Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся»





Скачать 314.47 Kb.
НазваниеМетодическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся»
страница1/3
Дата публикации20.03.2015
Размер314.47 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Физика > Методическая разработка
  1   2   3
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

2012-2013 уч.год

_______________________________________________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ области

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №98

(ГБОУ НПО ПУ-98 МО)

Номинации конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Тема: «Решение качественных задач по физике - один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся».

Автор работы: Гришина Л.И., высшая квалификационная категория,

преподаватель физики и математики.

г. Раменское

2013г

Высокие темпы развития современной экономики, масштабное перевооружение предприятий, применение инновационных и компьютерных технологий требуют от профессионального образования динамичного совершенствования, применения качественно новых решений к подготовке специалистов.

Средние профессионально-технические училища являются основными заведениями для подготовки высококвалифицированных специалистов для производства. Повышение уровня профессиональной подготовке учащихся, готовность их к производственному труду базируется на серьёзном общеобразовательном фундаменте. Поэтому глубокое знание физики необходимо при изучении специальных дисциплин Изложение теоретического материала при изучении любой темы на уроках физики должно включать физический эксперимент, а также решение задач, большинство из которых должно быть производственного и практического содержания, с учетом профессиональной направленности преподавания физики в профессионально-технических училищах.

Так как существующее стандартное оборудование кабинетов физики не всегда и не по всем специальностям может обеспечить профессиональную направленность преподавания физики в профессиональных училищах, рекомендуется наряду со стандартными приборами иметь в кабинете и отдельные узлы машин и механизмов, как в натуральном виде, так и в виде действующих моделей. Они помогут наглядно иллюстрировать физические законы, явления и закономерности, лежащие в основе их работы и устройства. По возможности, они должны удовлетворять требованиям наглядности, предъявляемым к стандартному оборудованию.

К качественным задачам относятся задачи, не требующие вычислений. Они приближают изучаемую теорию к окружающей жизни, развивают интерес к предмету, способствуют построению логических умозаключений, основанных на физических законах.

Качественные задания составлены по тематическому принципу, что позволяет применять их и при изучении новой темы, а также на следующих занятиях, где происходит закрепление и проверка знаний учащихся.

Выполнение каждого задания рассчитано на 8 -15 минут. Они могут применяться:

1. Для письменного контроля знаний 5-6 учащихся, (проверка знаний учащихся);

2. Для устного контроля знаний учащихся по полным или неполным заданиям вариантов;

3. Для фронтального письменного контроля знаний всех учащихся при завершении изучения темы;

4. Для совершенствования навыков решения задач по физике в период подготовке к экзаменам.

Ответы учащихся должны быть полными и конкретными, указывая то или иное физическое явление или закон.

Проверка знаний учащихся является важным этапом процесса обучения, Она позволяет осуществлять обратную связь между учащимся и преподавателем, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки и недочёты в знаниях учащихся. Проверяя и анализируя знания учащихся, преподаватель имеет возможность судить о завершении процесса обучения по отдельным разделам физики.

Качественные задачи следует рассматривать на уроках физики в средних профессиональных училищах и уделять им особое внимание Их можно разделить на две части. Одни из них общетехнического содержания. Они развивают политехнический кругозор, и дают основы физики для всех учащихся училищ. К этому типу задач вносятся задачи

« на простые детали машин», «на принцип действия того или иного прибора», «на смекалку», « на явления природы» и другие. Другие задачи профессионального содержания. Они способствуют приобретению профессии. Готовя учащихся по специальностям, тракторист-машинист широкого профиля и автослесарь, большое внимание уделяется задачам по вопросам «тепловые двигатели», «свойства материалов», «техника безопасности при эксплуатации машин и тракторов» и другие. Осуществляется связь с предметами «двигатели», «тракторы и автомобили», «материаловедение» и другими спецдисциплинами.

Качественные задачи осуществляют связь теории с практикой, развивают творческие способности учащихся, пробуждают интерес к физике и специальным предметам. Они носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Учащиеся смогут объяснить любое явление природы, которое они встречают в жизни, принцип работы различных приборов и машин, работая с техникой, закрепить знания по безопасности труда.

Чем больше будет разобрано и решено задач, тем более полным будет понимание учащимися основных положений и законов физики, которые помогут им в будущей профессии, в какой бы из сфер производства они бы не работали.
Темы качественные задач:
1. Броуновское движение.

2. Испарение и конденсация.

3. Влажность воздуха.

4. Механические свойства твёрдых тел и материалов.

5. Тепловые двигатели.

6. Автомобиль. Трактор. Физика.

7. Электрическое поле.

8. Постоянный электрический ток. Тепловые действия электрического тока.

9. Магнитные свойства вещества. Применение ферромагнетиков.

10. Электромагнетизм.

11. Электрический ток в жидкостях.

12. Производство, передача и использование электрической энергии

13. Механические волны. Звук.

14. Электромагнитные волны.

15. Оптика. Законы отражения и преломления света.

16. Инфракрасное и ультрафиолетовое изучение.

17. Дисперсия света. Цвета тел.

Качественные задачи по теме: «Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействия между молекулами».

1. Перечислить основные положения молекулярно - кинетической теории.

2. Какое движение называется броуновским? Примеры.

3. От чего зависит интенсивность броуновского движения?

4. Что такое диффузия? Примеры (в газах, жидкостях, твердых талах).

5. Привести примеры использования диффузии в промышленности.

6. Как объяснить процесс окрашивания твердых тел красителями?

7. Какое физическое явление используется при засоле рыбы, овощей, варке варенья?

8. Почему при склеивании кинопленки снимают эмульсионный слой?

9. Для чего при холодной сварке некоторых деталей соединяемые поверхности, укладываются внахлестку и подвергаются сильному сжатию?

10. С какой целью при транспортировке и хранении листы технического и оконного стекла перестилают бумагой?

11. Почему при слесарной и станочной обработке металлов затрачиваются значительные усилия? Почему сталь обрабатывать труднее, чем алюминий?

12. Почему при паянии место соединения деталей нагревают до температуры плавления припоя или выше?

13. Чем соединение деталей путем паяния сходно со склеиванием?

14. Для придания твердости поверхности слой стальных изделий насыщают углеродом (цементация), азотом (азотирование), алюминием (алитирование). Процессы проводят при высоких температурах. На каком физическом явлении основаны технологические процессы?

15. Почему с повышением температуры возрастает интенсивность броуновского движения и диффузии?

16. Почему некоторые материалы перед покрытием их лаком нагревают?

17. Почему на передней поверхности резца и режущей кромки образуется налет?

18. Какую роль играет диффузия в природе (атмосфера, питание растений)?
Качественные задачи по теме: «Испарение и конденсация»
1. Почему в морозный день над не замерзшей рекой появляется туман?

2. Влияет ли ветер на показания термометра в морозный день?

3. Какое значение имеет для организма выделение пота?

4. Почему медсестра или врач, измеряя температуру тела человека, следит, чтобы человек не был вспотевшим и под мышками, куда кладут термометр, было сухо?

5. Стекла окон в жилых домах, а также в машинах покрываются в зимнее утро ледяными узорами. Объяснить, почему это происходит?

6. Почему в резиновой одежде труднее переносить жару?

7. Почему сырые спички не загораются?

8. Почему вода гасит огонь? Что быстрее потушит пламя - кипяток или холодная вода?

9. Мы не ощущаем ожога, если кратковременно коснемся раскалённого утюга мокрым пальцем. Почему?

10. Статистика показывает, что вблизи промышленных центров туманы в выходные дни слабее, чем в рабочие. Объяснить это.

11. Можно ли привести воду в кипение, подогревая её паром в 100*С?

12.Почему ожог паром сильнее, чем кипятком?

13. При строительстве зданий на плиты покрытий под слой утеплителя укладывают так называемый пароизоляционный слой. Каково назначение этого слоя?

14.Статистика показывает, что вблизи промышленных центров туманы в выходные дни слабее, чем в рабочие. Объясните это.

15. Для предохранения овощных культур от воздействия ожидающихся заморозков производят искусственный полив. С какой целью это делают?

16. Как объяснить образование облачного следа за самолетом, летящим на большой высоте?

17. Почему запотевают очки у человека, пришедшего с холода в тёплую комнату?

18. Весной по утрам на растениях выделяется иней. Способствует ли выделение инея охлаждению растений или препятствует ему?

19. Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?

20. Почему в жару собака высовывает язык?

Качественные задачи по теме :

«Механические свойства твердых тел и материалов "
1. Почему при строительстве различных сооружений стальные балки никогда вплотную не упираются концами в кирпичные или железобетонные стены?

2. Для чего при постройке больших мостов, плотин и кирпичных зданий делаются температурные швы?

3. Чтобы продлить срок службы резца, применяется охлаждающая жидкость. Почему охлаждающая жидкость должна подаваться обильно?

4. Какие виды деформации испытывают:

1) Резец токарного станка

2) Валы коробки подач и коробка скоростей

3) Зубья зубчатых шестерен в коробке скоростей и коробке подач.

4) Тросы подъемного крана

5) Шуруп

6) Дверной ключ

7) Вал лебедки

8) Потолочная балка

9) Крылья самолета

10) Кривошип в тепловом двигателе

5. Почему при закалке возрастает твердость стали?

6. Как изменяется структура при прокате?

7. Из каких материалов следует изготовлять заклепки?

8. Почему резцы не изготовляют из стекла, твердость которого равна твердости инструментальной стали?

9. Как изменяется энергия тела при пластических деформациях?

10.Почему в сильный мороз упавший гаечный ключ может разлететься на части

11 .Почему рамы сельскохозяйственных машин изготовляют из тавровой стали?

12.Почему, если в накаленный стеклянный сосуд налить холодную воду, он треснет, а кварцевый - нет ?

13.Почему контрольно-измерительные инструменты делают из материала с очень малым коэффициентом расширения?

14.Почему в технических чертежах предусмотрены определенные допуски?

Качественные задачи по теме: «Тепловые двигатели».
1 .Что называют коэффициентом полезного действия (КПД) теплового двигателя?

2.Чему равен максимально возможный коэффициент полезного действия теплового двигателя?

З.В чем преимущества многоцилиндрового двигателя перед одноцилиндровым?

4.Чем больше сжимается горючая смесь в цилиндре карбюраторного двигателя, тем больше его мощность. Однако на практике объем горючей смеси в таком двигателе уменьшают лишь в 7 - 9 раз . Чем это объяснить ?

5. Каков принцип действия дизельного двигателя?

6. В чем преимущество дизельного двигателя перед карбюраторным?

7. В какое время года К.П.Д. трактора выше? Почему?

8. Как изменится К.П.Д. тепловой машины , если температура нагревателя будет повышаться, а температура холодильника - понижается ?

9. Почему в дизели не требуется зажигания горючей смеси с помощью электрической искры?

10. Какой такт является рабочим в реактивном двигателе?

11. К какому типу двигателей следует отнести огнестрельное оружие?

12. Почему шатунные подшипники автомобилей иногда плавятся?

13. Почему шариковые подшипники меньше нагреваются, чем подшипники скольжения?

14. Одинаковым ли делают диаметры поршней тепловых двигателей в верхней и нижней частях?

15. Поршень тракторного двигателя имеет не цилиндрическую, а коническую форму?

Практические задачи по теме: «Автомобиль, трактор и физика»
1. Почему трубки радиаторов автомобиля и трактора имеют много ребер и делаются из меди?

2. Почему для громоздких прицепных орудий трактор также должен быть тяжелым?

3. Куда выгоднее положить груз при движении по грязной дороге на прицеп или на кузов автомобиля?

4. Почему двигатель автомобиля должен развивать большую мощность при разгоне по сравнению с равномерным движением?

5. Почему нельзя допускать навивание соломы на валы зерноуборочных машин?

6. Почему температура выхлопных газов на выходе из глушителя низкая несмотря на то, что она в цилиндре двигателя 1800°С?

7. Зимой ветровое стекло автомобиля с помощью специального вентилятора обдувается воздухом. Какое физическое явление здесь происходит?

8. При какой температуре воды происходит выпуск пара из системы охлаждения двигателя?

9. Давление в шинах автомобиля должно соответствовать нагрузке. Если давление недостаточно, то при движении автомобиля шины сильно нагреваются. Какие превращения энергии происходят при этом?

10. Почему при наливе и слива горючего в бензовозе обязательно надо включить заземление?

11. Что служит магнитопроводом в магнето? Зачем ротор магнето периодически подмагничивается?

12. Для проверки смазочного материала на содержание воды его нагревают. Почему при этом масло, если оно содержит воду, пенится?

13. Зачем двигатель внутреннего сгорания имеют обычно несколько цилиндров?

14. Почему надо беречь от царапин внутреннюю поверхность цилиндра Д.В.С.?

15. Почему при нагреве двигателя в системе связки падает давление?

16. Почему в систему охлаждения нельзя заливать жесткую воду?

17. Почему шестерня распределительного вала двигателя имеет в два раза больше зубьев, чем шестерня, находящаяся на конце коленчатого вала?

18. Почему в воздухе, поступающем в цилиндр двигателя, должно быть как можно меньше пыли? Как воздух очищается от пыли?

19. Почему топливо перед заправкой должно отстаиваться? Почему топливо надо заливать в топливный бак пользуясь фильтром?

20. Почему во время образования горючей смеси в карбюраторе ее температура понижается?

21. Как устанавливается топливный бак относительно карбюратора в двигателе, у которого нет топливного насоса?

22. Отчего воздух в цилиндре двигателя нагревается до 500°- 700° С и зачем это нужно?

23. Почему бензин, поступающий в цилиндр, полностью испаряется не во время такта всасывания, а во время такта сжатия?

Качественные задачи по теме: «Электрическое поле».
1. В кабине бензовоза имеется надпись: «При наливе горючего обязательно включайте заземление». Почему необходимо выполнять это требование9

2. Снимая одежду из синтетической ткани, мы часто ощущаем покалывание (оно усиливается в сухую погоду). Объяснить причину этого явления.

3. Чем объяснить, что при промышленном изготовлении пороха его обволакивают порошком графита?

4. Почему проводник, покрытый пылью, быстро теряет заряд?

5. При транспортировке жидких горючих материалов корпус автоцистерны заземляют. Почему не заземляют цистерны, в которых перевозят воду или цементный раствор0

6. Где безопаснее всего укрыться во время грозы:

а) на высоком холме; б) под высоким деревом; в) под мелким кустарником; г) в поле, под одиноко стоящим высоким деревом?

7. В установках для улавливания пыли воздух пропускают через металлические трубы, по оси которых протянута металлическая проволока. Проволока заряжена отрицательно, а труба - положительно. Объяснить работу установки.

8. Почему наблюдается искрение между шкивами и проводным ремнём? Как ликвидируют искрение?

9. Для чего к корпусу самоходного комбайна прикреплена цепь, часть которой тянется по земле?

10. На текстильных фабриках нередко нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создаётся повышенная влажность. Объясните физическую сущность этой меры.

11. При окраске кузовов машин часто используется электрическое поле. При этом краска подаётся к распылителю, заряженному отрицательно, окрашиваемое изделие заряжается положительно. Почему такое покрытие прочнее?

12. Почему провода электрической сети прикрепляют к столбам при помощи фарфоровых держателей, а не прямо к металлическим крюкам?

13. Почему следует осторожно обращаться и с обесточенными цепями, в которых стоят конденсаторы?

14. Одножильный бронированный кабель можно рассматривать как конденсатор цилиндрической формы. Укажите его обкладки. Что служит диэлектриком этого конденсатора?

15. Какой принцип используется при устройстве электростатической защиты?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconМетодическая разработка внеклассная работа как один из главных способов...
Методическая разработка «Внеклассная работа как один из главных способов развития интереса учащихся к изучению немецкого языка» посвящена...
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconМетодическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconМетодическая разработка на тему: «Формирование исследовательской...
Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель (руководитель дисциплины физика и астрономия)
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconМетодическая разработка урока по алгебре в 9 классе Тема: ««Решение...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Среднетатмышская общеобразовательная средняя школа» Канашского района Чувашской...
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconРешение специфических задач и занимает свою нишу в рамках организации управления бизнесом
В целях повышения эффективности внутриведомственного планирования и повышения уровня открытости главных распорядителей бюджетных...
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconИспользование информационных технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconРешение расчетных и качественных задач по теме
Цель урока: -изучить химические свойства алкенов, углубить и конкретизировать знания учащихся о механизмах химических реакций
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconКонспект урока по физике в 11 классе. Тема урока «Волновые свойства света» Цели урока
Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных...
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconРешение задач на повторение материала за курс средней полной школы
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconРеферат Тема нир
Тема нир: Разработка способов снижения износа и повышения химической стойкости резинотехнических изделий для полиграфии и других...
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconКонтрольная работа по физике для 11 класса Тема: «Электрический ток в различных средах»
Цель: проверить усвоение учащимися изученного материала; выяснить теоретические знания по теме и умение применять их при решении...
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconКонспект урока решение задач по теме «Сила Ампера» (Тема урока) фио...
Цель урока: формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Решение геометрических задач на построение в курсе планиметрии как один из способов формирования целостного восприятия окружающего...
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconКонспект урока по физике в 9 классе тема «Звук». Цели урока
Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных...
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Методическая разработка. Тема: «Решение качественных задач по физике один из способов повышения уровня профессиональной подготовки учащихся» iconПрограмма деятельности нацелена на решение следующих задач
Пермского государственного педагогического университета по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск