Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. "Встреча зимы"





Скачать 70.98 Kb.
НазваниеРазработка урока по чтению. И. С. Никитин. "Встреча зимы"
Дата публикации07.08.2014
Размер70.98 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Туризм > Разработка урока
Подготовила

учитель начальных классов

II квалификационной категории

Синепупова Валентина Ивановна

Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. "Встреча зимы". 2-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина

  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию, музыкальные произведения;

  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;

  • связно рассказывать о своих впечатлениях;

  • воспитывать любовь к родной природе.

Развиваемые УУД:

  • Личностные – нравственно-этическая ориентация

  • Регулятивные – целеполагание, осознание уровня усвоения материала

  • Познавательные

Общеучебные – поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение информации из текста, ориентирование в тексте

  • Коммуникативные – умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли

Оборудование: учебники; мультимедийная доска, вырезанные из бумаги снежинки; картины художников: А. Пластов «Первый снег», музыкальная запись С. Прокофьева Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  Долгожданный дан звонок-

    Начинается урок.

    Каждый день – всегда, везде,

    На занятиях, в игре,

    Смело, четко говорим

    И тихонечко сидим.

  1. Актуализация знаний

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела.А как он называется, вы узнаете отгадав загадку

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал

В бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Зимой)

Да, действительно зима и с сегодняшнего урока мы изучаем раздел» Зимние каотины».

Сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства , музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. А поможет нам в этом маленькая снежинка.

II. Работа над темой урока

Маленькая снежинка с неба упала,
И на бумагу к поэту попала

Введение в тему

1. Сообщение заранее подготовленного учащегося о И.С Никитине.

(на доске   портрет И..Никитина).

Иван Саввич Никитин родился почти 180 лет назад в семье воронежского мещанина. С ранних лет будущий поэт подружился с природой. Дом его отца стоял в живописном месте. В душу ребенка навсегда  вошла несказанная  прелесть родных воронежских пейзажей. Никитин всего несколько лет учился в   школе. Закончить образование ему не удалось- надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он  много читал и еще в школе начал писать стихи.

- Прочитайте название стихотворения. (Стихотворение называется «Встреча зимы».)

- Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.)

- Ребята, а кто из вас любит это время года?

- Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей. Они делятся своими впечатлениями.)

2. Словарная работа

а) ) Лексическая работа

Угрюмый- суровый, мрачный

Сумрачный- недовольный мрачный

б)

http://festival.1september.ru/articles/590429/img4.gif

2. Знакомство со стихотворением И.С Никитина «Встреча зимы»

-         Сейчас мы познакомимся со стихотворением Ивана Саввича Никитина «Встреча зимы». А послушаем его в грамзаписи мастера художественного слова.

/Слушание стихотворения  Никитина «Встреча зимы» в грамзаписи/

-Из чего видно, что поэт любит зиму?

(  Так о встрече зимы мог написать человек, горячо любящий природу, знающий её тайны.)

(После чтения учитель выдерживает паузу.)

3. Первичное понимание текста

– Понравилось вам стихотворение?

-Как вы думаете, почему Никитин особенно хорошо описывал природу?

-Какая строчка стихотворения вам больше всего понравилась
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения? (В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе...)

4. Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением

5. Выборочное чтение

1.В начале стихотворения И. С. Никитин говорит
о поздней осени: «Веял холод в лицо от
угрюмых небес...» Какими красками ты бы нарисовал угрюмое небо?

2.Автор пишет: «…плакал сумрачный лес».Как ты думаешь, почему ему лес показался сумрачным и плачущим?

3.Прочитай, о каких признаках наступившей зимы сказано в стихотворении. Как ты понимаешь слова « снег лежит полотном»? Обсуди вопрос с товарищем.

4. Какие чувства вызывает у автора приход зимы: тоску, радость, страх, удовольствие, тревогу, покой? Найди в стихотворении слова, которые объясняют твой вывод.

5. Теперь прочитай стихотворение так, чтобы
было понятно, как меняются чувства поэта. Не забывай о паузах. Подумай, какие слова ты выделишь.

7. Историческая справка

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
III. Физкультминутка

Мы белые снежинки
Летим, летим, летим
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.

IV. Зима в картинах русских художниках

Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала

(Дети рассматривают картину А. Пластова «Первый снег»)

– Посмотрите на картину Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова.
Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.

Художник А. А. Пластов на картине «Первый снег» изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко в воздушном танце ложатся первые снежинки. Двое малышей на крыльце деревенского дома встречают приход зимы. Справа на картине мы видим девочку лет десяти. Видно, что она только что выбежала на крыльцо. Девочка даже не успела одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Она наблюдает за опускающимся хороводом снежинок. Рядом — мальчик, одетый теплее: он в пальто с меховым воротником, на голове — шапка-ушанка.

– Что чувствуют дети? (радуются , любуются снегом)

–– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)


http://festival.1september.ru/articles/613870/img2.jpg

V. Зима в картинах русских композиторов

Маленькая снежинка с неба упала,
И на ноты к композитору попала.

(Звучит музыкальная запись С. Прокофьева Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».

В это время детям предлагается нарисовать красивую снежинку.)

Информация для детей: А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными по форме (от 8 до 40 форм). А всего люди насчитывают 246 различных форм снежинок. Но у всех шесть лучей.

VI. Итог урока

– С какими произведениями мы познакомились на уроке ?
– Завершая наше путешествие, я хочу, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.

VII. Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение ( с.110-111).

  2. По желанию можно выучить наизусть.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconКонспект урока «Первая встреча с Николаем Некрасовым»
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconКонспект открытого урока обучение чтению. Тема: «Буквы М,м. Закрепление»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconН. Н. Носов. Рассказ «Затейники» Автор проекта
Разработка урока: по литературному чтению во 2-ом классе по программе «Школа России»
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconТема урока: мир природы в авторских сказках. «Проказы старухи зимы» К. Д. Ушинский

Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconУрок обучения грамоте (чтение) в 1 классе встреча с доктором здоровая пища
«Овощи», учить выразительному чтению на примере текста Ю. Тувима «Овощи»; развивать устную речь учащихся, творческие способности...
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Встреча с интересными людьми». Встреча с командиром поисково-спасательного отряда
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconКонспект открытого урока по чтению и развитию речи в 1 классе
Базовый учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., «Баласс» 2012 г., г. Москва, учебник по обучению грамоте и чтению «Букварь»
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconКонспект открытого урока по изобразительному искусству. Тема урока...
Э40 для студ спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А. А. Никитин; Перм...
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодняшняя наша встреча- это встреча с одной из важных страниц православной жизни- это время поста
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconКонспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.»
Тип классного часа: комбинированный, ознакомление с историческими событиями страны
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconРазработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconКонспект урока по литературному чтению с использованием технологии...
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconМетодическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе...
«Математика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального...
Разработка урока по чтению. И. С. Никитин. \"Встреча зимы\" iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск