Скачать 61.52 Kb.
|
Конспект урока литературы. 11 класс. «О, стихи зимы среброснежной! Я читаю вас наизусть.» А.Блок и С.Есенин: текст и контекст. А.Блок. «Они читают стихи». 1907 С.Есенин. «Свищет ветер, серебряный ветер…» 1925 Цели урока:
I. Вступительное слово учителя. Один известный поэт, вспоминая чудные мгновения своей жизни, сказал: «У зим бывают имена…» и тем самым создал неповторимый, отмеченный его индивидуальностью образ зимы. Скажите, пожалуйста, а у вас какие устойчивые ассоциации вызывает это время года. Ученики называют снег, белый цвет, свет, исходящий от неба и снега. Принято считать, что зимы белые. Принято считать, что А.Блок и С.Есенин - полюса: интеллигент и крестьянин, символист и имажинист…(ряд при желании можно продолжить). А каков поэт на самом деле? Конечно, сегодня на этот вопрос вряд ли можно точно ответить, но можно попытаться создать образ поэта, образ его лирического героя. II. Чтение и начальный этап осмысления стихотворений А.Блока и С.Есенина. 1. Цикл «Снежная маска», куда вошло стихотворение «Они читают стихи» навеян встречей А.Блока с Натальей Николаевной Волоховой – актрисой петербургского театра В.Ф.Комиссаржевской. На вечере масок она была «бумажной дамой» в лиловой маске и покорила Блока. Звучит стихотворение «Они читают стихи». Попробуйте передать ваши впечатления от услышанного и прочитанного. Какие образы привлекают ваше внимание. Ребята называют образы вьюги, ветра, «видят» таинственные маски, огни, вечерний свет, «слышат» обрывки рифм. Кто-то замечает сходство с поэмой «Двенадцать» по цвету, вьюжному кружению. 2. В стихах С.Есенина последнего года жизни (1925) зимний пейзаж становится основным. После чтения стихотворения «Свищет ветер, серебряный ветер…» ученики выполняют то же самое задание. И уже на начальном этапе анализа стихотворений становятся очевидными различия в образном строе сопоставляемых текстов. В стихотворении С.Есенина как основные выделяются образы ветра, счастья, мчащейся тройки, жизни и более рельефно, чем у Блока, явлен образ лирического героя. Все выводы, ассоциации кратко записываются в тетрадь. 3. Далее делаются первые подступы к определению темы стихотворений. Через определение ключевых слов делается вывод, что стихотворение А.Блока о творчестве, а С.Есенина о жизни. Делается запись на доске и в тетрадях:
Помогая одиннадцатиклассникам точнее справиться с заданием, учитель задаёт вопрос: - А кто такие эти «они», которые читают стихи? Блок вспоминает историю Франчески и Паоло, героев «Божественной комедии» Данте. Книга подтолкнула их предать «разум власти вожделения», это был «о Ланчелоте сладостный рассказ». Теперь можно уточнить тему исследуемых текстов: «отношения искусства и жизни». III. Сопоставительный анализ стихотворений. 1. Сравним начала и финалы стихотворений и попытаемся понять, что между первым и последним четверостишиями. Как развивается мысль лирического героя, в каком направлении движется?
2. Через анализ палитры стихотворений и подбор ключевых слов (эпитетов или иных обозначений цвета) намечаем контексты:
Особенный интерес вызывает блоковская фраза «глаза твои цвели». Ученики почти единодушно связывают глагол «цвели» с обозначением синего цвета глаз. И в целом палитра Блока кажется им содержащей все оттенки синего цвета с проблесками лилового и алого, цвета огня. Привлекая знания с уроков МХК, они называют палитру Блока «врубелевской, сумеречной». Есенин же смог увидеть цвет ветра. Серебряный – холодный, ясный, прозрачный, чистый. Чистые краски темперы, палитра иконописи. - Что даёт нам исследование цвета для понимания смысла стихотворения? Ребята отмечают, что Блок им кажется неисчерпаемо многозначным, его стихи содержат множество смыслов, ведут к многообразию толкований. Есенин же стремится к ясности, прозрачности замысла. (Здесь уместно вспомнить об особенностях мировоззрения символистов и имажинистов). - Какой читатель нужен этим поэтам? Читатель Блока – художник, интеллектуал. Читатель Есенина – «зритель». 3. Далее обращаемся к анализу индивидуальных домашних заданий. Ученики, умеющие хорошо рисовать, создали свои зрительные образы, навеянные стихотворениями А.Блока и С.Есенина. Важно отметить, что возможные рисунки никак не обговаривались заранее. То, что появилось на уроке, было полной неожиданностью и для учеников и для учителя. Но что потрясло всех участников обсуждения – это почти полное соответствие «увиденной» нами палитры обоих поэтов. 4. Теперь вновь перечитываем стихотворения и вновь выделяем ключевые слова:
Обращаемся к сформулированной нами в начале урока теме стихотворений: каковы взаимоотношения искусства и жизни в поэзии А.Блока и С.Есенина? Ученики говорят, что у А.Блока грань между реальностью и искусством исчезает, если рядом есть ОНА. Выделяем главное в восприятии мира у исследуемых поэтов. В стихотворении А.Блока жизнь становится поэзией, становится искусством. Лирическому герою С.Есенина «жизнь полюбилась», «как будто вначале». Полюбилась, вопреки гнили, всем сердцем. Влюбленность в жизнь породила творчество. Лирические герои Блока и Есенина предстают перед читателями как философы, художники, творцы, размышляющие о жизни, творчестве, счастье. Но идут они разными путями. У А.Блока «они читают стихи» и творят себя в поэзии. Его лирический герой, размышляя о жизни и творчестве, строит жизнь по законам искусства, обострённо воспринимает страсти и боли мира. Лирический герой С.Есенина задумывается о счастье («Счастье людское землёй любимо…»). Он принимает жизнь со всей полнотой бытия. Счастье складывается из мимолетностей («Взглянет ли женщина с тихой улыбкой…»). В финале стихотворения меняются причины и следствия (по сравнению с первой строфой). Если в первой строфе картина рождала ощущение, то теперь наоборот: лирический герой принимает всю полноту бытия, и тогда «…обалдев, над рощей Свищет ветер, серебряный ветер». IV. В финале урока обсуждаем вопрос: какие пути познания мира и искусства открывают нам поэты? На какие ассоциации с другими видами искусства наталкивают? Становится очевидным, насколько умение работать с контекстом помогает пониманию литературного произведения, расширяет наш культурный горизонт. Спросим учеников, как теперь они понимают слова, вынесенные в тему урока. Чьи это строки? Если они заспорят об авторстве и попытаются доказать свою правоту, используя полученные на уроке знания, захотят найти эти строки в сборниках поэтов, можно считать, что их диалог с авторами состоялся. В заключение ещё раз подчеркнём, что Блок и Есенин указывают нам разные пути. Поэты, порождённые одной эпохой, живущие в одно время, - различные творческие индивидуальности, наверное, до сих пор не познанные до конца. Как когда-то «они», мы тоже «читаем стихи»… |
Учебник по литературе. Портрет писателя. Ход урока. Организационный... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект зимней прогулки «красавица зима на участке в детском саду» Цель: Познакомить с признаками зимы, учить наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними. Обращать... | ||
Конспект зимней прогулки «красавица зима на участке в детском саду» Цель: Познакомить с признаками зимы, учить наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними. Обращать... | Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического... Цель: Познакомить с признаками зимы, учить наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними. Обращать... | ||
Конспект урока литературное чтение 4 класс Тема урока: «Фет чтение... Цель урока: развитие гражданской активности учащихся, политической убеждённости в том, что нужно учиться быть избирателем для того,... | Учебнике) наизусть. Биология (Коновалова Т. Г.) 9Б класс! Важность изучения англ языка (английский сегодня) стр. 131-132 (в учебнике) наизусть | ||
Конспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна... Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | План-конспект урока литературы Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно... | ||
9 класс Список литературы для чтения летом Г. Р. Державин. Сатирическая ода «Властителям и судиям», стихи «Памятник», «Снегирь» и др | Тема: «Фея «Добра» Цель: Познакомить с признаками зимы, учить наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними. Обращать... | ||
Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Книга я люблю читать. Тётя Люся купила мне книгу. Там картинки. Вот... На дереве лежала рыжая кошка. У кошки были зелёные глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Это была рысь | ||
Конспект нод по реализации образовательной области Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Программное обеспечение Образовательная область «Коммуникация» Цель: Познакомить с признаками зимы, учить наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними. Обращать... | ||
Конспект урока по курсу «Человек и мир» Класс 1 «Б» Учитель Лукьянова... Ребята! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «В трудные минуты читаю первый том Пушкина. Читаю, не останавливаясь, и через некоторое время понимаю: четырнадцатилетний мальчишка,... |