Скачать 193.76 Kb.
|
Использование приёмов коллективного способа обучения на уроках математики В условиях внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования актуальной становится задача, решение которой ориентировано на формирование универсальных учебных действий, реализацию деятельностного подхода. Педагогическая технология Дьяченко В.К. – коллективный способ обучения - дает нам готовый метод, и особенно приемы. Например, работа в парах сменного состава. Так устроен человек, что, познавая что-либо, он ощущает потребность поделиться своими открытиями с другими. Обучения вне общения не существует. Поэтому обучение должно строиться так, как происходит общение между людьми. В. К. Дьяченко считает, что урок должен сочетать четыре организационные формы обучения: индивидуальную, парную (ППС), групповую, коллективную (ПСС). Коллективный способ обучения даёт возможность коммуникативного, познавательного развития. Общение – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, но общаться подростки не умеют – не умеют слышать и слушать, не умеют обмениваться информацией. А именно на этот возрастной период приходится изучение математики. Традиционная педагогика отводит ученику пассивную роль слушателя, наблюдателя. Ведущая роль отводится учителю, который несёт знания ученику. Педагогика сотрудничества, сотворчества, основанная на гуманистической идее совместной развивающей деятельности детей и взрослых, основывается на искренности, открытости, доверительности отношений, организации такого общения учителя с учениками и учащихся между собой, в процессе которого происходило бы обучение, воспитание и развитие личности каждого учащегося в обучении математике. Правильно организованное педагогическое общение снимает психологический дискомфорт его участников, создавая условия для посильного участия учащегося в процессе обучения. Воспитание у учащихся умения включаться в общение, чувствовать себя комфортно в новых, непривычных условиях не является целью обучения математике, но, тем не менее, вносит важный вклад в общее воспитание и развитие учащихся. Вот почему при проведении многих занятий я отдаю предпочтение коллективному способу обучения, как способу организации познавательной деятельности и развивающего общения учащихся. Использование коллективного способа обучения на уроке позволяет реализовать обучающую и воспитывающую функции урока не только через содержание, но и через форму организации учебной деятельности, формировать такие качества учащихся, как коллективизм и ответственность в учебной работе, что при традиционных способах обучения было затруднительно. Приведём важнейшие факторы организации коллективного способа обучения:
Выбор темы урока Для проведения занятия целесообразно подбирать тему, которую можно изучить за один или сдвоенный урок. Важно, чтобы её было легко разбить на несколько независимых подтем. Например, тему урока «Уравнение» можно разбить на следующие три подтемы:
Подготовка раздаточного материала В качестве раздаточного материала удобно использовать два типа карточек:
Содержание каждой подтемы оформляется на отдельной обучающей карточке (Приложения 1, 3). Набор карточек по теме образует блок заданий. Ученик может начать работу по изучению нового материала с любой карточки и выполнять задания в любой последовательности. Таким образом, карточка является самостоятельным входом в тему. Для наглядности каждая карточка имеет свой сигнальный цвет (красный, жёлтый, зелёный и др.). Обучающая карточка состоит из трёх частей:
Подготовка класса к изучению нового материала Все ученики класса разбиваются на малые группы. Так, класс, в котором 24 ученика, разбивается на 6 групп по 4 человека в каждой. Формирование малых групп определяется тем, как обычно сидят ученики на уроке – в парах постоянного состава. Пример деления класса на малые группы приведён на рис. 1. 1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
1 – консультант по карточке № 1
-- малая группа
Рис. 1. Схема деления класса на малые группы и порядок раздачи карточек Накануне урока шести «сильным» ученикам-консультантам (по два консультанта на каждый тип карточки) раздаются обучающие карточки. Они самостоятельно изучают содержание изложенного в них учебного материала, выполняют практические задания. Учитель осуществляет контроль за усвоением материала учениками-консультантами, даёт им необходимые рекомендации. Консультант раздаёт членам своей малой группы (в каждой малой группе обязательно должен быть консультант) карточки того типа, по которым он подготовлен. В его обязанности входит: помочь освоить учащимися содержание карточки, справиться с выполнением практических заданий, проверить качество усвоения нового материала у каждого члена малой группы. После усвоения нового материала уже все члены малой группы становятся консультантами по этому типу карточки. По команде учителя ученики пересаживаются в соответствии со следующей схемой посадки учеников (рис. 2) в новые пары – пары сменного состава. Теперь рядом оказываются ребята с разными карточками. По очереди, выступая то в роли ученика, то в роли консультанта, они обмениваются информацией, содержащейся в их карточках, и самими карточками. а)
б)
Рис. 2. Первая схема работы учеников в парах сменного состава : а) до обмена карточками; б) после обмена карточками. Аналогично происходит ещё одно пересаживание в пары сменного состава (рис. 3), обмен информацией и карточками. Таким образом, все вопросы темы оказываются рассмотрены каждым учеником класса. а)
б)
Рис. 3. Вторая схема работы учеников в парах сменного состава : а) до обмена карточками; б) после обмена карточками. Чтобы не переутомлять и не перегружать ребят, в перерывах между пересаживаниями учащихся устраиваются ”устные паузы” – решение устных примеров и задач. Учёт и контроль полученных знаний В начале урока каждый ученик в своей тетради составляет, а в процессе урока заполняет индивидуальную карту учёта учебных вопросов (табл. 1) Таблица 1 Карта учёта учебных вопросов
Здесь : * ) получил карточку; + ) изучил карточку; ++ ) объяснил карточку товарищу. Работа считается завершённой, когда каждый ученик изучил все три обучающие карточки блока заданий и две из них объяснил своим товарищам. Для того чтобы проверить, как усвоена новая тема, в конце урока проводится контроль в форме теста по тесовым карточкам (Приложения 2, 4). С целью реализации дифференцированного подхода к обучению учащихся разного уровня подготовки, тесты содержат обязательную и дополнительную части. Критерии оценки выполнения контролирующего теста приведены в табл. 2. Таблица 2 Критерии оценки контролирующего теста
Как правило, после таких уроков все учащиеся могут правильно выполнить тестовые задания. Но главное – благоприятный психологический климат в классе, чувство комфорта и удовлетворения от работы, которое ощущает и учитель, и ученик. Во время построенного таким образом урока не теряется ни минуты учебного времени. Приложение 1 5 класс
Приложение 2
Приложение 3 6 класс
Приложение 4 6 класс
Список литературы
4. «Начальная школа», 1990 г., №1 5. «Начальная школа», 1993 г., №2 6. «Народное образование», 1994 г., №2, №3. |
Уроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики | Уроках математики Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики | ||
Уроках математики Учителя начальных классов Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением... | Уроках математики в 5 и 6 классах Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому... | ||
Уроках математики в 5 классе Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе | Уроках математики Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали... | ||
Уроках математики и во внеурочное время Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время" | Уроках математики Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми... | ||
О гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт... Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14 | «Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой... Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных... | ||
Уроках математики, способствующих развитию критического мышления... И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому... | План работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования... | ||
Формирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:... Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов | «Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных... Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории | ||
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010» | Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие.... Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области» |