Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6
страница1/40
Дата публикации20.11.2014
Размер4.56 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
ОПД.В.4.1, СД.24, ДС.6

«ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

«050703.00-Дошкольная педагогика и психология»

«050706-Педагогика и психология»

(код и наименование специальностей)




2013.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.



1.1. Автор программы: Оконешникова О. В., доцент кафедры психологии

1.2. Рецензенты:

Синкевич И.А., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой психологии, доцент кафедры психологии Мурманского государственного гуманитарного университета (МГГУ)

Храпенко И. Б., канд. психол. наук, декан факультета психологии, доцент кафедры социальной психологии Международного института бизнес-образования (МИБО)
1.3. Цели и задачи дисциплины
Назначение дисциплины «Теории личности». Данная дисциплина реализуется в рамках специальности «050706-Психология и педагогика» и относится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», федеральный компонент.

Курс «Теории личности» предназначен для студентов психолого-педагогического института.
Центральной проблемой психологической науки является проблема сущности человека. Психология личности - теоретическая и практическая область человекознания, направленная на исследование закономерностей функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.

Данный курс освещает те теории зарубежной психологии, которые являются наиболее значимыми в развитии психологии личности, а также основные подходы к изучению личности отечественных психологов. Курс имеет, прежде всего, теоретическую направленность, связанную с изучением личности в психологии.
Область применения

Рабочая программа “Теории личности” устанавливает основные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий, формы отчетности по предмету. Программа является частью профессиональной специальной подготовки студентов и логическим продолжением курса “Общая психология”.
Цель и задачи дисциплины

Цель курса “Теории личности» - дать студентам обобщенное представление о наиболее важных проблемах в психологии личности, пробудить интерес к углубленному изучению классики отечественной психологической мысли, познакомить студентов с основными тенденциями в развитии современных психологических представлений о личности за рубежом, показать значение психологии личности для исследовательской и практической деятельности специалистов.

Курс синтезирует наиболее значимые положения о личности, ее феноменологии, методах и результатах исследований, сложившиеся в отечественной и различных направлениях зарубежной психологии.

Реализация заявленной цели предполагает решение ряда задач:

  1. формирование у студентов представлений о личности как одной из основополагающих психологических категорий;

  2. формирование у студентов знаний относительно различных подходов к изучению личности и умения анализировать, сравнивать, обобщать зарубежные теории и основные подходы к изучению личности в отечественной психологии;

  3. очертить поле исследований психологических практик, связанных с теориями личности, формирование у студентов умений связывать теорию и практику;

  4. формирование у студентов навыков работать с текстом первоисточников, конспектировать, делать самостоятельные обобщения.


Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, и ее изучение базируется на знании таких предметов как: «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология». «Психология личности» позволяет овладеть категориальным анализом психологических теорий личности, наметить пути решения основных проблем данной области знания.
Структура дисциплины.

Структура курса включает в себя рассмотрение общих и частных проблем теории личности. Общие проблемы и личность в системе научного знания рассматриваются в первой теме курса. Остальные темы относятся к обзору основных теорий личности в зарубежной и в отечественной психологии. Эмпирические аспекты и практические приложения теорий личности рассматриваются применительно к конкретным теориям личности.
Программа включает в себя лекционный и практический курсы обучения. Лекционный курс направлен на приобретение теоретических знаний психологии личности, а практический курс на приобретение практического опыта решения задач, связанных с расширением самосознания (личность студента как объект познания) и с познанием другой личности (личность студента как субъект познания).

Практические занятия проводятся в форме дискуссий, групповых экспериментов, тренингов, реферативных докладов, на которых студенты приобретают навыки использования теоретических понятий для интерпретации тех или иных психологических феноменов; навыки саморефлексии., способствующей личностному росту студентов.
В связи с этим на практических занятиях формируются следующие умения:

  • Умение интерпретировать психологические факты в рамках теоретически определенной системы координат-понятий теорий личности и адекватно применять те или иные теоретические модели для интерпретации психологических фактов с учетом контекста решаемой задачи и социокультурных условий возникновения психологического феномена.

  • Умение осознавать свои личные потребности и мотивы; осуществлять осознанный выбор в ситуации борьбы мотивов и нести личную ответственность за осуществленный выбор.


По окончании изучения указанной дисциплины студент:

Должен знать:

  • Основные понятия и теории психологии личности.

  • Современные проблемы эмпирических исследований личности

  • Современные проблемы практического применения теорий личности

Должен уметь:

  • самостоятельно анализировать содержание понятий психологии личности;

  • применять полученные теоретические знания для решения диагностических и психокоррекционных задач практической психологии;

  • использовать индивидуальный подход в психолого-педагогической деятельности различного содержания;

  • работать с учебной и научной литературой, освещающей изучаемый предмет.


Формы контроля.
Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачёт.

Текущий контроль. В течение семестра выполняются контрольные работы и проводятся контрольные работы и защита рефератов
1.4. Образовательный стандарт по дисциплине «Теории личности» не отражен в государственной образовательной программе подготовки по специальности «Педагогика и психология». Наиболее близок содержанию стандарт дисциплины «Психология личности», представленный ниже.

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персогенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание - механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности.
Дидактические единицы по дисциплине «Теории личности»


Тема

Название темы

Учебные элементы

1

Основные стратегии определения личности в психологии. Классификация подходов в персонологии.

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Основные компоненты теории личности. Положения, касающиеся природы человека. Методологические критерии для оценки теорий личности.

2

Проблема развития личности в психологии.

Развитие личности. Движущие силы и условия развития личности.

Критерии периодизации человека. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности.

Личность в социогенезе: социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности; Индивидуальность личности:

понятие индивидуальности и теории индивидуальности; свойства индивидуальности и их роль в развитии личности

Жизненный путь личности

3

Характеристика личности в зарубежной психологии

Психоанализ. Гуманистическое и социально-культурное направление психоанализа, эго-психология

Экзистенциально-гуманистический подход. Бихевиоризм. Когнитивное направление. Конституциональные теории. Гештальтподход и теория поля Курта Левина.Теория черт.

4

Основные стратегии определения личности в отечественной психологии.

Отечественные подходы к анализу структуры личности; развития личности; активности личности.

5

Проблема свободы воли.

Проблема свободы воли: волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; изучение смысла; экзистенциальная психология в трактовке свободы воли; проблема активности личности: личностный выбор и субъектный подход; проблема ответственности личности; проблема свободы и ответственности.

6

Самосознание личности.

Проблема самосознания личности.

Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением



1.5. Организация учебного процесса
1.5.1. Объём дисциплины и виды учебной работы




Шифр и наименование специальности







Виды учебной работы в часах

Форма контроля




Курс

Семестр

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа




«050706-Педагогика и психология» (ст. 2000 г.)



3

5

72

36

22

14




36

зачёт

«050706-Педагогика и психология»

3

5

56

28

16

12




28

зачет

«050703- Дошкольная педагогика и психология « с доп. специальностью

5

9

56

28

14

12




26

зачет

050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп. специальностью «иностранный язык»

5

9

40

20

16

4




20

к/р

050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп. специальностью «физическая культура»

5

9

40

20

16

4




20

к/р



1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ»

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1 - «050706-Педагогика и психология»

2 вариант

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. Раб.

1

Основные стратегии определения личности в психологии. Классификация подходов в персонологии.

8

4

4-




8

6

4

2




6

2

Проблема развития личности в психологии.

4

2

2




8

4

2

2




6

3

Характеристика личности в зарубежной психологии

4

2

2




8

4

2

2




4

4

Основные стратегии определения личности в отечественной психологии.

3

2

1




8

4

2

2




4

5

Проблема свободы воли.

3

2

1




8

4

2

2




4

6

Самосознание личности.

6

4

2




8

4

2

2




6




Всего

28

16

18




28

26

14

12




30

Примечание: Вариант 1 для специальности «050706-Педагогика и психология»

Вариант 2 для специальности «050703.00-Дошкольная педагогика и психология»
РАЗДЕЛ 2. Содержание курса
Программа разработана на основе аналогичных программ Российских ВУЗов в соответствии с требованиями ГОСТа по подготовке специалистов, обучающихся по специальности «Психология и педагогика»

Курс синтезирует наиболее значимые положения о личности, ее феноменологии, методах и результатах исследований, сложившиеся в различных отраслях психологического знания, раскрывая, в основном, общепсихологическое содержание этого понятия. Тем не менее, курс также затрагивает некоторые аспекты социально-психологического, дифференциально-психологического изучения личности и изучения личности с позиций возрастной психологии.
Содержание лекционного курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В...
Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconУчебник для студ высш учеб заведений/ Т. В. Соколова, А. И. Владимирова,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconМетодические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф...
В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск