Скачать 359.86 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новороссийский социально-педагогический колледж» Краснодарского края ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Языковой портфель как средство повышения мотивации при обучении английскому языку Автор: Каракалюк Ольга Владимировна Курс 5 группа А-9-5 Специальность 050303 «Иностранный язык» Научный руководитель: Сангулия Д.М. Рецензент: Орлова Г.В. Новороссийск, 2011 Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава I. Теоретическое обоснование темы……….……….............................6 1.1 Учебная мотивация как психологическая категория………….…….6 1.2 Подходы к развитию мотивации учения………………….………....13 1.3 Характеристика технологии языкового портфеля…………….........17 1.4 Потенциал технологии языкового портфеля……………………......21 Выводы по первой главе………………………………………………...…….28 ГлаваII.Опытно-экспериментальная проверка гипотезы……………......30 2.1 Проведение констатирующего эксперимента………..……………..30 2.2. Проведение формирующего эксперимента………………………...33 2.3. Проведение итогового эксперимента……………………………….34 Выводы по второй главе....................................................................................38 Заключение...........................................................................................................39 Список литературы.............................................................................................41 Приложение……………………………………………………………………..43 Введение Область исследования: методика обучения английскому языку. Актуальность исследования: Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать языковой портфель. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику предоставлена возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях. В ряду инновационных технологий обучения иностранным языкам последних лет выделяется технология языкового портфеля (Language Portfolio), которая получает все большее распространение в системе языкового образования от раннего обучения до высшей школы. Данное перспективное средство обучения характеризуется методистами как альтернативная форма контроля, позволяющая получить динамическую картину учебного и языкового развития обучаемых, как один из возможных путей осуществления систематизированного самоконтроля и интеграции его в процессе обучения английскому языку. Проблема нашего исследования — каковы потенциальные возможности технологии языкового портфеля в качестве средства повышения мотивации изучения английского языка школьников. Объект исследования: процесс обучения английскому языку Предметом исследования является применение языкового портфеля при обучении английскому языку. Цель исследования: обосновать основные идеи применения языкового портфеля при обучении английскому языку. Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи: 1) изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения ИЯ исследования по данной проблеме 2) найти возможные резервы накопления документов для самооценки учащегося, в данном случае через раскрытие понятия «языковой портфель»; 3) показать специфику и значение данного компонента для повышения мотивации изучения ИЯ; 4) опытно-экспериментальным путём проверить гипотезу исследования. Гипотеза исследования: языковой портфель способствует повышению мотивации изучения английского языка. Методы исследования: Теоретические: - анализ научной литературы по исследуемой проблеме; - обобщение; - конкретизация; - классификация; Эмпирические: - эксперимент; - анкетирование; - интервьюирование Количественные: - сравнение, - шкалирование Этапы исследования: На первом этапе: анализ литературных источников; подбор материала; определение научного аппарата исследования; уточнение основных понятий; разработка программы исследования и методики теоретической проверки гипотезы; создание базы опытно-экспериментальной работы; проведение констатирующего эксперимента. На втором этапе: выполнение формирующего эксперимента; моделирование и реализация условий, обеспечивающих эффективное применение языкового портфеля при обучении английскому языку. На третьем этапе: проведение итогового эксперимента; анализ, систематизация и обобщение полученных результатов; формулировка основных теоретических выводов и практических рекомендаций Опытно-экспериментальной базой исследования явились классы 7 «А» и 7 «Б» лицея «Морской технический» города Новороссийска. Практическая значимость. В данном исследовании приведены общие практические рекомендации для учителей английского языка по использованию языкового портфеля в учебном процессе, в качестве, средства повышения мотивации изучения английского языка у учащихся. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Теоретическое обоснование темы 1.1 Учебная мотивация как психологическая категория Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Многие исследователи отмечают, что в психологических исследованиях деятельности мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотиваций. В связи с таким положением В.К. Вилюнас высказал сомнение о целесообразности обсуждения вопроса, что такое «мотив»[2]. Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены, такие, как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа). Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив - это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка - внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В.И. Ковалев определяет мотивы как осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив - это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности [7]. Мотивация же рассматривается как совокупность мотивов, обуславливающих тот или иной поступок, а учебная мотивация – как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, или учебную деятельность. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. А.К. Маркова отмечает, что становление мотивации «есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними» [13]. По ее мнению, качества мотивов могут быть:
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае деятельность учения. Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов:
Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности:
К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям). Внешние источники учебной мотивации определяются условиями деятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности. Возможности - это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (наличие школы, учебников, библиотеки и т.д.). Среди названных источников активности, мотивирующих учебную деятельность, особое место занимают личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной деятельности. Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации. На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов:
По мнению А.К. Марковой, и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни [14]. Уровни познавательных мотивов:
Уровни социальных мотивов:
Как указывает А.К. Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные - в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах, задаваемых учителю по поводу разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях самообразования [14]. Широкие социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником своего долга и ответственности; позиционные мотивы - в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества - в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и формах ухода от нее, в выполнений дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной сложности и т.д. Можно выделить следующие функции учебных мотивов:
Наряду с указанными, выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е.П. Ильин), структурирующую (О.К. Тихомиров), смыслообразующую (А.Н. Леонтьев), контролирующую (А.В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции учебных мотивов. Одним из ведущих компонентов учебной мотивации является интерес к учению. Он определяется как «следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы» [13], и здесь важна дифференциация видов интереса и отношения к учению. Интерес, согласно А.К. Марковой, «может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и преобразующим». Важность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика [16]. Согласно данным этого анализа, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности. Важным элементом для анализа мотивационной сферы учения школьников является отношение к нему самого школьника. Так, А. К. Маркова, определяя три типа отношения к учению — отрицательное, нейтральное и положительное, — приводит четкую дифференциацию последнего на основе включенности в учебный процесс. Очень важно, пишет она, для управления учебной деятельностью школьника: «а) положительное, неявное, активное отношение к учению, означающее готовность школьника включиться в учение; б) положительное, активное, познавательное отношение к учению; в) положительное, активное, личностно-пристрастное отношение к учению, означающее включенность школьника как субъекта общения, как личности и члена общеcтва» [13]. Другими словами, мотивационная сфера субъекта учебной деятельности, или его мотивация, не только многокомпонентна, но и разнородна и разноуровнева, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее формирования, но и учета, и даже адекватного анализа. |
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение среднего... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Российской Федерации Государственное образовательное учреждение среднего... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Российской Федерации Департамент общего и профессионального образования Брянской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Министерство общего и профессионального образования свердловской... Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий... | ||
Закон Российской Федерации «Об образовании» Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Правила приема в федеральное государственное казенное образовательное... России», приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2011 г. №2267 «Об утверждении... | ||
Примерная программа профессионального модуля Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ульяновский фармацевтический колледж»... | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное... Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111101 зоотехния | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | Регламент министерства внутренних дел Российской Федерации по приёму... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Государственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | Российской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное... «руководство студией декоративно-прикладного творчества» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Магнитогорский медицинский... | Российской федерации высший арбитражный суд российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |