Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса
1..Настоящая программа по искусству «Изобразительному искусству» для 5-го класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству;
- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- Базисного плана Ивановской основной общеобразовательной школы на 2012 – 2013 учебный год.
2. Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по
изобразительному искусству и авторской программы народного художника Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и
художественный труд для 5-9 классов» Просвещение 2010 г
3. В соответствии с ФБУППП учебный предмет «Искусство в 5 классе» ( Изобразительное искусство) вводится как
обязательный предмет в основной школе, на его преподавание в 5 – ом классе отводится 35 часов в учебный год , 1 час в неделю.
4. Уровень обучения. Уровень обучения – базовый.
5.Содержания разделов и внесенные изменения
1 четверть
| Древние корни народного искусства
| 9
| 2 четверть
| Связь времен в народном искусстве
| 7
| 3 четверть
| Декор, человек, общество , время
| 11
| 4 четверть
| Декоративное искусство в современном мире
| 8
|
| Всего
| 35 часов
| 6. Цели изучения предмета
Цель программы:
6.1 . формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
6.2. Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
-Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Рабочая программа способствует:
* развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
* воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
* освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
* овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
* формированию способности устойчивого интереса к изобразительному искусству, воспринимать его исторические и национальные особенности
7. Требования к уровню подготовки обучающихся 5-го класса
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности русского народного (крестьянского) искусства и искусства Татарстана;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Европы 17 века.;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);
- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Учебно – методическая литература
учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010г.
• дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
_ СД диски «Музеи мира» ,» Учимся рисовать», «Мировая художественная энциклопедия», интернет ресурсы.
_ Репродукции: «Декоративно – прикладное искусство», « Вышивки», «Третьяковская галерея», «Портреты великих
художников».
- Презентации по произведениям великих художников.
- Рефераты на тему творчества великих художников .
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСКУССТВА (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО) 5 КЛАСС
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата проведения
| Примечание
| план
| факт
|
1
|
1 ЧЕТВЕРТЬ « ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА» Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Резьба, вышивка, лепка
|
1
|
|
|
| 2
| Единство конструкции и декора. Северная русская изба. Фотоработы мастера В. Савинова
| 1
|
|
|
| 3
| Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы.
| 1
|
|
|
| 4
| Коллективная работа «Вот моя деревня» Наличники, фронтон, конь-охлупень, причелины
| 1
|
|
|
| 5
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Видеофильм «Музей - Кижи» . Прялка .Работы мастера А. Мишарина
| 1
|
|
|
| 6
| Русская народная вышивка. Полотенце. Типы орнамента: линейная, сетчатая, рамочная
| 1
|
|
|
| 7
| Татарский орнамент. Различение орнаментов по национальным особенностям .Виды орнамента: растительный, геометрический, смешанный.
| 1
|
|
|
| 8
| Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Русская печь
| 1
|
|
|
| 9
| Приходите к нам в избу. Красный угол.
| 1
|
|
|
|
10
|
2 ЧЕТВЕРТЬ «СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ» Древние образы, единство формы и декора в современных народных игрушках. Дымковские игрушки.
|
1
|
|
|
| 11
| Филимоновские игрушки, свистульки. А.Карпова «Дама и всадник»
| 1
|
|
|
| 12
| Каргопольские игрушки. У. Бабкина «Двуглавый конь»
| 1
|
|
|
| 13
| Народные промыслы , их истоки. Хохломская роспись. С. Веселов «Петушок»
| 1
|
|
|
| 14
| Гжель. Кистевая роспись. Мазок с тенями. Л.Азарова «Рыба – кит»
| 1
|
|
|
| 15
| Жостовские подносы. Роспись по металлу. Н. Гончаров «Подносы»
| 1
|
|
|
| 16
| Городецкая роспись. Роспись купавок и розанов. Работы Л.Беспалова.
| 1
|
|
|
|
17
|
3 ЧЕТВЕРТЬ «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» Народная праздничная одежда. Русский женский костюм. И.Билибин «Вологодская девушка»
|
1
|
|
|
| 18
| Народная праздничная одежда мужчин.
| 1
|
|
|
| 19
| Народная праздничная одежда. Татарский костюм. Калфак, тюбетейка, ичиги.
| 1
|
|
|
| 20
| Изготовление куклы «Берегини». Декоративные куклы.
| 1
|
|
|
| 21
| Русские народные праздничные обряды. Пасха, Масленица, Святки, Рождество.
| 1
|
|
|
| 22
| Праздничные татарские гуляния: Сабантуй, Курбан байрам
| 1
|
|
|
| 23
| Народный костюм и современная мода. Дизайн современной одежды.
| 1
|
|
|
| 24
| Народные промыслы родного края. Роспись по лубу. И.Фатьянов, А.Пастухов – Тиснение по бересте.
| 1
|
|
|
| 25
| Современное выставочное искусство: керамика, майолика, гутное стекло
| 1
|
|
|
| 26
| Выставочное искусство. Гобелен и выбор фактуры. Литье. Цветные нити.батик и его виды.
| 1
|
|
|
| 27.
| Витражи, декоративные вазы. Терракотта.
| 1
|
|
|
|
28
|
4 ЧЕТВЕРТЬ « ДЕКОР, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ» Украшения в жизни древних обществ. Зачем людям украшения?
|
1
|
|
|
| 29
| Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда фараона.
| 1
|
|
|
| 30
| Декоративное искусство Древней Греции. Просмотр видеофильма.
| 1
|
|
|
| 31
| Греческая керамика. Черно и красно фигурные вазы.
| 1
|
|
|
| 32
| О чем рассказывают нам гербы и эмблемы? Значение цвета при изготовлении гербов и эмблем
| 1
|
|
|
| 33
| Одежда говорит о человеке. Костюмы Средневековья. Ван Дейк «Лорды», А.Босс «Бал во дворце»
| 1
|
|
|
| 34
| Декоративные костюмы Китайского Императорского двора
| 1
|
|
|
| 35
| Пленэр. Итоги учебного года.
| 1
|
|
|
| |