Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология»





Скачать 334.24 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология»
страница1/3
Дата публикации02.11.2014
Размер334.24 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


СОДЕРЖАНИЕ


 

I. Цели и задачи дисциплины

Социология — это наука об обществе. Целью ее изучения является освоение методологии социологического анализа современного общества, его организаций и социальных институтов, а также знакомство с основными парадигмами, принципами и концепциями социологической теории.

Студенты большую часть курса осваивают с использованием Электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК), консультационной помощи и контроля преподавателя.

ЭУМК включает в себя:

  • рабочую учебную программу по дисциплине;

  • контенты;

  • интеллектуальные тьюторы;

  • тесты закрытого типа;

  • хрестоматию;

  • презентации.

Заочная форма обучения предполагает, что в часы аудиторных занятий преподаватель разъясняет студентам наиболее важные, основополагающие значения, методы, понятия предмета.

После завершения изучения темы по контенту, хрестоматии, обучаемым предоставляются тьюторы, тесты для самопроверки, насколько продуктивно освоен пройденный материал. Если студенты не могут ответить на поставленные вопросы, они должны вернуться к тексту контента и повторить содержание темы, прежде чем продолжать дальнейшее изучение раздела.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

ЗНАТЬ:

  • типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий (коммуникаций), факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций.

УМЕТЬ:

  • оценить влияние социальных перемен на образ жизни различных социальных групп, использовать социальные технологии управления индивидами, группами и организациями.

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕНЫ:

  • с социологическим подходом к общественным явлениям; основными закономерностями и формами регуляции социального поведения; с природой возникновения социальных общностей и социальных групп, видами и исходами социальных процессов; с различными теориями, объясняющими структуру общества и его развитие.

II. Структура дисциплины – определена содержанием учебной рабочей программы

Тема 1. Предмет, структура и функции социологии

Предмет социологии

Подходы к изучению общества

Структура социологического знания

Основные этапы развития социологии

Функции социологии

 

Тема 2. Основные парадигмы социологии

Понятие теории, методологии и научной парадигмы

Понимающая социология

 

Тема 3. К истории взглядов на общество

Космическая модель общества. Античный полис

Общество как духовное братство

Общество как институт «общественного договора»

Системно-функциональная модель общества и её интеллектуальное развитие

Общество как органическая система

Общество как «одетая в вещь» культура

Общество как абстрактная система социального действия

Общество как аутопойетическая и самореферентная система

Критическая социальная наука об обществе как асоциальности

Общество как специфический способ бытия единого человечества

 

Тема 4. Общество как социальная система

Институциональная структура общества

Статусно-ролевая структура общества

Функциональная структура общества

Социально-историческая динамика общества

 

Тема 5. Социология культуры

Понятие культуры

Социальные нормы

Типология культур

 

Элитарная, народная, массовая культура

 

Культура доминирующая, субкультура и контркультура

 

Экономическая, политическая и образовательная культура

Социология отклоняющегося поведения

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

 

Тема 6. Социология образования

История социологии образования

Школа институционального анализа

Теории функционализма

Теории конфликта

Основные функции образования

Формирование образовательных общностей

Активизация социальных перемещений

Социальная селекция индивидов

Замещение семьи, социальная поддержка

Функции образования в сфере культуры

Функции образования в социально-политической сфере

Государство и образование

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

 

Тема 7. Социология науки

Роль науки в современном мире

Понятие науки с точки зрения социологии

Природа социальности науки

Наука как форма всеобщего труда

Наука в системе господствующих общественных отношений

Основное социальное противоречие современной науки

Вопросы для самопроверки

Литература

 

Тема 8. Социология политики и экономики

Предмет социологии политики

Политические системы современности

Политика и экономика

Социология экономики

Особенности развития современной капиталистической экономики

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

 

Тема 9. Социальная группа в обществе

Понятие социальной группы: типология и структура

Социологические концепции малых групп

Основы групповой динамики

Власть, влияние и лидерство в малой группе

Групповая работа

Социальные технологии развития личности

Выводы

Вопросы для самоконтроля

Литература

 

Тема 10. Социология молодежи

Социология молодежи как отрасль социологического знания

Предмет и основные направления исследований

Демографические характеристики молодежи

Молодежь и семейные отношения

Молодежь в сфере высшего образования

Профессиональная и трудовая занятость молодежи

Досуг подростков и молодежи

Выводы

Вопросы для самоконтроля

Литература

 

Тема 11. Социология семьи

Семья как предмет социологического анализа

Структура и функции семьи

Брак и семья. Типология семейных структур

Семейная политика: цели и основные направления

Выводы

Вопросы для самоконтроля

Литература

 

Тема 12. Социология личности

Вопросы для самоконтроля

Литература

 

Тема 13. Oрганизация социологического исследования

Основные виды социологическ их исследовани й, этапы и процедуры

Классификация методов. Количественные и качественные методы. Игровые методы

Разработка программы социологического исследования

Вопросы для самоконтроля

Литература

 

III. Литература

Основная

  1. Социология. Ч. I-II: Учебно-методическое пособие /Под общей редакцией Пашкова  М. В. — СПб., 2005.

  2. Кравченко А. И. Социология. Учебник для студентов высших учебных заведений. СПб., 2004.

  3. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

  4. Социология молодежи. Учебник. СПб.: СПбГУ, 1996.

Дополнительная

  1. Американская социология: традиции и современность. Курс лекций. Екатеринбург, 1997.

  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

  3. Волков Ю.Г., Мостовая  И. В. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 1999.

  4. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

  5. Громов И.А., Мацкевич  А. Ю., Семенов  В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.

  6. Краткий словарь по социологии. М., 1989.

  7. Радаев В.В., Шкаратан  О. И. Социальная стратификация. М, 1996.

  8. Социология. Хрестоматия. Екатеринбург. 1998.

  9. Томпсон Д.Л., Пристли  Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. М., 1998.

  10. Фролов С. С. Социология. М., 1999.

  11. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Осипова  Г. В. М., 1995.

IV. Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет, структура и функции социологии

При изучении темы надо ознакомиться с ее содержанием, изложенным в контенте, хрестоматии. Необходимо уяснить, что социология как наука возникла в XIX веке, однако исследование социальных процессов началось гораздо раньше. Уже Платон и Аристотель внесли немалый вклад понимание закономерностей общественного устройства, предложили подходы к исследованию существования и развития социальной жизни.

Далее надо обратить внимание на особенности возникновения социологии, взгляды О. Конта на социологию как науку.

После этого важно сформировать представление об объекте и предмете социологии, обратить внимание на понятие общности, их типологию. Это позволит сделать вывод, что социология — это наука о социокультурных общностях.

Любая наука осуществляет системное познание мира, но при этом каждая из них обладает своей спецификой. Основными этапами социологического познания являются факт, гипотеза, верификация (эксперимент). Надо усвоить особенности каждого этапа.

Социология как наука имеет свою структуру. Необходимо обратить внимание на теоретическая и прикладная социология, макро-, микро- и метасоциологию, различать теории верхнего, среднего и низшего уровня.

В социологии существуют два основных подхода к рассмотрении общества. Один из них начинает исследование социального с общих характеристик общества, переходя затем к его структурным элементам, вплоть до отдельного индивида. Другой подход начинается с рассмотрения личностных особенностей людей, переходя затем к социальным группам и обществу в целом. В связи с этим необходимо уяснить, каковы исторические и теоретико-методологические основания социоцентризма и человекоцентризма в социологии.

Социология обладает самостоятельностью, но при этом взаимодействет с другими науками. Отсюда возникает необходимость понимания места социологии в ряду социогуманитарных наук.

Контрольные вопросы:

  • Что является предметом социологии как науки?

  • Укажите основные этапы ее развития?

  • Назовите выдающихся мыслителей в области социологии?

  • Дайте краткую характеристику сущности социального?

  • Что включает в себя социальная жизнь общества?

  • Каковы характерные черты социокультурных общностей?

  • Укажите основные структурные компоненты социологического знания.

  • Как соотносится социология с другими социогуманитарными науками?

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «политическая социология»
Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «политическая социология»
Цель освоения дисциплины «политическая социология» усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций»...
Автор: Сауткин A. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология профессий»
Целью освоения дисциплины «Социология профессий» является формирование у студентов представлений о социальной истории, этапах развития,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение»...
Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Экономическая социология»
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и практика...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология социальных проблем»
Главной целью курса «Социология социальных проблем» является знакомство с его основными положениями и овладение формальным аппаратом...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск