Скачать 206.55 Kb.
|
12
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар». Программа разработана в соответствии с:
Целями освоения дисциплины являются: развитие у студентов навыков организации и проведения научного исследования и формирование профессиональных компетенций учащихся в формате коллективной исследовательской и проектной работы с акцентом на взаимное обучение студентов. Курс также ориентирован на групповую подготовку студентов к успешной защите своих работ, посредством их знакомства с основными этапами научно-исследовательской деятельности, включения их в научно-исследовательскую работу, анализа и обсуждения промежуточных и итоговых результатов, выполнения заданий, направленных на формирование необходимых профессиональных умений и навыков.
В результате освоения дисциплины студент должен:
- работы с литературой (включая источники на английском языке) - сбора и анализа эмпирических данных - академического письма - публичного представления результатов научного исследования - групповой работы В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра дисциплина «Научно-исследовательский семинар» является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при написании курсовых работ и выпускных квалификационных работ.
Для студентов 2-3 курса
Для студентов 4 курса
Текущий контроль осуществляется с помощью письменных заданий, а также учитывает участие в обсуждениях в рамках семинарских занятий. Промежуточный контроль включает выполнение домашних заданий, соответствующих различным этапам подготовки курсовой работы и деятельности по сквозному исследовательскому проекту, выполняемому в рамках семинара. Итоговый контроль осуществляется на 2 и 3 курсах в 4 модуле на последнем занятии семинара, где студенты презентуют свои курсовые работы, а на 4 курсе в конце 3 модуля на последнем занятии семинара, где студенты представляют проекты своих ВКР.
Критерии оценки за участие в семинарах/дискуссиях (аудиторная работа): 1. Присутствие в классе и активное участие в обсуждении. 2. Логичная и подготовленная презентация результатов собственной работы 3. Высказывание собственных интерпретаций (рефлексия, критическое осмысление текстов) 4. Формулирование комментариев четко, аргументированно и доступно, следуя логике дискуссии. 5. Взаимоуважение и соблюдение этики академической дискуссии. 6. Соблюдение установленных сроков по каждому этапу проведения научного исследования. Итоговый контроль осуществляется на 2 и 3 курсах в 4 модуле на последнем занятии семинара, где студенты презентуют свои курсовые работы, а на 4 курсе в конце 3 модуля на последнем занятии семинара, где студенты представляют проекты своих ВКР. Критерии оценивания итого контроля:
При выставлении накопленной оценки будет учитываться участие студентов (их активность) в работе на семинарских занятиях (аудиторная активность), предполагающая выполнение заданий преподавателя во время занятий Оценка самостоятельной работы студентов проводится по своевременности и полноте выполнения всех заданий – Осам. работа. Она предполагает выполнение и оценивание всех этапов организации и проведения научно-исследовательского проекта: подготовка обзора литературы, разработка программы исследования, сбор и обработка данных, описание результатов проекта Каждый этап оценивается по 10-бальной шкале. Вес составляющих:
Накопленная оценка учитывает результаты студента по работе в аудитории и самостоятельную работу студентов: Онакопленная= 0,3*Оауд + 0,7*Осам.раб. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,7*Онакопл + 0,3*Озач Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена: арифметический
Семинар 1. Откуда берутся темы научных исследований? - «Институциональный сценарий»: исследования, которые проводятся лабораториями и кафедрами. - Исследовательские интересы научного руководителя. - Актуальные темы дискуссий в социологии и вызвавшие резонанс публикации. - Жизненный опыт студентов и их близких. - Темы, связанные с возможностями выхода в интересное поле. - Уровень обобщенности и степень конкретизации темы – проблема «реализуемости» исследовательского проекта. Семинар 2. Специфика выбора тем для количественных и качественных исследовательских проектов. - Вторичный анализ данных и сбор собственных данных – преимущества и недостатки. - Возможности кооперации студентов в сборе данных. - Специфика сбора данных для качественных исследований. - В какой степени выбор темы может определяться методами сбора информации. - Какие задачи невозможно решить в качественных и количественных проектах. Семинар 3. Обсуждение тем курсовых и дипломных работ студентов. Семинар 4. Обсуждение тем курсовых и дипломных работ студентов. Семинар 5. Работа с русскоязычными источниками - Обзор основных русскоязычных социологических журналов. - Поиск русскоязычной литературы с помощью баз публикаций в Интернете. - Публикации ведущих социологических факультетов, институтов и исследовательских центров. - Использование источников, рассмотренных в обзорных статьях. - Использование «сайтов-интеграторов» -- Ecsocman, ISRAS и других. Семинар 6. Работа с иностранными источниками - Возможности обзорного журнала Annual Reviews of Sociology. - Обзор ведущих англоязычных социологических журналов: AJS, ASR, Social Forces. - Полнотекстовые журнальные базы Jstor, Proquest и их использование. - Использование препринтов авторов, если нужные публикации недоступны через журнальные базы данных. - Навыки корректного цитирования. Семинар 7. Структура обзора литературы - Обзор определяющих работ в данной тематической области. - Обзор – это не реферат: в нем обязательны анализ и позиция автора. - Проблема «ритуальных» и необязательных ссылок. - Навыки корректного цитирования. - Язык обзора источников: что такое научный язык и почему следует избегать «псевдонаучности» и использования «канцелярита». Семинар 8. Дизайн исследования – объект, предмет, задачи и выбор методов сбора информации - Соответствие объекта и предмета исследования теме: опасности «расширительного» и чрезмерно узкого выбора объекта. - Ключевая роль задач исследования. - Почему задачи также называют «research questions». - Как ставить реалистичные задачи, примеры некорректных задач исследования, в том числе, «нерешаемые» и «тривиальные» задачи. - Выбор методов исследования, позволяющих решить поставленные задачи Семинар 9. Дизайн исследования – определение выборки и (или) информантов, выбор методов сбора информации - Выбор типа выборки и определение размера выборки. - Особенности выборки для качественных проектов: когда размер выборки считается достаточным. - Типичные ошибки несоответствия выборки задачам исследования. - Выбор методов сбора информации: для чего нужны триангуляции и «смешанные методы» Семинар 10. Обсуждение исследовательских дизайнов выпускных работ. Семинар 11. Обсуждение исследовательских дизайнов курсовых работ. Семинар 12. Пилотаж и использование уже «апробированных» методик. - Как проводить пилотаж, почему он необходим, обзор типичных ошибок. - Методологические проблемы трудности при использовании анализа вторичных данных. - “Enough is enough” – когда следует прекращать работу над совершенствованием методик сбора данных. Семинар 13. Математико-статистический анализ данных и качественных анализ данных. - В каких случаях он полезен, и в каких – создает ненужные проблемы. - Как выбирать математико-статистические метода анализа. - Всегда ли использование сложных мат.стат. методов оправдано спецификой работы. - Достоинства относительно простых методов: что можно узнать из распределений и таблиц сопряженности и «математический фетишизм». - Специфика анализа качественных данных. Семинар 14. Отчет студентов о методологической работе: пилотажах и разработанных методиках Семинар 15. Обсуждение проблем анализа данных - Недостатки выборки и проблема отсутствующих данных и неответов, возможные пути коррекции таких проблем. - Обсуждение предварительных итогов математико-статистического анализа. - Обсуждение итогов неколичественного анализа. Семинар 16. Представление выпускных работ – литобзор и дизайн исследования. Семинар 17. Предварительное обсуждение курсовых работ второкурсников. Семинар 18. Предварительное обсуждение курсовых работу третьекурсников. Семинар 19. Представление выпускных работ – 90-процентный вариант. Семинар 20. Представление курсовых работ второкурсников. Семинар 21. Представление курсовых работу третьекурсников.
В курсе используются следующие виды учебной работы: разбор конкретных исследовательских ситуаций в аудитории, дискуссии, работа в малых группах, встречи с исследователями-практиками.
В рамках курса студент должен совместно с научным руководителем сформулировать тему собственного исследования. Примеры тем исследований:
Подготовить Power Point презентацию, в которой должны быть отражены результаты реализованного научно-исследовательского проекта. Время презентации: 10 минут
Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие. М. : Книжный дом "Университет", 2010. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. пособие / В.А. Ядов. – 4-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2009. – 567 с. – (Университетский учебник). Babbie, Earl. The Practice of Social Research, NY, Wadsworth, 2010.
Gray, David B., Doing Research in the Real World, NY, Sage, 2-nd ed, 2009. Kalof, Linda, Amy Dan, Thomas Dietz. Essentials of Social Research, NY, McGrow-Hill, 2008. Кольцова Е. Ю., Тарусина И. Г. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для направления 040200.62 «Социология». СПб, 2010. URL: http://www.hse.spb.ru/download/faculty-sociologies/guidelines.pdf Настольная книга студента. Учебно-методический справочник по написанию проектов, курсовых и дипломных работ, по организации практики и т.п.// Под ред. И.Г.Тарусиной. СПб.: изд-во "НИЯК», 2008.
Norman Denzin, Yvonna Lincoln (ed.). The Sage handbook of qualitative research. – Sage, 2005. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., Аспект Пресс, 1995. Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие. – 2005. Корбин Д., Страусс А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. УРСС. 2001. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных. М.. ИД ГУ-ВШЭ, 2006 Полевая кухня: как провести исследование / под.ред. Н. Гончаровой.. УЛЬЯНОВСК: СИМБИРСКАЯ КНИГА, 2004. Радаев В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. Уйти, чтобы остаться: социолог в поле: сб. ст. / Под ред. В. Воронкова и Е. Чикадзе. СПб: Алетейя, 2009. Штейнберг, И., Шанин, Т., Ковалев, Е., & Левинсон, А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. СПб.: Алетейя. 2009 Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М.: Книжный дом «Университет», 2001.
Используется проектор для лекций и семинаров, аудио и видео аппаратура (для демонстрации фильмов). |
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социальные теории семьи и семейных отношений»... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа «Методы принятия решений». Гу-вшэ, 2010 г. Министерство... Методы принятия решений для направления 010500. 62 "Прикладная математика и информатика" подготовки бакалавра | ||
Программа дисциплины Физическая культура для направления 040100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | Башкирский государственный медицинский университет министерства здравоохранения... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.... | ||
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины Социология культуры для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... |