Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 65.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.01.2014
Размер65.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классах

«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг»

Ф. Хаусдорф

Восторг к математике?? Когда он бывает и у кого? Что это за нечто? Удивленные лица, недоуменное выражение глаз у учеников, имеющих трудности с математикой, плохо понимающих ее сухой, часто абстрактный язык. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют шаблонно, стремятся действовать знакомым способом. Но на предложение подумать о том, как ответить на эти вопросы лично для себя, учащиеся 5-6 классов отвечают по разному: « когда ставят хорошую отметку», «когда все понятно», «когда интересные задания решаем», «когда удается решить казавшуюся трудной задачу». Вот двигатели познавательного интереса к математике в 5-6 классах по мнению самих детей: оптимальная трудность, интересное содержание, понятное решение «трудной» задачи.

Как успешно организовывать умственную работу учащихся, как помочь «не математикам» в овладении учебным материалом, как создавать и поддерживать благоприятную психологическую обстановку на уроках – эти вопросы вызывают у меня необходимость искать новые методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся. Их особая значимость состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Активизация мыслительной деятельности учащихся основывается на следующих принципах:

1. Принцип проблемности.

2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

3. Принцип взаимообучения.

4. Принцип исследования изучаемых проблем.

5.Принцип индивидуализации.

6.Принцип самообучения.

7.Принцип мотивации.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Я не буду подробно останавливаться на них, а опишу те способы активизации, которые я использую на уроках:

1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.

2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой

ситуации, в которой ребята должны:

  • Защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;

  • Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;

  • Рецензировать ответы товарищей, оценивать ответы и письменные работы, вносить коррективы, давать советы;

  • Делиться своими знаниями с другими;

  • Помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно

4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы)

5. Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость;

6. Поощрение любой познавательной деятельности учащихся.

7. Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке).

Чтобы облегчить усвоение программного материала, обеспечить живой интерес к изучаемой теме, я применяю на уроках различные приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

В план урока я включаю:

  • Занимательные моменты по форме и содержанию

  • Дидактические игры

  • Творческие задания (математические раскраски, рисунки на определенное правило, математический факт, сочинение буриме для запоминания правил, сказок, кроссвордов)

  • Игровые уроки

  • Исторические сведения и задачи

  • Разворачивание сюжета в задаче

  • Физминутки с определенной образовательной целью

Занимательные моменты могут быть связаны с изучаемой темой («внутренние») и не связаны с ней («внешние»).

Примером «внутренних» занимательных моментов могут служить задания в стихах на определенную тему, задача по данной теме с интересной фабулой

Например, при прохождении темы «Свойства вычитании суммы из числа и числа из суммы», стараюсь облегчить детям понимание и запоминание этих свойств такими стихами:

Есть у Маши а конфет, a морковок посадили,

А у Кати с Настей нет. Еще b к ним досадили.

Наша Маша поспешит Зайка повадился ловко

И подружек угостит Тащить с огорода морковку.

Вот вам b+с конфет, Изо всех зверячьих сил

Угощайтесь- ка без бед Он с морковок утащил.

Катя с Настей порешили Каков же тут получился итог?

И конфеты разделили: А тот же самый, если б он смог

Кате-b, а Насте –с От а морковок с забрать,

У всех улыбка на лице Потом ребятам b сажать.

Вы ребята, поспешайте Здесь что за свойство, скажите

Дружно, умно отвечайте И без ошибок запишите.

Свойство где тут, разглядите

Его ловко запишите.

Пример задачи с интересной фабулой по теме «Задачи на проценты»

Баба –Яга варит волшебное зелье: к 1,5кг меда она добавила 100г растертых волчьих когтей, 100г дегтя и 300г слез кикиморы. Сколько % волшебного зелья составляют слезы кикиморы?

Внешние занимательные моменты могут быть самыми разными: математический фокус, софизм, логическая задача, игровой момент.

Дидактические игры на уроке создают положительный эмоциональный фон и существенно активизируют учебно-познавательную деятельность школьников.

Игры могут быть групповыми или индивидуальными.

Примеры:

1) индивидуальные игры: «Определи маршрут самолета», «Конвейер», «Кто быстрее», «Лучший счетчик».

2) Коллективные: «Сложи круг», «Математический волейбол», «Эстафета» и т. д.

Творческие задания даются детям для выполнения по желанию, служат развитию креативности мышления и носят конкретную образовательную цель (математические раскраски например по теме «Признаки делимости», рисунки на определенное правило, математический факт, сочинение буриме для запоминания правил, сказок, составление кроссвордов)

Уроки-игры проводятся в основном с целью обобщения и систематизации знаний по большим темам: «Математические Скачки», « Путешествие в царство дробей», а также «Игры- лабиринты», «Викторины» на последних уроках в четверти, когда рабочее настроение у детей отсутствует, чтобы создать хорошее настроение и сделать урок полезным для развития смекалки, логики и конечно

интереса к математике.

Исторические сведения и старинные задачи возбуждают интерес и внимание учащихся, способствуют формированию их мировоззрения.

Такое изложение даст возможность показывать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека.

Например, при изучении темы «Наименьшее общее кратное» учащимся представляется старинная задача из арифметики Л.Ф.Магницкого и способ решения, которым раньше решали такие задачи и предлагается решить с помощью понятия НОК.

Задача: Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женою выпьет ту кадь в 10 дней. За сколько дней его жена выпьет ту же кадь?

Разворачивание сюжета в задаче

Задачу тогда хочется решать, когда она личностно значима, когда ребенок чувствует свою роль в задаче, как в реальной ситуации. Поэтому, после прочтения задачи учащимися, стараюсь их склонять сначала к видению реальной ситуации со своей ролью в ней, а потом к математической модели. Такая практика привлекает к решению задач и тех учащихся, которые обычно не проявляют активности при их решении.

Физминутки играют неоценимую роль на уроках математики, их можно проводить не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки математических правил в игровой форме.

Например:

1. У меня набор карточек с правильными и неправильными дробями. Если показываю правильную дробь - руки вверх, неправильную - руки в стороны.
2. У меня набор карточек с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма отрицательна - присели, положительна - встали.
3. Называю геометрическую фигуру: отрезок, луч, прямая. Изображают отрезок сложенными друг на друге руками, луч-одна рука в сторону, другая-вниз, прямая-2 руки в разные стороны.


4. Называю число. Если оно кратно 2, хлопают в ладоши, если кратно 5, то топают, если кратно 10, то кричат « Ура!»


Многообразие приемов и методов активизации познавательной деятельности учащихся подтверждает слова Д. Пойа о том, что «обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск