МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.14 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
И ПРОЕКТИРОВАНИЕ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
040201.65 - Социология со специализацией «Социология организаций»
Утверждено на заседании кафедры
социальных наук
факультета истории и социальных наук
(протокол № 6 от 11 февраля 2013 г.)
Зав. кафедрой
______________ Л.И. Геращенко Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.14 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Основная образовательная программа
подготовки специалиста по специальности
040201 «Социология»
Утверждено на заседании
кафедры философии и социологии
социально-гуманитарного факультета
(протокол № __ от_____200___ г.) Зав.кафедрой
____________ В.Н.Самородов
|
СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ Автор программы: Романов П.Е. (составитель)
РАЗДЕЛ 1
Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины 1.1. Автор-составитель программы:
П.Е. Романов, старший преподаватель кафедры философии и социологии МГПУ.
1.2. Рецензенты программы:
В.Н.Васильева, доктор социологических наук, профессор МГТУ
В.Н.Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ.
Пояснительная записка
Понять человеческое общество и человека, уяснить особенности общественного устройства, его структуры и тенденции развития люди пытались с незапамятных времен, с тех пор, когда стали осознавать свою включенность в некую группу, свою зависимость от отношения и поведения других людей. Но многие до сих пор путаются в лабиринте общественных связей, поскольку тенденции социальной организации известны далеко не каждому.
Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование — не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу — утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).
Социальная сфера, культурная жизнь общества остаются слабо регулируемыми при помощи права, трудно поддающимися управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. В этих еще малоосвоенных в организационном отношении областях возникают и новые вопросы. Поэтому социальное проектирование оказывается пограничной областью социального знания и социальной деятельности.
С развитием кибернетики прогнозирование стало развиваться как практико-прикладная научная деятельность. С конца 60-х годов XX века его важнейшим направлением становится оценка глобальных перспектив человечества. В этой деятельности реализовало себя философское осмысление будущего, которое неожиданно для себя получило мощные аргументы детальных расчетов.
Мы можем предвидеть будущее на обыденном уровне (например, по приметам, что стало популярным у российских предпринимателей), доверяться своей интуиции или вверять себя мистическим силам (пророчество, прорицание, гороскоп). Предвидение может строиться и как научное исследование, и тогда это уже не предчувствие, а прогнозирование. Цель курса
Изучение истории, теории и практики социального прогнозирования и проектирования: понятийного аппарата этой области знания в целом и терминологии конкретных ее разделов; методологического и исторического контекста возникновения, становления и развития социального прогнозирования и проектирования; методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования; особенностей социально — экономического, социально — политического, социально — культурного, политического прогнозирования и проектирования.
Задачи курса
Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования, знание общих социально — прогнозных законов.
Ознакомить студентов с наиболее существенными проблемами в области изучаемого материала.
Обсудить ключевые трудности социального проектирования и прогнозирования.
Сформировать у студентов навыки самостоятельной оценки и обработки теоретических положений дисциплины.
Показать значимость социальных прогнозов для существования общественных структур.
Место курса в общей системе подготовки специалиста
Социальное проектирование и прогнозирование представляет собой самостоятельную обществоведческую дисциплину. Основная проблематика дисциплины тесно связана с другими изучаемыми студентами социальными науками — историей, социологией, политологией, экономикой, психологией и другими. При этом, в общесоциологический корпус входит ряд дисциплин рассматривающих отдельные предметы в её проблемном поле. Это социология культуры, социология коммуникаций, демография и другие.
Отрасли общей социологии формируются на стыках с другими, рекомендованными к изучению студентов, науками и выражают взаимосвязь с другими науками. Таким образом, курс предложен в качестве одного из основных для студентов социологов, а также для других специальностей в рамках соответствующего раздела Госстандарта.
Требования к уровню освоения курса
Студенты должны иметь представления об основных категориях, понятиях и терминах курса социального проектирования и прогнозирования.
Желательно, чтобы его изучению предшествовало освоение программ социального управления, планирования, программирования и проектирования социальных процессов и явлений, социального менеджмента, социологии организаций.
Изучение предполагает знание основ математики, подготовки в области экономики, социальной психологии и политологии.
Полноценное освоение курса предполагает знание наиболее существенных проблем в различных областях социального проектирования и прогнозирования.
Студенты должны ориентироваться в ключевых теоретических конструкциях, выявлять проблемные узлы в ходе ознакомления с новым материалом.
Показать значимость социальных прогнозов для существования и развития общества.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности:
ОПД.
Ф.14
| Социальное прогнозирование и пректирование –
70 часов
Социальное прогнозирование как метод научного познания; содержание и функции социального прогнозирования; объект и предмет социального прогнозирования, его виды; технологические этапы и методы социального прогнозирования; технология моделирования, модели социального прогнозирования; сущность социального проектирования; структура социальной проектной деятельности; обоснование и апробация социальных проектов; нормативная база, информационное и ресурсное обеспечение социального проектирования; технология социального проектирования; стадии, методы и инструментарий социального проектирования, разработка социальных программ и планов.
|
1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
№
п/п
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового
контроля
(форма отчетности)
| Трудоемкость
| Всего АУД
| ЛК
|
ПР
С
| ЛАБ
| Сам.
рраб.
| 1
| 040201
Социология
| 3
| 6
| 70
| 50
| 30
| 20
|
| 20
| Зачет
|
1.6. Содержание дисциплины:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени: №
п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| ВСеГО
| ЛК
| ПР.
СЕМ.
| ЛАБ.
| САМ.
РАБ.
| Раздел I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
| 1
| Концепции и подходы социального проектирования (социально – исторический экскурс)
| 4
| 2
| 2
|
| 1
| 2
| Типология социальных проектов
| 4
| 2
| 2
|
| 1
| 3
| Основные понятия социального прогнозирования (социально – исторический экскурс)
| 2
| 2
|
|
| 2
| 4
| Методы и функции социального прогнозирования
| 4
| 2
| 2
|
| 1
| Раздел II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
| 5
| Социальный проект как текст ( разработка программы исследования)
| 2
| 2
|
|
| 2
| 6
| Структура социально – проектной деятельности
| 4
| 2
| 2
|
| 1
| 7
| Типовая методика социального прогнозирования по Бестужеву – Лада
| 2
| 2
|
|
| 1
| 8
| Обоснование и апробация социальных проектов и прогнозных моделей
| 2
| 2
|
|
| 1
| 9
| Информационно – ресурсное обеспечение социально – проектной деятельности
| 2
| 2
|
|
| 1
| 10
| Методы коллективной работы над проектом и модели социальной экспертизы
| 4
| 2
| 2
|
| 1
| Раздел III. ПРИКЛАДНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
| 11
| Социальное проектирование, прогнозирование и моделирование психосоматических состояний в сфере социологии медицины
| 4
| 2
| 2
|
| 2
| 12
| Социальное проектирование и прогнозирование в сфере экологической социологии
| 4
| 2
| 2
|
| 2
| 13
| Социальное проектирование и прогнозирование в сфере социологии организации
| 4
| 2
| 2
|
| 1
| 14
| Особенности методологии и техники социологических исследований социальной сферы
| 4
| 2
| 2
|
| 2
| 15
| Социальное проектирование и прогнозирование в сфере СОЦИОЛОГИИ глобальных процессов
| 4
| 2
| 2
|
| 1
| ИТОГО
| 50
| 30
| 20
|
| 20
|
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
|