Скачать 424.75 Kb.
|
Методическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному искусству по формированию универсальных учебных действий методом сотворчества по теме «Быт, культура и верование древних греков Причерноморья» Пояснительная записка Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной школы по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского и программа «Кубановедение» разработана на основе авторской программы предмета для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, авторы-составители: А.А.Зайцев, Л.М.Галутко, В.Н.Басий, Ю.А.Болдырев, Н.А.Гангур, А.Н.Еремеева, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов, О.А.Матвеев, Т.А.Науменко, И.А.Терская, 2012г. В основе разработки лежит метод проектов. В процессе реализации учащиеся под руководством учителя выполняют творческие проекты, которые представляются на интегрированном уроке изобразительного искусства и кубановедения «Быт, культура и верование древних греков Причерноморья», проводимый в форме урока-путешествия, по плану:
Тема проекта «Быт, культура и верование древних греков Причерноморья» Проблема проекта. Выяснить влияние древних греков на последующее развитие народов Причерноморья. Цель:
Задачи проекта:
Участники реализации данного проекта:
Время работы над проектом. 8 академических часов. Режим работы. Урочная деятельность изобразительное искусство и кубановедение, внеурочная деятельность (кружок «Палитра») и работа в библиотеке, домашняя работа. Дополнительно привлекаемые участники. Учитель истории, библиотекарь. Этапы выполнения проекта
Организация проектной деятельности
(http://labyrinthos.ru/text/bukina_krugovrashenie-kolesa-goncharnogo.html) Методы и способы:
Ожидаемые результаты
Продукт: Интегрированные уроки изобразительного искусства и кубановедения. Критерии успеха работы над проектом:
Этапы проекта
Этапы проекта Урок 1. Изобразительного искусства. Тема. Быт, культура, декоративно - прикладное искусство и верование древних греков. Постановка проблемы Цель. Выяснить роль Древней Греции в истории мира и Кубани. Задачи.
Оборудование для учащихся: ножницы, клей, фломастеры, краски, кисть, карандаши, бумага. Фотографии изделий древнегреческой скульптуры, керамики, слайды с изображением интерьера и мебели, с изображением одежды древних греков. Ход урока. I. Организационный момент. II. Основной этап 1. Подготовительный
В этом году мы много говорим о жизни древних обществ, их понимании окружающего мира, их представлении о красоте. Раскопки, материалы письменных источников только приоткрывают завесу тайн времён. По-прежнему слои пепла, груды завалов, а иногда глубины моря скрывают от нас ответы на многие вопросы. Сегодня мы продолжаем знакомства с искусством Древней Греции в теме «Декор: Человек, общество, время» Тема нашего урока “Украшения в жизни древних обществ. Греческая скульптура, вазопись, ювелирное искусство, костюм. А эпиграфом к уроку будут слова великого древнегреческого поэта Гомера: «О, Греция! Из глубины веков я слышу звуки праздника. Яви свой лик, богам подобный! Пусть зрители увидят твое искусство!» На уроках истории вы познакомились с культурой, искусством и литературой Древней Греции. Сегодня мы разделимся на группы, и каждая группа выберет тему для работы над проектом. Темы проектов:
2. Просмотр мультфильма «Всемирная история. Древняя Греция» 3. Работа в группах. Как организовать работу в группе. В начале распределите роли и наметьте ход работы. Каждая группа продумывает этапы работы по выбранной теме. Планируют предстоящую работу, распределяют в соответствии со способностями задания. Организация работы в группах по направлениям:
Карточка задание для группы «Древнегреческая вазопись»
Обрати внимание
Карточка задание для группы «Великие скульпторы Греции Мирон и Фидий»
Особенности древнегреческой скульптуры.
Представление о мире как о едином неизменяющемся целом, части которого гармонично сочетаются, побуждает скульпторов искать гармоничные пропорции человеческого тела, т.е. такое соотношение отдельных элементов человеческого тела, при котором скульптура производила бы впечатление совершенной. Карточка задание для группы «Одежда греков» Изучим костюм древних греков. Заполните таблицу и нарисуйте костюмы греков.
Карточка задание для группы «Архитектура древнегреческого города» Подберите статьи и информацию, репродукции, картинки из приготовленной учителем литературы и принесённой вами на урок. Внимательно изучи сведения по теме. Обрати внимание. 1. Материал для строительства. 2. Типы зданий. 3. Планировка города
Карточка задание для группы «Интерьер греческого дома»
Обрати внимание.
Карточка задание для группы «Ювелирное искусство»
1. Материал для украшений 2. Микротехника 3. Разнообразие форм.
III. Итог урока. 1. Подведем итог работы. Закончите предложения Главный храм Акрополя_____________ (Парфенон). В честь богини_________(Афины) построен этот храм. Верховный бог на горе Олимп__________(Зевс). Порядок расположения элементов в древнегреческой архитектуре называется _________ (ордер). Одежда древних греков из легкой струящейся ткани называлась__________(хитон). Древнегреческий скульптор, автор скульптуры “Дискобол”________(Мирон). Мастер, создающий изделия из глины, жили в Афинах на улице _________(Керамик). 2. Д/з. Приготовить сообщения, доклады по теме, выбранной группой. Урок 2. Изобразительного искусства. Тема. «Быт, культура, декоративно - прикладное искусство и верование древних греков». Работа в группах над проектами. Завершение проекта. На этом этапе учащиеся работают над созданием продукта проекта, проявляя свою самостоятельность и творчество. Обдумывание презентации полученного продукта. Цели урока:
Оборудование и материалы:
План урока:
Ход урока I. Организационный момент. II. Основной этап. 1. Сообщение темы и целей урока. Мы с вами продолжаем путешествие в Древнюю Грецию, узнаем много нового и интересного об этой удивительной стране. Нам предстоит закончить работу в группах. Итогом работы будет защита проекта. 2. Работа в группах. Продолжим работать в группах и приготовиться к защите проекта. 3. Защита проектов
Выступление групп. Группа «Архитектура древнегреческого города» 1. Рассказ «Древнегреческий город» с показом презентации 2. Рисунки храмов, амфитеатра, улиц старинного греческого города. Группа «Интерьер греческого дома» 1. Рассказ «Древнегреческий город» с показом презентации выберите главное. 2. Рисунок интерьера греческого дома, мебели. Группа «Одежда греков» 1. Рассказ «Костюм» с показом презентации; 2. Демонстрации костюма; 3. Эскизы костюмов. Группа «Великие скульпторы Греции Мирон и Фидий» 1. Рассказ «Творчество и произведения скульпторов Мирона и Фидия»; 2. Имитация древнегреческой скульптуры. Группа «Ювелирное искусство» 1. Рассказ «Ювелирное искусство» с презентацией 2. Рисунок греческих украшений. Группа «Древнегреческая вазопись» 1. Рассказ «Древнегреческая вазопись» с показом презентации. 2. Демонстрация изготовленных ваз. 3. Виртуальная экскурсия в музей «Эрмитаж». III. Итог урока. На фронтоне древнегреческого храма был начертан девиз: «Познай самого себя». Авторами этих строк были семь мудрецов древности. Что же они хотели сказать? В то время знание о себе считалось вершиной, к которой нужно стремиться, подняться, чтобы узнать свои возможности. Вот вы ребята, знаете, что вы умеете, какие знания у вас имеются, приходя каждый день на урок, вы узнаете что-то новое, неизведанное. А узнав, становитесь на ступеньку выше, чем были до этого. И так изо дня в день поднимаетесь все выше и выше к той вершине, о которой писали древние мудрецы. В оценочной карте напишите «Знаю-Интересуюсь-Узнал».
Урок 1. Кубановедения. Тема: «Начало древнегреческой колонизации на берегах Черного и Азовского морей». Тип урока: комбинированный Цель: установить основные этапы переселения древних греков на кавказское побережье Черного моря. Задачи:
Работа с терминами. Меотида, Понт Эвксинский, Боспор Киммерийский, Гермонасса, Фанагория, Горгиппия. Оборудование. Атлас. «История Кубани», карточки. Ход урока I. Организационный момент. II. Основной этап. 1. Сообщение темы и целей урока. Тема нашего сегодняшнего урока – «Греческие колонии на берегах Азовского и Черных морей» Урок сегодня у нас необычный, потому что вы почувствуете себя учителями: вы сами изучите новый материал, объясните другим, вы сами будете проверять, как он усвоен и вы сами будете выставлять себе оценки. Для этого я разделимся вас на четыре группы. Каждой группе достанется один вопрос для изучения. Я дам вам время, после чего каждая группа будет освещать свой вопрос остальным учащимся класса. Работать вы будете с учебником, раздаточным материалом, который я приготовила вам. Греки были превосходными моряками. В VIII—VI вв. до н. э. они основали на берегах Средиземного и Чёрного морей много новых поселений. По словам греческого философа Сократа, греки, «словно лягушки, расселись по берегам морей». Это были греческие колонии. Современное слово «колония» происходит от римского слова «заселять» и означает «земли, организованно заселённые людьми — выходцами из других стран». Сегодня мы выясним на уроке: 1. Причины древнегреческой колонизации. 2. Основные направления колонизации, основание колоний. 3. Занятия жителей колоний. 4. Культуру и быт греческих городов-колоний. 2. Работа в группах. Распределение ролей в группе.
Каждая группа получает материал для самостоятельного изучения. Задание № 1. Причины древнегреческой колонизации Вопросы:
Задание № 2. Основные направления колонизации, основание колоний Вопросы:
Задание № 3. «Занятия жителей колонии». Вопросы:
Задание № 4 Культура и быт греческих городов-колоний Вопросы:
3. Выступление групп. Начнем освещение вопросов и слово предоставляем нашим группам. 4. Мы познакомились со всеми вопросами нашей темы. Давайте закрепим материал. Для этого каждому из вас я раздам контрольные вопросы, на которые вы будете отвечать индивидуально (5 мин). Теперь обменяйтесь своими карточками с соседом по парте и согласно правильным ответам на слайде проверьте правильность выполнения заданий. За каждый правильный ответ поставьте один балл. Ф.И. ученика _____________________________________класс ________________
III. Итог урока. Работа в группах. Заполните карточку
Домашнее задание § 12 прочитать, ответить на вопросы. Творческие задания:
Урок № 2. Кубановедение. Тема. «Античная мифология и Причерноморье» Цель. Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов. Задачи.
Оборудование. Мультфильмы «Геракл» Учебное оборудование. 1. Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времён до конца 19 век. Краснодар, 2000 г. 2. Учебник Кубановедения для 5 класса / Под редакцией Трёхбратова Б.А., Краснодар, 2008 г. Ход урока I. Организационный момент. II. Основной этап. 1. Проверка домашнего задания. Послушаем рассказы ваших одноклассников
2. Ответьте на вопросы.
3. Просмотр мультфильмов. «Легенды и мифы Древней Греции» «Подвиги Тесея», «Геракл» и другие по выбору учителя. 4. Беседа. Мы вспомнили некоторых героев верований греков, теперь давайте узнаем какие же особенности в религиозных верованиях были у жителей колоний. Главным божеством, почитаемым в городах-колониях, был Аполлон — покровитель колонистов. Поклонялись и другим олимпийским богам: Зевсу, Гермесу, Дионису, Афине, Артемиде. Особенно популярным был культ самого любимого героя греков — Геракла. К нему за защитой обращались участники сражений. В городах и вблизи них выделялись участки земли под святилища. Первоначально воздвигали алтари для жертвоприношений, ставили столы для даров. Среди загородных святилищ наиболее известным стало посвященное Афродите Апатуре (Обманщице) и Афродите Урании (Небесной) у Фанагории. Там же находилось святилище Деметры. Археологи узнали о нём, раскопав на Майской горе большую культовую яму, наполненную множеством терракотовых изображений Деметры, а также курильницами, светильниками, посудой. Богатые граждане посвящали особо почитаемым богам храмы, выставляя у входа в них каменные плиты с соответствующими надписями. Одна из таких плит найдена вблизи Фанагории. Надпись на ней сообщает, что «Ксеноклид, сын Посия, посвятил храм Артемиде Агротёре при Перисаде, сыне Левкона, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, торетов и дандариев». (Кстати ребята, а давайте вспомним, кто такой архонт). Судя по другим надписям, в IV в. до н. э. было построено немало храмов и алтарей в городах Таманского полуострова. Есть сведения о существовании в Гермонассе святилищ Аполлона. Жрецами и жрицами в главных святилищах, как правило, были дети царей. Аполлон почитался как покровитель гражданской общины, полиса. Земледельцы поклонялись Деметре, Коре, Дионису. Торговцы отдавали предпочтение Гермесу и Посейдону, рыболовы — Артемиде Агротере. На празднества, посвященные богам, собирались все жители города и сельской округи. Они сопровождались проведением спортивных, музыкальных и поэтических состязаний. III. Работа с текстом в группах. Проработка содержания темы. Самостоятельная проработка текста (§ 13-14), чтение мифов «Миф о путешествии аргонавтов» и «Северное Причерноморье в поэмах Гомера». Выполнение творческих заданий (работа с учебником). Задание № 1. Заполнить таблицу.
Задание №2. Ответить на вопросы от «Почемучки». Почему:
IV. Подведение итогов урока. V. Домашнее задание. Опережающее обучение. Каждой группе подготовить один из оставшихся 5 мифов (§ 13-14 на стр. 89-94). Задание каждой группе:
III. Итог урока. IV. Домашнее задание. Урок № 3. Кубановедение. Тема. «Занятия жителей колоний». Цель. Познакомить учащихся с повседневной жизнью греческих колоний. Задачи.
Учебное оборудование: Б. А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т. А. Науменко. Кубановедение, 5-й класс: учебник. - Краснодар, 2008. ТСО: мультимедийное оборудование. Видеофильм «История Кубани». Тип урока: комбинированный. План урока. I. Организационный момент. II. Изучение нового материала.
V. Домашнее задание. Ход урока I. Организационный момент. II. Изучение нового материала. 1. Проверка домашнего задания. Выставка рисунков детей по теме «Античная мифология» и рассказ о своем герое. 2. Погружение в тему урока. Просмотр фрагмента видеофильма «История Кубани». Работа с учебником. Проработка содержания текста (§ 15 п. 1 на стр. 95). Первичное закрепление полученных знаний. Учитель. Ведущая роль в колонии принадлежала товарному производству злаков — пшеницы, ячменя, проса. Основу торговли составлял экспорт зернового хлеба, достигавший колоссальных по тому времени размеров: Демосфен рассказывает, что Афины получали с колоний половину всего необходимого им привозного хлеба — около 16 тысяч тонн в год. Помимо хлеба, вывозили в Грецию солёную и вяленую рыбу, скот, кожи, меха, рабов. В обмен на все эти товары государства Греции отправляли в Причерноморье вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства — статуи, терракоту, художественные вазы. |
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных... | ||
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения знаний о художественном жанре – басня | Методическая разработка представляет собой сборник, в который входят... Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | ||
Научно-методическая работа «Разработка методического сопровождения... В течение учебного года была разработана поурочная система заданий для организации устной работы по учебникам «Математика 6 класс»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование универсальных учебных действий (ууд). Поэтому каждый урок, любая беседа, классные и внеклассные мероприятия, которые... | ||
Программа дисциплины мышление и религия древних греков для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия... | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий | ||
Программа развития универсальных учебных действий составлена для обучающихся мбоу унош «Садко» Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | Программа формирования универсальных учебных действий моу «Гимназия №8» Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Участники проекта Древней Греции. Мифы о богах, жизнь древних городов, подвиги древних воинов, древняя культура – все это кажется нам загадочным, таинственным... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 классов для учебников Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного... | ||
Программа по искусству «Изобразительному искусству» Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса | Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема: «Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики, физики и информатике» | «Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании... Целью проекта является: методическое обеспечение работы учителя английского языка в соответствии с образовательными стандартами второго... |