Урока: «Преломление света» Цель урока





Скачать 63.91 Kb.
НазваниеУрока: «Преломление света» Цель урока
Дата публикации09.08.2014
Размер63.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема урока: «Преломление света»

Цель урока: расширить знания и представления учащихся об особенностях распространения света, о практической значимости этих знаний, профориентация.
Задачи урока.
- обр.: сформировать знания о явлении преломления света, сформулировать законы преломления света;
- разв.: самостоятельность мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях; информационную и коммуникативную компетентность;
- восп.: показать значение причинно – следственных связей в познаваемости явлений, показать взаимосвязь явлений окружающего мира.

Методическая обеспеченность урока:

- УМК А. Е. Гуревич

- дидактический материал

  • Лукашик В И Сборник задач по физике: Учеб. Пособие для учащихся 7 – 8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение. 1994. – 191 с.

  • Брадис В.И. Четырехзначные математические таблицы: Для сред.шк. – М: Просвещение, 1992. – 95 с.

- раздаточный материал карточки задания

ТСО Компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация Power Point

Тип урока: урок изучения нового материала.

Организационная форма проведения урока: групповая

Формируемые компетентности:

  • Информационная компетентность

Аспект – первичная обработка информации

Уровень 1. Ученик переводит информацию из графического представления в табличное и текстовое представление.

Аспект – обработка информации

Уровень 2. Ученик делает выводы на основе полученной информации и приводит аргументы для её подтверждения.

  • Коммуникативная компетентность

Аспект – продуктивная групповая коммуникация

Уровень 2. Ученики задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга. Ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы.

Ход урока.

Радость видеть и понимать увиденное,

есть самый прекрасный дар природы.

А. Эйнштейн

Согласитесь, ребята, что далеко не все люди могут видеть (в понимании Эйнштейна) и еще больше не понимают то, что они видят. Мы с вами попытаемся видеть, понимать и объяснять увиденное.

Как вы относитесь к рекламе? (ответы и мнения учащихся)

Я предлагаю вам обсудить две рекламы «Лак для ногтей» и «Пудра для лица». В рекламах вырезано несколько строчек. Ваша задача вставить эти строчки так, чтобы не потерялся смысл рекламы.

Вопрос к первой рекламе (Слайд 2). За счет чего создаются волны цвета при движении рук? (За счет многократного отражения и преломления света)

Вопрос ко второй рекламе (Слайд 3). При нанесении пудры или тонального крема, цвет кожи меняется на более здоровый. Почему? (За счет многократного отражения и преломления света)

В этих двух рекламах скрыта тема нашего урока. Назовите тему урока. (Так так отражение света мы уже изучали, то тема нашего урока «Преломление света»)

Запишите число, тему урока «Преломление света»

Мы изучаем особенности распространения света: прямолинейного распространения, отражения света, преломления света. Какова же цель нашего урока? (Расширить знания об особенностях распространения света)

С чего необходимо начать изучение преломления света? (Нужно дать определение преломлению света и сформулировать законы преломления света)

Вы назвали задачи нашего урока (Слайд 4)

Действительно ли существует преломление света? Докажите это. Приведите примеры из жизни, подтверждающие существование преломления света. (Учащиеся приводят примеры) На столе стакан с водой и стеклянной палочкой.

Итак, что же такое преломление света? (Это явление, при котором свет, распространяясь прямолинейно, меняет свое направление на границе двух сред) (Слайд 5)

Мы сформулировали определение, выполнив первую задачу урока. Далее вы самостоятельно сформулируете законы преломления. Для этого вы выполните задание с карточки. Помните о правилах работы в группе.

Карточка.

Задачная формулировка.

В турпоходе у вас закончились запасы продуктов. До возвращения домой ещё сутки. Выход – рыба в речке. Удочек нет. Орудие для ловли рыбы – копье, сделанное из ветки. Что нужно знать, чтобы наверняка поймать рыбу на копье?

Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание.

Задание.

  • На рисунках луч света переходит из одной среды в другую.

  • По таблице плотностей (Лукашик В.И. с. 164, таблица 1, 2 ) найдите плотности первой и второй среды для всех трех случаев. Запишите в таблицу значений.

  • Найдите градусную меру угла падения α и угла преломления β. Запишите в таблицу значений.

  • Как изменяется угол преломления в зависимости от плотности среды?

  • Сделайте вывод для всех трех случаев.

Вывод начните со слов:

если луч света переходит из менее (более) плотной среды в более (менее) плотную среду, то …






ρ

спирт




α




ρ

керосин




β





α



β


ρ

воздух




α




ρ

вода




β



2 .

α

β


ρ

вода




α




ρ

воздух




β



3 .

α



β

Итак, работа в группах закончена. По одному человеку из группы формулируют законы преломления света

  • Если луч света переходит из одной среды в другую и плотности этих сред равны, то угол падения равен углу преломления (Слайд 6)

  • Если луч света переходит из менее плотной среды в более плотную среду, то угол преломления больше угла падения (Слайд 7)

  • Если луч света переходит из более плотной среды в менее плотную среду, то угол преломления больше угла падения (Слайд 8)

  • Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная, которая называется показателем преломления.

Зная законы преломления света, мы можем наверняка поймать рыбку на копьё. (Слайд 9) Идем ловить рыбку к доске (На доске выполнен чертеж – рыбка в пруду; луч, падающий на поверхность воды. Ученик заканчивает чертеж и объясняет, как следует действовать, чтобы наверняка поймать рыбку)

Имеет ли значение преломление света для простого обывателя?
Людям каких профессий, необходимы знания о законах преломления света? (Слайд 10)

Обсуждение в группах. (Визажист, ювелир, дизайнер интерьера, мастер ногтевого дизайна и т.д.) (Слайды 11, 12, 13, 14)

Теперь мы понимаем, как можно объяснить эффект «сломанной палочки» в стакане с водой (Слайд 15)

Опираясь на явление преломления света можно объяснить такие природные явления как «Гало» (возникает зимой в сумеречное время суток на высоте 5 -10 км, из-за преломления света в кристаллах льда, находящихся в воздухе) (Слайд 16) и радугу (Слайд 17)

Мы хорошо поработали. Запишем домашнее задание (Слайд 18) Дома вам тоже предстоит объяснить некоторые явления, связанные с темой нашего урока (Слайд 19)









Итак подведем итог урока. (Слайд 20)

Ответьте о преломлении света по плану:

  • Определение.

  • Признаки преломления света.

  • Законы преломления света.

  • Примеры учета и использования

Цель урока выполнена. Благодарю вас за хорошую работу и хочу закончить наш урок прекрасными словами (Слайд 21)

Всё известно вокруг,
Тем не менее,
На Земле ещё много того,
Что достойно порой удивления,
И твоего, и моего.

Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали.
Удивляйся тому,
Чему люди порой,
Удивляться уже перестали.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: «Преломление света» Цель урока iconЦель урока: Формирование у учащихся представление о световых явлениях...
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Солнечные и лунные затмения
Урока: «Преломление света» Цель урока iconКонспект урока «Преломление света» фио (полностью) Дубовицкая Светлана Анатольевна Место работы
Мякишев Г. Е., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 11 класс (профильный уровень). М.: Просвещение
Урока: «Преломление света» Цель урока iconУрока в 5 классе Тема : «Семь чудес света»
Цель урока: создать условия для самостоятельного усвоения учащимися истории семи (четырех) чудес света, созданных в древнем мире
Урока: «Преломление света» Цель урока iconКонспект урока по физике в 11 классе. Тема урока «Волновые свойства света» Цели урока
Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных...
Урока: «Преломление света» Цель урока iconУрок1 Тема урока Свет. Источники света. Прямолинейное распространение...
Научить определять условия образования тени и полутени на основе закона прямолинейного распространения света
Урока: «Преломление света» Цель урока iconОпределение оптической глубины проникновения низкоинтенсивного лазерного...
Нии лазерного излучения биологическими тканями. Одновременно с поглощением излучения происходит ряд других физических процессов:...
Урока: «Преломление света» Цель урока iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Урока: «Преломление света» Цель урока iconПлан-конспект урока дисперсия света. Спектральные аппараты
Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных...
Урока: «Преломление света» Цель урока iconПлан урока- конференции по теме: «Что мы знаем о пирамидах?»
Просмотр презентации (ссылка здесь →) «7 чудес света». (5 мин.) Вопрос? Какому одному из чудес света будет посвящён урок?
Урока: «Преломление света» Цель урока iconКонспект урока дисперсия света. (Тема урока) фио (полностью) Емельяненкова Валентина Алексеевна
Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся
Урока: «Преломление света» Цель урока iconУрока: “ Parts of the body. Цель урока
Цель урока: познакомить учащихся с названиями частей тела, научить описывать животных
Урока: «Преломление света» Цель урока iconУрока: «Всё познаётся в сравнении». Цель урока
Цель урока: обобщение и развитие знаний о кислотах как об одном из классов неорганических соединений
Урока: «Преломление света» Цель урока iconТема урока: основания цель урока
Цель урока – познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – основаниями
Урока: «Преломление света» Цель урока iconТема урока: Воспитание вежливости по В. Осеевой «Волшебное слово». Цель урока
Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне
Урока: «Преломление света» Цель урока iconТема урока: СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация. Цель урока
Цель урока: Познакомиться с деятельностью большевиков по осуществлению программы построения социализма в одной стране
Урока: «Преломление света» Цель урока iconУрок по физике в 8-м классе на тему: "Свет. Источники света. Распространение света"
Обучающая: показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск