Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности
страница1/8
Дата публикации26.07.2013
Размер1.04 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках»

для студентов специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный язык»», 050703 Дошкольная педагогика и психология

(доп.спец. Иностранный язык).

Автор:

В.Р. Цылев, канд. филос. наук, доцент МГГУ

Цель освоения дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках»:

- обучение студентов методологическим, методическим, технологическим и организационным основам проведения социологического исследования, направленного на получение знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов.

Основные задачи курса «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках»:

  • показать место и роль социологических исследований в социологической науке, основные их этапы и методологические основания;

  • раскрыть структуру программы социологического исследования, содержание ее основных частей и процедуру ее составления;

  • дать понимание теоретических основ и особенностей процесса измерения в социологическом исследовании, раскрыть способы построения показателей, индикаторов, шкал и индексов;

  • дать понимание теоретических основ построения выборочной совокупности и методов её проектирования в социологическом исследовании;

  • раскрыть содержание и процедуру выполнения отдельных видов социологического исследования, возможности и ограничения их применения;

  • дать понимание системы методов анализа и обработки данных социологического исследования, возможности и ограничения в их применении;

  • раскрыть способы, используемые для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчета;

  • раскрыть существенные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного подходов в социологическом исследовании на этапах сбора и анализа данных;

  • раскрыть особенности организационных процедур социологического исследования, их содержание и последовательность проведения.



В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  1. методологические основы социологических исследований;

  2. структуру социологического исследования и содержание всех его этапов.

  3. содержательные характеристики и функциональные возможности современных методов социологических исследований;

  4. специфику применения методов в эмпирических исследованиях;

  5. современные подходы к обработке собранных данных и анализу полученных результатов;

уметь:

  1. разрабатывать программу социологического исследования;

  2. осуществлять выбор и обоснование методов исследования в соответствии с изучаемой проблемой;

  3. разрабатывать инструментарий для сбора информации;

  4. подбирать адекватную технологию сбора и обработки информации и применять ее в эмпирических исследованиях,

  5. проводить анализ полученных результатов, давать им интерпретацию и оформлять результаты исследования в отчет.



Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

СМ

ПР

ЛБ

Сам. работа




Раздел 1. Теоретико - методологические основы социологического исследования





















Основы методологии и методики социологического исследования. Стратегии и виды социологических исследований




1




1




4



Разработка программы социологического исследования




2




1




4



Методы и процедура измерения в социологии




1




1




4



Статистические и социологические аспекты обоснования выборки




2




1




4




Раздел II. Методы сбора данных в социологическом исследовании





















Метод наблюдения




1




1




4



Опросные методы в социологии (интервью, анкетирование, экспертный опрос, метод фокус-группы)




1




1




4



Анализ документов




1




1




4



Эксперимент в социологии




1




1




4



Социометрический метод и концепция социальных сетей




1




1




4



Психологические методы в социологическом исследовании




2




1




4



Методические особенности социологических исследований в качественной парадигме




1




1




4




Раздел III. Результаты социологического исследования. Методологические и организационные вопросы





















Анализ и обработка данных в социологии




2




1




4



Представление результатов социологического исследования




1




1




4



Методологические проблемы социологического исследования




1




1




4



Организация социологического исследования




2




2




4




Итого:




20




16

18

60


Содержание практических занятий

Основы методологии и методики социологического
исследования. Основные стратегии и виды
социологических исследований


Семинар (2 ч.)

  1. Место эмпирической социологии в социологическом знании. Основное ее содержание, функции и методологические принципы.

  2. Понятие социального факта.

  3. Методология социологического исследования.

  4. Методы, методика и техника социологического исследования.

  5. Виды социологических исследований. Проблемы классификации.

  6. Описательные и аналитические исследования.

  7. Пилотажное (зондажное) исследование.

  8. Панельное и лонгитюдное исследования.

  9. Основные особенности количественного подхода в социологическом исследовании.

  10. Основные особенности качественного подхода в социологическом исследовании.

Литература

Основная

  1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.

  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

  3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие. М., 2004.

  4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М, 2002.

  5. Социологический словарь. Минск, 1991.

  6. Хеллевик О. Социологический метод. М., 2002.

  7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Дополнительная

  1. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство. М., 1999.

  2. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.

  3. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: 4M. 1995. № 5-6.

  4. Ростегаева Н.И. Банк данных социологических исследований: приглашение к сотрудничеству // Социология: 4М. – 2000. - №12.- С. 173-179.

  5. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.

  6. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

  7. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М. 1991, №1. С.14-31.


Разработка программы социологического исследования

Семинар (2 ч.)

    1. Назначение, содержание и структура программы социологического исследования.

    2. Методологическая и процедурная часть программы исследования.

    3. Проблемная ситуация и проблема социологического исследования. Основные этапы и правила «перевода» проблемной ситуации в формулировку исследовательской проблемы.

    4. Требования к постановке целей. Основные и вспомогательные задачи.

    5. Язык социологического исследования. Понятия «переменные», «эмпирическая интерпретация», «операциональное определение», «операционализация понятий».

    6. Процедура системного анализа объекта исследования.

    7. Процедура выдвижения гипотез и ее значение для разработки программы исследования.

    8. Виды исследовательских гипотез и требования к их разработке

    9. Стратегический план социологического исследования и его основные разновидности.

Практическое занятие (2 ч.)

Вопросы для подготовки:

  1. Определение целей и задач исследования. Виды исследовательских задач.

  2. Процедура интерпретации понятий.

  3. Определение индикаторов и средств их замера (индексов).

  4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

Задание для подготовки к занятию:

  1. Подобрать тему социологического исследования для составления методологического раздела программы.

Вопросы и задания

  1. Показать отличие понятия «проблемная ситуация» от понятий «социальная проблема» и «проблема исследования».

  2. Что может выступать в качестве проблемных ситуаций в конкретном социологическом исследовании? Приведите примеры.

  3. Каковы основные этапы и правила «перевода» проблемной ситуации в формулировку исследовательской проблемы?

  4. Как взаимосвязаны между собой предмет, объект и проблема исследования?

  5. Сопоставить на примере объект (объекты) и предмет исследования.

  6. Каковы основные требования к постановке целей в программе социологического исследования?

  7. Сформулировать на примере цель исследования, а также его основные и вспомогательные задачи.

  8. Зачем нужен анализ основных понятий в программе социологического исследования?

  9. Что такое «эмпирическая интерпретация» понятий? В чем состоит назначение и научный смысл этой процедуры в социологическом исследовании?

  10. От чего зависит уровень глубины операционализации и степень детализации понятий?

  11. Выявить на опытном примере базовые понятия исследования и дать им операциональное определение.

  12. Что такое «индикатор»? Подобрать наиболее точные и надежные индикаторы для всех выделенных операциональных терминов.

  13. Для каждого из отобранных индикаторов найти адекватные характеристики. Составить проект будущей измерительной шкалы.

  14. Определить единицу (единицы) измерения признаков по каждому из отобранных индикаторов.

  15. Занести все полученные данные в таблицу:

    Общие (базовые) понятия

    Операциональные понятия

    Понятия-индикаторы

    Единицы измерения


    Вопрос анкеты


    Характеристики индикаторов (пункты шкалы)



















  16. Что такое системный анализ объекта исследования?

  17. Провести на примере предварительный системный анализ объекта исследования.

  18. Что такое гипотеза? Какова роль гипотез в социологическом исследовании?

  19. Сформулировать рабочие гипотезы для опытного социологического исследования.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного...
При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы...
Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение...
Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная...
Автор: Рыжкова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных наук
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика»...
Автор: Сауткин А. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология»
Целью ее изучения является освоение методологии социологического анализа современного общества, его организаций и социальных институтов,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский...
Автор: Жигунова Г. В кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6
Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии, доцент кафедры психологии Мурманского государственного гуманитарного...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Местное самоуправление...
Автор: Петошина С. И., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск