Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни





Скачать 320.97 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни
страница1/3
Дата публикации14.12.2014
Размер320.97 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3




Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»
Факультет гуманитарный

Кафедра философии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф. Социология духовной жизни

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ОПД

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: федеральный

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная

Новокузнецк

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»
Кафедра философии

Факультет гуманитарный



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ОПД.Ф. Социология духовной жизни

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология

(код и название специальности)

Формы обучения очная


Составитель(и) / разработчик(и) программы
Макеева М.Е., к.с.н., старший преподаватель

Новокузнецк



Рабочая программа учебной дисциплины «Социология духовной жизни»
Пояснительная записка
Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040201 – «Социология»:


ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

3 500

ОПД.Ф.00
Федеральный компонент

2 800

ОПД.Ф.19

Социология духовной жизни


Задачи и функции учебной дисциплины; компоненты духовной жизни на общественном, групповом и индивидуальном уровнях; аналитические единицы духовной жизни, и сущность и функции в жизни общества; виды и циклы социокультурных коммуникаций; социологические проблемы научного и художественного творчества, социологические аспекты образования как феномена культуры и социального института; массовая культура как объект социологического изучения.

100


Дисциплина «Социология духовной жизни» является одной из основных дисциплин цикла ОПД, преподается в VI семестре и опирается на такие дисциплины, как история, культурология, философия и др. дисциплины гуманитарного цикла. Тесная связь курса «Социология духовной жизни» с другими учебными дисциплинами циклов ОПД и СД способствует формированию системного представления о социологии как науке, что обеспечивает высокий теоретический уровень подготовки социологов.

Целью данного курса является освоение фундаментальных теорий и методологии социологии духовной жизни, приобретение научной эрудиции в данной области знаний, развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

Основные задачи курса:

- изучение этапов развития социологической мысли о духовной жизни;

- формирование представлений об основных теоретических концепциях, направлениях и методах исследования духовной жизни общества;

- овладение навыками теоретического и эмпирического анализа духовной жизни.

В результате изучения курса студенты должны иметь прочные знания о структуре и тенденциях развития духовной жизни человека, группы, общества в целом, иметь четкие представления о социологических процедурах, применяемых при исследовании духовной жизни. Уровень освоения содержания курса предполагает также овладение системой понятий и умением применять эти понятия в анализе конкретных социологических данных с учетом различных точек зрения на природу и функции духовной жизни.

Программой курса социологии предусмотрены следующие формы проведения занятий: лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа, что позволит в полной мере освоить дисциплину.

Курс «Социология духовной жизни» состоит из четырех разделов: введение; духовной жизнь общества, духовная жизнь группы, индивидуальная духовная жизнь. Программа разработана в соответствии с Государственным стандартом курса «Социология духовной жизни» для высших учебных заведений.

Дисциплина «Социология духовной жизни» (общим объемом 46 аудиторных часа) изучается в течение одного семестра. Освоение курса завершается зачетом, который проводится в устной форме, в виде собеседования с преподавателем по вопросам.

Учебно-тематический план




Наименование темы

Объем часов

общий

аудиторная нагрузка


самостоятель-ная работа студента

лек-

ции

семи-нары

Предметно-методологические основы социологии духовной жизни.

6

2

2

4

Теоретические источники развития социологии духовной жизни.

10

4

2

6

Становление социологического подхода к исследованию духовной жизни.

14

4

2

8

Феномен духовной жизни.

10

2

2

4

Основные элементы духовной сферы общества.

10

4

2

6

Духовная жизнь доиндустриального общества.

6

2




4

Духовная жизнь индустриального общества.

10

2

2

4

Роль СМИ в духовной жизни информационного общества.

6

2




4

Социология духовной жизни группы.

6

2

2

4

Духовная жизнь молодежи: система показателей


8

2




4

Современные тенденции в духовной жизни личности

8

2

2

4

Духовная жизнь верующего

6

2




2

Итого

100

30

16

54


Итоговая форма контроля - зачет

Содержание разделов


  1. Разделы курса.


Курс состоит из разделов: I.Введение в предмет; II.Духовная жизнь общества; III.Духовная жизнь группы; IV.Индивидуальная духовная жизнь.

2.Темы и краткое содержание.
1. Введение
Тема 1.Предметно-методологические основы социологии духовной жизни.

Понятие «духовная жизнь» и соотношение его с терминами «материальная жизнь» и «социальная жизнь». Объект и предмет социологии духовной жизни. Категория «духовность» в системе категорий социологии. Компоненты духовной жизни на общественном, групповом и индивидуальном уровнях. Философский, социологический и психологический уровни анализа духовной жизни. Особенности методов анализа духовной жизни. Функции социологии духовной жизни.
Тема 2.Теоретические источники развития социологического подхода к духовной жизни.

Объяснение «духа» в античной философии (Аристотель, Платон, Демокрит), немецкой классической философии (Г. Гегель) и материалистами 17-18 вв (Т. Гоббс, Дж. Локк). Теологическое объяснение «души» человека. Вклад В. Дильтея в «философию жизни», в формирование понятий «понимание» и «герменевтика». Экзистенциалистский подход к человеку и его сознанию. Культурно-исторический тип Н.Данилевского, О. Шпенглера. Русская философская мысль о духовности и предназначении человека. Психологический подход к исследованию духовной жизни (З. Фрейд, К. Юнг). Концепции жизненных смыслов и культурных ценностей в неофрейдизме (Э. Фромм, В Франкл).
Тема 3. Становление социологического подхода к исследованию духовной жизни.

Интерпретация духовных факторов в концепции О. Конта. Анализ составляющих духовной сферы Э.Дюркгейма. Подход М.Вебера к исследованию духовной жизни. Функционалистская парадигма в изучении духовной сферы. Феноменологическая социология, ее возможности в анализе духовной жизни. Гносеологический подход к духовной жизни в отечественной литературе, его эвристические пределы. Развитие социологического подхода в 60-х г.г. в отечественной науке.
II. Духовная жизнь общества
Тема 4. Феномен духовной жизни.

Ментальность, ее природа и место в структуре сознания. Экономическая, политическая, интеллектуально-духовная и физическая силы в структуре социальной жизни. Варианты их взаимодействия в исторических типах социальности. Интеллектуально-духовная сила и ее производные как компоненты духовной жизни. Роль ценностно-нормативной системы координат в идейно-нравственной жизни. Функции парадигм в научной жизни. Художественные стили (парадигмы), их историческая эволюция.


Тема 5. Основные элементы духовной сферы общества.

Религия как социальный институт. Структура и функции религии. Социологический подход к исследованию морали. Сущность и генезис науки. Научное сообщество и научные коммуникации. Концепция науки Р.Мертона, роль в ней «институциональных императивов». Институт образования, его структура и функции. Специфика российской системы образования. Сущность и особенности социологического подхода к исследованию искусства.
Тема 6. Духовная жизнь доиндустриального общества.

Исторические структуры сознания: архаическая, магическая, мифическая, ментальная и интегральные структуры. Религиозные системы древности.

Мировые религии как основа социокультурной организации доиндустриальных обществ. Духовная структура мировых религий (христианства, ислама, буддизма, конфуцианства и иудаизма): общие принципы и специфика. Западная и восточная цивилизации: единство и специфика духовной жизни обществ.

Наука и искусство в доиндустриальный период как регуляторы духовной жизни общества: основные научные и художественные парадигмы.
Тема 7. Духовная жизнь индустриального общества.

Различие и специфика религиозной и светской духовности, изменение их соотношения в процессе промышленного развития стран Запада и Востока. Основные теории секуляризации. Дифференциация сфер духовной жизни: развитие форм общественного сознания: науки, философии, права и морали, искусства и религии. Общественное сознание и общественное мнение. Массовая культура как феномен духовной жизни индустриального общества.

Духовная жизнь в годы перестройки в СССР (1985-1990г.г.), плюрализм убеждений и мнений, свобода слова: достижения и проблемы.
Тема 8. Роль СМИ в духовной жизни информационного общества.

Виртуальные миры, формируемые средствами искусства и литературы и их воздействие на общественное и массовое сознание. Глобализация виртуальной реальности в системе Интернет: природа новой реальности, ее возможности для развития личности человека. Соотношение глобальных и локальных духовных процессов. Возможные негативные последствия воздействия дальнейшей виртуализации на процессы социализации личности. Способы воздействия СМИ на массовое сознание. Методы анализа деятельности СМИ: формула Г. Лассуэла. Анализ источников информации.
III. Духовная жизнь группы
Тема 9.Социология духовной жизни группы.

Своеобразие духовно-культурной жизни социальной группы. Конформизм и его роль в усилении интегрированности группы. Значение солидарных взаимодействий в группе и их роль в духовной жизни общества.

Понятие субкультура; основные функции: дезинтеграция общественной жизни, самоутверждение ее носителей, адаптация к среде, выработка специфических значений и символов. Типы субкультур. Архаичные и авангардные субкультуры, альтернативные и криминальные группы. Субкультура бедности. Контркультура, ее взаимоотношение с доминирующей культурой.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Политическая социология...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование...
В. Н. Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд ф. 13 Социология религии...
Цель и задачи курса – ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения
Материалы, определяющи6е порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии требованиями гос
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Примерная программа дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения» федерального компонента цикла опд. Ф. 15...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск