«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка»





Скачать 96.26 Kb.
Название«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка»
Дата публикации28.09.2014
Размер96.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации городского округа город

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа город Агидель РБ


Педагогический проект на тему

«Реализация принципов системно - деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка»




Ермакова

Лариса Сергеевна

учитель английского

языка

г. Агидель 2012г.

«Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность»

(Б.Шоу).

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

С 1 сентября 2010 года в нашей школе в 1-х классах началось обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения. ФГОС основного общего образования по мере готовности могут вводиться:
— в 5 классах —с 2012 года,
— в 6 классах —с 2013 года,
— в 7 классах —с 2014 года,
— в 8 классах — с 2015 года.

В условиях, когда введение ФГОС в среднем звене предполагается со следующего учебного года, я задалась вопросом, как обучать учащихся в новых условиях, что является приоритетом, на что следует обратить внимание, возможно ли использование уже ранее апробированных приёмов и методов, которые имели успех в преподавании английского языка (и не только).

Таким образом, тема моего проекта не случайна «Реализация принципов системно - деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка».

Целью проекта является: методическое обеспечение работы учителя английского языка в соответствии с образовательными стандартами второго поколения и с целью формирования универсальных учебных действий.

Задачи:

  1. Освоение понятийного аппарата стандартов нового поколения.

  2. Разработка и апробирование диагностики, приёмов и методов формирования универсальных учебных действий.

В основе стандартов образования нового поколения лежит системно-деятельностный подход (авторы Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов). Цель системно-деятельностного подхода — развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке  материала состоит не в том, чтобы все  доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.

Ведущие принципы деятельностного подхода:

1.Принцип минимакса –  освоение материала на максимальном  уровне  и обеспечение усвоения на уровне   минимума (государственного стандарта знаний).

  1. Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно. 

  2. Принцип психологической комфортности – создание  на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения.

  3. Принцип вариативности –  формирование учащимися способностей к выбору вариантов

  4.  Принцип творчества –  приобщение учеников к  творческой деятельности.

На основе деятельностного подхода была разработана концепция универсальных учебных действий (УУД), формирование которых является фундаментальным в содержании современного образования.

В преподавании английского языка мне пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Дело в том, что обучение английскому языку в школе происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем 1-2 минуты говорения за урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока, а также дома.

Таким образом, именно формирование универсальных учебных действий призвано разрешить существующие затруднения. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

По классификации А.Г. Асмолова существуют следующие виды УУД:

1. Личностные − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

3. Познавательные − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.

4. Коммуникативные − обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В течение уже многих лет мною используются различные современные технологии, методики, формы и приёмы работы, которые способны, как нам видится, формировать различные универсальные учебные действия. Вот некоторые из них.

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются такие виды заданий как участие в проектах (проектная методика), творческие задания (создание своего портфолио), станционная методика и т.д. Проектная методика позволяет создать условия для свободного развития личности. Её применение позволяет повысить мотивацию к изучению английского языка.

Проектная методика помогает формировать учебное сотрудничество, усиливать коллективную ответственность обучающихся за выполнение проекта, проявлять толерантность и справедливость, стимулировать общение, развивать умение слышать друг друга. Примером может послужить опыт работы в 11 классе по теме «Спорт»(фотографии). Учащиеся делятся на группы, формулируют тему своего исследования в области спорта и начинают работу над проектом, которая занимает немало времени, как на уроке, так и дома. Дети изучают теоретический материал, спорят, предлагают, анализируют, не соглашаются, приходят к общему мнению. На заключительном уроке по теме проходит защита проекта в виде выступлений по презентациям, инсценировок и т.д. В завершении учащимся предлагается проанализировать свою деятельность, заполнив анкету «Мониторинг эффективности проектной деятельности» (на слайде- мониторинг и пример проекта)

Использование методики «Создание своего портфолио» является обязательным при работе по новым стандартам. Такое портфолио включает в себя все творческие работы, выполненные учащимся за период обучения. Данные работы представлены либо в письменном виде, либо в форме авторских презентаций по изученным темам и включают в себя сочинения, рисунки, проекты, стихи, «парад личных достижений» и т.д. В качестве примера хотелось бы продемонстрировать работу над созданием своего портфолио ученика 5в класса Рахимова Дениса. (на слайдах презентации)

Одним из перспективных направлений в работе современной школы можно считать методику станционного обучения, которая является наиболее эффективной при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков- практикумов и уроков контроля усвоения новой темы. Данная методика оправдывает себя и во внеклассной деятельности. В работе по данной методике следует выделять 3 этапа:

  1. подготовительный;

  2. процессуальный;

  3. рефлексивный.

Нами данная методика активно применяется во внеклассной деятельности при проведении мероприятия «Путешествие в страну Знаний» (фотографии с декадника). Учащиеся (команда из класса или просто ученик, изъявивший желание принять участие) «путешествуют» по «станциям» (кабинетам), выполняя задания разного уровня, по разным видам деятельности (страноведение, грамматика, лексика и аудирование). Использование данной методики даёт возможность каждому ребёнку в комфортных условиях проявить себя, учитель выступает лишь в качестве организатора и координатора учебной деятельности. Использование данной методики на уроке повышает учебную мотивацию учащихся, снижает уровень тревожности. На уроках создаётся комфортная обстановка, повышается успеваемость. Использование дифференцированных заданий, когда используются карточки разного цвета ( красный- повышенная сложность на «5», жёлтый- средний уровень на «4» и зелёный- элементарный уровень на «3») позволяет ученику выбирать задание по своим силам. При оценивании используется самооценка или взаимопроверка по заранее приготовленным учителем ключам.

По результатам выполнения того или иного задания, будь то участие в проекте или «путешествие по станциям» или страничка в портфолио можно судить о сформированности личностных УУД у каждого ученика.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразно использование следующих методов:

    1. Метод Ривина А.Г., когда каждый ученик получает тему и прорабатывает её по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста ученик выступает по теме.

    2. Обратная методика Ривина А.Г. Каждый ученик получает план своей темы. Его задача по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные ученики.

    3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго. Проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможно использование модульной технологии, которая преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Использование данной технологии облегчает труд учителя на уроке, но делает его в разы сложнее на подготовительном этапе.(на слайде разработка урока по модульной технологии) Практическое использование данной технологии на уроках во многом способствует повышению качества обученности учащихся по предмету, а также формирует навыки самостоятельной работы.

Метод «разрезанной информации» также способствует формированию регулятивных УУД. Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой- либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить использование кейс- метода. Данный метод применим при подготовке к части С единого государственного экзамена,

при проведении уроков дискуссий и полемик по актуальным темам и вопросам,

при организации диалогической и полилогической речи как одного из видов речевых упражнений, в проектно-исследовательской деятельности. Кейс-метод позволяет решать множественные проблемы с самостоятельностью мышления обучающихся и недостаточной сформированностью так называемого критического мышления, а также развивает необходимые навыки, а именно четкое выполнение поставленной задачи, умение сформулировать противоположное мнение, умение аргументировать и защищать собственную точку зрения, мыслить критически и решать поставленную задачу в условиях цейтнота, а также развивать стратегическое мышление. Данный метод мною активно используется при работе с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам и в исследовательской деятельности, а также на уроках проводимых с элементами ролевой и деловой игр. (фотографии грамот учащихся)

Судить о сформированности данных УУД позволяют такие задачи: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; магнитофонный опрос; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т.д.

В новых стандартах конкретизированы требования к достигаемым результатам и даны дополнения к традиционному содержанию образования. Перечисленные выше технологии, методики формы и приёмы позволили мне в моей педагогической практике достигнуть хороших результатов в обучении школьников.

Ежегодно повышается качество обученности учащихся. (слайд, таблица)

Так, в частности ученики добиваются хороших результатов на школьных и городских олимпиадах. (слайд с результатами олимпиад за последние 3 года).

С удовольствием учащиеся участвуют в международных конкурсах - Британский Бульдог, Эрудиты планеты (на слайде фотографии с конкурса Эрудиты планеты и сертификаты Британского Бульдога)

Хорошие знания показывают учащиеся на городских мероприятиях. В частности, в 2008-09 учебном году за хорошие знания в области истории Англии в конкурсе «Умники и умницы» ученики 11а класса Исламова Аида и Хабиев Рифат были удостоены почетных грамот отдела образования администрации городского округа город Агидель.

Таким образом, использование уже апробированных, хорошо зарекомендовавших себя технологий, методов и форм работы на уроках и во внеурочной деятельности действительно формируют у учащихся универсальные учебные действия. Но, к сожалению, всё ещё остаются проблемы в организации учебного процесса: техническая обеспеченность кабинетов (наличие необходимых ТСО, дидактических материалов, электронных учебников), недостаточная мотивация к обучению у ряда учащихся, переполненность групп по изучению английского языка (в группе, бывает, обучаются до 24 учеников). Остаётся надеяться, что с введением ФГОС в школе удастся решить эти и многие другие проблемы и образование в наших школах приобретёт, новый, качественный смысл.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconКатаевой Ольги Юрьевны в рамках проекта «Школа Росатома» «Организация...
«Организация и реализация системно-деятельностного подхода на уроке. Структура и анализ урока» (24 часа)
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconУниверсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования
Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных...
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconРеализация технологии деятельностного метода обучения
Основная цель: знакомство педагогов с практикой реализации механизмов формирования универсальных учебных действий на основе дидактической...
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения»
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconЭ. Хаббард
«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе реализации фгос ноо в мбоу сош №36»
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconМодератор маршрута: Блохин В. С
Маршрут № Реализация системно-деятельностного подхода в общественно-научном образовании
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconСценарий заседания «педагогического кафе»
«Реализация системно-деятельностного подхода на современном уроке в начальной школе»
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconУроках математики
В условиях внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования актуальной становится задача, решение которой...
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconУрок открытия нового знания
...
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного...
Нтичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации...
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconПрименение системно – деятельностного подхода в опыте работы педагогов оу
«Применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе (из опыта работы педагогов оу нюксеснкского муниципального...
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» icon«Добро пожаловать в Лондон!» (Знакомство учащихся с видами столицы...
...
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рмой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии...
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconПлан работы школьного методического объединения учителей физической культуры мобу «сош №4»
Технология системно деятельностного подхода в формировании компетентности субъектов образовательного процесса
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализация системно-деятельностного подхода средствами различных педагогических технологий
«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий в преподавании английского языка» iconКонспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного...
План- конспект урока по географии, составленный по принципу системно- деятельностного подхода


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск