Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения





Скачать 419.64 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения
страница1/3
Дата публикации24.05.2015
Размер419.64 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»
Факультет гуманитарный

Кафедра философии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В. Социология девиантного поведения

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ОПД

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: вузовский

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная


Новокузнецк

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»
Кафедра философии

Факультет гуманитарный



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ОПД.В. Социология девиантного поведения

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология

(код и название специальности)

Формы обучения очная


Составитель(и) / разработчик(и) программы
Артюх Е.В. к.п.н., доцент
Новокузнецк




Содержание


  1. Рабочая программа учебной дисциплины «Социология девиантного поведения».

1.1 Пояснительная записка.

1.2 Учебно-тематический план учебной дисциплины.

1.3 Требования к уровню освоения программы и формы итогового контроля.

1.4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.4.1 Основная и дополнительная учебная литература. Лист- вкладка.

1.4.2. Методические указания для студентов:

- график и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология девиантного поведения»;

- тематика и методические указания студентам по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине.

- тематика и указания студентам по выполнению рефератов, задания

для самопроверки;

1.4.3. Методические рекомендации преподавателю по дисциплине.

2. Материалы, определяющи6е порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии требованиями ГОС.

Рабочая программа по дисциплине «Социология девиантного поведения».

1.1. Пояснительная записка

Дисциплина «Социология девиантного поведения» включена в рамках чтения специализированных курсов, изучается в 8 семестре на четвертом курсе специальности «социология».

Социология девиантного поведения является одной из развивающихся отраслей в современной российской социологии. Международный интерес к данной теории среднего уровня подтверждается существованием в Международной социологической ассоциации 29-ого исследовательского комитета «Девиантное поведение и социальный контроль».

Необходимость подробного изучения данного проблемного поля вызвана повсеместным распространением различных форм отклоняющегося поведения в современной российской действительности.

Цель спецкурса - формирование системы знаний по теориям и методическим подходам к изучению девиантного поведения в рамках отраслевой социологии.

Задачи спецкурса:

  • дать представления о сущности нормы и отклонения от нормы, социальном конструировании понятия девиации.

  • изложить основные социальные проблемы, возникающие в связи с распространением девиаций в современном российском обществе, с особенностями её проявлений;

  • обеспечить необходимые знания о концепциях социологического объяснения девиантного поведения различных социальных групп;

Предлагаемый курс опирается на теоретические знания по общественным и гуманитарным дисциплинам, полученные студентами на первом-четвертых годах обучения, и ориентирован на сознательное освоение социологических теорий девиации и специфических методов и техник исследования девиантных групп.

Учитывая специфику курса при его проведении большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов с текстами современных ученых и классиков. Акцент при самостоятельной работе ставится на визуализации теоретических и практических материалов, развитии навыков оценивания и контроля.

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Социология девиантного поведения». 
Специалист должен:

Знать основные функции социологии девиантного поведения как теории среднего уровня, современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с проявлением девиаций различными группами населения, в гендерном, возрастном, образовательном аспекте.

Иметь представления о теоретических концепциях девиации, действенности социального контроля по отношению к девиантам, об основных видах отклоняющегося поведения и этапах становления личности законченного девианта.

Быть компетентным в определении специфики научно-исследовательской и социально-проектной работы, если объектом социологического исследования выступают социальные проявления девиации или лица, принадлежащие к девиантным социально-возрастным группам.

В результате прохождения курса студенты обучаются следующим практическим навыкам:

  • организации социологического исследования в предметном поле социологии девиации и социального контроля, получения информации о социальных последствиях распространения девиации;

  • использования информационных технологий для поиска, сбора и визуализации информации.

Место курса в системе дисциплин

Она непосредственно связана с дисциплинами «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Психология личности».

Программа рассчитана на 100 часов (30 лекций и 16 семинаров и практических занятий), хотя целесообразно более подробное освещение некоторых тем. В лекционный блок курса входят общие теоретические вопросы, обеспечивающие целостное понимание основных проблем девиантологии, создающие методологические основы последующей самостоятельной работы студентов. Семинарские и практические занятия призваны создать условия для углубленного изучения тем теоретического курса. Итогом занятий явится написание студентами реферата, который может стать основой для последующей самостоятельной работы либо позволят углубить тот или иной аспект актуального для студентов исследования. Формой контроля знаний и умений студентов по курсу является зачет.
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Социология девиантного поведения»

Дидактические единицы

 

Всего часов

 

Девиантное поведение. Норма и отклонение. Социальный контроль и его реализация. Социальные санкции. Социологические теории девиации. Социальная аномия и социальная стигмация. Отклонения в сфере сексуального поведения. Преступность. Современный терроризм. Наркомания и алкоголизм. Суицид. Насилие в семье. Жертвы внутри семейного насилия.

100

 


Основными видами занятий являются:

1. Лекции (30 часов), в которых обеспечивается целостное представление о предмете спецкурса, о его структуре, связь с другими курсами, даётся анализ существующих теоретических подходов, раскрывается содержание разделов и тем, обосновываются определения и дефиниции, демонстрируются возможности применения получаемых знаний на практике;

2. Практические и семинарские занятия (16 часов), направлены на закрепление пройденного материала, на рассмотрение дополнительной литературы, на обсуждение домашних заданий. В ходе дискуссий обсуждаются конкретные проблемы, связанные с различными видами девиации, а так же возможности работы социолога с респондентами, склонными к девиантному поведению, вырабатываются исследовательские подходы к эмпирическим исследованиям проявлений девиантности.

3. Домашние задания преследуют цель углублённой проработки наиболее сложных тем спецкурса на основе изучения дополнительной литературы.

Защиты рефератов по предложенным темам и выступления на практических и семинарских занятиях, участие в групповых дискуссиях, выполнение домашних заданий является формами промежуточного контроля знаний студентов.


    1. Учебно-тематический план дисциплины «Социология девиантного поведения»







Название и содержание разделов, тем и модулей

Объем часов



Общий

Аудиторная работа



Самостоятельная работа студентов

Лекции

Семинары

1

Понятие девиантности


11

4




7

2

Социология девиантного поведения как теория среднего уровня.


12

4

2

6

3

Основные теории девиантного поведения: антропо-биологические, психологические, и социологические и др. теории девиации.


15

4

4

7

4

Социальный контроль над девиантностью и способы его реализации


15

4

4

7

5

Преступность как наиболее опасный и наиболее изученный вид девиации.


15

4

4

7

6

Суицидальное поведение как вид девиации


11

4




7

7

Наркотизм, пьянство и алкоголизм как вид девиантного поведения.


10

2

2

6

8

Насилие в семье как вид девиантного поведения.


11

4




7

Всего по курсу

100

30

16

54


Итоговая форма контроля – Зачет

1.3.Структура курса

1. Понятие девиантности В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Если нарушителя берут под стражу или направляют к психиатру, значит он допустил тяжелое нарушение. Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения.

Тема 2. Социология девиантного поведения как теория среднего уровня

Становление социологии девиантного поведения и социального контроля как реализация потребности в социологическом осмыслении социальных реалий. Выявление закономерности взаимосвязей различных форм девиантного поведения и зависимостей от экономических, политических, культурологических, социальных факторов.

Проблема периодизации социологии девиантного поведения в России. Исследования девиантного поведения до Октября 1917 года. Междисциплинарный подход к изучению самоубийств юристами, криминалистами, врачами, психологами, педагогами. Социологическое исследование процессов алкоголизации населения России. Первые отечественные исследования наркотизма в конце Х1Х века. Объяснение существования проституции как следствие «врожденной порочности» женщин. Преступность как самый опасный вид социальной патологии.

Два этапа в послеоктябрьском периоде: с октября 1917 года до начала 30-х годов и с начала 60-х годов до начала 90-х гг. ХХ века. Становление отечественной социологии девиантного поведения и социального контроля как специальной социологической теории.
Тема 3. Основные теории девиантного поведения: антропо-биологические, психологические, и социологические и др. теории девиации.

Биологические теории Самые первые теории на сей счет носили биологический характер: некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности. В конце прошлого века итальянский психолог Чезаре Ломброзо предложил теорию врожденного преступника. Годы тщательных наблюдений и измерений в тюрьмах убедили ученого, что наиболее серьезные, злобные и упорствующие преступники (по его оценке, до одной трети) были врожденными преступниками, то есть недоразвитыми людьми, напрямую связанными с нашими примитивными предками. Врожденный преступник - атавистическое существо, которое репродуцирует в своей личности свирепые инстинкты примитивного человека, например, убийство себе подобных, каннибализм. Ч. Ломброзо был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно. Общество может защититься от них лишь только заперев их под замок. Ч. Ломброзо и его ученики представили огромное количество доказательств в поддержку своей теории. Они утверждали, что уголовники имеют тенденцию больше походить на обезьяну, у них ненормальная челюсть, плоский нос, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли, длинные руки. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступников. Однако попытки подвести биологическую основу под o6щую теорию преступности продолжались в течение практически всё двадцатого столетия. Американский врач Уильям Шелдон подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения. Он считал, что у собак отдельных пород имеется склонность следовать определенному типу поведения: такса борзая, лайка. Так же и у людей: определенное строение тела означает определенные личностные качества. Эндоморф - умеренная полнота с округлым телом, такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми. Мезоморф - тело отличается силой и стройностью, человек проявляет склонность к беспокойству, активен и не очень чувствителен к боли. Эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. У. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди со строением мезоморфов. Уолтером Гоувом разработана теория половых и возрастных факторов. По наблюдению Гоува, фактически большинство нарушений, включающих серьезный риск или требующих физических сил, совершается молодыми людьми. Число таких преступлений резко снижается после 30 лет.

Теория аномии Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности, причин самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией. Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулирования жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры - все это способствует девиантному поведению. Хотя теория Э.Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной. Нарастание социальной дезорганизации не обязательно связано с экономическим кризисом, инфляцией. Это может наблюдаться при высоком уровне миграции, что приводит к разрушению социальных связей. Теория аномии была развита в работах некоторых других социологов. Были, в частности, сформулированы идеи о социальных обручах, то есть уровне социальной (оседлость) и моральной (степень религиозности) интеграции, теория структурной напряженности, социального инвестирования и некоторые другие.

Теория структурной напряженности Теория структурной напряженности объясняет многие правонарушения разочарованием личности. Снижение жизненного уровня, расовая дискриминация и многие другие явления могут привести к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного положения в обществе или не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникают разочарование, напряженность, человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные, незаконные, методы для достижения своих целей. Теория напряженности показывает человека, разрывающегося между возможностью и желанием, когда желание берет верх.

Теория инвестирования Идея инвестирования проста и в известной мере связана с теорией напряженности. Чем больше человек затратил усилий, чтобы добиться определенного положения в обществе (образование, квалификация, место работы и многое другое), тем больше он рискует утратить в случае нарушения законов. Безработный бомж мало потеряет, если попадется на ограблении магазина. Известны некоторые категории опустившихся людей, которые специально стараются попасть в тюрьму накануне зимы (тепло, питание).

Теория привязанностей Теория привязанностей, дифференцированного общения. Все мы имеем тенденцию проявлять симпатию или даже любить тех, к кому испытываем привязанность. Когда мы сильно привязаны к кому-либо, то стремимся сохранить хорошее мнение о нас. Такая конформность помогает сохранить признательность и уважение к нам, защищает нашу репутацию.

Теория стигмации Теория стигмации, или наклеивания ярлыков, - это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам. Цыгане, лица кавказской национальности, бичи. Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом. Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное - поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное - это такое поведение, которое является реакцией на ярлык. Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта: преступник, алкоголик - всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.

Теория социальной и моральной интеграции Ее предложил Эмиль Дюркгейм, сравнивший условия традиционной сельской общины и крупных городов. Если люди много передвигаются, то ослабляются социальные связи, развивается множество состязающихся религий, которые взаимно ослабляют друг друга и т. п. Проблема использования этой теории заключается в поиске надежных индикаторов такой интеграции: оседлость населения, религиозность, благотворительная деятельность. Для каждого общества существуют свои индикаторы. У нас членство в комсомоле и партии были индикаторами социальной интеграции в советское общество. Сейчас крупные изменения в общественной организации заставляют социологов снова искать индикаторы, с помощью которых следует прогнозировать преступность. Пока к их числу можно отнести степень подвижности, оседлости. Уровень религиозности как показатель моральной интеграции в российское общество использовать вряд ли стоит - в стране слишком долго декларировался атеизм. Полезно для социологов в связи с теорией интеграции иметь понятие об импульсивных и намеренных преступлениях. Воровство, разбойные нападения, угон автомобилей, - конечно, намеренные, заранее планируемые преступления. Убийства - чаще всего, импульсивные преступления. Идеологический вакуум, возникший в результате разрушения традиционной системы ценностей, заполняется у части населения идеями экстремизма, вседозволенности. В криминальной среде сформировалось чувство безнаказанности, что связано с низкой эффективностью деятельности правоохранительных организаций. Переходное состояние российского общества, процессы первоначального накопления капитала ведут к усилению организованной преступности, преступным посягательствам в финансовой сфере, внешнеэкономической деятельности, способствуют невиданному росту коррупции и взяточничества. Среди отдельных социальных групп самый большой рост преступности наблюдается у частных предпринимателей. Больше того, некоторые идеологи и теоретики демократической власти (Г. Попов) оправдывали взяточничество и коррупцию чиновничества как необходимость повышения их заинтересованности в экономическом реформировании общества.   

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Политическая социология...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология духовной жизни
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование...
В. Н. Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд ф. 13 Социология религии...
Цель и задачи курса – ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Примерная программа дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения» федерального компонента цикла опд. Ф. 15...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология девиантного поведения iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск