Скачать 1.69 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский госyдаpcвенный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ГСЭ.Ф1 Иностранный Язык (Немецкий язык) Основная образовательная программа подготовки специалиста по всем неязыковым специальностям: 040201 «Социология»; 030401 «История»; 050301 «Русский язык и литература»; 050720 «Физическая культура со специализацией «Спортивно - оздоровительный туризм; 050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией «Информационная безопасность»; 050103 «География со специализацией «Социальная география Скандинавских стран и туризм»; 020801 «Экология со специализацией «Экологическая экспертиза»; 012500 «География»; 050102 «Биология со специализацией «Экологическое воспитание»; 050102 «Биология с дополнительной специальностью «География»; 013100 «Экология»; 040101 «Социальная работа»; 050703.00 «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Физическая культура»; 050711 «Социальная педагогика с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»: 050706 «Педагогика и психология»; 050708 Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»; 040104 «Организация работы с молодежью»; 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией «Семейная коррекционная педагогика»; 050716.00 «Специальная психология с дополнительной специализацией «Логопедия»; 050716 «Специальная психология со специализацией «Семейное консультирование; 050602 «Изобразительное искусство со специализацией «Живопись и живописная композиция»; 050601 «Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии»; 050403 «Культурология с дополнительной специальностями «Музыкальное образование» и «Социально-культурная деятельность»; 001401 «Социально-культурная деятельность со специализацией «Организация и постановка массовых праздников и зрелищных представлений»; 050403 «Культурология со специальностью «Иностранный язык»; 071301 «Народное художественное творчество со специализациями «Руководитель народного хора (ансамбля)»; «Музыкально-ритмическое воспитание в ДОУ»; 053000.03 «Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн) со специализацией «Графический дизайн»; 050502 «Технология и предпринимательство со специализацией 030612 «Прикладная экономика»; 030601 «Журналистика» и др. Утверждено на заседании кафедры Иностранных языков и методики их преподавания факультета Филологии и журналистики (протокол № 11 от 29.05.2008 г.) Зав. кафедрой Лукина М.М. _______________________ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
доцент кафедры иностранных языков и методики преподавания МГПУ, к.ф.н., доцент Шачин Святослав Вячеславович.
Лобовская Т.В. - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания МГПУ Н.А. Музычук - кандидат филологических наук, зав. кафедрой филологии МГИ
Сегодня в основу новой парадигмы учебно-воспитательного процесса закладывается ключевая идея о новой личности, которую должны формировать учебные заведения всех типов. В России всё большую популярность приобретает личностно ориентированный подход, в рамках которого знания, умения и навыки рассматриваются не как цели образования, а как его важнейшие средства, призванные обеспечить развитие высоконравственной, свободной и ответственной личности. В Германии представители социально-критической педагогики выдвигают тезис о необходимости воспитания, отвечающего требованиям эмансипации: развитие критического сознания, способности самостоятельно принимать решения, дискутировать, участвовать в интерпретации ситуаций (3) (такие же требования предъявляются к высокообразованным специалистам и в России – предполагается, что выпускник вуза должен уметь не только действовать в рамках определенной социокультурной среды, но и изменять её). Наряду с этим, общепризнанно, что иностранный язык является важным инструментом вторичной социализации личности (социокультурный подход). Это обуславливает необходимость правильного подбора текстов, которые расширят социокультурное пространство учащихся и помогут им увидеть себя в качестве равноправных представителей мирового сообщества. Такое поликультурное образование предполагает знания о культурном разнообразии, с одной стороны, и формирование активной жизненной позиции, критического мышления и умения взаимодействовать, с другой стороны. Методической доминантой здесь выступает система проблемных культуроведческих заданий, активизирующих мыслительную и речемыслительную деятельности в формировании коммуникативных умений. (6) Таким образом, процесс обучения иностранным языкам должен обеспечивать профессиональное и личностное самопознание, самореализацию, стимулировать смыслотворческую деятельность. Авторы предложенной программы постарались учесть изменения в определении целей образования и предлагают дидактические условия их осуществления на занятиях по иностранному языку. Отметим, что языковое образование специалиста, выпускника вуза, предполагает: – наличие коммуникативной компетенции, достаточной для того, чтобы общаться в бытовой и профессиональной сферах; – владение фоновыми знаниями об иностранном языке и стране изучаемого языка; – знакомство с культурой профессионального (как формального, так и не формального) общения на иностранном языке, включая знания специфики вербального и невербального поведения)… (4) Здесь представляется необходимым отметить, что в основе коммуникативных задач лежат четыре функции речевого общения, которые мы стремимся реализовать в процессе обучения – изучения иностранного языка (2):
Обучение чтению в вузе неязыковых специальностей на всех этапах совершается в сочетании с обучением устной иноязычной речи. При этом следует подчеркнуть, что максимальная автоматизация «технических» навыков чтения тех студентов, у которых она находится на низком уровне – одна из основных задач первого этапа обучения, так как способствует более активному владению языковым материалом и улучшению навыков устной речи. Иными словами, наряду с другими разделами работы на этом этапе обучения должен проводиться своеобразный «коррективный» курс по технике чтения. (7) То же можно сказать и о грамматических навыках. Что касается формирования умения поисковой деятельности у студентов, то здесь выделяют три этапа (5):
Реферат – это конспективное изложение содержания статьи или книги, передающие ее основной смысл. Реферат содержит в обобщенном виде все основные положения оригинала. Объем реферата определяется степенью важности реферируемого материала. Рефераты составляются по определенной схеме:
Аннотация – это краткая характеристика оригинала, излагающая его содержание в виде перечня основных вопросов и иногда дающая критическую оценку. Объем аннотации обычно не превышает 500 знаков. При составлении аннотации надо проделать следующие операции:
Навыки творческой поисковой деятельности, которыми студенты овладеют на занятиях по иностранному языку, как правило, используются ими и в работе с научной литературой на родном языке. Особенность данного курса «Немецкий язык» состоит в том, что он предназначен для объединенных групп из студентов всех неязыковых факультетов МГПУ. Первый курс предполагает овладение общеупотребительной лексикой и изучение большей части грамматического материала, необходимого для формирования языковой компетенции студентов. Материалы второго курса направлены на овладение студентами лексикой различных языковых специализаций, и лексикой, необходимой для работы с текстами по общей педагогике. Так как занятия происходят в смешанных группах, то темы языкового курса выбраны с учетом междисциплинарных связей. Задания для СРС для студентов второго курса, конечно, осуществляются в рамках индивидуального подхода и формулируются с учетом специализаций студентов. В программе II курса возможны изменения в связи с набором группы. Если в группе нет студентов, например, факультета культуры и искусства, но есть студенты факультета физкультуры и безопасности жизнедеятельности, то лексическая тема «Дух и материя. Содержание и форма» (По творчеству В. Кандинского.) заменяется темой «Тренировка. Соревнования. Олимпийские игры» и т.п. Программа III и IV курсов университетских специальностей предполагает работу с текстами по специализации: изучающее и ознакомительное чтение, перевод, реферирование и аннотирование. При составлении пояснительной записки авторы пользовались следующей литературой:
Иностранный язык (340 часов) Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... «Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 1 Иностранный язык... Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык... Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)... Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Политическая социология... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 14 Социальное прогнозирование... В. Н. Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание... «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык” | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... «Иностранный (английский) язык с дополнительной специальностью» (050303 по оксо) «Иностранный (немецкий, французский) язык» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |