Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология»





Скачать 176.34 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология»
Дата публикации27.08.2014
Размер176.34 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины


Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет прикладной политологии



Программа дисциплины
«Бизнес в структуре политических отношений в современной России»

Для направления 520900 - Политология

подготовка бакалавра
Автор: Милов В.С.

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Политология» «Прикладная политология»
Председатель ______________ Зав. кафедрой _________________
_____________________ ____________________________
«___» ________________2006 г. «___» ______________2006 г.

Утверждено УС факультета

прикладной политологии



Ученый секретарь
_________________________________
«___» ____________________ 2006 г.
Москва, 2006 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины: формирование у студентов комплексного представления о структуре взаимоотношений бизнеса и власти в современной России, механизмах участия бизнеса в политических процессах, возможной эволюции моделей этих взаимоотношений в будущем.

Задачи преподавания дисциплины

  • Ознакомление студентов с возможным спектром моделей взаимодействия бизнеса, власти и общества. Обучение студентов первичным навыкам анализа основных «стейкхолдеров» (групп интересов) в процессе этого взаимодействия, оценки их интересов, моделей поведения, политических последствий их деятельности.

  • Первичное ознакомление с моделями представительства интересов, принятыми в современной России.

  • Выработка навыков анализа механизмов влияния бизнеса на политические процессы, отделения цивилизованных форм такого влияния от нецивилизованных.

  • Формирование представления о механизмах выработки властью политических решений, затрагивающих интересы бизнеса.

  • Первичное знакомство студентов с основными действующими группами интересов во взаимоотношениях власти и бизнеса в России 1990-х и в современной России, трансформации моделей влияния бизнеса на политические процессы в течение истории независимой России.

  • Формирование навыков оценки политических последствий различных моделей влияния бизнеса на политические процессы.

Связь курса с другими дисциплинами

а) Связь курса с дисциплинами, читаемыми в течение первого года обучения

По идее, нужны курсы о механизмах власти, лоббизме и коррупции.

б) Место курса в структуре политологических дисциплин, читаемых в бакалавриате

В общей структуре политологических дисциплин данный курс входит в состав дисциплин «последнего цикла», читающихся на четвертом курсе обучения.

2. Тематический план учебной дисциплины


Тема

Всего часов
Аудиторные часы

Самост. работа

Лекции

Семинарские и практические занятия



Треугольник «Бизнес – политическая система – общество»

6

2

2






Модели представительства интересов. Белый и черный лоббизм

4

4









Особенности отношений бизнеса и политической системы в современной России

6

4

4

4



Хозяйственные и регуляторные рычаги российской власти

6

4

2






Концентрация капитала и политическая система

4

2









Политическая конкуренция и отношения бизнес-власть

6

2

2

2



Гражданское общество и бизнес

4

2

2






«Социальная ответственность» бизнеса и модели ее реализации

4

2










40

22

12

6


3. Формы контроля
Дисциплина оценивается зачетом. Результирующая оценка слагается из оценок:

  • посещаемости лекций;

  • контроля на семинарских занятиях (посещение и активное участие в дискуссии);

  • эссе / executive summary;

  • ответа на зачете.


Алгоритм формирования оценки:


Вес посещаемости лекций

W посещаемость лекций = 0,1

Вес посещаемости семинаров, активного участия в дискуссиях

W п.с.+ выступлений = 0,3

Эссе /executive summary

W executive summary = 0,3

Ответ на зачете

W ответ на зачете = 0,3


Результирующая оценка в десятибалльной шкале Орез есть сумма четырех оценок за посещаемость лекций (О посещаемость лекций.), посещаемость семинаров, активное участие в дискуссиях (О п.с.+ выступлений), эссе/executive summary (О executive summary) и ответ на зачете (О ответ на зачете):
Орез = (Wпосещаемость лекций х О посещаемость лекций) + (W п.с.+ выступлений х О п.с.+ выступлений) + (W executive summary. х О executive summary) + (W ответ на зачете х О ответ на зачете)
Зачет получают студенты, набравшие четыре или более четырех баллов (Орез ≥ 4)
4. Базовые учебники

  1. Любимов А.П. История лоббизма в России. М. Фонд «Либеральная миссия», 2005 – 208 с.

  2. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. – М.: Институт государства и права РАН, 1998. – 255 с.

  3. «Корпоративный лоббизм: теория и практика». Берлин А.Д, Григор Г.Э. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2005. – 199 с.

  4. Георгий Сатаров, «Экономика Коррупции» в: Георгий Сатаров, ed. Антикоррупционная Политика (Москва: ИНДЕМ, 2004)

5. Содержание программы

Тема 1. Треугольник «Бизнес – политическая система – общество»

Введение в сущность отношений бизнеса и власти. Роль бизнеса в общественных процессах. Неизбежность взаимодействия бизнеса и власти. Сферы взаимодействия бизнеса и власти. Механизмы взаимодействия бизнеса и власти. Основные группы интересов.

Механизмы функционирования исполнительной власти. Система принятия решений и получения «обратной связи». Формальные и неформальные институты власти. «Узкие места» власти по отношению к влиянию бизнеса.

Основная литература

  • Любимов А.П. История лоббизма в России. М. Фонд «Либеральная миссия», 2005

  • «Корпоративный лоббизм: теория и практика». Берлин А.Д, Григор Г.Э. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2005.

  • Перегудов С. (2003). Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. - М.: Наука.

Дополнительная литература

  • Паппе Я.Ш. «Олигархи. Экономическая хроника 1992-2000». М., 2000.

  • Гаман-Голутвина О. (2000). Бюрократия или олигархия. Политический процесс приблизился к точке бифуркации. // НГ-сценарии. Приложение к «Независимой газете. 21 марта.

Тема 2. Модели представительства интересов. Белый и черный лоббизм

Понятие лоббизма. Лоббизм как механизм участия групп интересов в принятии политических решений. Субъекты и объекты лоббизма. Лоббисты и их функции. Формы лоббизма. Белый и черный лоббизм. Лоббизм и коррупция. Рынок лоббистских услуг. Формы участия представителей государственной власти в лоббистской деятельности.

История лоббизма в России. Периоды эволюции лоббизма. Правовые аспекты регулирования лоббистской деятельности. Лоббизм в структурах исполнительной, законодательной и судебной власти.

Основная литература

  • Любимов А.П. История лоббизма в России. М. Фонд «Либеральная миссия», 2005

  • Любимов А.П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе. (Антикоррупционный проект). - М.: Издание Государственной Думы, 2000. - 391 с.

  • «Корпоративный лоббизм: теория и практика». Берлин А.Д, Григор Г.Э. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2005.

  • Лоббизм в России: этапы большого пути /Авторский коллектив под рук-вом А. А. Нещадина. М., Экспертный институт РСПП и Фонд развития парламентаризма в России, 1995. 50 с.

Дополнительная литература

  • Любимов А.П. «Политическое право и практика лоббизма». Издание Государственной Думы. М., 2001.

  • Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство. 1999. М.: Эдиториал УРСС. 352 с.

  • Нещадин А., Блохин А., Верещагин В. Лоббизм в России: (Подражание худшему или переход к лучшему?) // Безопасность. 1995. № 5-6. С. 78-98.

  • Нещадин А.А., Блохин А.А., Верещагин В.В., Григорьев О.В., Ионин Л.Г., Кашин В.К., Малютин М.В. «Лоббизм в России: этапы большого пути» / Экспертный институт. Избранные доклады (1992-1997). М., 2002.

  • Иванов Н. Лоббизм в политической культуре США // Власть. 1995. № 8. С. 64-67.

  • Лепехин В.А. «Лоббизм». М., Фонд «IQ», 1995.

  • Малько А.В. «Лоббизм и право». М., 1995.

  • Ильичева Л.Е. «Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти». М., ООО «Альянс правового сотрудничества», 2001.

  • Зяблюк Н. Соединенные Штаты Америки: новый закон о лоббистской деятельности // Бизнес и политика. 1996. №3. С 43-48.

  • Куме К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта // Бизнес и политика. 1994. № 1. С.34-39.

  • Вяткин К. С. Лоббизм по-немецки // Полис, 1993. № 1.

  • Шуровский М. Законодательное регулирование лоббистской деятельности в органах представительной власти: опыт США // Бизнес и политика. М., 1995. № 3(4). С. 40-42.

  • Автономов А. С. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995. № 3. С. 69-75.

  • Анохин М., Зотов С. Зарубежные теории и российская практика: [ О лоббистской деятельности] // Предпринимательство. Политика. Наука. 1996. № 2. С. 50-57.

Тема 3. Особенности отношений бизнеса и политической системы в современной России

Особенности современного этапа развития России. Основные характеристики российской власти и бизнеса: недоразвитость институтов и системы общественного контроля за властью, низкий уровень политической конкуренции, высокая концентрация капитала. Понятие олигархии. Трансформации системы отношений власти и бизнеса после 1999 г. Корпоративное государство. Сращивание органов государственной власти и крупного бизнеса.

Основные характеристики современного российского бизнеса. Модели поведения и развития, основные мотивации. Главные объекты лоббистской деятельности бизнеса в современной России. Формы представительства интересов крупного, среднего и малого бизнеса. Формальные рычаги лоббизма, объединения деловых кругов. Неформальные рычаги лоббизма.

Представления бизнеса и власти о целях и механизмах российской модернизации: мотивации, стратегии, способы реализации. Разделение функциональных ролей бизнеса и власти в модернизационных процессах. Особенности современной ситуации в области взаимодействия власти и бизнеса в процессе российской модернизации.

Основная литература

  • Любимов А.П. История лоббизма в России. М. Фонд «Либеральная миссия», 2005

  • Симон Кордонский. «Рынки Власти. Административные рынки СССР и России». (Москва: ОГИ, 2000)

  • Георгий Сатаров, «Экономика Коррупции» в: Георгий Сатаров, ed. Антикоррупционная Политика (Москва: ИНДЕМ, 2004)

  • Паппе Я.Ш. «Олигархи. Экономическая хроника 1992-2000». М., 2000.

  • Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство. 1999. М.: Эдиториал УРСС. 352 с.

Дополнительная литература

  • Шевцова Л. Россия Путина (издание 2-е, дополненное) На английском языке.
    Вашингтон, Фонд Карнеги за международный мир, 2005 г.


  • «Внесистемный режим Бориса II: некоторые особенности политического развития постсоветской России». Клямкин И., Шевцова Л. Московский Центр Карнеги. - М.: Сигналъ, сентябрь 1999. - 63 с.

  • Чейзан Г. «Кремлевский капитализм». The Wall Street Journal, 19 мая 2006 г. (Перевод доступен на http://www.inopressa.ru/wsj/2006/05/19/14:55:19/kremlin

  • S.Guriev, K.Rachinsky. “The role of oligarchs in Russian capitalism”. Moscow, CEFIR, 2004 (http://www.nes.ru/~sguriev/guriev%20rachinsky%20Oct2004.pdf#search=%22World%20Bank%20Russia%20fom%20transition%20to%20development%22)

  • Перегудов С.П. «Крупная российская корпорация в системе власти». Полис. 2001. №3.

  • Зудин А. (1996). Россия: бизнес и политика (стратегии взаимодействия бизнеса и государства) // Мировая экономика и международные отношения. №4. С. 17-27.

  • Зудин А.Ю. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине) (2001). // Pro et contra. Т.6. №4.С.171-198.

  • Зудин А.Ю. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия. М., Центр политических технологий, 1997.

  • Зудин А.Ю. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М., Центр политических технологий, 1997.

  • Ильичева Л.Е. «Лоббизм и корпоративизм». М., «Экономика», 2002.

  • Ильичева Л.Е. «Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти». М., ООО «Альянс правового сотрудничества», 2001.

  • Мухин А.А., Козлов П.А. «Семейные тайны, или неофициальный лоббизм в России». М, 2003.

  • Крыштановская О. Анатомия российской элиты. – М.: Захаров, 2005.

  • Shleifer, Andrei. A Normal Country: Russia after communism, (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2005). См. также Shleifer, Andrei, and Daniel Treisman “A Normal Country, ” Foreign Affairs, 83 (2004), 2: 20–38.

  • Aslund, Anders (2002) Building Capitalism: the Transformation of the Former Soviet Bloc, New York: Cambridge University Press.

  • Фрилэнд, Кристия. «Распродажа века» (Chrystia Freeland, Sale of the Century: Russia’s Wild Ride from Communism to Capitalism, New York: Crown Business, 2000).

  • Хоффман, Дэвид. «Олигархи» (David Hoffman, The Oligarchs. New York: Public Affairs, 2002).

  • ДеЛонг, Дж. Брэдфорд (2002) «Бароны-разбойники» в: Очерки о мировой экономике. Выдающиеся экономисты мира в Московском Центре Карнеги. Под ред. Андерса Ослунда и Татьяны Малеевой. М.: Гендальф.

  • Steele Gordon, John. An Empire of Wealth: The Epic History of American Economic Power, (New York: HarperCollins, 2004).

Тема 4. Хозяйственные и регуляторные рычаги российской власти

Виды полномочий российской исполнительной власти. Регуляторные функции и функции по управлению предприятиями.

Система управления собственностью в России. Рыночные привилегии государственных корпораций. Автономия госкорпораций от власти. Формальные и неформальные механизмы принятия политических решений, затрагивающих интересы бизнеса.

Конфликт регуляторных и хозяйственных функций. Использование регуляторных функций для создания рыночных преимуществ аффилированным предприятиям. Протекционизм как способ сохранения административной ренты. Понятие «защищенной территории». Контракт между властью и бизнесом. Власть и монополии. Издержки монополизма посткоммунистического типа. Краткосрочные и долгосрочные мотивации бизнеса.

Основная литература

  • Симон Кордонский. «Рынки Власти. Административные рынки СССР и России». (Москва: ОГИ, 2000)

  • Георгий Сатаров, «Экономика коррупции» в: Георгий Сатаров, ed. Антикоррупционная Политика (Москва: ИНДЕМ, 2004)

Дополнительная литература

  • «Внесистемный режим Бориса II: некоторые особенности политического развития постсоветской России». Клямкин И., Шевцова Л. Московский Центр Карнеги. - М.: Сигналъ, сентябрь 1999. - 63 с.

  • Шевцова Л. Россия Путина (издание 2-е, дополненное) На английском языке.
    Вашингтон, Фонд Карнеги за международный мир, 2005 г.


  • Андерс Ослунд. Сравнительная олигархия: Россия, Украина и США. Журнал «Отечественные записки» 2005, №1.

  • Anders Aslund. Comparative Oligarchy: Russia, Ukraine and the United States. Paper presented at the CASE Conference, “Europe after the Enlargement,” Warsaw, April 8–9, 2005.

  • Зудин А.Ю. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия. М., Центр политических технологий, 1997.

  • Чубайс А.Б., ред. Приватизация по-российски. М.: «Вагриус», 1999

  • Boycko, Maxim, Andrei Shleifer, and Robert W. Vishny (1995) Privatizing Russia, Cambridge, Mass: MIT Press.

  • Shleifer, Andrei, and Robert W. Vishny (1998) The Grabbing Hand. Government Pathologies and Their Cures, Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Тема 5. Концентрация капитала и политическая система

Особенности структуры российской экономики. Высокая концентрация капитала и обусловленная этим особая роль крупного бизнеса в принятии политических решений.

Альтернативные модели. Конкуренция и открытость экономики как лекарство от зависимости политической системы от влияния бизнес-интересов.

Основная литература

  • The World Bank. Russia: Country Economic Memorandum. From Transition to Development (глава ‘Ownership and Control’). Moscow, 2004.

  • Дынкин А., Соколов А. (2001). Интегрированные бизнес-группы – прорыв к модернизации страны. – М.: Центр исследований и статистики науки.

  • Паппе Я.Ш. «Олигархи. Экономическая хроника 1992-2000». М., 2000.

Дополнительная литература


  • Шевцова Л. Россия Путина (издание 2-е, дополненное) На английском языке.
    Вашингтон, Фонд Карнеги за международный мир, 2005 г.


  • Зудин А.Ю. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия. М., Центр политических технологий, 1997.

  • Зудин А.Ю. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М., Центр политических технологий, 1997.

  • Перегудов С.П. «Крупная российская корпорация в системе власти». Полис. 2001. №3.

  • Ильичева Л.Е. «Лоббизм и корпоративизм». М., «Экономика», 2002.

Тема 6. Политическая конкуренция и отношения бизнес-власть

Взаимосвязь между уровнем политической конкуренции и трансформацией модели представительства интересов. Бизнес и политические партии. Бизнес, государство и политическая конкуренция. Бизнес и авторитарный дрейф. «Стабильность» по Альфреду Круппу.

Особенности ситуации в современной России. Низкий уровень политической конкуренции и резкое возрастание влияния аффилированного с властью бизнеса на принятие политических решений. Феномен «Газпрома» как политического института.

Основная литература

  • Любимов А.П. История лоббизма в России. М. Фонд «Либеральная миссия», 2005 – 208 с.

  • Лапина Н. (1998) Бизнес и политика в современной России. М.: ИНИОН РАН.

Дополнительная литература

  • Паппе Я.Ш. «Олигархи. Экономическая хроника 1992-2000». М., 2000.

  • Зудин А.Ю. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М., Центр политических технологий, 1997.

  • Зудин А.Ю. (1996). Россия: бизнес и политика (стратегии взаимодействия бизнеса и государства) // Мировая экономика и международные отношения. №4. С. 17-27.

  • Зудин А.Ю. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине) (2001). // Pro et contra. Т.6. №4.С.171-198.

  • Бунин И. Назарова Н. (2004). Бизнесмены России: 10 лет спустя. http://www.politcom.ru/ 2004 /soc54.php

  • Friz, D. M.: Alfried Krupp und Berthold Beitz—der Erbe und sein Statthalter, Zürich: Orell-Füssli 1988. См. также http://en.wikipedia.org/wiki/Krupp_Trial

Тема 7. Гражданское общество и бизнес

Гражданское общество и отношения бизнес-власть. Гражданское общество как институт выработки альтернативных моделей политики государства. Роль гражданского общества в обеспечении контроля за отношениями бизнеса и власти.

Симбиоз бизнеса и гражданского общества. Роль бизнеса в функционировании гражданского общества. Способы обеспечения независимости институтов гражданского общества от влияния групп интересов. Использование структур гражданского общества в лоббистских целях.

Основная литература

  • «Власть, бизнес и гражданское общество». Серия: Дискуссии Фонда "Либеральная миссия". М., издательство ОГИ, 2003.

Дополнительная литература

  • Любимов А.П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе. (Антикоррупционный проект). - М.: Издание Государственной Думы, 2000. - 391 с.

Тема 8. «Социальная ответственность» бизнеса и модели ее реализации

Что такое социальная ответственность бизнеса? Неналоговые формы участия бизнеса в финансировании общественных программ. Распространенные модели социальной ответственности бизнеса в развитых капиталистических странах. Типы добровольного участия бизнеса в решении проблем общества – содержание социальной инфраструктуры, финансирование социальных и экологических программ, благотворительность, меценатство и др.

Особенности трактовки социальной ответственности бизнеса в России. Социальная ответственность как скрытая форма административной ренты.

Основная литература

  • «Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, парнтер?» А.Е. Чирикова, Н.Ю. Лапина, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.); Независимый институт социальной политики. М.: ГУ–ВШЭ, 2005.

  • Литовченко С. (руководитель авторского коллектива) и др. (2004). Доклад о социальных инвестициях в России. – М.: Ассоциация менеджеров.

Дополнительная литература

  • Беликов И. (2004). Мировые тенденции развития корпоративной социальной ответственности и отчетности: уроки для российских компаний. В кн.: Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М.

  • Горшков М., Лебедев А. (руководители проекта) (2005) Крупный российский бизнес: социальная роль и социальная ответственность (позиция населения и оценки экспертов). М.: Национальный инвестиционный совет; Институт комплексных социальных исследований.

  • Ивченко С., Либоракина М., Сиваева Т. (2003) Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. – М.: Фонд «Институт экономики города».

  • Костин А. (2005). В русле мировой тенденции – от благотворительности к социальной ответственности // Большой бизнес. №3. С. 43-48.

  • Перегудов С. (2004). От социальной ответственности бизнеса к корпоративному гражданству (концептуально-аналитический аспект).
    http://www.Politcom.ru.2004/analit123.php

  • Перегудов С. (2005б). Социальная ответственность бизнеса и корпоративное гражданство. - Выступление на Ученом совете ИМЭМО РАН, 8 июня 2005 г.

  • Сысуев О. (2005). Первые ростки российской филантропии // Большой бизнес. №3. С. 75-78.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Роль бизнеса в общественных процессах. Неизбежность взаимодействия бизнеса и власти. Сферы взаимодействия бизнеса и власти. Механизмы взаимодействия бизнеса и власти. Основные группы интересов.

  2. Механизмы функционирования исполнительной власти. Система принятия решений и получения «обратной связи». Формальные и неформальные институты власти. «Узкие места» власти по отношению к влиянию бизнеса.

  3. Понятие лоббизма. Субъекты и объекты лоббизма. Лоббисты и их функции. Формы лоббизма. Белый и черный лоббизм. Лоббизм и коррупция. Рынок лоббистских услуг. Формы участия представителей государственной власти в лоббистской деятельности.

  4. История лоббизма в России. Периоды эволюции лоббизма. Правовые аспекты регулирования лоббистской деятельности. Лоббизм в структурах исполнительной, законодательной и судебной власти.

  5. Основные характеристики российской власти и бизнеса на современном этапе развития России. Трансформации системы отношений власти и бизнеса после 1999 г. Сращивание органов государственной власти и крупного бизнеса.

  6. Понятие олигархии. Корпоративное государство.

  7. Основные характеристики современного российского бизнеса: модели поведения и развития, основные мотивации. Главные объекты лоббистской деятельности бизнеса в современной России. Формы представительства интересов крупного, среднего и малого бизнеса. Формальные и неформальные рычаги лоббизма.

  8. Виды полномочий российской исполнительной власти. Регуляторные функции и функции по управлению предприятиями. Система управления собственностью в России. Особенности рыночного положения государственных корпораций.

  9. Формальные и неформальные механизмы принятия политических решений российской исполнительной властью. Использование регуляторных функций для создания рыночных преимуществ аффилированным предприятиям.: методы, примеры, последствия.

  10. Особенности структуры российской экономики. Уровень концентрации капитала и последствия для системы представительства деловых интересов во власти.

  11. Соотношения уровня конкурентности и открытости экономики и зависимости политической системы от влияния бизнес-интересов.

  12. Взаимосвязь между уровнем политической конкуренции и трансформацией модели представительства интересов. Бизнес и политические партии.

  13. Политическая конкуренция как фактор влияния на отношения власти и бизнесам в современной России. Феномен «Газпрома» как политического института.

  14. Протекционизм как способ сохранения административной ренты. Понятие «защищенной территории». Контракт между властью и бизнесом. Власть и монополии. Издержки монополизма посткоммунистического типа. Краткосрочные и долгосрочные мотивации бизнеса.

  15. Сущность современных проблем российской модернизации. Представления бизнеса и власти о целях и механизмах российской модернизации: мотивации, стратегии, способы реализации. Разделение функциональных ролей бизнеса и власти в модернизационных процессах.

  16. Роль гражданского общества в обеспечении контроля за отношениями бизнеса и власти.

  17. Роль бизнеса в функционировании гражданского общества. Способы обеспечения независимости институтов гражданского общества от влияния групп интересов. Использование структур гражданского общества в лоббистских целях.

  18. Что такое социальная ответственность бизнеса? Неналоговые формы участия бизнеса в финансировании общественных программ.

  19. Особенности трактовки социальной ответственности бизнеса в России. Социальная ответственность как скрытая форма административной ренты.

Автор программы В.С. Милов


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины Ведение переговоров для направления 030200....
Авторы программы: Сергей Юрьевич Степанов, доктор психологических наук, профессор
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины Гражданский процесс зарубежных стран для специальности...
Автор программы: доцент, к ю н. Кудрявцева Е. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины Гражданский процесс зарубежных стран для специальности...
Автор программы: доцент, к ю н. Кудрявцева Е. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины «Архитектура корпоративных информационных систем»...
«Архитектура корпоративных информационных систем» для направления 080700. 68 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины «Процессный подход в управлении ит» Автор Бирюков...

Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины «История политических учений» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины «История политических учений» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины Гражданское право для специальности 021100-Юриспруденция...
Гражданское право. Том Учебник. Под ред. Е. А. Суханова. Е. А., Издательство бек, 2000
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма курса «Отечественная история» для направлений программная...
Напряжение, создававшееся российском обществе в моменты выбора, часто приводило к кровавым катаклизмам. «Проблема выбора» до сих...
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины Для направления 03020062 «Политология» (программа подготовки бакалавра)
И75 Иоселиани А. Д., Чумаков А. Н. Логика: Программа дисциплины. Для студентов Финакадемии, обучающихся по направлению «Политология»...
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины Культурология Автор: И. Н. Инишев для направления...
Проблемное поле современной теории культуры описывается как ряд комплементарных характеристик, каждая из которых, с одной стороны,...
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины «Философия права»
Рекомендовано секцией умс одобрена на заседании кафедры факультета права теории права и сравнительного
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины «международное частное право» для специальности...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины «международное частное право» для специальности...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconРабочая программа дисциплины Для направления 030200. 62 «Политология»
«Мировая политика и международные отношения». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в современной России» Для направления 520900 Политология подготовка бакалавра Автор: Милов В. С. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры «Политология» iconПрограмма дисциплины «Судебная власть и правоохранительные органы»...
«Судебная власть и правоохранительные органы» для специальности 030501. 65-Юриспруденция подготовки специалиста


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск