Скачать 289.17 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВА Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1526 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Гимназия № 1526 _____________ /Т.Г. Болдина/ «___»_____________2010 г. м.п. РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ Портфолио учащихся как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся английскому языку в старшей школе .32453246.00251-01 99 01 Листов 25 Разработчик: ___________/ Сударенко М.Н./ 30.01.2011 Портфолио учащихся как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся английскому языку в старшей школе. В работе выделяются цели создания и ведения языкового Портфолио, определены его содержание и структура, мониторинг коммуникативных умений и навыков учащихся.
3. Досье (практические примеры выполненных работ). Особое внимание в работе уделяется опыту работы с Портфолио на уроках и внеурочное время, достижениям учащихся. Роль компетентностного подхода в образовании велика и на данный момент мною уже накоплен значительный опыт по развитию ключевых компетенций: коммуникативной, учебно-познавательной, информационной, общекультурной, социокультурной. Под коммуникативной компетенцией понимается владение лингвистической компетенцией, то есть определенной суммой сведений языкового материала, умение соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, а так же способность организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Коммуникативный подход направлен на развитие у учащихся умения практически пользоваться реальным, живым языком и призван обучать не манипулированию языковыми средствами, а осознанному соотнесению этих структур с их коммуникативными функциями. Портфолио учащихся является средством реализации компетентностного подхода в обучении учащихся английскому языку. Уже несколько лет мои учащиеся работают с Портфолио. Портфолио или языковой портфель учащихся – это пакет рабочих материалов (в печатном и электронном виде), которые представляют опыт и результат учебной деятельности учащегося по овладению английским языком. За эти годы я пришла к выводу, что такой набор материалов дает учащемуся и учителю возможность анализировать и оценивать объем работы и достижения учащегося в области изучения английского языка, динамику овладения языком, опыт учебной деятельности. Цели создания и ведения портфеля: • отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки и оценки учителем; • исследовать собственное развитие в течение определённого времени; • учить учащихся оценивать себя; • ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем; • развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы развивать письменные навыки; • обеспечивать преемственность в процессе обучения. Концепция работы над созданием языкового портфеля заключается в следующем: 1. Создание Языкового Портфеля требует совместной работы двух заинтересованных сторон – ученика и учителя. 2. Посредством Языкового Портфеля осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся. 3. Языковой Портфель усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок. 4. Систематическое поэтапное заполнение Языкового Портфеля реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую. 5. Языковой Портфель создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения английского языка Одним из важных преимуществ языкового портфеля является возможность для учащегося самостоятельно проследить в языковом портфеле динамику уровня владения изучаемым языком в течение определенного времени и отразить своеобразную биографию своего языкового развития.
Содержание и структура языкового портфеля:
Таблица 1 Self-Assessment Time of Self-Assessment: September
Таблица 2 Self-Assessment Time of Self-Assessment:
Мною было разработано и опубликовано учебно-методическое пособие. Предлагаемое пособие содержит 3 блока тестов. Данные тесты предназначены для определения знаний по английскому языку учащихся VI, VII и VIII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий через тестовый контроль умений аудирования, чтения, письма, лексических и грамматических умений учащихся, а также для подготовки учащихся среднего этапа обучения английскому языку к Единому государственному экзамену. Тесты интересны и для старшеклассников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ. Предлагаемые тестовые задания могут служить хорошей подготовкой учащихся данной ступени обучения к ЕГЭ. Кафедра иностранных языков гимназии осуществляет регулярный мониторинг коммуникативных умений и языковых навыков учащихся. Контрольные работы с работой над ошибками являются составной частью Портфолио учащихся. Это позволяет учащимся отслеживать динамику уровня сформированности: коммуникативных умений чтения, аудирования, письма, устной речи и грамматических навыков (Таблица 3). Таблица 3 Динамика уровня сформированности коммуникативных умений и языковых навыков учащихся
Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки, пользуясь дескрипторами для уровней А, В, С соответственно Европейской системе уровней владения языком (Таблица 4). Таблица 4
Система работы с УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий позволяет как ученику, так и учителю планировать дальнейшее развитие специфических языковых умений конкретного учащегося для достижения им намеченного уровня. Через определённый промежуток времени (например, четверть, год, в конце периода обучения) ученик учитель делают повторный/ финальный замер умений и навыков, чтобы увидеть положительную динамику. 3. Досье (практические примеры выполненных работ). На своих уроках я использую ряд методов и технологий для формирования коммуникативной компетенции с использованием Портфолио. Метод проектов позволяет создать необходимые условия для формирования потребности в использовании английского языка как средства общения с использованием новых информационных и компьютерных технологий. В 5, 6 классах учащиеся работают с мини-проектами, такими как «Любимые скороговорки». «Цветы года», макеты футболок по экологии. В 7.8 классах учащиеся участвуют в коллективных проектных работах. Примером такой проектной работы стала конференция для учащихся 8 классов (2007год) “Dream and reality of modern education”(«Мечты и реальность современного образования»), которая проводилась в октябре 2007 года. Каждый класс работал над определенной темой проекта. Цели проектной работы: Тема: “Reality of modern education”. Рабочая группа через схемы, слайды, картинки в наглядной форме доносит информацию о преимуществах и недостатках современного российского и британского образования. Учащиеся 8Б класса подготовили презентацию о среднем образовании в Великобритании и России. Был проведен опрос и анализ опроса учащихся гимназии об их отношении к образованию в Великобритании и России. Тема: “Dream of modern education” Рабочая группа вырабатывает и отстаивает теорию фантастического образования под девизом «Школа моей мечты». Учащиеся 8А класса подготовили презентацию о волшебной школе Хогартс из популярного романа Джоаны Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». Все учащиеся прочитали данное произведение на русском, а некоторые на английском языках. Была подготовлена презентация о предметах и учителях в волшебной школе, выслушаны мнения учащихся о школах их мечты, идеальной школе, был проведен анализ опроса учащихся об идеальной школе. Вот небольшой пример работы Фоминой Вики. What is an ideal school for you? I think qualified creative and also caring and understanding teachers must work in school. There should be a clever and a wise Headmaster. And it is necessary to have willing and eager pupils. I want to have friendly atmosphere in the school and in the class. The school building must be comfortable and spacious with light and modern classrooms and labs with up-to-date equipment all with Internet access. The school should involve good schools grounds fitted with good sports facilities and up-to-date equipment. It will be a very good idea to have a swimming pool and sometimes instead of doing exercises at the P.E. lessons to swim in the swimming pool. It is pleasant to have a good library with video and audio materials. It is necessary to have a good canteen with plenty of nice food. There must be a medical centre if somebody hurts. And I think that every school must have career counseling service. It is nice to have good relations with other schools of our country and abroad and effective rules regulations. Учащиеся - формировали навыки и умения чтения, непосредственно используя аутентичные материалы сети разной степени сложности; - совершенствовали умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных материалов сети; - совершенствовали умения письменной речи, участвуя в подготовке рефератов, сочинений и других продуктов совместной деятельности; - пополняли свой словарный запас лексикой современного английского языка; - формировали социокультурную компетенцию. При подготовке совместного конечного продукта проектной деятельности учащиеся создали на сайте гимназии страничку, где все желающие смогли познакомиться с материалом на английском языке об истории и достижениях Гимназии 1526. Защита проектов проводилась с использованием мультимедийных средств. Учащиеся создали кодекс идеальной школы «Школа моей мечты», представили информативные поустеры о современном образовании в России и Великобритании, создали Портфолио гимназии № 1526 на английском языке с презентацией. Итоги данного проекта: - Индивидуальная проектная работа на английском языке “My Gymnasium” Силакова Павла, учащегося 8Б класса (2008 год), который стал дипломантом Окружного конкурса ЮТМ интегрированный проект (английский язык и информационные технологии) в жанре «Информационные технологии». - Участие проектной работы “Dream and reality of modern education”(«Мечты и реальность современного образования») в VII городском смотре–конкурсе проектов образовательных учреждений, участников движения «Москва на пути к культуре мира». (I место). Использование языкового портфеля позволяет мне реализовать в учебном процессе по иностранному языку координацию и интеграцию с другими предметами. Участие моих учеников в ряде проектов нашло отражение в Досье Портфолио учащихся. В 2008 году на конкурсе «Волшебный луч» - Школа начинающих гидов (разработка экскурсионных маршрутов на иностранном языке) Мещерякова Лариса, Литвинова Ирина, ученицы 7Б класса; были награждены Диплом II степени. Мои ученики принимали участие в Окружном туре городского фестиваля проектов на иностранном языке «Путешествие по страницам классической литературы в странах изучаемых языков» по теме: «Современная Красная Шапочка и Серый Волк» по стихотворению Роальда Дала и получили Диплом о присуждении номинации «Оригинальная идея проекта». Индивидуальная проектная работа на английском языке “Great Britain in Moscow” Губиной Дарьи, учащейся 8А класса, которая стала лауреатом Окружного конкурса ЮТМ интегрированный проект (английский язык и информационные технологии) в жанре «Информационные технологии». На XI Окружной научно-практической конференции учащихся «Человек в изменяющемся мире. Семейные проблемы года семьи» проектная работа (популярный журнал “To have or not to have”) моей ученицы Петрушиной Ирины получила Грамоту за лучшую творческую работу. В 2009 году на языковой конференции «Диалог культур» Божилина Милана, ученица 9А класса, победила в номинации «Лучшая исследовательская работа». Моя ученица Губина Дарья принимала участие фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», который проводился газетой «1 сентября». В 2010 году на VIII Окружной конференции исследовательских работ школьников «Экология и жизнь» в секции «Об экологии на иностранном языке» Карпов Виктор, ученик 8Б класса, получил Грамоту за I место, а в Окружном Фестивале творческих работ «Синергия-проект» I место и медаль победителя. В Городской конференции научно-исследовательских работ учащихся «Грибоедовские чтения», в секция «Английский язык» победителем в номинации «За актуальность темы исследования» стала Каюмова Камила, ученица 10 класса. На XII Московской городской научно-практической конференции старшеклассников на 4-х иностранных языках «Лингва -2010» Егерева Настя, ученица 10 класса, стала Лауреатом. Домашнее чтение произведений художественной литературы страны изучаемого языка является важным аспектом обучения английскому языку. Оно формирует не только умения чтения, но и все виды коммуникативной компетенции и основной его образовательной функцией является культуроведческая, так как произведения художественной литературы страны изучаемого языка знакомят учащихся с историей, традициями и обычаями этой страны. На своих уроках я стараюсь развивать у моих учащихся потребность чтения литературы на английском языке во внеурочное время. Наши занятия по домашнему чтению носят системный характер. Учащиеся 9 класса уже четвертый год, а семиклассники второй год выбирают по каталогу и читают книги из серии Penguin Readers издательства Пирсон Лонгман. Я считаю, что чтение должно быть коммуникативным. При работе с текстом литературного произведения мои ученики интерпретируют прочитанное, соотносят содержание произведения со своим личным опытом и стараются изложить свое понимание проблем, затронутых в художественном произведении. В целях сохранения реально-коммуникативного характера речевой деятельности даже в учебно-речевом общении на занятиях по домашнему чтению одна из моих основных задач - научить учащихся обсуждать прочитанное произведение. Обсуждение прочитанных литературных произведений является важным коммуникативным умением и отвечает определенным требованиям: - Умение объяснить, проанализировать поступки действующих лиц, установить причинно-следственную связь событий. - Умение оценивать содержание как отдельного эпизода или текстового фрагмента, так и всего произведения, представленного серией текстовых фрагментов. Сюда же относится оценочная характеристика того или иного персонажа, сравнительная характеристика персонажей между собой. - Умение соотносить события произведения с личным опытом читающего. Говоря о поступках героя, учащиеся сравнивают себя с ним и устанавливают сходство и различие в своих взглядах на отдельные жизненные ситуации. - Наличие фантазийного аспекта как неотъемлемой составляющей процесса обсуждения художественных произведений в рамках домашнего чтения. Читатель становится в какой-то степени соавтором, направляя свои творческие силы на воссоздание воображаемых жизненных положений героев. Он размышляет над предысторией всего произведения, отдельных событий, прогнозирует их, пытается продолжить повествование. Процесс обсуждения художественного произведения неизменно включает в себя традиционно выделяемые композиционно-речевые формы: описание, повествование и рассуждение. Внеклассное чтение (Extensive reading) вызывает огромный интерес у учащихся. Оно развивает умения читать, а правильно подобранная книга для индивидуального чтения вызывает у учащегося чувство достижения целей, воспитывает социальную активность, является доступной и интересной, заставляет думать и рассуждать, позволяет забыть, что ты читаешь на английском языке. Внеклассное чтение вызывает огромный интерес у моих учащихся и развивает любовь к чтению. У учащихся возникает желание посмотреть фильм на английском языке, экранизированный по данному произведению и даже самим инсценировать произведение. В 2008 году мои учащиеся 6 и 8 классов принимали участие в литературных конкурсах и проектах. На Фестивале проектных работ школьников Южного округа «Синергия-проект» мои учащиеся были удостоены Диплома победителя II окружной конференции «Диалог культур» в номинации «Лучшая презентация» за анализ сказки на английском и немецком языках.. На окружном фестивале «Творчество юных XXI веку» (в рамках X фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии») по жанру «Страноведение с изучением иностранных языков» за инсценировку сказки «Красная Шапочка и Серый Волк» по стихотворению Р.Дала на английском языке они получили Диплом II степени. Мои учащиеся участвовали в окружном и городском туре городского фестиваля проектов на иностранном языке «Путешествие по страницам классической литературы в странах изучаемых языков» Кафедры и Лаборатории иностранных языков МИОО и Российского представительства издательства Пирсон Лонгман. Они были удостоены Диплома в номинации «Оригинальная идея проекта», Диплома «Лучший проект Южного Округа», Диплома за 3 место в городском фестивале проектов. В 2009 году моя ученица 7 класса Костюк Полина принимала участие в конкурсе издательства Пирсон Лонгман «Моя любимая книга на английском языке» и получила сертификат за лучший творческий проект. Проектное задание включает в себя разработку макета тематической Интернет страницы. В проектной работе учащийся должен обосновать выбор книги, выразить свое личное мнение о прочитанном произведении, дать рекомендации другим. Вся работа по внеклассному чтению отражена в Портфолио учащихся. Опыт моей работы я стараюсь транслировать на различных открытых уроках в Гимназии и округе. Одним из примеров является семинар-практикум учителей английского языка «Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка», который проходил 18 марта 2009 г. Тема урока: Урок домашнего чтения. Enid Mary Blyton “Five on the Treasure Island” (chapter 9) “How exciting it is to take part in the adventures…” Цели урока:
Ход урока
Complete the sentences with the proper names: 1. To … rabbits were made for one thing - to run after.
Julian Georgina Quentin George Ann Fanny Timothy Dick
the castle. the court yard. the well. 2. Tim tried to go down after the rabbit and he caught a little one. scraped at the hole making it bigger. brought a little one to George. 3. After the children had chopped away the branches of the gorse bush they found the dungeon. found the old well. saw Tim on the cover of the well. 4. George could save Tim climbing down an old iron ladder fastened to the side of the well. climbing down with the help of the rope. pulling him out of the well. 5. The dungeons of Kirrin Castle were mysterious, dark and were hollowed out by man. were full of ingots. were full of echoing sounds. 7. Работа учащихся с Портфолио. Беседа о книгах по индивидуальному домашнему чтению. What is your opinion of the book you are reading? What is the role of reading in your life?
Языковой портфель создает условия для консолидации пройденного материала, определенного объема тренировочной работы и речевой практики в области изучаемого языка. Повышению уровня мотивации при работе с языковым портфелем способствует также и то, что учащиеся реально поставлены в условия непрерывного языкового образования, постоянной работы над изучаемым материалом, в процессе которой для учащихся важна и преемственность различных этапов и уровней овладения английским языком. Учащимися проводится анализ и сопоставление своего речевого опыта с описанием реальных целей и ситуаций использования английского языка. Использование языкового портфеля обеспечивает аутентичность в учебном процессе по английскому языку. Языковой портфель предполагает долговременную работу с этим учебным средством, которая может и должна перейти в привычку постоянно фиксировать свой речевой и учебный опыт в области изучения английского языка и культуры, рефлексировать и оценивать его, внося необходимую коррекцию. В соответствии с концепцией модернизации российского образования реализация компетентностного подхода в обучении учащихся английскому языку приобретает особое значение, а Языковой Портфолио учащихся выступает как помощник, ориентированный на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. В октябре 2010 года мои ученики, учащиеся 11 классов, провели открытое внеклассное мероприятие об опыте своей работы с языковым Портфолио (бумажным и электронным). (Ход внеклассного мероприятия прилагается). Сценарий презентации Портфолио учащимися 11 класса ГОУ Гимназии 1526 Ведущие: |
Обеспечение перспективного развития образовательного процесса, его... Единая методическая тема – модернизация комплексного учебно – методического обеспечения образовательного процесса – как условие реализации... | Методическая разработка на тему: «Формирование исследовательской... Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель (руководитель дисциплины физика и астрономия) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Групповые формы работы как один из способов реализации системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Метод интеграции как средство компетентностного подхода в обучении. Интегрированный урок /литература – изобразительное искусство/... | ||
Современные формы контроля знаний учащихся в условиях уровневой дифференциации... Именно инновационному движению на уровне государственной политики отводится важная роль; в рамках приоритетного национального проекта... | Совершенствование качества профессионального образования на основе... Оперативное совещание «Планирование работы на месяц. Итоги проверки дневников учащихся 3-4 классов» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности... | Российской Федерации Государственное образовательное учреждение среднего... Языковой портфель как средство повышения мотивации при обучении английскому языку | ||
Рабочая программа по немецкому языку Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Формы обучения русскому языку С точки зрения компетентностного подхода к обучению языку необходимо рассмотреть способы организации обучения, предполагающие разнообразие... | Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку в средней школе Обучение языку с самого начала должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия | ||
Годовой отчет по инновационной, научно-методической работе педагогического... От компетентностного подхода в обучении и воспитании к качеству образования в политехнической школе” | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Беленький Г. И., Лыссый Ю. И. «Литература. 5 – 11 классы», программы развития школы «Организация здоровьесберегающего пространства... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по английскому языку составлена... Н. Н. Трубанёвой. Данная авторская программа охватывает образование по английскому языку учащихся в полной средней школе (2 – 11... | Программа по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... |