Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.»





Скачать 61.52 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.»
Дата публикации27.09.2013
Размер61.52 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока литературы.

11 класс.
«О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.»

А.Блок и С.Есенин: текст и контекст.

А.Блок. «Они читают стихи». 1907

С.Есенин. «Свищет ветер, серебряный ветер…» 1925
Цели урока:

  1. развивать навыки анализа литературного произведения, способность к творческому чтению, умение вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощёнными в художественном слове;

  2. формировать ценностно-мировоззренческую компетентность, то есть умение видеть литературное произведение как явление культуры;

  3. развивать умение сопоставительного анализа художественных текстов.


I. Вступительное слово учителя.

Один известный поэт, вспоминая чудные мгновения своей жизни, сказал: «У зим бывают имена…» и тем самым создал неповторимый, отмеченный его индивидуальностью образ зимы. Скажите, пожалуйста, а у вас какие устойчивые ассоциации вызывает это время года.

Ученики называют снег, белый цвет, свет, исходящий от неба и снега.

Принято считать, что зимы белые.

Принято считать, что А.Блок и С.Есенин - полюса: интеллигент и крестьянин, символист и имажинист…(ряд при желании можно продолжить).

А каков поэт на самом деле? Конечно, сегодня на этот вопрос вряд ли можно точно ответить, но можно попытаться создать образ поэта, образ его лирического героя.
II. Чтение и начальный этап осмысления стихотворений А.Блока и С.Есенина.
1. Цикл «Снежная маска», куда вошло стихотворение «Они читают стихи» навеян встречей А.Блока с Натальей Николаевной Волоховой – актрисой петербургского театра В.Ф.Комиссаржевской.

На вечере масок она была «бумажной дамой» в лиловой маске и покорила Блока.

Звучит стихотворение «Они читают стихи».

Попробуйте передать ваши впечатления от услышанного и прочитанного. Какие образы привлекают ваше внимание.

Ребята называют образы вьюги, ветра, «видят» таинственные маски, огни, вечерний свет, «слышат» обрывки рифм. Кто-то замечает сходство с поэмой «Двенадцать» по цвету, вьюжному кружению.
2. В стихах С.Есенина последнего года жизни (1925) зимний пейзаж становится основным.

После чтения стихотворения «Свищет ветер, серебряный ветер…» ученики выполняют то же самое задание.

И уже на начальном этапе анализа стихотворений становятся очевидными различия в образном строе сопоставляемых текстов. В стихотворении С.Есенина как основные выделяются образы ветра, счастья, мчащейся тройки, жизни и более рельефно, чем у Блока, явлен образ лирического героя.

Все выводы, ассоциации кратко записываются в тетрадь.

3. Далее делаются первые подступы к определению темы стихотворений.

Через определение ключевых слов делается вывод, что стихотворение А.Блока о творчестве, а С.Есенина о жизни. Делается запись на доске и в тетрадях:


А.Блок

С.Есенин

Тема

Творчество

Жизнь

Ключевые слова

Стихи

Они читают

Ветер

Снег

Вьюга


Помогая одиннадцатиклассникам точнее справиться с заданием, учитель задаёт вопрос:

- А кто такие эти «они», которые читают стихи?

Блок вспоминает историю Франчески и Паоло, героев «Божественной комедии» Данте. Книга подтолкнула их предать «разум власти вожделения», это был «о Ланчелоте сладостный рассказ».

Теперь можно уточнить тему исследуемых текстов: «отношения искусства и жизни».
III. Сопоставительный анализ стихотворений.
1. Сравним начала и финалы стихотворений и попытаемся понять, что между первым и последним четверостишиями. Как развивается мысль лирического героя, в каком направлении движется?


А.Блок

С.Есенин

Спутал страницы, чтобы никогда их не ворошить.


Аллитерация на свистящие и шипящие(смотри два первых стиха): слышится шум и свист ветра.


Почему огонь, мерцающий в его памяти, лирический герой называет «страшным»?

Ветер предстаёт с одной стороны как физическое явление, с другой – как нечто живое.


2. Через анализ палитры стихотворений и подбор ключевых слов (эпитетов или иных обозначений цвета) намечаем контексты:


А.Блок

С.Есенин

Цвет

Глаза твои цвели

Снежная птица

Маска

Ночь

Мгла реки

Огоньки

Темная память

Серебряный ветер

Снежный шум




Особенный интерес вызывает блоковская фраза «глаза твои цвели». Ученики почти единодушно связывают глагол «цвели» с обозначением синего цвета глаз. И в целом палитра Блока кажется им содержащей все оттенки синего цвета с проблесками лилового и алого, цвета огня. Привлекая знания с уроков МХК, они называют палитру Блока «врубелевской, сумеречной».

Есенин же смог увидеть цвет ветра. Серебряный – холодный, ясный, прозрачный, чистый.

Чистые краски темперы, палитра иконописи.

- Что даёт нам исследование цвета для понимания смысла стихотворения?

Ребята отмечают, что Блок им кажется неисчерпаемо многозначным, его стихи содержат множество смыслов, ведут к многообразию толкований. Есенин же стремится к ясности, прозрачности замысла. (Здесь уместно вспомнить об особенностях мировоззрения символистов и имажинистов).

- Какой читатель нужен этим поэтам?

Читатель Блока – художник, интеллектуал. Читатель Есенина – «зритель».
3. Далее обращаемся к анализу индивидуальных домашних заданий. Ученики, умеющие хорошо рисовать, создали свои зрительные образы, навеянные стихотворениями А.Блока и С.Есенина. Важно отметить, что возможные рисунки никак не обговаривались заранее. То, что появилось на уроке, было полной неожиданностью и для учеников и для учителя.

Но что потрясло всех участников обсуждения – это почти полное соответствие «увиденной» нами палитры обоих поэтов.
4. Теперь вновь перечитываем стихотворения и вновь выделяем ключевые слова:


А.Блок

С.Есенин

Спутал страницы

Путаница

Вихрь

Смятение

Слова

Речи

Книга

Жизнь

Сказка

Шум ветра

Цвет ветра

- Всегда ли ветер бывает серебряным?

Впервые заметил

Видение

-Что увидел поэт?

Гнилая сырость

Женщина

Тройка

Счастье


Обращаемся к сформулированной нами в начале урока теме стихотворений: каковы взаимоотношения искусства и жизни в поэзии А.Блока и С.Есенина?

Ученики говорят, что у А.Блока грань между реальностью и искусством исчезает, если рядом есть ОНА.

Выделяем главное в восприятии мира у исследуемых поэтов.

В стихотворении А.Блока жизнь становится поэзией, становится искусством.

Лирическому герою С.Есенина «жизнь полюбилась», «как будто вначале». Полюбилась, вопреки гнили, всем сердцем. Влюбленность в жизнь породила творчество.

Лирические герои Блока и Есенина предстают перед читателями как философы, художники, творцы, размышляющие о жизни, творчестве, счастье. Но идут они разными путями.

У А.Блока «они читают стихи» и творят себя в поэзии. Его лирический герой, размышляя о жизни и творчестве, строит жизнь по законам искусства, обострённо воспринимает страсти и боли мира.

Лирический герой С.Есенина задумывается о счастье («Счастье людское землёй любимо…»). Он принимает жизнь со всей полнотой бытия. Счастье складывается из мимолетностей («Взглянет ли женщина с тихой улыбкой…»). В финале стихотворения меняются причины и следствия (по сравнению с первой строфой). Если в первой строфе картина рождала ощущение, то теперь наоборот: лирический герой принимает всю полноту бытия, и тогда «…обалдев, над рощей Свищет ветер, серебряный ветер».
IV. В финале урока обсуждаем вопрос: какие пути познания мира и искусства открывают нам поэты? На какие ассоциации с другими видами искусства наталкивают?

Становится очевидным, насколько умение работать с контекстом помогает пониманию литературного произведения, расширяет наш культурный горизонт.

Спросим учеников, как теперь они понимают слова, вынесенные в тему урока. Чьи это строки? Если они заспорят об авторстве и попытаются доказать свою правоту, используя полученные на уроке знания, захотят найти эти строки в сборниках поэтов, можно считать, что их диалог с авторами состоялся.

В заключение ещё раз подчеркнём, что Блок и Есенин указывают нам разные пути. Поэты, порождённые одной эпохой, живущие в одно время, - различные творческие индивидуальности, наверное, до сих пор не познанные до конца. Как когда-то «они», мы тоже «читаем стихи»…





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconУчебник по литературе. Портрет писателя. Ход урока. Организационный...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconКонспект зимней прогулки «красавица зима на участке в детском саду»
Цель: Познакомить с признаками зимы, учить наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними. Обращать...
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconКонспект зимней прогулки «красавица зима на участке в детском саду»
Цель: Познакомить с признаками зимы, учить наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними. Обращать...
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности экологического...
Цель: Познакомить с признаками зимы, учить наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними. Обращать...
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconКонспект урока литературное чтение 4 класс Тема урока: «Фет чтение...
Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того,...
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconУчебнике) наизусть. Биология (Коновалова Т. Г.) 9Б класс!
Важность изучения англ языка (английский сегодня) стр. 131-132 (в учебнике) наизусть
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconКонспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна...
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconПлан-конспект урока литературы
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» icon9 класс Список литературы для чтения летом
Г. Р. Державин. Сатирическая ода «Властителям и судиям», стихи «Памятник», «Снегирь» и др
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconТема: «Фея «Добра»
Цель: Познакомить с признаками зимы, учить наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними. Обращать...
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconКнига я люблю читать. Тётя Люся купила мне книгу. Там картинки. Вот...
На дереве лежала рыжая кошка. У кошки были зелёные глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Это была рысь
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconКонспект нод по реализации образовательной области
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconПрограммное обеспечение Образовательная область «Коммуникация»
Цель: Познакомить с признаками зимы, учить наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними. Обращать...
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconКонспект урока по курсу «Человек и мир» Класс 1 «Б» Учитель Лукьянова...
Ребята! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«В трудные минуты читаю первый том Пушкина. Читаю, не останавливаясь, и через некоторое время понимаю: четырнадцатилетний мальчишка,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск