Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности





Скачать 286.95 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности
страница1/2
Дата публикации28.12.2014
Размер286.95 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом»

для студентов специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»

Автор:

Рыбкин В.Р., к.ф.н., доцент кафедры социальных наук.
Цель освоения дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом»:

- сформировать целостное представление об истории и характере современного молодёжного движения и его роли в становлении молодёжного движения в ситуации трансформации российского общества.

Основные задачи курса «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом»:

  • Раскрыть характер молодежного движения в России и за рубежом.

  • Показать исторический опыт и современное состояние.

  • Выстроить классификацию молодежных организаций.

  • Сформулировать правовые основы деятельности молодежных общественных объединений в России и за рубежом.

  • Отразить механизмы взаимодействия сотрудничества государства, органов местного самоуправления с общественными молодежными объединениями.

  • Показать роль молодежных и детские общественные объединения как объектов и субъектов государственной молодежной политики в России и за рубежом.

  • Охарактеризовать роль общественных объединений в формировании личности молодого человека.


В результате изучения материалов курса студенты должны:

Знать:

  • теоретико-методологические основы государственного управления социальной молодёжной политикой;

  • историю молодёжного движения в России, сущность, основные принципы и основные категории формирования молодёжного движения, парадигмы и приоритеты государственного управления молодёжными структурами в Российской Федерации и за рубежом в прошлом и на современном этапе;

  • основные направления формирования государственной системы молодёжной политики;

  • государственное законодательство, определяющее молодёжные процессы.

Уметь:

  • анализировать сущность, содержание и цели современной политики государства в сфере молодёжной политики;

  • выявлять социально-педагогические политические подходы к воспитанию и формированию личности .


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Раздел 1. Характер молодежного движения за рубежом и в Российской Федерации

1.1.

Тема 1. Актуальность проблем молодёжного движения за рубежом и в Российской Федерации

2

2




-

4

1.2.

Тема 2. Становление молодёжного движения в эпоху буржуазных революций в Европе конец ХVIII первая половина ХIХ в.

2

2




-

4

1.3.

Тема 3. Буржуазные партии их молодёжные организации

6

2

4

-

4

1.4.

Тема 4. Социалистические молодёжные организации Европы

4

2

2

-

2

Раздел 2. Национальная политика и национальные молодёжные организации Европейских государств

2.1.

Тема 5. Становление Германской империи в ХIХ веке и националистические молодёжные организации

6

2

4




4

2.2.

Тема 6. Националистические молодёжные организации республиканской Франции в ХIХ веке

6

2

4




4

2.3

Тема 7. Националистические молодёжные организации Великобритании в ХIХ веке.

2

2







2

2.4

Тема 8. Националистические молодёжные организации Австро-Венгрии в ХIХ веке

2

2







2

2.5

Тема 9. Националистические молодёжные организации в Италии в ХIХ веке

2

2







2

2.6

Тема 10.Религиозные интернациональные молодёжные организации Европы в ХIХ веке

4

2

2




2

2.7

Тема 11. Буржуазные реформы в России в

ХIХ веке и формирование политических молодёжных организаций.

2

2







4

2.8

Тема 12. Роль литературы и искусства в формировании демократического самосознания молодёжи в России в ХIХ веке.

6

2

4




4

2.9

Тема 13. Становление революционных молодёжных организаций в России на рубеже ХIХ – ХХ веков.

2

2







4

Раздел 3. Основные направления формирования государственной системы молодёжной политики в ХХ веке в СССР, Российской Федерации и за рубежом

3.1.

Тема 14. Первая мировая война и молодёжные организации Российской империи

2

2







4

3.2

Тема 15. Февральская революция и деятельность временного правительства

4

2

2




4

3.3.

Тема 16. Октябрьская социалистическая революция и гражданская война.

6

2

4




4

3.4

Тема 17. Первая мировая война и формирование международного демократического движения

6

2

4




2

3.5.

Тема 18. Задачи союзов молодёжи в процессе строительства советского общества.

2

2







2

3.6.

Тема 19. Роль ВЛКСМ в годы предвоенной индустриализации страны.

2

2







2

3.7.

Тема 20. Роль ВЛКСМ в годы Великой Отечественной войны

6

2

4




2

3.8.

Тема 21. Роль ВЛКСМ в послевоенном развитии экономики СССР.

2

2







2

Раздел 4. Государственная молодёжная политика на постсоветском этапе развития Российской Федерации

4.1

Тема 22. Становление прогрессивного международного молодёжного движения.

2

2







2

4.2.

Тема 23. Роль Комитета молодёжных организаций СССР в борьбе за укрепление мира и дружбы между народами в годы « холодной войны».

2

2







2

4.3.

Тема 25. Государственная политика в структуре межконфессиональных отношений в молодёжной среде в постсоветский период развития страны.

2

2







4

4.4.

Тема 26. Государственная политика в сфере образования молодёжи в постсоветский период развития страны.

4

2

2




4

4.5.

Тема 27. Стратегия государственной молодёжной политики

2

2







4




ИТОГО

90

54

36




80


Содержание практических занятий

Практическая работа № 1.

Буржуазные партии их молодёжные организации(4 ч.)
План

1.Буржуазные революции и их движущие силы.

2.Становление и характер классических буржуазных партий.

3.Эпоха просвещения и молодое поколение Европы.
Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Как взаимосвязаны политическая и экономическая программы, буржуазных партий и интересы молодого поколения?

  2. Влияют ли буржуазные преобразования на характер молодёжной политики государства?

  3. В чём проявляется прогрессивное значение буржуазной культуры эпохи просвещения для эмансипации молодёжи?

Литература

  1. Камышанов В.И.. Зарубежные молодежные организации, / В.И. Камышанов, М.О. Литовская – М.: Молодая Гвардия, 1989 г. – 494 с.

  2. Коммунистический Интернационал. Краткий исторический очерк. — М.: Издательство политической литературы, 1969.

  3. Фостер У. З. История трёх интернационалов. — М.: Госполитиздат, 1959.



Практическое занятие № 2.

Социалистические молодёжные организации Европы (2ч)
План

1.Становление социалистического самосознания в Европе в период расцвета буржуазного общества.

2.Положение демократических слоёв общества в процессе индустриализации ведущих стран Европы.

3.Защита социальных интересов молодёжи и характер молодёжного движения.
Литература

  1. Исаев Э.Ш. Молодежь как особая общественная группа в социальной структуре общества Германии/ Э.Ш. Исаев, Д.А. Петренко // Независимая газета, 2006. – №3

  2. Реутов А. С немецкой тщательностью / А. Реутов// Коммерсант. – 2007. – 7 февраля.

  3. Чеблукова А.А. Молодежь Германии в зеркале исследования трендов и социальных опросов/ Чеблукова А.А., Чеблукова Т.А. – М., 2005. – 98 с.


Практическая работа № 3.

Становление Германской империи в ХIХ веке и националистические молодёжные организации (4ч)
План

1.Формирование единого Германского государства в процессе буржуазных революций в Европе.

2.Немецкая идеология и молодёжное движение в германии в период борьбы за объединение.

3.Буржуазнные организации и националистические молодёжные организации в Германии
Литература

  1. Исаев Э.Ш. Молодежь как особая общественная группа в социальной структуре общества Германии/ Э.Ш. Исаев, Д.А. Петренко // Независимая газета, 2006. – №3

  2. Реутов А. С немецкой тщательностью / А. Реутов// Коммерсант. – 2007. – 7 февраля.

  3. Чеблукова А.А. Молодежь Германии в зеркале исследования трендов и социальных опросов/ Чеблукова А.А., Чеблукова Т.А. – М., 2005. – 98 с.


Практическая работа № 4.

Националистические молодёжные организации республиканской Франции в ХIХ веке (4ч)
План

1.Французская буржуазная революция и рост национального самосознания населения.

2.Гражданская война во Франции и формирование политического самосознания буржуазии.

3.Левое движение во Франции и его роль в создании молодёжных организаций.
Литература

  1. Коммунистический Интернационал. Краткий исторический очерк. — М.: Издательство политической литературы, 1969.

  2. Фостер У. З. История трёх интернационалов. — М.: Госполитиздат, 1959.


Практическая работа № 5.

Религиозные международные молодёжные организации Европы в ХIХ веке (2ч)
План

  1. Римская католическая церковь и молодёжное движение в Европе в период становления буржуазных отношений.

  2. Протестантская церковь в борьбе за умы и молодёжи.

  3. Политические партии религиозной направленности и их молодёжные отделения


Литература


  1. Законодательство о религиозных организациях. – М., 1997.

  2. Ковальский Н. А. Империализм. Религия. Церковь. – М., 1986.

  3. Мчедлов М. П. Политика и религия. – М., 1987.

  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1988.

  5. Радугин А. А. Введение в религиоведение. – М., 1996.

  6. Религии мира // Под ред. чл. -корр. РАН Щапова Я. Н. – М., 1991.

  7. Христианство. Словарь // Под. ред. Л. Н. Митрохина. – М., 1994.



Практическая работа № 6.

Буржуазные реформы в России в ХIХ веке и формирование политических молодёжных организаций. (2ч)
План

1.Харктер буржуазных реформ в Российской империи во второй половине ХIХ века.

2.Отечественная литература и искусства в поисках нравственного идеала для молодого поколения в процессе развития российского капитализма.

3.Политичесие партии Российской империи в борьбе за молодоё поколение.
Литература

  1. История России 19 - начала 20 вв. / Под ред. В. А. Федорова. – М., 1998.

  2. История СССР 1861 - 1917гг. / Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М., 1989.

Практическая работа № 7

Гражданская война в советской России и становление государственной молодёжной политики(2)
План

1.Первая мировая война как катализатор классовых и национальных противоречий Российской империи.

2.Молодое поколение как основная жертва межимпериалистических и классовых противоречий эпохи.

3. Роль молодёжи в гражданской войне в России.
Литература

  1. Камышанов В.И. Зарубежные молодежные организации / В.И. Камышанов, М.О. Литовская – М.: Молодая Гвардия, 1989. – 494 с.

  2. Очерки истории общественных движений и политических партий России / под ред. Романова В.В. – Хабаровск, 1993.

  3. Шелохаев В.В., Волобуев О.В., Горшков М.К. Политические партии России. Российская политическая энциклопедия. – М.: изд-во РОССПЭН, 1996.


Практическая работа №8

Демократическое антивоенное движение молодёжи Европы против войны и империализма в 20-е годы ХХ века. (4ч)



План

1.Европейское антивоенное движение на фоне Версальской системы договоров.

2.Фашистские организации в Европе как результат итогов первой мировой войны.

3. Левые молодёжные организации Европы в борьбе за мирное развитие Европы.
Литература


  1. Антрушин Ю.Н. Молодежь Западной Европы в борьбе за мир и европейскую безопасность – М.: Знание, 1975. – 48 с.

  2. Булатецкий Ю.Е. Революционный процесс и молодежь стран капитала, Некоторые актуальные проблемы – Киев, 1980. – 200 с.

  3. Вопросы истории международного молодежного движения. Сборник статей и сообщений – Томск: Томский университет, 1976. – 95 с.

  4. Десятерик В.И. Революционные традиции-молодежи. – М.: Мысль, 1980. –260 с.

  5. Еремин Ю.В. Заговор. Буржуазная идеология и молодежь. – М.: Молодая гвардия, 1978. – 288с.

  6. Зарубежные молодежные организации: Справочник./ Сост.: Песляк A.M., Скоков Ю.А. – М.: Молодая гвардия, 1978. – 383 с.

  7. Ленин В.И. Интернационал молодежи. (Заметка).- Полн. собр. соч.,т.30, – С.225-229.

  8. Международное молодежное движение / Под ред. Т.Ф.Таирова. – М.: Изд-во ВКШ,1975. – 193 с.

Практическая работа №9

Роль Коминтерна и коммунистического интернационала молодёжи в формировании демократического молодёжного антифашистского движения в Европе (4ч.)
План

1.Формирование Коммунистического интернационала и его роль в антивоенном движении в Европе.

2.Коммунистичесий интернационал молодёжи в борьбе за социальные права трудящейся молодёжи.

3. Практика отношений между коммунистическими молодёжными организациями и буржуазно-демократическими движениями молодёжи.
Литература

  1. Ватлин А. Ю. Коминтерн: первые десять лет. Исторические очерки. — М.: Издательский центр «Россия молодая», 1993.

  2. Коминтерн и гражданская война в Испании. Документы. — М.: Наука, 2001.

  3. Коминтерн против фашизма. Документы. — М.: Наука, 1999.

  4. Маккензи Кермит. Коминтерн и мировая революция. 1919—1943 / Пер. с англ. Г. Г. Петровой. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.

  5. Пантелеев М. Агенты Коминтерна. Солдаты мировой революции. — М.: Яуза, Эксмо, 2005.


Практическая работа №10

Роль ВЛКСМ в послевоенном развитии экономики и культуры СССР.
План

1.Восстановление народного хозяйства и создание комсомольско-молодёжных трудовых коллективов.

2. Роль комсомола в организации молодёжи в борьбе за научную организацию труда.

3. Комсомол и художественная интеллигенция в становлении нравственного облика молодого человека советского общества.
Литература

  1. Ильинский И. М. ВЛКСМ в политической системе советского общества. – М.: Молодая гвардия, 1981. – 239 с.

  2. Ильинский И. М. Резервы комсомольской демократии // Молодой коммунист. – 1986. – № 12. – С. 7-15.

  3. Твой союз. Популярные очерки по истории ВЛКСМ для молодежи. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 398 с.

  4. http://komsomol-100.clan.su/publ/vazhnejshie_sobytija_i_fakty_istorii_vlksm_1917_1970/8-1-0-274



Практическая работа №11

Роль молодёжных организаций в политической модернизации страны
План

1.Государственные программы по модернизации системы образования молодёжи.

2.Млодёжные организации как субъект и объект государственного молодёжного законодательства.

3.Региональные молодёжные парламенты – опыт и перспективы.
Литература


  1. Долгов В.М., Дорофеев В.И., Данилов М.В., Митрохина Т.Н., Чекмарев Э.В. Студенческая молодежь в гражданском обществе. – Саратов: Изд-во СГУ им Н.Г. Чернышевского, 2003. – 164 с.

  2. Чекмарев Э.В. Молодежь – политический ресурс модернизации постсоветской России. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2009. – 244 с.

  3. Чекмарев Э.В. Роль молодежи в политической модернизации региона. – Саратов: «Наука», 2009. – 155 с.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное...
Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины гсэ....
Макарова Надежда Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная...
Автор: Рыжкова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных наук
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-культурная...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории»
Основная цель дисциплины – изучить особенности развития современной социологической науки, показать вклад отдельных ученых, научных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское и патриотическое...
История со специализацией «Скандинавские страны: язык, история, культура» и 040101. 65 «Социальная работа»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconПрограмма учебной дисциплины основы автоматизации производства
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по организации практических и семинарских...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Волонтерские движения...
Цель освоения дисциплины «Волонтерские движения как проявление социальной активности»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Волонтерские движения...
Цель освоения дисциплины «Волонтерские движения как проявление социальной активности»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» для студентов специальности iconСправочник студента
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск