Уроках математики в 5 и 6 классах





Скачать 111.91 Kb.
НазваниеУроках математики в 5 и 6 классах
Дата публикации28.06.2014
Размер111.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
МОУ «Основная общеобразовательная Курская школа»


«Дидактические игры на уроках математики в 5 и 6 классах»

Учитель: Т. Н. Ибрагимова

2010 год

Методическая тема, над которой я работаю «Дидактические игры на уроках математики в 5 и 6 классах».

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Дидактические игры на уроках математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра – творчество. Игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я не считаю, что использование дидактических игр дает возможность овладеть математикой легко. Легких путей нет. Чтобы дети учились с интересом, испытывали и осознавали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей, я применяю на уроках математики дидактические игры, игровые моменты, занимательные задания.

Привожу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах.

Тема «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)

Игра «Соревнование художников»

На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.

Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

Эта игра очень нравится учащимся.
Игра «Морской бой» тоже нравится учащимся.

Эти игры развивают внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.
Игра «Математическое лото»
Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел и др. Затем ученики выполняют полученные задания.
Примеры карточек.




0,5 · 3,46 ׃ 2



0,5 · 5,6 · 5


34,47 · 0,9 + 5,53 · 0,9


4 · 1,75



28,53 · 0,8 +1,47


2,8 · 1,5 – 0,1





13,56х – 2,86х,

если х=0,4



7,86х + 2,14х,

если х=0,02


13,56х + 6,44х,

если х=0,6




7



24


36


2



22,4


12



Игра “Рыбалка”.

Тема: “Сложение и вычитание целых чисел”.

Цель: Совершенствовать вычислительные умения.

Оборудование: Наглядный материал в виде ярких плоских изображений рыбок, подготовленный для работы на магнитной доске. На каждой рыбке записан пример на сложение и вычитание. Кормушки с цифрами -ответами.

Ход игры: Разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду. Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра

Игру “Покормите рыбок”, можно использовать на различных этапах урока на устные вычисления.

“Кто быстрее”.

Тема: “Арифметические действия с положительными и отрицательными числами”.

Каждый школьник заготавливает табличку
-4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4

3

2

1

0

-1

-2

-3

По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить определённое (одно и то же) действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточке с точкой.

Через две-три минуты таблички возвращаются обратно, и школьники проверяют результаты вычислений друг друга.

Задание можно усложнить, если в крайних левых и верхних клетках поместить дробные числа или алгебраические выражения.

“Мельница»

В кружках мельницы записаны рациональные числа. На стрелках, соединяющих кружки, указаны действия. Нужно выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Ответ в одном из кружков внизу.
“Фишка.”

Игровое поле прямоугольной формы разбито на клетки, в которых записаны числа Первоначально фишка стоит на любой клеточке на линии старта. Фишку двигать по таблице с числами на ближайшее соседнее поле по вертикали или диагонали. При переходе из одной клетки в другую надо прибавить число, записанное в клетке, на которую поставили фишку. Выигрывает тот, кто на линии финиша получит наибольшее число.
«Закодированный ответ»
Цель игры: Закрепление и проверка вычислительных навыков при изучении любой темы 5-6 классов, фронтальная работа.

Оборудование: таблица.

Описание игры: Как по таблице Пифагора находят произведения чисел, где ответу соответствует буква. Подставляя, получаем крылатое выражение «НИТЬ АРИАДНЫ». Эти слова из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею в сражении с чудовищем Минотавром (Минотавр, по мифу, получеловек – полулошадь.) Ариадна дала Тезею клубок ниток, с помощью которых Тезей после победы над Минотавром сумел благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.

.

Например: Элементы устного счета за курс 5-6 классов.



Х

99

25

11

111

53

101

53







Н




И




24

Д

Н




А




Т

17




Ь










А

57

И




Ы




Р





583-н 2809-и 2424-т 425-ь

2664-а 3021-р 5621-и 1717-а 2376-д 600 -н 627-ы
Варианты игры: Зашифровать имя ребенка, у которого день рождение или тему урока.
Математический лабиринт

Лабиринт – греческое слово, означает ход в подземелье. Лабиринт – запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений.

Найдите выход из запутанного положения: последняя цифра ответа решенного примера дает начало следующего.

Может найти применение: при отработки вычислительных навыков, при закреплении и проверки изученного материала, а также при проведении самостоятельной работы практически любой темы за курс 5 – 6 классов.

Рассмотрим данную игру на примере устного счета.

1) 36*34=1224

2) 42*101=4242

3) 295*999=294705

4) 58*11=638

5) 87*93=8091

6) 17*99=1683

7) 69*101=6969

8) 99*93=9207

9) 764*25=19100

10) 33*82=2706

Таким образом, выстраивается последовательность решенных примеров

1 – 4 – 8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 или

4 – 8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 – 4 или

8 – 7 – 9 – 10 – 6 – 3 – 5 – 1 – 4 – 8 и так далее.

Учащимся можно одновременно предложить до 10 вариантов самостоятельной работы. Учителю очень легко осуществить проверку на глазах учеников (примеры даются без ответов).
Домино.

Для этой игры надо подготовить карточки, разделенные чертой на две половинки. На одной половинке - задание, на другой – ответ к другому заданию. Играющие составляют цепочку карт так, чтобы за заданием следовал ответ. На рисунке показаны первые три хода игры по теме «Формулы»:













S

2(a+b)



















4a

vt







P

ab







S|t

P



















S

a*a


Игра «В мире животных»


Самое крупное наземное животное – африканский слон. С помощью рисунка узнайте:

Выразите высоту и длину тела слона в метрах.

Высота тела: 350см = 3,5м. Длина тела: 450см = 4,5м. Масса тела: 6000кг = 6т.

Такие игры стимулируют творческое развитие потребности ученика в тех или иных умениях и навыках.

Очень любят дети встречаться со сказочными героями.

Многим дорог Незнайка. Он старается учиться хорошо, но у него не всегда все получается. Поэтому все с радостью стараются ему помочь, например, в таком задании: «Незнайка, выполняя пример на умножение десятичных дробей, допустил ошибки. Помогите ему отыскать их. Посоветуйте Незнайке, где нужно быть осторожным при умножении».

Кроме Незнайки на наших уроках бывают Карлсон и Клоун. Если явился с заданиями Карлсон, то ему нужно помочь решить занимательную задачу. Клоун постоянно претерпевает математические неудачи и дети ему помогут разобраться с удовольствием.

Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, экспертов, сказочных героев, экскурсоводов и т.п. При подготовке уроков я заранее прошу подготовить ребят либо сообщение из истории математики, либо занимательную задачу, либо математический фокус.

Особенно ребята любят, когда весь урок или внеклассное мероприятие проходит в игровой форме. Разнообразие форм уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр.

Приложения :

Урок-сказка.

Урок-диспут.

Урок-путешествие.

Игра “Поле чудес.”

«Последний герой»

Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение

математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебной работе, снижает утомление, развивает внимание, взаимопомощь.

Дидактические игры влияют на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

В своей практике я убедилась, что систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Использование на уроках дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Итак, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятель- ности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах учащихся 5-6 классов на уроках математики? Можно ли наблюдать неподдельную радость в глазах их, в выражении лиц, когда у них вдруг зародится догадка, забьётся живая мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя?

Я убедилась на своём большом опыте, МОЖНО! И, на мой взгляд, необходимо. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. Удивление и острый интерес учащихся, радость на лицах от возникшей догадки можно наблюдать на уроках,

включая в них игры, различные нестандартные задания.
Библиографический список
1.Автайникова, А.К. Некоторые формы организации устного счета // Математика в школе. – 2001.- №3.- 123с.

2.Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы. – Л.,2002.-243с.

3.Бондаренко, А.К., Матусин А.И. Воспитание в игре. – М.: Просвещение, 1983.- 192с.

4.Бряшина, Н. Математический брейн-ринг // Математика.-2003.-№27.-31с.

5.Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.

6.Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19. – 30с.

7.Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004.- №6.- 87с.

8.Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990. – 95с.

9. Ситников, Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах // Математика в школе. – 2003. -№2.- 32с.

10.Стеблина, Б. Игровые формы занятий 5-6 классы // Математика. – 2001.- №23.- 32с.

11. Финько, З. Игровые уроки 5-6 классы // Математика. – 2001. - №23. – 34с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики в 5 и 6 классах iconУроках математики в начальных классах
Увлеченный этой игрой ребенок становится собраннее, привыкает самостоятельно думать. Совершенствуются такие качества у детей, как...
Уроках математики в 5 и 6 классах iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики в 5 и 6 классах iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики в 5 и 6 классах iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики в 5 и 6 классах iconУроки математики и информатики в 5-9 классах
Ого интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы...
Уроках математики в 5 и 6 классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классах
Уроках математики в 5 и 6 классах iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики в 5 и 6 классах iconИнструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете математики. Кабинет математики
«Наше творчество». В кабинете имеются папки-накопители с богатой подборкой материала для использования на уроках и вне урочное время...
Уроках математики в 5 и 6 классах icon634526, г. Томск, д. Лоскутово, ул. Ленина, 27а, тел.: (3822) 94-35-62, факс: (3822)94-34-00
«Игровые тренажёры для отработки вычислительных навыков на уроках математики в начальных классах»
Уроках математики в 5 и 6 классах iconУроках математики в 5 и 6 классах по учебникам Виленкина и Дорофеева
Найти длину незамкнутой ломаной авсд, если ав=4см 3мм, вс=6см 2мм, сд=2см 2мм, ад=3см 8мм
Уроках математики в 5 и 6 классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Некоторые вопросы комплексного использования средств наглядности, тсо и обратной связи на уроках математики в начальных классах
Уроках математики в 5 и 6 классах iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики в 5 и 6 классах iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики в 5 и 6 классах iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики в 5 и 6 классах icon3. На уроках в 7-11 классах и 2,3 классах: олимпиада по математике
На стенде задания по предмету для всех желающих. Отв. Антипова Е. П., Михалев А. А
Уроках математики в 5 и 6 классах iconКурсовая переподготовка по фгос ноо в профессиональном учебном заведении...
Перечень изменений. Выступление на педсовете «Роль учителя в процессе введения и реализации фгос ноо»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск