Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология»





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология»
страница1/6
Дата публикации10.10.2013
Размер0.61 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Математика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Научно-исследовательский семинар»

для студентов специальности 040100.68 «Социология»

Автор: Жигунова Г.В.., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» - является формирование у магистрантов навыков организации, проведения, анализа и оформлении итогов научно-исследовательской работы, публичного обсуждения результатов своей научно-исследовательской работы на ее различных этапах.

Основные задачи курса «Научно-исследовательский семинар»:

  • Сформировать представление о тематическом поле исследований в социологии, об актуальности выбранной темы магистерской диссертации; 

  • Обеспечить необходимую методологическую и методическую подготовку магистра в соответствии с целями и задачами его магистерской диссертации; 

  • Закрепить навыки, связанные с научно-исследовательской работой, ее планирования, проведения, формирования научных выводов; 

  • Отработать навыки научной дискуссии и презентации теоретических концепций и результатов собственных исследований.


Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» относится к профессиональному циклу (М2).

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» имеет важное значение для организации научно-исследовательской работы студента по направлению «Социология» в университете и подготовки выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации. Данный курс является инструментом формирования у студентов системы знаний и умений, характеризующих содержание научно-исследовательской деятельности, необходимой при профессиональной подготовке социологов с квалификацией (степенью) «магистр».

Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих дисциплин: современные методы социологических исследований, научно-исследовательская работа магистра, количественная и качественная стратегия в социологических исследованиях.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

В процессе освоения учебной дисциплины у студента формируются следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социология» для выпускника с квалификацией (степенью) «магистр»:

ОК-1: способность накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста;

ОК-4: способность к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способностью к социальной адаптации;

ОК-5: умение работать самостоятельно и в коллективе, навыки руководства коллективом;

ОК-6: способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук;

ОК-9: способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам;

ПК-1: способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения;

ПК-2: способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;

ПК-3: способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования;

ПК-4: способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории;

ПК-7: способность самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей;

ПК-9: умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций.

По окончании обучения студент должен:

Знать:

  • тематическое поле исследований в социологии, актуальные моменты выбранной темы магистерской диссертации; 

  • методологические и методические основы написания магистерской диссертации; 

  • особенности планирования и проведения научно-исследовательской работы, подведения итогов и формирования научных выводов. 

Уметь:

  • самостоятельно ставить задачи научно-исследовательских работ,

  • самостоятельно выполнять необходимые виды социологических исследований при решении научно-исследовательских задач по профилю ООП магистратуры;

  • планировать, организовывать и проводить научно-исследовательские и практические работы по теме ООП магистратуры с применением компьютерных технологий.

Владеть:

  • способностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и к работе в научном коллективе,

  • способностью к профессиональной адаптации, к обучению новым методам исследования и технологиям.

  • навыками научной дискуссии и презентации теоретических концепций и результатов собственных исследований.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

1 модуль «Методологические и методические основы диссертационной работы»

1

Проблемное поле диссертационной работы

10 / 10

-

10

-

36



















Всего

10 / 10

-

10

-

36
















2 модуль «Научно-исследовательская работа»

2

Методологические и методические основы диссертационной работы

8 / 8

-

8

-

36
















3

Научно-исследовательская работа

16 / 16

-

16

-

38



















Всего

24/ 24

-

24

-

74



















Всего за курс

34 / 34

-

34

-

110

















Содержание практических занятий

Тема 1. Проблемное поле диссертационной работы

План

  1. Выбор темы магистерской диссертации, обоснование ее актуальности.

  2. Подготовка обзора научной и аналитической литературы.

  3. Составление списка конференций и журналов соответствующих данной проблематике.

  4. Подготовка статьи по результатам литературного обзора. 


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Каким образом осуществлялся выбор темы Вашего исследования?

  2. В чем состоит актуальность избранной темы диссертации?

  3. В каких конференциях можно принять участие по теме диссертации?

  4. Какие журналы соответствуют проблематике диссертации?

  5. Какие ученые занимались разработкой данной проблемы на теоретическом и эмпирической уровнях? К каким результатам пришли в ходе работы над этой темой?


Задания для самостоятельной работы

  1. Сформулируйте тему своей диссертационной работы, обоснуйте ее актуальность.

  2. Подготовьте обзор научной и аналитической литературы по теме.

  3. Составьте списки конференций и журналов, соответствующих данной проблематике.

  4. Подготовьте статью (тезисы) по результатам литературного обзора. 


Литература

Основная

  1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.

  2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.

  3. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.

  4. Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с. 

  5. Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.

  6. Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -

Конец формы

Конец формы

Начало формы

Дополнительная


  1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.

  2. Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.

  3. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .

  4. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.

  5. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.

  6. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.


Тема 2. Методологические и методические основы диссертационной работы

План

  1. Теоретико-методологические основы диссертации.

  2. Построение развернутого плана магистерской диссертации.

  3. Разработка и представление программы эмпирического (теоретико-методологического или прикладного) исследования. 

  4. Обоснование содержанияэтапов, инструментов и приемов осуществления  научно-исследовательского проекта.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Каковы теоретико-методологические основы Вашего диссертационного исследования?

  2. Каково содержание основных разделов программы социологического исследования?

  3. Что представляет собой набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных?


Задания для самостоятельной работы

  1. Разработка методологических аспектов диссертационного исследования.

  2. Подготовка программы эмпирического исследования.

  3. Разработка инструментария исследования.


Литература

Основная


  1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.

  2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.

  3. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.

  4. Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с. 

  5. Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.

  6. Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -

Конец формы

Конец формы
Начало формы

Дополнительная


  1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.

  2. Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.

  3. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .

  4. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.

  5. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.

  6. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Социальные...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций»...
Автор: Сауткин A. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Интервью в социологических...
Автор: Недосека Е. В., кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика»...
Автор: Сауткин А. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социологические...
Автор: Р. В. Хацевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социологические...
Автор: Р. В. Хацевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение»...
Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и практика...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология журналистики»...
Цель освоения дисциплины Социология журналистики достижение синтеза теоретических знаний о журналистике и журналистской деятельности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для студентов специальности 040100. 68 «Социология» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар (Политический...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск