Скачать 231.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» для студентов специальности 071800.62 – «Социально-культурная деятельность» Автор: Рыжкова И.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных наук Цель освоения дисциплины Социально-культурная работа за рубежом: заключается в обучении общетеоретическим вопросам функционирования социально-культурных институтов за рубежом. Задачами курса является познакомить студентов с содержательными и управленческими аспектами организации досуга за рубежом, подготовкой профессиональных кадров для социально-культурной сферы, новейшими технологиями в различных областях социально-культурной деятельности. Использование зарубежного опыта в организации социально-культурной деятельности при подготовке специалистов в сфере досуга необходимо для повышения их общего культурно-образовательного потенциала и профессионального уровня, а также для гуманизации процесса образования в целом. . Основные задачи курса "Социально-культурная работа за рубежом": познакомить студентов с содержательными и управленческими аспектами организации досуга за рубежом, подготовкой профессиональных кадров для социально-культурной сферы, новейшими технологиями в различных областях социально-культурной деятельности. Использование зарубежного опыта в организации социально-культурной деятельности при подготовке специалистов в сфере досуга необходимо для повышения их общего культурно-образовательного потенциала и профессионального уровня, а также для гуманизации процесса образования в целом. Студенты, освоившие дисциплину должны знать: - основные теоретические понятия, сущность и содержание зарубежных технологий в сфере организации досуга; - должны быть способными к аналитическому осмыслению зарубежного опыта и прогнозированию развития культурно-досуговой деятельности на перспективу. Они должны уметь использовать мировой опыт в организации и практике социально-культурной деятельности конкретных учреждений индустрии досуга. Разделы дисциплины и примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ. Практическое занятие № 1. Тема: Истоки современных концепций досуга в англоязычных странах. Вопросы для коллективного обсуждения:
Литература:
Практическое занятие № 2. Тема: Англо-американская модель организации досуга. Вопросы для коллективного обсуждения:
Литература:
Практическое занятие № 3. Тема: Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции. Вопросы для коллективного обсуждения:
Литература:
Практическое занятие № 4. Тема: Культурная политика Европейского Союза на современном этапе. Вопросы для коллективного обсуждения:
Литература:
Практическое занятие № 5. Тема: Современные информационные технологии в индустрии развлечений. Вопросы для коллективного обсуждения:
Литература:
13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература:
Дополнительная литература:
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-8l.pdf – учебник по Социальной культурологии, Ерасов В.Б. 14. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 15. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6: Примерные зачетные тестовые задания Вариант №1 Внимательно прочтите вопросы и все ответы на него. Затем обведите кружком номер ответа, который является, по Вашему мнению, правильным.
а) А.Гриффин б) Ж.Дюмадезье в) Х.Моннаус г) М.Грин
а) Франция б) Британия в) Италия г) Германия
а) Франция б) Британия в) США г) Чехия
а) Нидерланды б) Германия в) Австралия г) Бельгия
а) волонтерский б) государственный в) рекреационный г) коммерческий
а) волонтерский б) коммерческий в) государственный г) туристский
а) творческие объединения б) церковь в) профзоюзы г) школа
а) туристский б) спортивно-рекреационный в) кино-видео-телекомплекс г) этнокультурный
а) Германия б) Италия в) Россия г) Франция
а) Украина б) Беларуссия в) Казахстан г) Литва
а) Каир б) Багдад в) Бейрут г) Тегеран
а) Австралия б) Латвия в) Швеция г) Бразилия Ключ к тесту: 1 – б 2 – б 3 – а 4 – б, г 5 – г 6 – г 7 – б 8 – а 9 – г 10 – г 11 - в 12 – а 16. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Сегодня одной из наиболее актуальных форм индивидуальной работы студента является реферат. Реферат является обязательным видом контроля по курсу «Теория и практика социальной работы». Реферат представляет собой исследование, связанное с разработкой вопросов теории и практики социальной работы. «Реферат» — (от лат. «reffere» — докладывать, сообщать), согласно «Словарю иностранных слов» (М., 1979), представляет собой:
Таким образом, в традиционном “латинском” смысле реферат — это творческий доклад или изложение содержания научной работы. Именно в этом смысле реферат как творческая форма индивидуальной работы студента широко используется во всех гуманитарных науках. Можно выделить, по крайней мере, следующие типы рефератов: I. «Реферат — научное исследование» (РНИ) «Реферат — научное исследование» — наиболее распространенный тип студенческой реферативной работы. Форма и содержание данного типа реферата творчески излагают содержание той или иной темы научного культурологического исследования. Темы предлагаются программой курса и творчески модифицируются в совместной работе преподавателя и студента в зависимости от знаний, интересов, способностей и возможностей студента, его склонности к научному поиску. Определив тему реферата, например «Значение документов ООН для формирования правовых норм социальной работы», автор исследования должен ограничить его предмет. Творчески работающий студент может углубить или развить некоторые идеи разделяемой им точки зрения, существующей в науке, но может дать свою собственную оригинальную трактовку, исходя от противного, т.е. отрицая существующие позиции и предлагая свою интерпретацию проблемы. Творческий характер подобного типа реферата не столько в самостоятельном социогуманитарном научном поиске студента (что очень трудно для первокурсника), сколько в его творческом интересе, самостоятельном выборе темы, том ракурсе изложения иногда общеизвестных положений, который может найти только самостоятельно мыслящий человек. Выбор темы должен быть объяснен автором. Важную роль в подобном типе реферата играет обзор литературы и его указатель в конце работы. По списку литературы, её новизне и объему можно всецело судить о знаниях, интересах и эрудиции автора, его желании серьезно осмыслить тему. Обзор литературы связывает автора с событиями сегодняшнего дня и позволяет ответить на вопрос — почему исследуется данная тема, что взволновало в ней автора, как он понимает актуальные проблемы сегодняшнего дня. В «реферате — научном исследовании» обычно распространено широкое цитирование. В этом случае автор в конце страницы дает полное указание на цитируемую литературу. Если цитирование неправильно или небрежно оформлено, реферат вызывает большие сомнения в плане серьезности работы над ним. Особым видом РНИ является так называемый «компенсаторный реферат». Это небольшая студенческая работа — отчёт по пропущенной или слабоизученной теме. В отличие от РНИ, объем которого составляет 15—20 страниц, реферат, компенсирующий незнание ранее изученного материала, может не носить творчески-поискового характера и иметь меньший объем. Оба типа реферата обычно оформляются либо в распечатанном машинописным текстом, либо в электронном варианте. II. «Реферат-дискурс» (РД) «Реферат-дискурс» является особой формой РНИ, предполагающей все основные требования, которые предъявляются к студенческой работе и описаны выше. Особенностью (РД) — «реферата-дискурса» является форма изложения материала, представляющая собой подбор цитат различных мыслителей и ученых по данной теме. Понятие «дискурс», введенное в середине нашего века французскими структуралистами, и обозначает в самом общем виде «речь, беседу». Студент как бы беседует с великими мыслителями по данной проблеме, составляя свою хрестоматию по исследуемой проблеме. В процессе работы он знакомится с трудами ученых. Для студента-первокурсника написание реферата-дискурса легче и полезнее постольку, поскольку он ещё не готов к серьезному научному поиску. Для него подобный «реферат-хрестоматия» — первый шаг в науке о культуре, за которым последуют более серьезные шаги через систему авторских комментариев, даваемых многими студентами в своих «рефератах–дискурсах». Работы типа РД предполагают прочтение большого числа источников, что требует от студента хорошего знания литературы по целому ряду наук о культуре. Структура реферата. Как и всякое научное исследование, реферат должен иметь чёткую структуру. В ней должны присутствовать следующие компоненты: титульный лист, оглавление, введение, историческая и теоретическая (при необходимости и практическая) части, заключение, список использованных источников. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, её новизна(при необходимости научная и практическая значимость), выделяется цель, ставятся задачи, объект и предмет творческого исследования (при необходимости указывается гипотеза); рассматриваются основные литературные источники. В исторической части освещается выбранная эпоха, интерпретируются основные характеристики культуры того времени, в теоретической – рассматриваются основные понятия и эволюция взглядов на данную проблему. В заключении на основании поставленной цели и экспонированных задач приводятся основные выводы, к которым в результате написания реферата пришёл студент (при наличии – гипотезы, приводится подтверждение или опровержение последней). В списке использованных источников указываются источники, с которыми работал студент при написании реферата, они могут быть как литературные, так и интерактивные (электронные). Список использованных источников оформляется в соответствии с существующими библиографическими требованиями. Критерии оценки реферата: Оценка «отлично» выставляется за работу, в которой обоснована актуальность избранной темы. Полно и чётко представлены основные теоретические понятия. Соблюдена структура написания реферата (контрольной работы). В теоретической части дан полноценный анализ социологических и философских исследований по проблеме. В исторической части всесторонне освещен выбранный период. В заключении сформулированы развернутые выводы. Работа грамотно оформлена и представлена к проверке в срок. Оценка «хорошо» выставляется за работу, в которой во введении раскрыта актуальность темы. В теоретической части представлен круг основной литературы по теме. Во второй части дано описание основной проблемы. В заключении сформулированы общие выводы. Работа тщательно оформлена. Все этапы работы выполнены в срок. Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, в которой не проработана актуальность темы. Теоретический анализ дан описательно. Библиография ограничена. Содержательный материал представлен схематично. В заключении сформулированы общие выводы. Оформление работы соответствует требованиям. Основные требования к написанию реферата: 1.Реферат выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word, формат листа А4. 2.Структура. Реферат должен иметь введение, основную часть (2-3 главы), заключение и список использованных источников (книги, журналы, газеты, интернет-публикации, электронные ресурсы и др.). 3.Страница. Нумерация выполняется со 2-ой страницы, внизу («от центра» или «справа»). Размер шрифта: основной – 14, сноски (внизу страницы в автоматическом режиме) – 12. Абзац (красная строка) – отступ – 1,25 см. Межстрочный интервал – полуторный. 4.Объём реферата – 1 печатный лист (40 тыс. знаков с пробелами) (для контр.работы - 0,8 печ.листа – 32 тыс.знаков). 5.Оформление литературы приведено ниже. 2. Одним из важнейших элементов освоения студентами курса теории и практики социальной работы является изучение учебной литературы. Речь идёт прежде всего об учебниках и учебных пособиях, а также монографиях и статьях в периодических изданиях, позволяющих углубить знания по соответствующим темам, получить навыки работы с научной литературой. Учебная литература содержит всю необходимую информацию по курсу, а дополнительная литература включает значительный объем информации, позволяющий, значительно расширить кругозор студента, помочь увидеть, что данная область знаний представляет собой активно развивающуюся научную дисциплину, многие темы и проблемы которой органично связаны с содержанием смежных научных дисциплин и направлений: философии, истории, экономической теории, политологии, психологии и т.д. Поскольку количество лекционных часов по курсу невелико, студент должен особенно продуктивно использовать учебную литературу для более прочного усвоения той информации, которая дается в лекциях. В условиях, когда он может пользоваться различными учебниками и другими источниками, особое значение приобретает умение сопоставлять информацию из различных источников, способность воспринимать аргументацию тех и иных тезисов, теоретических постулатов, зависимость их обоснованности и доказательности от доступных на данный момент эмпирических данных. Поскольку помимо рекомендуемой литературы по курсу студенты широко используют Интернет-ресурсы, в том числе для самостоятельной работы, навыки критической рефлексии, осмысления соответствующей информации (нередко огромной по объему, но плохо систематизированной и структуированной, часто ненадежной) приобретают еще большее значение. Формированию этих навыков существенно способствует работа с литературными источниками. 3. Подготовка и написание научного доклада являются более сложной формой самостоятельной работы, требующей от студента определенного уровня осмысления выбранной темы, аналитических способностей, умения логически корректно проводить обоснование тех положений и выводов, которые должны быть представлены в докладе. Подготовка доклада может потребовать изучения относительно широкого круга источников, навыков убедительной аргументации, красноречия. Хорошо подготовленный и успешно защищённый доклад может быть рекомендован для участия в конкурсах студенческих работ различного уровня, внутривузовских, межвузовских, региональных и т.д., такой доклад может стать основой публикации в сборниках студенческих работ или научных изданиях более высокого уровня. Именно доклад может стать эффективным инструментом выявления и формирования у студентов склонности к научной работе, способности к концептуальному мышлению, пониманию сложной взаимосвязи теоретических положений и фактов, на которые эти положения опираются (или подтверждаются ими). В подготовке теоретического доклада можно выделить несколько этапов: выбор темы, первоначальное ознакомление с литературой, составление плана доклада, более глубокое изучение литературы, возможная корректировка плана, формулировка и аргументация основных тезисов, более или менее детальное оформление текста. Структурно доклад предполагает введение, основную часть и заключение. Во введении формулируется основная цель работы, характеризуется уровень разработанности и дискуссионности выбранной темы, может быть сделан краткий обзор использованных источников. В основной части проводится обоснование истинности положений, составляющих существо доклада, в заключении формулируются основные выводы. Значительное внимание следует уделить языку и стилю изложения материала, он должен быть ясным, последовательным, желательно способным заинтересовать и нейтрального, и далекого от обсуждаемых проблем читателя. Курс теории и практики социальной работы представляет значительные возможности в этом отношении. Советы к устному выступлению:
«значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и 1В подготовке методических указаний использованы источники:
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная... Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 1 Культура общения и речевое поведение для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению опд. Ф. 6 Литература для студентов, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Занятость населения... Цель освоения дисциплины «Занятость населения и ее регулирование» является формирование у студентов целостного представления о социально-экономической... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 5 Информационные... Цель курса — формирование у студентов знаний и умений, необходимых для управления информационными системами организации, достижения... | Программа курса и методические указания для студентов специальности... «Социально-культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности») и направлению подготовки | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-педагогическая... Тема Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа... Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное... Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью | Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное... Цель освоения дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые... Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических... | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Дети улиц» для... Цель освоения дисциплины «Дети улиц» формирование у студентов профессиональных знаний в области социально-педагогической работы с... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... |