МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Научно-исследовательский семинар»
для студентов специальности 040100.68 «Социология»
Автор: Жигунова Г.В.., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук».
Цель освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» - является формирование у магистрантов навыков организации, проведения, анализа и оформлении итогов научно-исследовательской работы, публичного обсуждения результатов своей научно-исследовательской работы на ее различных этапах.
Основные задачи курса «Научно-исследовательский семинар»:
Сформировать представление о тематическом поле исследований в социологии, об актуальности выбранной темы магистерской диссертации;
Обеспечить необходимую методологическую и методическую подготовку магистра в соответствии с целями и задачами его магистерской диссертации;
Закрепить навыки, связанные с научно-исследовательской работой, ее планирования, проведения, формирования научных выводов;
Отработать навыки научной дискуссии и презентации теоретических концепций и результатов собственных исследований.
Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» относится к профессиональному циклу (М2).
Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» имеет важное значение для организации научно-исследовательской работы студента по направлению «Социология» в университете и подготовки выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации. Данный курс является инструментом формирования у студентов системы знаний и умений, характеризующих содержание научно-исследовательской деятельности, необходимой при профессиональной подготовке социологов с квалификацией (степенью) «магистр».
Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих дисциплин: современные методы социологических исследований, научно-исследовательская работа магистра, количественная и качественная стратегия в социологических исследованиях.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
В процессе освоения учебной дисциплины у студента формируются следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социология» для выпускника с квалификацией (степенью) «магистр»:
ОК-1: способность накапливать и актуализировать потенциал личностного, интеллектуального и культурного роста;
ОК-4: способность к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способностью к социальной адаптации;
ОК-5: умение работать самостоятельно и в коллективе, навыки руководства коллективом;
ОК-6: способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук;
ОК-9: способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам;
ПК-1: способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения;
ПК-2: способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;
ПК-3: способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования;
ПК-4: способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории;
ПК-7: способность самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей;
ПК-9: умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций.
По окончании обучения студент должен:
Знать:
тематическое поле исследований в социологии, актуальные моменты выбранной темы магистерской диссертации;
методологические и методические основы написания магистерской диссертации;
особенности планирования и проведения научно-исследовательской работы, подведения итогов и формирования научных выводов.
Уметь:
самостоятельно ставить задачи научно-исследовательских работ,
самостоятельно выполнять необходимые виды социологических исследований при решении научно-исследовательских задач по профилю ООП магистратуры;
планировать, организовывать и проводить научно-исследовательские и практические работы по теме ООП магистратуры с применением компьютерных технологий.
Владеть:
способностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и к работе в научном коллективе,
способностью к профессиональной адаптации, к обучению новым методам исследования и технологиям.
навыками научной дискуссии и презентации теоретических концепций и результатов собственных исследований.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Вариант 1
| Вариант 2
| Всего ауд.ч./в интеракт.ф.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Часов на СРС
| Всего ауд.ч./в интеракт.ф.
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Часов на СРС
| 1 модуль «Методологические и методические основы диссертационной работы»
| 1
| Проблемное поле диссертационной работы
| 10 / 10
| -
| 10
| -
| 36
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 10 / 10
| -
| 10
| -
| 36
|
|
|
|
|
| 2 модуль «Научно-исследовательская работа»
| 2
| Методологические и методические основы диссертационной работы
| 8 / 8
| -
| 8
| -
| 36
|
|
|
|
|
| 3
| Научно-исследовательская работа
| 16 / 16
| -
| 16
| -
| 38
|
|
|
|
|
|
| Всего
| 24/ 24
| -
| 24
| -
| 74
|
|
|
|
|
|
| Всего за курс
| 34 / 34
| -
| 34
| -
| 110
|
|
|
|
|
|
Содержание практических занятий
Тема 1. Проблемное поле диссертационной работы
План
Выбор темы магистерской диссертации, обоснование ее актуальности.
Подготовка обзора научной и аналитической литературы.
Составление списка конференций и журналов соответствующих данной проблематике.
Подготовка статьи по результатам литературного обзора.
Вопросы для коллективного обсуждения
Каким образом осуществлялся выбор темы Вашего исследования?
В чем состоит актуальность избранной темы диссертации?
В каких конференциях можно принять участие по теме диссертации?
Какие журналы соответствуют проблематике диссертации?
Какие ученые занимались разработкой данной проблемы на теоретическом и эмпирической уровнях? К каким результатам пришли в ходе работы над этой темой?
Задания для самостоятельной работы
Сформулируйте тему своей диссертационной работы, обоснуйте ее актуальность.
Подготовьте обзор научной и аналитической литературы по теме.
Составьте списки конференций и журналов, соответствующих данной проблематике.
Подготовьте статью (тезисы) по результатам литературного обзора.
Литература
Основная
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с.
Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -
Конец формы
Конец формы
Начало формы
Дополнительная
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.
Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .
Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
Тема 2. Методологические и методические основы диссертационной работы
План
Теоретико-методологические основы диссертации.
Построение развернутого плана магистерской диссертации.
Разработка и представление программы эмпирического (теоретико-методологического или прикладного) исследования.
Обоснование содержания, этапов, инструментов и приемов осуществления научно-исследовательского проекта.
Вопросы для коллективного обсуждения
Каковы теоретико-методологические основы Вашего диссертационного исследования?
Каково содержание основных разделов программы социологического исследования?
Что представляет собой набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных?
Задания для самостоятельной работы
Разработка методологических аспектов диссертационного исследования.
Подготовка программы эмпирического исследования.
Разработка инструментария исследования.
Литература
Основная
Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А. Кузин. – М., 2004.
Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под общ. ред. А. П. Валицкой] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 216 с.
Новиков А. М. Методология : [учеб.-метод. пособие] / Новиков А. М., Новиков Д. А. ; РАН, Ин-т проблем управления ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 660, [1] с.
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов] / Рузавин Г. И. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 287 с. -
Конец формы
Конец формы Начало формы
Дополнительная
Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. - М.: Наука, 2003.
Капица П.Л. Будущее науки // Наука о науке: сб. / под. ред. В.Н.Столетова. - М.: Прогресс, 1966.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .
Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.
Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.
Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
|