Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»
страница1/11
Дата публикации17.11.2014
Размер1.93 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.14 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности


040201.65 - Социология со специализацией «Социология организаций»

Утверждено на заседании кафедры

социальных наук

факультета истории и социальных наук

(протокол № 6 от 11 февраля 2013 г.)

Зав. кафедрой

______________ Л.И. Геращенко
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.14 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

И ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Основная образовательная программа

подготовки специалиста по специальности

040201 «Социология»

Утверждено на заседании

кафедры философии и социологии

социально-гуманитарного факультета

(протокол № __ от_____200___ г.)
Зав.кафедрой

____________ В.Н.Самородов


СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
Автор программы: Романов П.Е. (составитель)


РАЗДЕЛ 1

Программа учебной дисциплины


Структура программы учебной дисциплины
1.1. Автор-составитель программы:


  • П.Е. Романов, старший преподаватель кафедры философии и социологии МГПУ.


1.2. Рецензенты программы:


  • В.Н.Васильева, доктор социологических наук, профессор МГТУ

  • В.Н.Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ.




    1. Пояснительная записка


Понять человеческое общество и человека, уяснить особенности об­щественного устройства, его структуры и тенденции развития люди пыта­лись с незапамятных времен, с тех пор, когда стали осознавать свою вклю­ченность в некую группу, свою зависимость от отношения и поведения других людей. Но многие до сих пор путаются в лабиринте общественных связей, поскольку тенденции социальной организации известны далеко не каждому.

Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование — не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу — утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).

Социальная сфера, культурная жизнь общества остаются слабо регулируемыми при помощи права, трудно поддающимися управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. В этих еще малоосвоенных в организационном отношении областях возникают и новые вопросы. Поэтому социальное проектирование оказывается пограничной областью социального знания и социальной деятельности.

С развитием кибернетики прогнозирование стало развиваться как практико-прикладная научная деятельность. С конца 60-х годов XX века его важнейшим направлением становится оценка глобальных перспектив человечества. В этой деятельности реализовало себя философское осмысление будущего, которое неожиданно для себя получило мощные аргументы детальных расчетов.

Мы можем предвидеть будущее на обыденном уровне (например, по приметам, что стало популярным у российских предпринимателей), доверяться своей интуиции или вверять себя мистическим силам (пророчество, прорицание, гороскоп). Предвидение может строиться и как научное исследование, и тогда это уже не предчувствие, а прогнозирование.
Цель курса


  • Изучение истории, теории и практики социального прогнозирования и проектирования: понятийного аппарата этой области знания в целом и терминологии конкретных ее разделов; методологического и исторического контекста возник­новения, становления и развития социального прогнозирования и проектирования; методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования; особенностей социально — экономического, социально — политического, социально — культурного, политического прогнозирования и проектирования.


Задачи курса


  • Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социального проектирования и прогнозирования, знание общих социально — прогнозных законов.

  • Ознакомить студентов с наиболее существенными проблемами в области изучаемого материала.

  • Обсудить ключевые трудности социального проектирования и прогнозирования.

  • Сформировать у студентов навыки самостоятельной оценки и обработки теоретических положений дисциплины.

  • Показать значимость социальных прогнозов для существования общественных структур.


Место курса в общей системе подготовки специалиста


  • Социальное проектирование и прогнозирование представляет собой самостоятельную обществоведческую дисциплину. Основная проблематика дисциплины тесно связана с другими изучаемыми студентами социальными науками — историей, социологией, политологией, экономикой, психологией и другими. При этом, в общесоциологический корпус входит ряд дисциплин рассматривающих отдельные предметы в её проблемном поле. Это социология культуры, социология коммуникаций, демография и другие.

  • Отрасли общей социологии формируются на стыках с другими, рекомендованными к изучению студентов, науками и выражают взаимосвязь с другими науками. Таким образом, курс предложен в качестве одного из основных для студентов социологов, а также для других специальностей в рамках соответствующего раздела Госстандарта.


Требования к уровню освоения курса


  • Студенты должны иметь представления об основных категориях, понятиях и терминах курса социального проектирования и прогнозирования.

  • Желательно, чтобы его изучению предшествовало освоение программ социального управления, планирования, програм­мирования и проектирования социальных процессов и явлений, социального менеджмента, социологии организаций.

  • Изучение предполагает знание основ математики, подготовки в области экономики, социальной психологии и политологии.

  • Полноценное освоение курса предполагает знание наиболее существенных проблем в различных областях социального проектирования и прогнозирования.

  • Студенты должны ориентироваться в ключевых теоретических конструкциях, выявлять проблемные узлы в ходе ознакомления с новым материалом.

  • Показать значимость социальных прогнозов для существования и развития общества.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности:


ОПД.

Ф.14

Социальное прогнозирование и пректирование –

70 часов

Социальное прогнозирование как метод научного познания; содержание и функции социального прогнозирования; объект и предмет социального прогнозирования, его виды; технологические этапы и методы социального прогнозирования; технология моделирования, модели социального прогнозирования; сущность социального проектирования; структура социальной проектной деятельности; обоснование и апробация социальных проектов; нормативная база, информационное и ресурсное обеспечение социального проектирования; технология социального проектирования; стадии, методы и инструментарий социального проектирования, разработка социальных программ и планов.




1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):




п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового

контроля

(форма отчетности)

Трудоемкость

Всего АУД

ЛК


ПР

С

ЛАБ

Сам.

рраб.

1

040201

Социология

3

6

70

50

30

20




20

Зачет


1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

ВСеГО

ЛК

ПР.

СЕМ.

ЛАБ.

САМ.

РАБ.

Раздел I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

1

Концепции и подходы социального проектирования (социально – исторический экскурс)

4

2

2




1

2

Типология социальных проектов

4

2

2




1

3

Основные понятия социального прогнозирования (социально – исторический экскурс)

2

2







2

4

Методы и функции социального прогнозирования

4

2

2




1

Раздел II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

5

Социальный проект как текст ( разработка программы исследования)

2

2







2

6

Структура социально – проектной деятельности

4

2

2




1

7

Типовая методика социального прогнозирования по Бестужеву – Лада

2

2







1

8

Обоснование и апробация социальных проектов и прогнозных моделей

2

2







1

9

Информационно – ресурсное обеспечение социально – проектной деятельности

2

2







1

10

Методы коллективной работы над проектом и модели социальной экспертизы

4

2

2




1

Раздел III. ПРИКЛАДНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

11

Социальное проектирование, прогнозирование и моделирование психосоматических состояний в сфере социологии медицины

4

2

2




2

12

Социальное проектирование и прогнозирование в сфере эколо­гической социологии

4

2

2




2

13

Социальное проектирование и прогнозирование в сфере социологии организации

4

2

2




1

14

Особенности методологии и техники социологических исследований социальной сферы

4

2

2




2

15

Социальное проектирование и прогнозирование в сфере СОЦИОЛОГИИ глобальных процессов

4

2

2




1

ИТОГО

50

30

20




20


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Политическая социология...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд ф. 13 Социология религии...
Цель и задачи курса – ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
«Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
«Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconЛитература
Педагогика и методика начального образования (Иностранный язык), 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»,...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование и проектирование основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск