Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»





Скачать 208.83 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»
Дата публикации11.07.2013
Размер208.83 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Деловое общение»

для студентов специальности 040201.65 - Социология со специализацией «Социология организаций»

Автор: Штылева М.В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы МГПУ

Цель освоения дисциплины «Деловое общение» - формирование знаний у студентов о нравственных нормах, правилах и представлениях, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Основные задачи курса «Деловое общение»:

  • Дать теоретические основы этики деловых отношений, зародившихся в обществе Древней Греции и Рима и значительно видоизменившихся в современном обществе;

  • Сформировать представления об этике деловых отношений в разных континентальных культурах;

  • Дать представление об основных принципах и нормах деловых отношений.

  • Сформировать представление о принципах морально-этического долженствования в социальной и профессиональной сферах.


Выделение курса в отдельную дисциплину обусловлено необходимостью формирования у студентов целостно-ориентированного подхода к решению проблем, возникающих в сфере социальных отношений, усилением значимости в области деловых отношений моральных ценностей и норм социальной ответственности, повышением требований к качеству этического знания в условиях реформирования общества.

При изучении данной дисциплины студенты должны знать:

  1. Теоретико-методологические основы этики как системы ценностей, определяющих профессиональную принадлежность человека.

  2. Специфику морально-этических отношений на макро- и микроуровнях.

  3. Нормы и особенности международного делового этикета и протокола.


Должны уметь:

  • Применять навыки и умения делового общения в процессе практической деятельности.

  • Владеть навыками, техниками общения, речевого и письменного этикета, проведения деловых совещаний и переговоров.

  • Уметь разрешать конфликтные ситуации в деловых и межличностных отношениях.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



п/п


Наименование темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

Самосто-ят. работа

1

Сущность, происхождение, развитие этики деловых отношений (Социально-исторический аспект).

4

2

1

6

2

Управленческая этика.

4

2

2

10

3

Особенности деловой этики в разных странах мира.

4

2

1

10

4

Светский этикет.

6

2

2

6

5

Речевой этикет.

6

2

1

10

6

Этика дистанционного общения.

4

2

2

10

7

Деловые переговоры.

4

2

2

10

8

Разрешение конфликтных ситуаций.

2

2

2

10

9

Этика досуга делового человека.

4

2

1

10

10

Эффективные коммуникации

4

2

2

10




Всего:

40

20

20

92



Содержание практических занятий
Практическое занятие № 1.

Тема 1. Сущность, происхождение, развитие этики деловых отношений (Социально-исторический аспект).
План:

1. Формирование и история этики.

2. Великие мыслители об этике (высказывания, цитаты, комментарии).

3. Взаимосвязь этики деловых отношений с другими дисциплинами (философией, социологией, психологией, культурологией, конфликтологией).

4. принципы деловых отношений.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие разновидности этики можно выделить? Например, государственная этика, производственная этика, деловая этика разных культур, светский этикет и др.

  2. Почему важно изучать национальную специфику культур?

  3. Какое отношение имеет психологическая наука к этике деловых отношений?


Литература:

1. Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4-х т. Т. 4 — М.: Мысль, 1983.

2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.

3. Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.

4. Знаменитые греки и римляне. – СПб, 1993.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Избр. произв.: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1990.

6. Шварцман К.А. Современная буржуазная этика. – М., 1983

7. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973.

8. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // А.Шопенгауэр. Избр.

произв. - Л., 1993.

9. Этика: Энциклопедический словарь. С.207-209; 287-292; 463-469; 526-531.

10. Этические теории Древнего Востока. Будда: истории о перерождении. -

М.,1991.

11. www. azps.ru

12. www.expert.ru

13. www.gateway2russia.com

Практическое занятие № 2.

Тема 2. Управленческая этика.
План:

  1. Этика руководителя и характеристика стилей руководства.

  2. Качества российского работника.

  3. Принципы работы с персоналом.

  4. Этика служебных взаимоотношений.

  5. Философия организации.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Перечислите наиболее важные принципы этики управления персоналом.

2. Назовите типичные проблемы, с которыми сталкивается руководитель?

3. Что такое философия организации, и каковы ее составляющие?

4. Какие существуют типовые рекомендации для руководителей?
Литература:

1.Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.

2. Панасюк А. Ю. Управленческое общение. – М.: 1990 г.

3.Соловьев Э. Я. Современный этикет и деловой протокол. – М.: Ось-89, 2001.

4. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. – М.: 2005.

5. Шепель В. М. Управленческая этика. – М.: 1989.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1995.

Практическое занятие № 3.

Тема 3. Особенности деловой этики в разных странах мира.
План:

  1. Особенности делового общения во Франции и Германии.

  2. Особенности делового общения в Финляндии и странах Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания, Исландия).

  3. Особенности делового общения в Италии и Испании, Португалии.

  4. Особенности делового общения в США и России.

  5. Особенности делового общения в Японии и Китае.

  6. Особенности делового общения в Арабских странах.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какие вы можете выработать общие правила и нормы делового этикета?

2. Какие рекомендации вы можете дать при взаимодействии с иностранными коллегами из Франции, Германии, Швеции и Финляндии, США, Японии и Китая, Испании и Италии, Арабских стран?

Литература:

  1. Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.

  2. Томалин Барри. Франция. Быт. Традиции. Культура. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

  3. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе.

  4. Босрок Мэри. Путеводитель по обычаям и этикету. Европа. Ценнейшее руководство, как нужно действовать с самого первого шага.- М.: АСТ: Астрель, 2007. – 415.

  5. Татьяна Барандова.
    Общие ценности и различия в межкультурных контактах представителей бизнеса России и Германии (статья выдается на руки студентам. Спрашивать у преподавателя).

  6. Сайпрес Линда. Практика делового общения: путеводитель по миру делового английского. – М.: Рольф, 2001., (стр. 201-219).

  7. Герлитц Гиллис. Шведы – какие мы, и почему мы такие, какие мы есть. 1991.



Практическое занятие № 4-5.

Тема 4. Светский этикет.
План:

1. Основные правила приветствия и представления.

2. Поведение дома и на улице.

3. Поведение за столом.

4. Имидж и одежда сотрудника.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какими традиционными словами необходимо пользоваться при приветствии?

2. В костюме какого цвета предпочтительно ходить на работу?

3. Каковы основные правила поведения за столом?
Литература:


  1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. – М.: 2005.

2. Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.

3. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе.

4. Соловьев Э. Я. Современный этикет и деловой протокол. – М.: Ось-89, 2001.
5. Использование ресурсов интернет по усмотрению студентов.
Практическое занятие № 6.

Тема 5. Речевой этикет.
План:

1. Принципы речевого этикета.

2. Инструменты риторики.

3. Организация публичного выступления.

4. Культура деловой дискуссии
Вопросы для коллективного обсуждения:

Упражнение: Подготовьте публичное выступление на любую тему на 3 минуты.

Литература:

1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. – М.: 2005.

2. Бенедиктова В. И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд "Правовая культура", 1994.

3. Даниленко Т. И. Этика делового общения. Методические материалы. – М.: 2003 Г.

4. Дорошенко В. Ю., Зотова Л. И. Психология и этика делового общения: учебник для вузов. – М.: 1997.

5. Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.
Практическое занятие № 7.

Тема 6. Этика дистанционного общения.
План:

1. Письменное общение и деловая переписка.

2. Телефонные переговоры и мобильная связь.

3. Сетевой этикет.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. какие основные виды деловой переписки вам известны?

2. Какие правила организации эффективного документооборота Вы изучили?

3. Где рационально использовать электронную почту?
Литература:

1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. – М.: 2005.

2. Бенедиктова В. И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд "Правовая культура", 1994.

3. Даниленко Т. И. Этика делового общения. Методические материалы. – М.: 2003 Г.

4. Дорошенко В. Ю., Зотова Л. И. Психология и этика делового общения: учебник для вузов. – М.: 1997.

5. Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.
Практическое занятие № 8-9.

Тема 7. Деловые переговоры.
План:

1. Основы ведения переговоров.

2.Основные правила слушания собеседника.

3. Функции и этапы деловой беседы.
Вопросы для коллективного обсуждения:

Выработайте основные рекомендации по ведению переговоров.
Литература:

1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. – М.: 2005.

2. Бенедиктова В. И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд "Правовая культура", 1994.

3. Даниленко Т. И. Этика делового общения. Методические материалы. – М.: 2003 Г.

4. Дорошенко В. Ю., Зотова Л. И. Психология и этика делового общения: учебник для вузов. – М.: 1997.

5. Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.

6. Шепель В. М. Управленческая этика. – М.: 1989.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1995.

Практическое занятие № 10

Тема 8. Разрешение конфликтных ситуаций.


План:

1. Технологии эффективного общения в конфликте и ведение переговорного процесса по разрешению конфликтов.

2. Определение основных структурных элементов конфликта.

3. Основные этапы конфликта.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Сформулируйте основные правила эффективного общения в конфликте.

2. Назовите основные этапы переговорного процесса.

3. Назовите основные модели поведения в переговорном процессе и дайте их характеристику.
Литература:

1.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! — Новосибирск, 1984.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М., 1995.

5. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань,

6. Козер Л. А. Функции социального конфликта. Социальный конфликт: современные исследования. — М., 1991. С. 23—25.

7. Конфликт и пути его разрешения. — Куйбышев, 1990.

8. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. / Пер. с англ. - М., 1992.

9. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн.: Амалфея, 1997.

10. Хелена Корнелиус, Шошана Фэйр. Вы играть может каждый. М., АО Стрингер, 1992.

Практическое занятие №11.

Тема 9. Этика досуга делового человека.
План:

1. Специфика этикета на отдыхе.

2. Искусство подарков и сувениров.

3. Этика делового туризма и отдыха.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какие вещи часто используются в качестве деловых сувениров?

2. Назовите принципиальные отличия подарка от сувениров?

3. Назовите основные правила дарения цветов?

4. Почему во Франции не принято дарить белых хризантем?

5. Каковы национальные особенности этикета досуга в России?
Литература:

1.Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.

2. Томалин Барри. Франция. Быт. Традиции. Культура. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе.

4. Босрок Мэри. Путеводитель по обычаям и этикету. Европа. Ценнейшее руководство, как нужно действовать с самого первого шага.- М.: АСТ: Астрель, 2007. – 415.
Практическое занятие № 12.

Тема 9. Эффективные коммуникации.
План:

1. Невербальные коммуникации как форма общения.

2. Как толковать язык тела?
Вопросы для коллективного обсуждения:

Существуют ли особенности языка тела у различных народов мира? Приведите примеры, пожалуйста.
Литература:
1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. – М.: 2005.

2. Бенедиктова В. И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд "Правовая культура", 1994.

3. Даниленко Т. И. Этика делового общения. Методические материалы. – М.: 2003 Г.

4. Дорошенко В. Ю., Зотова Л. И. Психология и этика делового общения: учебник для вузов. – М.: 1997.

5. Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
Основная литература:

  1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. – М.: 2005.

2.Босрок Мэри. Путеводитель по обычаям и этикету. Европа. Ценнейшее руководство, как нужно действовать с самого первого шага.- М.: АСТ: Астрель, 2007. – 415.

3. БарандоваТ. Общие ценности и различия в межкультурных контактах представителей бизнеса России и Германии. (статья выдается на руки студентам. Спрашивать у преподавателя).

4. Герлитц Гиллис. Шведы – какие мы, и почему мы такие, какие мы есть. 1991.

5. Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.

6. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей… - М., Прогресс, 1989 г.

7. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе.

8. Панасюк А. Ю. Управленческое общение. – М.: 1990 г.

9. Соловьев Э. Я. Современный этикет и деловой протокол. – М.: Ось-89, 2001.

10. Сайпрес Линда. Практика делового общения: путеводитель по миру делового английского. – М.: Рольф, 2001.

11. Томалин Барри. Франция. Быт. Традиции. Культура. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1992.

13. Фромм Э. Человек для самого себя // Психоанализ и этика. - М., 1993.

14. Шварцман К.А. Современная буржуазная этика. – М., 1983

15. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973.

16. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // А.Шопенгауэр. Избр.

произв. - Л., 1993.

17. Этика: Энциклопедический словарь. С.207-209; 287-292; 463-469; 526-531.

18. Этические теории Древнего Востока. Будда: истории о перерождении. -

М.,1991.

Дополнительная литература:

1. Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4-х т. Т. 4 — М.: Мысль, 1983.

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.

  2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Избр. произв.: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1990.

  3. Бенедиктова В. И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд "Правовая культура", 1994.

  4. Дорошенко В. Ю., Зотова Л. И. Психология и этика делового общения: учебник для вузов. – М.: 1997.

  5. Даниленко Т. И. Этика делового общения. Методические материалы. – М.: 2003 Г.

  6. Егоршин А. П. Управление персоналом. – 2-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 1999.

  7. Как составить резюме для иностранной компании. Сборник/ пер. с англ. Т. О. Сухоруковой. – М.: 2007.

  8. Конфуций. Лунь-юй// Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2-х т. Т.1 — М.: Мысль, 1972.

  9. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения — Л.: ЛГУ, 1990.

  10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1995.

  11. Мицич П. Как проводить деловые беседы. — М.: Экономика, 1987.

  12. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Пер. с англ. — М.: Автор, 1993.

  13. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. / Пер. с англ. - М., 1992.

  14. Хелена Корнелиус, Шошана Фэйр. Вы играть может каждый. М., АО Стрингер, 1992.

  15. Шепель В. М. Управленческая этика. – М.: 1989.

  16. Шуванов В. И. Социальная психология Менеджмента. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»,1997.

Материально-техническое обеспечение дисциплины
Перечень используемых технических средств

  • Видео-плеер и телевизор;

  • Персональный компьютер.



Перечень используемых пособий
1.Босрок Мэри. Путеводитель по обычаям и этикету. Европа. Ценнейшее руководство, как нужно действовать с самого первого шага.- М.: АСТ: Астрель, 2007. – 415.

2. БарандоваТ. Общие ценности и различия в межкультурных контактах представителей бизнеса России и Германии. (статья выдается на руки студентам. Спрашивать у преподавателя).

3. Герлитц Гиллис. Шведы – какие мы, и почему мы такие, какие мы есть. 1991.

4. Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2005.

5. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей… - М., Прогресс, 1989 г.

6. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе.

7. Панасюк А. Ю. Управленческое общение. – М.: 1990 г.
Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения

Х/фильм «Королева», историческая драма, 2006 г. Франция, Великобритания, Италия.
Примерные зачетные тестовые задания

Выберите один правильный вариант.
1. Этика— это:

А) Учение о морали, нравственности.

Б) Учение о красоте.
2.Термин "этика" впервые употребил:

А) Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Б) Конфуций

В) Макс Вебер для описания природы бюрократии.
3.Мораль — это:

А) система этических ценностей, которые признаются человеком.

Б) область практической философии о нормах поведения в обществе.

В) Учение о нравственности.
4. Этика делового общения – это:

А) совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Б) Совокупность принципов и норм, регулирующих взаимоотношения участников трудового процесса.

В) Совокупность принципов и норм, регулирующих отношения сторон в торговле, коммерции, бытовом обслуживании.
5) Коммуникации – это:

А) Это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

Б) Это совокупность правил и норм, характеризующих деловое взаимодействие в опосредованной форме, т. Е. при помощи дополнительных средств связи.

В) Это проложенный кабель для реализации средств связи.
6) Светский этикет – Это:

А) совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых дипломатическим корпусом и персоналом.

Б) совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

В) Общепризнанная манера поведения и правила учтивости, принятые в обществе.

7. Кто первым заканчивает телефонный разговор?

а) инициатор разговора;

б) тот, кому позвонили.

8. Как должен вести себя принимающий подарок?

а) развернуть подарок, посмотреть, показать остальным гостям;

б) развернуть, сердечно поблагодарить дарителя;

в) не разворачивая подарка, отложить его в сторону и поблагода-

рить дарящего.

9. В ресторане Вам подают суп в чашке без ручек. Вы должны:

а) поднять чашку и выпить суп;

б) есть суп ложкой;

в) съесть половину супа ложкой и выпить вторую половину.

10. Вы приглашены на домашний ужин. Когда надо взять салфетку

со стола и расстелить её на коленях?

а) только после того, как это сделают хозяева;

б) только после того, как это сделает самый старший из присут-

ствующих;

в) только после того, как это сделает самый почетный из гостей;

г) сразу же, как только вы сели за столом.

10. Для чего к рыбе подается нож?

а) чтобы разрезать большой кусок на маленькие;

б) чтобы отделять мясо от костей;

в) чтобы придерживать кусок, когда пользуешься вилкой.

1.11 Примерный перечень вопросов к зачету


    1. Сущность и происхождение этики.

    2. Принципы деловой этики деловых отношений.

    3. Общие правила делового этикета.

    4. Основы светского этикета.

    5. Визитная карточка: требования к оформлению, ее назначение в деловой сфере.

    6. Этические нормы служебных взаимоотношений мужчины и женщины.

    7. Основные принципы и особенности речевого этикета.

    8. Критика и ее роль в деловых отношениях.

    9. Этические аспекты критики.

    10. Виды письменного делового общения и требования к ним.

    11. Этика делового телефонного разговора.

    12. Требования к одежде и внешнему виду делового мужчины.

    13. Требования к одежде и внешнему виду деловой женщины.

    14. Особенности деловой этики в разных странах мира.

    15. Особенности делового общения во Франции и Германии.

    16. Особенности делового общения в Италии и Испании.

    17. Особенности делового общения в США и России.

    18. Особенности делового общения в Японии и Китае.

    19. Специфика взаимоотношений по принципу "сверху-вниз" (руково-дитель-подчиненный).

    20. Специфика взаимоотношений по принципу "снизу-вверх" (подчиненный-руководи-тель).

    21. Специфика взаимоотношений по принципу "по горизонтали " (сотрудник-сотрудник).

    22. Речевой этикет.

    23. Виды письменного делового общения и этические требования к ним.

    24. Этика досуга делового человека.

    25. Деловые переговоры.

    26. Поведение за столом во время деловых приемов.

    27. Роль переводчика в деловых переговорах и нормы этикета в отношении его служебного поведения.


Комплект экзаменационных билетов
Экзамен по данной дисциплине не предусмотрен.

Примерная тематика рефератов
1. Этические нормы служебных взаимоотношений мужчины и женщины.

2. Особенности деловой этики в разных странах мира.

3. Особенности делового общения во Франции и Германии.

4. Особенности делового общения в Италии и Испании.

5. Особенности делового общения в США и России.

6. Особенности делового общения в Японии и Китае.

7. Проблемы делового общения.

8. Психологические аспекты делового общения.

9.Критика и ее роль в деловых отношениях.

10.Этические аспекты критики.

11.Виды письменного делового общения и требования к ним.

12.Этика делового телефонного разговора.

13.Требования к одежде и внешнему виду делового мужчины.

14.Требования к одежде и внешнему виду деловой женщины.

Примерная тематика курсовых работ
Курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.
Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
Квалификационные работы по данной дисциплине не предусмотрены.
Методика исследования
Нет.
Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине
Нет.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и практика...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconЛитература
Педагогика и методика начального образования (Иностранный язык), 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Политическая социология...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология религии»...
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд ф. 13 Социология религии...
Цель и задачи курса – ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология международных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология международных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование...
В. Н. Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск