Скачать 243.31 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеклассная работа - как один из главных способов развития интереса учащихся к изучению немецкого языка Выполнила: Чуркина Е.В., учитель немецкого языка МОУ «Иваньково-Ленинская СОШ» Научный руководитель: Егорова Т.М. доцент педагогических наук Иваньково 2010 год Аннотация Методическая разработка «Внеклассная работа - как один из главных способов развития интереса учащихся к изучению немецкого языка» посвящена проблеме мотивациооной сферы обучаемого. Некоторые ученики не заинтересованы в изучении немецкого языка, считая, что он не нужен для их будущей профессии. У части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления). Внеклассная работа позволяет создать положительный настрой к изучению немецкого языка, дети учатся с увлечением и раскрываются их потенциальные возможности. Данная методическая разработка поможет оказать конкретную помощь учителям немецкого языка в организации внеклассной работы по иностранному языку. Содержание I. Введение.
1. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку: а) принципы организации внеклассной работы по немецкому языку б) цели и задачи внеклассной работы по немецкому языку в) формы и методы внеклассной работы 2. Педагогическая характеристика недели немецкого языка 3. Педагогическая характеристика кружка немецкого языка III. Заключение. IV. Список использованных источников и рекомендованной дополнительной литературы.
Введение Актуальность исследования проблемы "Внеклассная работа по иностранному языку" имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны. В свете Концепции модернизации образования, когда правительство РФ и Министерство образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и улучшили финансирование системы образования, возникла необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в отечественной школе. Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое распространение получила работа с компьютерами, использование Интернет-сети в обучении различным предметам и в процессе контроля знаний, умений и навыков. В целях повышения мотивации к учению в школах стали уделять должное внимание воспитательной работе, в том числе по иностранным языкам через учебный предмет “Иностранный язык”. Поэтому возникает необходимость систематизировать имеющийся общедидактический и методический опыт педагогов, а также осмыслить новое содержание и методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по иностранным языкам. Кроме того, обращение к данной проблеме вызвано снижением значимости немецкого языка как учебного предмета и приоритета английского языка со стороны родителей и детей. Поэтому считаю необходимым активизировать работу над повышением интереса к изучению немецкого языка. Систематизация накопленного опыта в сфере внеклассной работы по немецкому языку и обогащение его новыми подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным. Научная новизна данной методической разработки заключается в следующем:
Теоретическая значимость разработки состоит в том, что: осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по иностранному языку как педагогической системы (принципы организации, цели и задачи, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку); представлена педагогическая характеристика отдельных форм внеклассной работы по иностранному языку ; в приложении представлены авторские разработки внеклассных мероприятий. Практическая значимость разработки состоит в том, что его результаты могут быть использованы в педагогической деятельности учителей немецкого языка в современной школе. Внеклассная работа по немецкому языку органически входит в учебно-воспитательный процесс. Она даёт выход творческой энергии, фантазии и инициативе учащихся, обогащает их словарный запас, совершенствует их практические знания. Возможность использовать свои языковые знания во внеклассной работе становится в свою очередь стимулом, который способствует изучению немецкого языка как школьного предмета в ценностной ориентации учащихся. Основная часть «… Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мёртвым багажом». В.А.Сухомлинский 1. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку Сегодня личностно-ориентированное образование никем не оспаривается, и именно внеклассная работа позволяет подойти к каждому ученику как к единственному и неповторимому, как к зарождающейся индивидуальности. Она является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся и одной из главных способов развития интереса учащихся к изучению иностранного языка . Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеклассная работа получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций. Внеурочная работа велась в основном педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеклассную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации. Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Внеклассные занятия не являются обязательными и в тоже время в них могут заниматься все желающие. При проведении внеклассной работы учитель должен придерживаться следующих принципов:
Цели внеклассной работы по немецкому языку: Работа, проводимая вне класса, направлена на углубление знаний по предмету, развитие речевых навыков учащихся, расширение лексического запаса, получение дополнительной лингвострановедческой информации о немецкоговорящих странах. Грамматические и лексические задания конкурсов призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания в естественных ситуациях общения, активизировать мыслительную деятельность. При этом отмечается положительный, эмоциональный настрой, который позволяет учащимся развиваться в социокультурной среде, приобщаться к культуре другого народа. Таким образом, внеклассная работа по иностранному языку решает следующие задачи:
Участие во внеклассной работе отличается от занятий на уроке, где учащийся находится в более стеснённых рамках общения. Здесь же он преодолевает чувства страха перед тем, как он сказал: верно или неверно, и это позволяет ему быть активнее, всё это способствует лучшему формированию и закреплению материала, а также способствует развитию его артистических умений. Формы внеклассной работы по немецкому языку многообразны. Как показывает практика, наиболее доступными и популярными формами внеклассной работы являются утренники, постановки сказок, викторины, тематические вечера, КВН, встречи в музыкальной или литературной гостиных. В рамках классификации, в основе которой лежит критерий – степень активности, самостоятельности и креативности учебно-познавательной деятельности ребёнка, учитель может опираться на современную классификацию методов Лернера, Давыдовой, Скаткина, состоящую из двух групп:
Репродуктивные общедидактические методы предназначены для организации учащихся на усвоение готовых знаний и воспроизведение уже известных им способов деятельности. Продуктивные общедидактические методы применяются для организации учащихся на поиски субъективно новых знаний в ходе творческой деятельности. 2. Педагогическая характеристика недели немецкого языка Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников. Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. Процесс подготовки и проведение Недели ИЯ проходит в три этапа. I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя иностранного языка, завуч, представители ученической и родительской массы. Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют изготовления костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок, объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых фономатериалов, диафильмов, кинофильмов, слайдов. Непосредственно подготовку учеников к выступлениям проводят учителя ИЯ, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики усовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п. II этап - это проведение Недели иностранного языка. Обязательным условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике. III этап посвящен итогам Недели. Желательно выпустить информационный бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее участники, кто из учеников наиболее отметился. Образец плана проведения Недели немецкого языка в школе
|
Методическая разработка Составил: Бовтун С. М, учитель немецкого языка мбоу «сош №3» Данное пособие предлагает методически грамотные раз-работки внеклассных мероприятий, которые можно провести в рам-ках предметной... | Творческий отчет мо учителей иностранных языков Октябрьской сош №2 Загвоздкина С. С., учитель немецкого языка, 1 категория. Тема самообразования: Интернет-проекты на уроках немецкого языка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель немецкого языка гоу сош №1211 с углубленным изучением немецкого языка сао г. Москва Клюкина Изида Сергеевна | Конспект урока немецкого языка во 2 классе учителя немецкого языка... Учитель: Guten Tag! Setzt euch bitte! (сопровождает слова соответствующим жестом) | ||
Методические разработки разделов и тем курса немецкого языка «Новое в методике немецкого языка», в котором помещать статьи по методике преподавания немецкого языка, обобщению передового опыта,... | Урок немецкого языка Лукьянчук Л. Р., учитель немецкого языка Оборудование: тематические картины по теме «Осень», магнитная доска, индивидуальные карточки по грамматике (Приложение) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие интереса учащихся к изучению иностранных языков, в том числе к изучению немецкого языка | Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | ||
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология... Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для... | Проектная методика на уроках немецкого языка с применением регионального компонента Описание методической разработки с использованием проектной методики учителя немецкого языка высшей категории моу дсош №2 Домбаровского... | ||
Урок немецкого языка в 5 классе. Тема : "Meine Familie" Развивающие: развитие способностей к логическому построению высказываний,развитие интереса к изучению иностранного языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дычко марина ивановна – учитель немецкого языка муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №38... | ||
Общая характеристика учреждения, ступени его развития Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого... | Пояснительная записка 9 класс «Книги для учителя» И. Л. Бим, «Лексико-грамматических тестов», для учащихся – «Практического курса немецкого языка» В. Завьяловой,... | ||
Языковые средства манифестации пейоратива в словаре и тексте (на... Работа выполнена на кафедре немецкого языка и методики преподавания немецкого языка государственного образовательного учреждения... | Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную... |