Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света»





Скачать 116.42 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света»
Дата публикации15.07.2013
Размер116.42 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Информатика > Методическая разработка
Методическая разработка урока физики с использованием

информационных и проблемных технологий.

«Закон отражения света. Закон преломления света».

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нем источник бесконечный

Наслажденье красотой:

Небо, солнце, звезд сиянье,

Море в блеске голубом –

Всю картину мирозданья

Мы лишь в свете познаем.

И.А.Бунин.
Тема: Закон отражения света. Закон преломления света.
Виды деятельности: беседа, работа с тестами, карточками, учебниками, слайдами презентации.

Метод: аналитическая беседа, исследование.
Форма работы: индивидуальная, коллективная.
Технологии: информационная, проблемная, личностно ориентированная, здоровьесберегающая, сотрудничество «учитель-ученик».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, мультимедийные материалы (презентация, видеоролики «Закон отражения» и «Закон преломления»), праспечатки многоуровневых тестов и карточки с чертежами законов отражения и преломления, учебники, портреты ученых (Физо И., Гюйгенса Х., Ремера О., Ньютона И.).
Цели и задачи:

1) сформировать понятия отражения и преломления света, раскрыть сущность законов отражения и преломления света, подчеркнуть роль принципа Гюйгенса, изучить основные определения и понятия темы урока, применить их при решении задач, обобщить знания урока с предыдущим материалом.

2) Воспитывать интерес к предмету и получаемой специальности, аккуратность, прилежание, усердие и целеустремленность в учебе, коллективизм и самостоятельность в учебе.

3) Развивать различные виды и формы мышления , памяти, внимания, воображения, восприятия обучающихся, их творческие способности.

Ход урока:

1. Орг.момент.
( Создание положительного эмоционального настроя к восприятию материала урока, участию в учебной деятельности )

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здороваясь друг с другом, мы дарим частицу тепла и позитива всем окружающим, настраиваем себя и других людей на положительное восприятие информации и общения как такового. А теперь приведем свое рабочее место в порядок, если кто-то еще не успел это сделать.
2. Проверка домашнего задания.
Откроем рабочие тетради и в течение 1 минуты повторим домашнее задание, тем самым подготовимся к многоуровневому тестированию. Закройте тетради. У вас на столах приготовлена стопка с раздаточным материалом для сегодняшнего урока. Возьмите верхнюю карточку с тестами. Она содержит тесты 2-х уровней: 1-й более сложный, выполняют те обучающиеся, которые хорошо знают материал домашнего задания, они могут получить за выполнение теста оценку «4»-«5»; те же ребята, что недостаточно хорошо подготовились к уроку могут выполнять нижний тест, он более прост и за его выполнение можно получить оценку «3». Приступим к выполнению тестирования. На это вам дается 2 минуты. Итак, закончили. Обменяйтесь друг с другом своими тетрадями и проверьте выполнение тестов по проверочной таблице внизу карточки с тестами. Поставьте результат в тетрадь и верните тетради.

- Дежурный пустит таблицу для результатов тестирования по рядам и каждый из вас выставит поставленную им оценку в таблицу.

( С самого начала урока на стенах вывешены портреты ученых, которые разрабатывали теорию света, делали первые открытия в данном вопросе (Физо И., Гюйгенса Х., Ремера О., Ньютона И). На экране уже с начала урока показан слайд с эпиграфом к уроку. За компьютером находится «сильный» обучающийся, который следит за своевременностью показа слайдов и водеороликов, одновременно он выполняет и всю положенную учебную работу. Заранее ему дан список с последовательностью слайдов и видеороликов, учитель также знакомит его с содержанием видеоматериалов, чтобы ход урок был плавным , неразрывным и учителю не надо было отвлекаться на мелочи и терять время на уроке. На доске записана тема урока, дата. На столах обучающихся приготовлена стопка раздаточного материала в нужной последовательности, учебники, рабочие тетради.)
3. Изучение нового материала.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Закон отражения света. Закон преломления света.» Запишите ее в тетрадь (слайд 1) . Эта тема станет продолжением темы нашего предыдущего занятия и на ней мы продолжим изучение работ великих ученых-физиков Физо И., Гюйгенса Х., Ремера О., Ньютона И. , а также сформируем понятия отражения и преломления света, раскроем сущность законов отражения и преломления света, подчеркнем роль принципа Гюйгенса, изучим основные определения и понятия темы урока, применим их при решении задач, обобщим знания сегодняшнего урока с предыдущим материалом.

- Обратите внимание на доску (слайд 2) , здесь приведен эпиграф к нашему уроку в виде стихотворения великого русского писателя и поэта И.А.Бунина:
Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нем источник бесконечный

Наслажденье красотой:

Небо, солнце, звезд сиянье,

Море в блеске голубом –

Всю картину мирозданья

Мы лишь в свете познаем.
- Светом восхищались и продолжают восхищаться ученые, художники, поэты, фотографы, да и просто такие люди, как мы с вами. И разве можно не восхищаться им, глядя на великолепные виды природы, которые мы видим на данных слайдах? (Идет показ слайдов 3 ,4,5, 6,7,8,9).

- На этой картине (слайд 3) изображена , как вы видите, радуга, которой восхищался любой человек самого детства, загадывая желания и надеясь на их исполнение.

- На этой картине известного азиатского художника Чин – Мо Цая «Апрель в тундре» (слайд 4) мы видим прекрасную игру света в северных широтах нашей страны.

- Это картина (слайд 5) известного русского космонавта Леонова, который показал нам «Звезды» в их неповторимом сиянии.

- Следующая картина (слайд 6) Васильевой К. «Веры тонкая свеча» каким то волшебным образом погружает нас тепло света рождественской свечи, как веры человека.


- А теперь посмотрите (слайд 7) на величественное явление природы – молнию, которая вот уже миллионы лет завораживает и одновременно пугает всех живых существ своей мощью света, красотой.

- А это (слайд 8) – то, что восхищает каждого ребенка, то, о чем мечтал каждый из нас в раннем детстве – увидеть своими собственными глазами полярное сияние, которое потрясает своей красотой игры всех оттенков света.



- Следующая картина знаменитого русского художника А.Куинджи не оставляет никого равнодушным к неповторимости лунного света на водной глади Днепра.

- Свет – это то, без чего не было бы жизни на Земле. Ведь все мы знаем, как важен он для всех нас, для растений и животных, жизнь которых возможна только при наличии света, а большинство процессов происходящих внутри животных и растений плотно связано со светом. Ведь даже часы активности и сна связаны с днем и ночью.

- Когда мы с вами учимся, работаем, бодрствуем? ( Ответ уч-ка: днем мы учимся и ведем активный образ жизни, а ночью спим, отдыхаем, т.к.так устроен наш организм. К тому же ночью мы хуже видим и наша деятельность возможна при наличии искусственного освещения.)

- А только ли у человека жизненные процессы связаны со светом? (Ответ уч-ка: у животных и птиц тоже жизненная активность связана со сменой дня и ночи. Например, многие хищники охотятся по ночам, т.к. многие мелкие животные и грызуны выходят питаться по ночам, тогда их больше и добычу поймать вероятнее. Поэтому и зрение у них ночное не уступает дневному по четкости. Хотя курица, например ночью не видит ничего, т.к. ночью спит и ей это в принципе не надо. )

- А как зависит жизнь растений от света?(Ответ уч-ка: Процесс фотосинтеза в листьях растений возможен только на свету, поэтому выработка кислорода и поглощение углекислого газа происходит только при наличии света. И без этих процессов существование всего живого но нашей планете не возможно, ведь все мы дышим кислородом, питаемся растительной пищей.)

- Правильно, а теперь вспомните материал предыдущего урока. Кто разрабатывал теорию света? (Ответ уч-ка: Теорию света разрабатывали великие ученые Гюйгенс х., Ньютон И., Физо И., Ремер О., Майкенсон. Корпускулярную теорию света разработал Гюйгенс, волновую –Ньютон, измерил скорость света лабораторным способом –Физо, а теоретически – Ремер.)

- О чем говорит корпускулярная теория света? (Ответ уч-ка: Эта теория говорит о том, что свет – это поток частиц, т.е свет переносит вещество. Эта теория имеет противоречие, т.к. не может объяснить почему при пересечении 2-х световых пучков они просто проходят сквозь друг друга.)

- Верно, а в чем тогда суть волновой теории света? (Ответ уч-ка: Эта теория Гюйгенса утверждает, что свет – это волна, распространяющаяся в эфире. Но и эта теория имеет противоречие, т.к. не может объяснить наличие теней за предметами.)

- Хорошо. И что же решили сделать со всеми этими противоречиями? (Ответ уч-ка: Была создана корпускулярно-волновая теория света, которая утверждала, что свет имеет двойственную природу и в зависимости от случая может вести себя как частица или как волна. Эта теория верна до сих пор.)

- Совершенно верно. А какой принцип и кем был сформулирован исходя из природы света, который лег в основу всей световой теории? (Ответ уч-ка: Принцип Гюйгенса, который он сам и открыл. Согласно ему каждая точка волнового фронта является источником вторичных волн.)

- Молодцы. А теперь давайте попытаемся обобщить весь материал по предыдущей теме и сказать, чье имя мы чаще всего называем? (Ответ уч-ка: Гюйгенса)

- Хорошо, а что является основой теории света? (Ответ уч-ка: принцип Гюйгенса).

- Верно. А сейчас сформулируйте проблемный вопрос к нашему уроку. (Ответ уч-ка: Где используется принцип Гюйгенса в науке и повседневной жизни?).

- Запишем проблему себе в тетрадь. (Слайд 10).

- Итак, вернемся к теме нашего сегодняшнего урока. ( Слайд 11)


- Целями нашего урока будет (читаем слайд 12):


- Принцип Гюйгенса позволил открыть законы отражения и преломления света, без которых невозможна наша повседневная жизнь, современные открытия в науке и технике.

Например, все мы в детстве играя, пускали солнечных зайчиков с помощью зеркала, поймав луч солнца и отразив его от поверхности зеркала в лицо одноклассника. Летом мы пользуемся солнцезащитными очками, отражающими определенные вредные для глаз лучи, обеспечивая себе защиту глаз. Также при вождении автомобиля водитель пользуется зеркалами заднего вида, обеспечивая участникам дорожного движения безопасность передвижения. Существуют автомобильные краски, позволяющие уменьшить нагревание кузова солнцем, что очень полезно летом в избежание перегрева людей внутри салона автомрбиля. Все это возможно благодаря отражению света. Рассмотрим закон отражения света. Посмотрите следующий видеоролик «Закон отражения света».

- Теперь, когда вы посмотрели и послушали этот видеоматериал, мы можем рассмотреть механизм распространения световых лучей при отражении света. Возьмите карточку, лежащую следующей с чертежами законов отражения и преломления. (На доске одновременно показан слайд 13 аналогичный карточкам у ребят).

- Обратите внимание, на доске показан слайд, аналогичный вашим карточкам. Рассмотрим верхний чертеж – закон отражения. Запишите в тетрадь то, что вы узнали из видеоролика : луч 1 – луч падения, луч 2 – луч отражения, точка О – точка падения и отражения луча. В точку О восстановлен перпендикуляр. Скажите тогда, как называется угол альфа и чем он образован? (Ответ уч-ка: угол падения образован лучом падения 1 и перпендикуляром, восстановленным в точку падения луча.)

- Верно, запишем в тетради, что угол альфа – угол падения света, образованный лучом падения 1 и перпендикуляром, восстановленным в точку падения луча.

- Скажите, как мы назовем угол гамма и чем он образован? (Ответ уч-ка: это угол отражения света, он образован лучом отражения 2 и перпендикуляром, восстановленным в точку падения луча.)

- Абсолютно верно, запишем это в тетрадь. Мы видели с вами на опыте, что угол падения равен углу отражения. Запишем в тетрадь закон отражения света. ( На доске демонстрируется слайд 14).

- Прочитайте все этот закон про себя. Молодцы, а теперь мы с вами изучим закон преломления света. Это очень важный и интересный закон. В принципе, каждый из нас с ним сталкивался с раннего детства. Вспомните, как вы купаясь в море иле реке хотите взять красивый камешек , но берете его не там, где он виден , а несколько в стороне. Это происходит из-за того , что свет на границе сред вода – воздух преломляется. По той же причине ложка в стакане с чаем кажется как будто преломленной. Опять же при вождении автомобиля свет от солнца частично преломляется и отражается с помощью тонирующей пленки, установленной заводом - изготовителем , обеспечивая водителю комфортное вождение. По тому же принципу сделаны солнцезащитные очки, тонированные стекла на окнах офисов, домов. На этом же основаны популярные сейчас лазерные шоу, сопровождающие концерты, дискотеки, презентации. Перечислить все, где используется закон преломления света на одном уроке невозможно, но все вы с ним сталкиваетесь, используете его. Его роль в науке , технике, медицине огромна. Давайте посмотрим видеоролик «Закон преломления света». (Идет демонстрация ролика).

- А теперь снова обратите внимание на карточку с чертежами законов света, рассмотрите второй чертеж закона преломления света. (на доске показан слайд 13).

- Как вы видели из ролика, луч 1 – это луч падения света, луч 2 – луч преломления света, точка О – точка падения и преломления света, в которую восстановлен перпендикуляр. Пометьте это в тетради. А теперь, скажите, что такое угол альфа и чем он образован? (Ответ уч-ка: это угол падения света, образованный лучом падения 1 и перпендикуляром, восстановленным в точку падения луча.)

- Правильно, запишите это в тетрадь. Ответьте, чем является угол бетта? (Ответ уч-ка: это угол преломления света, образованный лучом преломления 2 и перпендикуляром, восстановленным в точку падения луча.)

- Вы видели как преломляется луч света, пришли к формулировке закона преломления света. Запишите его себе в тетрадь, он показан на доске. (На доске показан слайд 15)

- Прочитайте про себя этот закон. Запомните.

- Итак, мы изучили законы отражения и преломления света. Мы уже говорили как широко они применяются в нашей жизни, приводили примеры. Посмотрите еще на некоторые примеры применения этих законов. (показан слайд 16)


(учитель дает комментарии по каждому пункту слайда)

- Пометьте применение законов себе в тетрадь.
4. Закрепление нового материала.
- А теперь закрепим изученный материал при решении задач. Кто желает решать задачу у доски? (уч-к идет к доске, читает условие, записывает дано и найти).

Задача 1.

Угол между границей 2-х сред воздух – зеркало и лучом падения света 60 градусов. Найти угол отражения света.

(уч-к решает у доски, учитель задает нужные по ходу решения задачи, вопросы)

Дано: <1 = 60 º

Найти: < 3 - ?

Решение: (уч-к строит чертеж к задаче, проговаривает решение вслух с обоснованием вводов, цитирует закон отражения света, на основе которого решает задачу)

< 1 + < 2 = 90º (по построению и определению прямого угла),

тогда < 2 = 90º - < 1 = 90º- 60º =30º,

следовательно, по закону отражения < 3 = < 2 = 30º. Ответ: 30º.

- Решим еще одну задачу. Она покажет нам применение закона преломления света при решении задач.
Задача 2.

Угол падения света 45º, угол преломления света 30º. Найти показатель преломления света. (граничат воздух и стекло).

(уч-к решает у доски, учитель задает нужные по ходу решения задачи, вопросы)
Дано: <1 = 45º

< 2 = 30º

Найти: n.

Решение: (уч-к строит чертеж к задаче, проговаривает решение вслух с обоснованием вводов, цитирует закон преломления света, на основе которого решает задачу)

Sin <1 = n (по закону преломления света ), тогда подставив значения соответствующих

Sin <2 синусов, получим

Sin <45º = * = . Ответ: .

Sin <30º 2 2

- Хорошо. А теперь закрепим изученный сегодня материал при выполнении тестирования. Возьмите следующую карточку с тестами , лежащую на ваших столах, а также приготовленные специально для тестирования бланки, подпишите их. Закройте тетради. И в течение 1-2 минут выполните тесты. Дежурный соберет их с края ваших столов, куда вы их положите после выполнения теста. (учащиеся выполняют тест, сдают, дежурный отдает их учителю).

- Результаты этого теста и теста вы узнаете на следующем уроке.

- Дорогие, ребята, мы изучили сегодня на уроке «Закон отражения света. Закон преломления света». В начале урока мы с вами поставили проблемный вопрос к нашему уроку: Где используется принцип Гюйгенса в науке и повседневной жизни? На протяжении урока, мы отвечали на него частями. А теперь вы сами , обобщив изученный материал, ответьте на него. (Ответ уч-ка: Принцип Гюйгенса является основой всей теории света, на его базе были открыты законы отражения и преломления света, которые широко используются в науке, технике, повседневной жизни. Например, в военной технике (перископы на подлодках, системы оптических прицелов, системы наведения), в цирке; в технике; в амперметрах, вольтметрах, барометрах; на транспорте в системе зеркал заднего и бокового видения и так далее.
5. Подведение итогов урока.

- Сказано все верно. А теперь подведем итоги урока. Кто обобщит и подведет итоги ? (Ответ уч-ка: Сегодня на уроке мы изучили «Закон отражения света. Закон преломления света», посмотрели доказательство этих законов на опыте, узнали где они используются в науке, технике, быту. Закрепили изученный материал на практике, тестировании, обобщили с материалом предыдущих уроков. (На доске слайд 17)


- Молодцы, ребята. За сегодняшний урок я ставлю оценки… (тем, кто отвечал). По результатам тестов оценки вы узнаете на следующем уроке, оценки будут выведены средние.
6 .Домашнее задание.

Дома вы напишите сочинение по вопросу урока, а так же придумаете и решите задачу аналогичную решенным на уроке c использованием законов отражения и преломления света.

– А закончим мы наш урок словами: «Любознательность создает ученых и поэтов». Спасибо за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconЗакон независимости световых лучей. Закон прямолинейного распространения...
Направление светового луча совпадает с направлением распространения света. Или, проще говоря, световой луч можно представить как...
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconПланирование по физике в 12 "А,Б" классе. Заочное обучение. I полугодие:...
Электромагнитная природа света. Закон прямолинейного распространения света. Скорость света. Закон отражения света
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconТема «Отражение света»
Образовательная – сформировать понятие отражения света, раскрыть сущность законов отражения
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconПроектная работа
На тему: «Методика формирования понятий: световой луч, точечный источник света, действительное и мнимое изображение, законы отражения...
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с историей развития взглядов на природу света, привести их к выводу о законе прямолинейного распространения...
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторение закона преломления и отражения света и особенностей его распространения в средах разной оптической плотности
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconЦель урока: Формирование у учащихся представление о световых явлениях...
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Солнечные и лунные затмения
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconУрок по физике в 8-м классе на тему: "Свет. Источники света. Распространение света"
Обучающая: показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных...
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconУрок1 Тема урока Свет. Источники света. Прямолинейное распространение...
Научить определять условия образования тени и полутени на основе закона прямолинейного распространения света
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconТест по физике для 8 класса Тема: Источники света. Распространение света к
В трудах какого учёного были обнаружены первые высказывания о прямолинейном распространении света?
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconМетодическая разработка урока по теме: Реформы Петра
Тип урока: семинар «Развернутое собеседование», урок формирования новых знаний с использованием новых информационных технологий
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconУрок физики в 8 классе по теме: «Лабораторная работа по теме: «Исследование...
Перестроение из шеренг в колонны (поворотом на право), с построением на лицевой линии
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconТемы вашего учебного проекта
Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры....
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconТемы вашего учебного проекта
Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры....
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconУрока: «Преломление света» Цель урока
Цель урока: расширить знания и представления учащихся об особенностях распространения света, о практической значимости этих знаний,...
Методическая разработка урока физики с использованием информационных и проблемных технологий. «Закон отражения света. Закон преломления света» iconРазработка урока с использованием новых педагогических технологий...
Игра «Кто хочет стать миллионером» по информатике с использованием системы Learningapps org», 7 класс


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск