МОУ «Калиновская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю: _______
Зам. директора по УВР
Трубина Г.А.
25.08.13 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
5 класс
Учитель: Наборщикова М.А.
2013 – 2014 уч. год Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе:
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
2. Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству 3. Программы для общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. .– М.: Дрофа, 2010.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 ч.(1 час в неделю), что соответствует примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.
Разработанная программа предусматривает проведение практических работ - 31; бесед – 1, тренировочных упражнений - 2.
Программа рассчитана на один год.
Специфика программы
Программа Изобразительное искусство в 5 классе общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы учебного курса.
В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.
В случае совпадения темы урока с праздничным днем, изучение этой темы будет объединено с последующей темой.
Цели программы:
- приобщение к искусству как духовному опыту поколений;
- овладение способами художественной деятельности;
- развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
II. Учебно-тематический план
№ п/п
| Раздел обучения
| Количество часов
| № урока
| 1
| Рисование с натуры ( по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок.
| 14
| 6,7,9,12,20,22,,23,24,25,26,27,28,29,345
| 2
| Тематическое рисование
| 6
| 13,18,19,21,31,32
| 3
| Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники
| 12
| 3,4,5,8,10,11,14,15,16,17,30
| 4
| Беседы.
| 1
| 2
| 5
| Тренировочные упражнения
| 2
| 1,33
| Итого
|
| 35
|
|
|
|
|
|
III. Содержание программы.
I раздел: Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок. (14 часов)
Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Изучение строения дерева. Живопись. Жанр пейзажа. Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом. Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция). Анималистика. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации (копирование). Анатомия животного, цвет, пластика, образ жизни. Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель. Карандаш. Рисование с натуры (игрушки), по памяти, по таблицам современной техники. Конструкция. Линейный (сквозной) рисунок, светотень. Техника штриха и его культура. Гризайль- как соединение рисунка и живописи. Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Материальность в рисунке. Жанр натюрморта. Рисование с натуры. Карандаш. Линейное (сквозное) построение. Предметы и анализ их формы. Перспектива. Рисунок по представлению из геометрических форм (карандаш). Развитие аналитических способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование. Рисунок, живопись. Рисование 4-х лиц по одной схеме. Общее и индивидуальное, мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи. Дружеский шарж.
II раздел: Тематическое рисование (6 часов)
Знакомство с искусством мультипликации, работой художников в этой области. Освоение художественной техники, ее возможностей. Законы композиции. Знакомство с разнообразием штриха и его возможностями. Тематическое рисование и аппликация. В.Васнецов, П.Корин, Е.Вучетич, В.Суриков. Патриотизм и история в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация. Иллюстрация к книге. От эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации. Художники –сказочники: В. Васнецов, И.Билибин, Ю.Васнецов, Е.Рачев, М.Врубель. Книжная графика. Оформление книги
III раздел: Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники ( 12 часов)
Декоративное рисование, отработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения. Живописная техника, цветоведение, простейшие виды печати. Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. Работа с трафаретом. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета. Аппликация из цветной бумаги и других материалов. Новый год в жизни человека, в искусстве Овладение способом « набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений. Печатная ( тиражная) графика, знакомство с творчеством художников- графиков. Искусство художника книги. История книгопечатания. Работа с текстом, шрифтом. Вспомогательная сетка, ее использование.
IV раздел: Беседы ( 1 час)
Наблюдение за видимым миром, беседа о перспективе
V раздел: Тренировочные упражнения ( 2 часа)
Живопись, изучение основ цветоведения, смешанные и основные цвета, спектр. Лепка из пластилина. Пропорции лица. Жанр портрета в изобразительном искусстве.
Тематическое планирование
№
| Тема урока
| Характеристика деятельности учащихся
| Дидактический материал
(Зрительный, литерат. и муз. ряд)
| 1
| Цветовой круг.
| - раскрасить акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо
| Методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближение цвета»,. Подборки оттенков разных сочетаний.
Литературный ряд: стихи о цветах (живописных), о радуге.
| 2
| Экскурсия в осенний лес (урок-наблюдение).
| - наблюдать, анализировать, словесно описывать увиденное вокруг, рассказывать о перспективе;
- подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги и альбомы.
| Литературный ряд: стихи об осенней природе, осени.
| 3,4
| «Декоративный цветок» (2 часа – пр. работа).
| - любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов;
- выполнить стилизованный рисунок цветка
| Альбом, краски, букеты цветов, открытки.
Зрительный ряд: японская, китайская графика (растения), Т.Яблонская «На окне весна»; К.Петров-Водкин «Натюрморт с черемухой»; А.Герасимов «После дождя» Мокрая терраса», «Натюрморт полевые цветы», «Роза», «Полевой букет»,авторские работы художников, детские рисунки.
| 5
| Живописные упражнения, монотипия «веселые кляксы» (тренировочные упражнения).
| - совершенствовать графические навыки, ----- развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, взаимопомощь, товарищество,
| Акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, плитка из оргстекла, керамика, газеты (подстелить), для учителя методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета».
| 6
| .Золотая осень. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти (пр. работа).
| - изучать строение деревьев, кустарников, - - передавать в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы,
- создавать определенный колорит, настроение цветом,
- осваивать технику живописи «мазком», обобщать впечатлений от экскурсии
- нарисовать рисунок осеннего дерева.
| Альбом, карандаш, краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра, баночки с водой, листья деревьев..
Зрительный ряд: И.Шишкин «Лесные дали», «Осень», В.Поленов «Московский дворик», «Осень в Абрамцеве», И.Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», А.Куинджи «Березовая роща»
Литературный ряд: Г.Скребицкий «Художник-осень», загадки и стихи о деревьях
Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года».
| 7
| Рисование фруктов и овощей (пр. работа).
| - получать смешанные цвета на палитре;
- развивать творческие способности;
- выполнить натюрморт под руководством учителя.
| Материал: простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: фотографии, открытки с фруктами и овощами, репродукции: Стожаров «Чай с калачами», «Квас», Хруцкий «Натюрморт с братиной», «Цветы и плоды», И.Машков «Фрукты на блюдце
| 8
| .Хохлома. «Золотые узоры». Декоративная роспись кухонной разделочной доски (1 час – пр.работа)
| - иметь понятие об орнаменте и его элементах, развивать образное представление, фантазию, навыки деления на равные части;
- выполнить роспись доски под хохлому
взяв характерные цветовые сочетания, приемы росписи.
| Материал: акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: изделия Хохломы, Жостово. Палеха и др.
| 9
| Рисуем отгадки к народным загадкам. (1 час – пр. работа).
| - знакомиться с устным народным творчеством;
- грамотно владеть композицией, линией, цветом;
- развивать ассоциативное мышление;
- проиллюстрировать загадки.
| Материал: гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
Книги с загадками.
| 10,11
| Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда (2 часа – пр. работа).
| - воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства;
- знакомство с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; зна -
комство с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством, Скопин, Опошня;
-формировать понятия об элементах орнамента, его видах;
- сделать три декоративные полосы (фризов) из трех пар контрастных цветов;
- выполнить эскиз декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда.
| Материал: простой карандаш, ластик, краски (гуашь, акварель), кисти, баночки с водой.
Зрительный ряд: фотографии изделий художественных промыслов, сами изделия
| 12
| «Рыжий кот». Рисование с натуры домашних животных (1 час – пр. работа).
| - знакомиться с анималистическим жанром в искусстве, художниками-анималистами; -совершенствовать свое умение рисовать животных,
-углублять знания о размере, анатомическом строении, цветовой окраске,
- выполнить рисунок животного под руководством учителя,
используя графические художественные материалы
| Материалы: простой карандаш, ластик, сувениры, бумага.
Зрительный ряд: рисунки методического фонда учащихся, ДШИ, работы Ватагина, Е.Чарушина, В.Серова, Леонардо да Винчи, П.Клодтта, К.Петрова-Водкина «Купание красного коня», репродукции конных памятников.
Литературный ряд: загадки , стихи, отрывки из литературных произведений
| 13
| Мультипликационные герои (1 час – пр. работа)
| разговор о мультипликации, о художниках мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильмов; развитие графических умений и навыков; развитие образного представления, фантазии, эмоциональная разрядка;
- выбрать любимого мультгероя, нарисовать его.
| Материалы: альбомы, гуашь, акварель, банки с водой, простой карандаш, кисть, открытки с геоями мультфильмов, детские книги.
Зрительный ряд: иллюстрации , книги о мультиликации
Литературный ряд: загадки
| 14
| Веселый Дед Мороз (1 час – пр. работа).
| - владеть техникой аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов;
- развивать образное представление
творческого восприятия действительности
- выполнить аппликацию под руководством учителя.
| Материалы: открытки новогодние, бумага, цветная, вата, мишура, клей ПВА, ножницы.
| 15
| Раппорт ткани. (2 часа – пр. работа).
| - овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету, воспитание художественного вкуса, творческих способностей, изобразительных навыков
- изготовить шаблон, трафарет и оформить рисунок с использованием раппорта
| Материалы: кусочки ткани с узором, шаблоны, трафареты, бумага, гуашь, темпера, клей ПВА, куски белой ткани или бумаги.
Зрительный ряд: фотографии и репродукции о создании тканей
| 16,17
| Гравюра на картоне (2 час – пр. работа).
| -знакомиться с тиражной графикой,
- развивать творческие способности и навыки в работе;
- выполнить эскиз, вырезать заготовки деталей из картона, наклеить (техника аппликации), нанести краску, отпрессовать и получить лист отпечаток
| Материалы: альбомные листы, тонкий картон, клей ПВА, кисти, ножницы, гуашь, фотовалик, губка-поролон
Зрительный ряд: авторские работы детей, Дюрер «Кролик», И.Билибин – иллюстрации к русским народным сказкам
| 18,19
| Работа в технике «граттаж» (2 час – пр.работа).
| - ознакомиться с новыми возможностями художественных техник, графических материалов;
- осваивать законы изобразительной грамоты;
- овладевать техникой штриха
- выполнить графические упражнения карандашом .
| Материал: простой карандаш, ластик, бумага, желток, черная тушь или гуашь, булавки с головкой, циркуль, гвоздики со шляпкой, вязальные спицы.
Зрительный ряд: черно-белые фотографии, пейзажи; репродукции печатной графики, методические таблицы
| 20
| Наброски фигуры человека (1 час – пр. работа)
| - анализировать пропорций, конструктивно-анатомичского строения фигуры человека, объемной формы; тоновая и цветовая разработка формы,
- совершенствовать умения последовательного ведения работы; выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека
- выполнить рисунок-набросок фигуры человека (1-2 наброска по 15-20
| Материал: простой карандаш, бумага (белая).
Зрительный ряд: наброски с фигуры человека И.Репина, В.Серова и др.; методические таблицы (скелет, мышечная система, пропорции людей разного возраста
| 21
| Русские богатыри. (1 час – пр. работа)
| - рассказывать о Всемирной истории и истории Отечества, Родине, творчески воспринимать события мира, творчески подходить к работе, совершенствовать графические навыки,
- выполнить композицию на тему дополняя аппликацией.
| Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: М.Врубель «Богатырь», «Микула Селянинович», Мартос «Памятник Минину и Пожарскому», Вучетич «Родина- мать зовет!», П.Корин «Александр Невский», А.Бубков «Утро на Куликовском поле»; фотографии Пскова, Новгорода, Владимира, Суздаля
Музыкальный ряд: Глинка «Иван Сусанин» («Жизнь за царя», А.Бородин «Богатырская симфония, 1 –я часть; песня ВОВ «Вставай страна огромная»»
| 22
| Транспорт (1 час – пр. работа).
| - знакомство с техникой, машинами; рисование сложного объекта (техника) по уменьшенной модели;
- анализ формы сложного объекта до простейших форм, его составляющих; закрепление полученных ранее знаний по рисованию предметов прямоугольной формы, расположенных под углом рисующему.
- самостоятельно сделать наброски автомашины (основные формы кузова, колес, прорисовывание деталей).
| Материал: модели машин, карандаш, акварель, фотографии и иллюстрации с машинами
Зрительный ряд: В. Васнецов «Ковер-самолет», «Иван –царевич на сером волке»
| 23,24
| Натюрморт из геометрических тел. (2 часа – пр.работа).
| - познакомиться с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью; рисовать с натуры геометрические тела с попыткой передачи объема; понимать конструктивное строение предметов, элементов линейной перспективы; развивать зрительную память, передавать впечатления, комбинировать детали;
- выполнить сквозную прорисовку и начальный этап светотени, выполнить штриховку.
| Материал: простой карандаш, ластик, бумага.
Зрительный ряд: методические таблицы
| 25,26
| Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей (2 часа – пр.работа)
| - рисовать предметы аналогичной формы, но разного материала и характера (шар, яблоко, призма, коробок и др.); иметь первоначальные сведения о форме предметов;
- выполнять простейшие композиционные приемы, закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементов цветоведения;
- рисовать с натуры, доступными графическим средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов;
- сравнивать свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки;
- соблюдать последовательность графического и живописного изображения; - использовать возможности цвета, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит;
- нарисовать натюрморт (композиция, первоначальная передача светотеней, цвета, подробная проработка рисунка) в технике гризайль или живопись.
| Материал: простой карандаш, ластик, бумага.
Зрительный ряд: методические таблицы «Этапы рисования с натуры геометрических тел»
| 27,28
| Наброски с натуры модели домика. (2 часа – пр. работа).
| - изучать конструктивные особенности строения призматических форм, находить аналогичные формы в окружающей действительности (мебель, здания, коробки и т.п.); сообщать простейшие сведения о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая перспективы; - анализировать геометрические формы в математике;
- сделать наброски с модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика..
| Материал: бумага, карандаш, методические таблицы «Последовательность рисования призмы, коробки, ящика», проволочные модели призм, кубов
Зрительный ряд: репродукции с четким изображением предметов призматической формы, фотографии изделий (шкатулки, мебель, здания) в угловой перспективе и перспективных изменениях, И.Левитан «Осенний день. Сокольники», И.Репин «Невский проспект», А.Веницианов «Гумно», В.Маковский «В мастерской художника»
| 29
| Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур(1 час - пр. работа).
| - развивать зрительную память и воображение, рисовать по представлению; беседовать об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого вида искусства;
- анализировать форму (объемную и плоскую), конструировать;
- выполнить рисунок старинного терема с использованием геометрических фигур.
| Материал: альбом, карандаш, тушь, геометрические тела (кубики, пирамидки, спичечные коробки и т.п.), фотографии архитектурных сооружений с четко выраженными формами (чтобы просматривалась конструкция). Кижи, крепостная Москва, репродукции живописных сооружений, геометрические тела, строительный конструктор.
Зрительный ряд: репродукции картин художников В.Суриков «Утро стрелецкой казни», А.Лентулова «Собор Василия Блаженного», В.Васнецов «Картины о старой Москве».
| 30
| Буквица (1 час пр. работа)
| - познакомиться с историей книгопечатания, с искусством каллиграфии, принципами образования шрифта; развивать графические умения, развивать общую эрудицию и кругозор;
- творчески подходить к работе;
- написать печатными буквами текст загадки или пословицы, украсив ее первой буквой – «буквицей».
| Материал: таблицы, доска, мел, бумага, карандаши, акварель, тушь, фломастеры, линейка
| 31,32
| Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек-горбунок» (2 часа – пр. работа)
| - осваивать закономерности композиции, основ цветоведения; знакомиться с творчеством художников миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка; знакомиться с произведениями изобразительного искусства и беседовать о красоте сказочного мира в произведениях художников-сказочников (Билибин, Васнецовы, Врубель и др.);
- познакомиться с книжной графикой как разновидностью графики;
- выполнить эскиз в карандаше, работа красками.
| Материал: альбом, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, мелки, банка, кисти
Зрительный ряд: репродукции народных сказок, книга Ершова П. с иллюстрациями разных художников, методическая таблица «Последовательность выполнения
| 33
| Портрет (1час – пр. работа)
| - лепить с натуры модели, развивать зрительную память, глазомер, пространственное мышление;
- отличать скульптуру от других видов изобразительного искусства;
- налепить на каркас пластилин, сделать основу головы, закрепить, определить части головы, сформировать нос, губы и т.д.
| Материал: клеенка, пластилин, стеки, баночки для каркаса (или фольга алюминиевая), ДСП подставка, брусочек 150х20х20, гипсовые головы и модели, методические таблицы «Стрение черепа», «Мимические мышцы»
Зрительный ряд: В.Мухина «Рабочий и колхозница», «Портрет доктора А.Замкова», Ж.Гудон «Статуя Вольтера», Микеланджело «Скорчившийся мальчик, Мирон «Дискобол».
| 34
| Четыре разных портрета по одной схеме (1 час – пр.работа)
| - изучать пропорций и мимики лица; ---развивать графические навыки и умения; развивать умения найти координатные точки лица (опорные
- под руководством учителя нарисовать по единой схеме заготовки для будущих портретов, каждому лицу придать индивидуальные черты: по возрасту, полу, национальности, настроению, прическе.
| Материал: фотографии, рисунки лица (крупным планом), альбомы, банки с водой, кисти, краски, методическая таблица «Мимика».
Зрительный ряд: 3А.Веницианов «Захарка», В.Серов «Девочка с персиками», «Мика Морозов», Рембрандт «Сын Титус за чтением»
| |