Скачать 1 Mb.
|
Орлова Наталия Александровна МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии» для общеобразовательных учреждений Москва, 2009 г. ОГЛАВЛЕНИЕ: Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. ……………………………………………………… Анализ научной, педагогической и методической литературы. Дидактические особенности проектной и исследовательской деятельности.
Глава 2…………………………………………………………………….. Условия эффективного использования метода проектов в школьной практике. 2.1. Особенности организации и использования метода проектов…….….39
Заключение………………………………………………………………………62 Библиография……………………………………………………………….…..66 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….69 ВВЕДЕНИЕ Требования к уровню биологической подготовки школьников ориентируют учащихся на овладение базой биологических знаний, различными видами учебной деятельности, общеучебными и специальными для курса биологии умениями: называть (приводить примеры биологических видов), характеризовать (описывать биологические объекты), обосновывать (объяснять явления живой природы, применять знания в практической деятельности, делать выводы о биологических закономерностях), определять (распознавать, узнавать, сравнивать биологические объекты и яввления), соблюдать правила техники безопасности и поведения в природе. Основными целями биологического образования являются:
Обучение в школах различного типа по различным учебным планам и альтернативным программам вызвало, к сожалению, деструктивные процессы: сокращение времени на изучение отдельных общеобразовательных дисциплин, или даже их исключение; раннюю специализацию, повышающую учебную нагрузку школьников; нарушение принципов научности и доступности; переоценку, а порой и недооценку познавательных возможностей учащихся. Описываемые события в итоге приводят к снижению уровня общеобразовательной подготовки и практической направленности обучения. Каждый ученик должен осознать, что биологические знания составляют базу для понимания экологических проблем и путей их решения, что без понимания биологических закономерностей, связей между живыми организмами, причин видового разнообразия нельзя воспитать экологически грамотных людей. Одним из возможных путей повышения уровня биологического образования является внедрение проектных технологий в практику работы учебного учреждения. Применение проектной и исследовательской деятельности – это явление времени, так как она способствует становлению нового технологического мышления, получению опыта созидательной работы, решению конкретных школьных проблем, выявлению и использованию в образовательном процессе активной части учащихся, имеющих склонность к организаторской работе, лидерству. Такой позитивный настрой на созидательную деятельность будет способствовать сохранению укреплению здоровья школьников. Практическая проектно-исследовательская деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. Актуальность исследования: важнейшей задачей школы и методики биологии, как педагогической науки является повышение качества обучения и воспитания учащихся, а также развитие познавательного интереса у школьников. Одним из направлений решения указанной задачи является совершенствование методов, средств и форм обучения, широкое использование наиболее эффективных из них. В настоящее время проектная и исследовательская деятельность становится неотъемлемой частью образовательной практики, складываются интересные формы презентации и разнофокусной экспертизы результатов ученических работ, формируются различные организационные модели включения данных методов в образовательный процесс. Е.В. Хижнякова20 считает, что проектные и исследовательские методы в первую очередь связаны с реализацией деятельностного содержания образования, когда предметом освоения становится не «базовый объем знаний», а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования. В этом случае основным образовательным результатом является формирование деятельностных способностей и компетенций, необходимых для эффективной социализации и построения успешных карьер учащихся. Не случайно «Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы», утвержденная постановлением Правительства, предписывают внедрение компетентностного подхода. Так, например, в Федеральной программе значительное внимание предполагается уделить обновлению содержания и технологий образования, внедрению новых государственных стандартов на основе компетентностного подхода19. Гипотеза исследования: Если содержание долгосрочного внеурочного проекта совпадает с тематическим урочным планированием, то на его основе вполне возможно создание мини проектов и их реализация во время урока. Объект исследования: проектные и исследовательские уроки как средства обучения биологии и их эффективность в учебно-воспитательном процессе (организация биологического образования школьников). Предмет исследования: выявление методических условий эффективного использования проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии. Цель исследования: повышение педагогической эффективности классно-урочной формы обучения с применением проектно-исследовательских способов деятельности, путем совершенствования методики их проведения, улучшения результативности и повышения дидактической ценности в учебном процессе. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи. Задачи исследования:
Для более полной реализации поставленных задач будут использованы следующие методы педагогического исследования:
Практическое значение: В настоящее время проектная деятельность подразумевает переход от традиционных образовательных форм к тесному сотрудничеству ученика и учителя, как равноправных партнеров. Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но и умения и навыки, способные уже сегодня, а тем более завтра, помочь ему в решении его насущных жизненных проблем. Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение и решение той или иной проблемы. Кроме того, я решала вопросы занятости детей во внеурочное время, развития интереса к творческой и исследовательской работе, привития навыков работы с различного рода информацией с целью повышения интереса к биологии и экологии, как предметам естественнонаучного цикла обучения. Многим ребятам мало информации из учебника, тесно в рамках обычного традиционного урока. Именно проектная деятельность дает возможность ученикам выражать собственные идеи, а не просто красиво излагать идеи и мысли учебника. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого учебного материала. Дети часто приходят с волнующими их вопросами на перемене, просят организовать дополнительные занятия, особенно интересуются исследовательской деятельностью, связанной с использованием микроскопа. Что же может заинтересовать школьника выполнить проектную работу?
Необходимо приложить усилия, чтобы дать ребенку возможность проявить себя, заинтересовать, разжечь интерес к предмету, способствовать самоутверждению в процессе коллективной творческой деятельности, пробудить инициативу исследований. Самостоятельно собранный материал воспринимается всегда как более ценный, чем подготовленный учителем. Базой исследования являются 7 класс «А» и 7 класс «Б» ГОУ СОШ № 1244 с углубленным изучением французского языка САО г. Москвы. Глава 1 Анализ научной, педагогической и методической литературы. Дидактические особенности проектной и исследовательской деятельности 1.1. .История становления метода проектов Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. «Брошенный вперед» - таков точный перевод с латинского слова «проект». Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Основываясь на теоретических концепциях «прагматической педагогики», он вобрал в себя важнейшие идеи гуманистического направления в философии и образовании. Основоположником этой концепции был американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859 – 1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. При этом значимость пользы определяется чувством самоудовлетворения. Со временем прагматизм превратился в определенную идеологию, адекватную «американскому образу жизни», в основе которой лежал критерий полезности. Джон Дьюи9 рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания. Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Дж. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной педагогики», строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Согласно этой концепции обучение должно сводится к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания представляется более соответствующим природе ребенка, нежели традиционное сообщение ему готовых знаний. Конечным результатом обучения, по Дж. Дьюи, должна была стать сформированность навыков мышления, под которым понималась способность в первую очередь к самообучению. При такой системе обучения целями образовательного процесса выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию. Дж. Дьюи считал, что естественной любознательности обучаемого, его практико-ориентированной познавательной активности вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Основные положения теории прагматизма в образовании по Дж. Дьюи можно сформулировать следующим образом:
Общефилософские идеи нашли свое воплощение в идеях воспитания и обучения. Наиболее важными среди них можно сформулировать следующим образом: |
Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | Методическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами» Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Методическая разработка по теме Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета | ||
Чрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003 Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,... | Методическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования» Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования» | ||
Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны» Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 | Методическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)» Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут... | ||
Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | Методическая разработка По дисциплине «Макроэкономика» Учебно методическая разработка по дисциплине «Макроэкономика» подготовлена в соответствии с программой курса, составленной на основе... | ||
Методическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода... | Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине... | ||
Методика обучения опорным прыжкам Методическая разработка учителя... Методическая разработка и рекомендации учителям физической культуры при обучении опорным прыжкам | Методическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному... Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Стратегический менеджмент»... Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1... | Методическая разработка по Основам безопасности жизнедеятельности... Методическая разработка ориентирована на программу 10 – 11 класса по обж. Материалы предназначены для работы преподавателей курса... |