизация материала. 6. Постановка цели деятельности, обдумывание действий, прогнозирование возможных затруднений. 7. Апробирование материалов. 8. Анализ деятельности. 9. Определение перспективы на дальнейшую деятельность. Основная часть Повышение качества образования и формирование у обучающихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских, рефлексивных, самооценочных. Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса суворовцев, реализацию принципа связи обучения с жизнью. Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у суворовцев является исследовательская деятельность, так как призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать их в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни. Основные понятия исследовательской деятельности, ее цели, задачи, этапы построения деятельности, результаты рассматриваются в работах А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, А.И. Савенкова и др. А.В. Леонтович определяет исследовательскую деятельность, как деятельность, связанную с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением. Исследовательская деятельность может осуществляться как на уроке, так и во внеурочное время. Организовать исследовательскую деятельность можно на любом этапе обучения физике: при изучении физической теории, при решении задач, при проведении демонстрационного и фронтального экспериментов, при выполнении лабораторных работ, творческих заданий.
Физика – наука экспериментальная. В основе ее лежат наблюдения и опыты. Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у суворовцев элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе. Важно научить суворовцев:
Вести наблюдения суворовцев необходимо именно обучать. Так, на уроке в 8-ом классе по теме «Кипение» суворовцам в помощь разрабатываются карточки наблюдения. Пример такой карточки:
После знакомства с вопросами карточки, суворовцам становится понятно, на что стоит обратить внимание при ведении наблюдения, а, определив самостоятельно температуру кипения, они навсегда запомнят, что температура в процессе кипения остается постоянной. При постановке физического эксперимента необходимо последовательное соблюдение 4 этапов. 1 этап. Выдвижение рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза не сообщается суворовцам самим преподавателем, не навязывается в готовом виде. Необходимо вести обучающихся от того, что они уже знают, к тому, что им предстоит узнать. Рабочая гипотеза появляется в качестве естественного средства разрешения возникшего сомнения, конфликта. Иногда преподаватель поддерживает и развивает ложную гипотезу. 2 этап. Выбор метода экспериментирования. Сначала надо сконцентрировать внимание суворовцев на выборе способов получения явления, которое требуется исследовать, потом на выборе способа его наблюдения. В процессе выбора метода экспериментирования преподаватель должен ставить такие вопросы, чтобы они подводили учащихся как к способу получения явления, так и к способу его наблюдения. 3 этап. Постановка эксперимента. Постановка эксперимента связана, во-первых, с простым повторением опытов при неизменных условиях и, во-вторых, с варьированием тех условий, при которых он ставится. В процессе постановки эксперимента надо обеспечить наилучшую наглядность применяемых средств экспериментирования. 4 этап. Обработка экспериментальных данных и получение определенных выводов. Преподаватель должен приучать суворовцев делать соответствующие выводы из только что полученных данных. Преподаватель предлагает обучающимся сравнивать полученные данные, требует там, где это нужно, произвести необходимые вычисления, подводит суворовцев к применению того или другого приема обработки результатов. 2. Использование экспериментального метода исследования при изучении нового материала Очень часто объяснение нового материала я начинаю с создания проблемной ситуации. Проблемные ситуации в первую очередь способствуют развитию исследовательских навыков. Так, на уроке физики в 7-ом классе по теме «Архимедова сила» суворовцы вводятся в проблемную ситуацию. На равноплечем рычаге уравновешивают 2 груза по 1н. Затем грузы опускают в сосуды, один с простой водой, другой соленой водой наблюдается нарушение равновесия. Почему же нарушилось равновесие уравновешенного в воздухе рычага с грузами одинакового веса при помещении их в жидкость? Суворовцы делают предположения, но ответить правильно на вопрос не могут. Не хватает имеющихся на тот момент знаний. Затем обучающимся предлагается провести исследование и выяснить, от чего зависит величина выталкивающей силы. На этом этапе проводится своеобразный мозговой штурм – суворовцы сами высказывают предположения, от чего может зависеть величина выталкивающей силы. Далее класс разбивается на группы, и каждая группа проводит свое исследование. После этапа самостоятельной работы происходит поочередное представление исследований:
В итоге суворовцы сами приходят к выводу, от чего и как зависит выталкивающая сила. Конечно, не исключена возможность получения неверных и неточных выводов. Это не страшно. Важно, что эти выводы сделаны самостоятельно. Окончательные выводы формулирует преподаватель. Еще один пример. После изучения темы «Магнитное поле тока» перед суворовцами выдвигается проблема: с помощью тока можно получить магнитное поле, а нельзя ли с помощью магнитного поля или магнита получить электрический ток? Из предложенных приборов учащиеся выбирают нужные, вносят предложения, проводят эксперименты, по обнаружению индукционного тока, делают выводы. Подобный подход в обучении дает возможность построить процесс изучения физических явлений и формирования понятий в соответствии с методом научного познания: от наблюдений, анализа наблюдаемых фактов, высказывания гипотезы к планированию и проведению специально поставленных опытов, установлению закономерностей, формулировке выводов и законов. 3. Использование экспериментального метода исследования на лабораторных занятиях Любая лабораторная работа в курсе физики – это самостоятельное исследование. Лабораторные работы, предлагаемые в конце учебника физики, содержат подробные описания. Выполнение лабораторной работы по описанию относится к репродуктивному уровню, т.е. первому уровню сложности. Чтобы внести в них исследовательский элемент, необходимо разработать многоуровневую лабораторную работу. Данная методика включает в себя следующие элементы:
Вступительная беседа должна по необходимости заканчиваться разъяснениями о том, как лучше ставить эксперимент. Указания же во время самой постановки эксперимента нежелательны, ибо они могут снизить самостоятельность. Во время вступительной беседы преподаватель выясняет не только цель работы, сущность и особенности опыта, но и порядок его постановки и, наконец, приемы обработки данных. Монтаж экспериментальной установки во время выполнения лабораторной работы делают сами обучающиеся. В процессе монтажа суворовцы осваивают приборы и принцип их действия. В случае проведения лабораторной работы с применением “инструкции” вступительная беседа должна касаться прежде всего вопроса об использовании инструкции и указаний по технике безопасности. Обязательное получение выводов – необходимое условие окончания работы. Отчет: 1) цель; 2) перечень оборудования; 3) результаты наблюдений; 4) обработка результатов; 5) выводы. Инструкция третьего, исследовательского уровня сложности, предполагает самостоятельное выполнение лабораторной работы, ее планирование, подбор необходимых для вычислений формул, выбор формы отчета и обязательное выполнение дополнительного задания исследовательского характера. Подготовку к лабораторной работе «Исследование зависимости характеристик колебаний маятников от характеристик колебательной системы» удобно проводить с использованием виртуальных лабораторных работ, а полученные закономерности проверить с помощью физического эксперимента. Виртуальная лаборатория позволяет быстро изменять параметры и вид маятников, получать точные закономерности, позволяющие каждому суворовцу убедиться в правильности формул, выражающих физические законы. 4. Исследовательская деятельность при решении физических задач Задачи-исследования – это такие задачи, для решения которых требуется применить оригинальный способ рассуждения, отражающийся на использовании теоретических знаний. Практически любую задачу можно превратить в исследовательскую. Например, при изучении темы «Работа и мощность электрического тока» стандартной является задача по определению работы тока и стоимости израсходованной энергии электрической лампой за 1 час работы. Чаще всего суворовцы решают задачу, не проявляя к ней интереса, но очень важно показать им их личную заинтересованность в приобретенных знаниях, которые могут и должны пригодиться им в личной жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучающегося. Задача исследовательского типа прозвучит так: определите стоимость израсходованной энергии электрическими лампами вашего класса и сколько рублей можно сэкономить, если, уходя на обед выключать свет в классе? Или сколько денег в месяц сэкономит училище, если все лампочки вашего класса поменять на энергосберегающие? Суворовцы 8 класса на уроке решения задач знакомятся с потребителями энергии и определяют стоимость израсходованной энергии. В ходе урока выяснилось, что мало кто из суворовцев знает мощности бытовых электроприборов, а о тарифе за 1 кВт *ч не слышали вообще.
Ввиду ограниченности времени, на уроке редко возникает возможность предложить суворовцам задания на конструирование и изготовление приборов, постановку опытов, требующих длительного наблюдения. В силу специфики учебного заведения такие задания даются суворовцам на каникулы. Началом для творчества, для изобретательства служит постановка проблемы. Она должна естественно вытекать из потребностей постановки опытов в связи с изучаемым материалом по физике. Поставленную задачу суворовец решает самостоятельно и оформляет свой вариант в виде проекта, состоящего из рисунка, схемы, математических расчетов и краткого описания предлагаемой конструкции. Изготовленные приборы поступают на выставку и пополняют оборудование физического кабинета. Результативность Формирование исследовательской культуры по средством использование экспериментального метода исследования на уроках способствует активизации мыслительной и учебно-познавательной деятельности суворовцев, развивает их практические умения и навыки, стимулирует интерес к предмету, а также формирует личностные качества, т.е. формирует ключевые компетентности обучающихся. Заключение В данной методической разработке представлено обобщение опыта преподавателя по формированию исследовательской культуры учащихся уроках физики и во внеурочное время. Разработка может быть полезна преподавателям ОД физика, химия и биология при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям. УТВЕРЖДАЮ Начальник учебного отдела И. Моряков 17 февраля 2011 г. План подготовки открытого урока по физике преподавателя Кузнецовой М.С. ТЕМА УРОКА: «Архимедова сила» МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: показ приемов осуществления компетентностного подхода к обучающимся на основе использования инновационных технологий. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний и умений. ВИД УРОКА: эвристическая беседа с элементами исследования. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Приборы и оборудование: наборы тел, динамометры, различные виды жидкостей, равноплечий рычаг, емкости для жидкости, ведерко Архимеда, пластилин. Интерактивная доска, электронная аудиовизуальная информация, раздаточный материал (тесты, рабочие листы для оформления результатов исследования, таблицы достижений). УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 6 урок (1355 – 1440). МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет физики № 107. Преподаватель физики М. Кузнецова УТВЕРЖДАЮ Начальник учебного отдела И. Моряков 24 февраля 2011 г. План – конспект открытого урока ТЕМА УРОКА: «Архимедова сила» МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: показ приемов осуществления компетентностного подхода к обучающимся на основе использования инновационных технологий. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний и умений. ВИД УРОКА: эвристическая беседа с элементами исследования. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Приборы и оборудование: наборы тел, динамометры, различные виды жидкостей, равноплечий рычаг, емкости для жидкости, ведерко Архимеда, пластилин. Интерактивная доска, аудиовизуальная информация, раздаточный материал (тесты, рабочие листы для оформления результатов исследования, таблицы достижений). УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 6 урок (1355 – 1440). МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет физики № 107. Преподаватель физики М. Кузнецова КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ НА УРОКЕ
|
Обеспечение перспективного развития образовательного процесса, его... Единая методическая тема – модернизация комплексного учебно – методического обеспечения образовательного процесса – как условие реализации... | Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для... Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики | ||
Методическая разработка внеклассная работа как один из главных способов... Методическая разработка «Внеклассная работа как один из главных способов развития интереса учащихся к изучению немецкого языка» посвящена... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Групповые формы работы как один из способов реализации системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку | ||
Портфолио учащихся как средство реализации компетентностного подхода... В работе выделяются цели создания и ведения языкового Портфолио, определены его содержание и структура, мониторинг коммуникативных... | Методическая разработка реализация деятельностного подхода при обучении... Тема урока: Металлы, положение в пс, физические свойства, нахождение в природе, применение | ||
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... | Пояснительная записка Ученик считается компетентным, если он способен применить усвоенное на практике. Метод проектов рассматривается как один из способов... | ||
Методика обучения опорным прыжкам Методическая разработка учителя... Методическая разработка и рекомендации учителям физической культуры при обучении опорным прыжкам | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Реализация компетентностного подхода как условие развития нестандартного мышления учащихся на уроках икт» | ||
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету,... «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» | Современные формы контроля знаний учащихся в условиях уровневой дифференциации... Именно инновационному движению на уровне государственной политики отводится важная роль; в рамках приоритетного национального проекта... | ||
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике... Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №98 | Использование информационных технологий на уроках английского языка... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Совершенствование качества профессионального образования на основе... Оперативное совещание «Планирование работы на месяц. Итоги проверки дневников учащихся 3-4 классов» |