Скачать 219.33 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Социально-гуманитарный факультет Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра Авторы программы: Миронюк М.Г., к.полит.н, доцент. mmironyuk@hse.ru Воробьев А.Н. avorobyev@hse.ru При участии Стукала Д.К., к.полит.н. dstukal@hse.ru Адаптировано для НИУ-ВШЭ – Пермь: Ю.В. Василенко, к.филос.н., yuvasil@yandex.ru Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 2013 г Зав. кафедрой ________________________ А.А. Борисов Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________2013 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программ 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра (1 курс), изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦель освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар (1 курс)» — сформировать у студентов необходимый инструментальный базис для вхождения в университетскую среду и адаптации к ее условиям (в части учебной, научной и исследовательской деятельности) путем выработки базовых навыков и умений, необходимых для эффективной работы с социально-политической информацией (преимущественно текстуального характера). В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к научно-исследовательской работе. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин профессионального цикла. 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. При выдаче заданий и консультаций по их выполнению будет использована система LMS. 6.2 Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях:
В случае получения студентом неудовлетворительной оценки за аудиторную работу, формула имеет вид (при условии, что студент имеет положительные оценки за текущий контроль и самостоятельную работу): Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,2·Отекущий +0,2·Осам. работа В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 7Содержание дисциплиныТема 1. Информация для политического аналитика и исследователя (4 часа). Что такое информация. Информация и знание. Специфика научного знания. Как работает с информацией неспециалист, аналитик и исследователь. Информационное обеспечение: проблемы достоверности (надежности), объективности/субъективности, полноты, оригинальности, профильности. Источники информации. Качественная и количественная информация. Специфика работы в условиях недостатка и переизбытка информации. Вторичный анализ социологической информации: особенности работы с социологической информацией, качественные интерпретации и получение нового знания. Литература:
Практическая часть занятия:
Тема 2. Подготовка письменных работ (6 часов). Типы письменных работ в НИУ ВШЭ. Основные стадии подготовки работ. Распределение времени и логика постановки задач при выполнении определенного типа письменных работ. Основные требования к оформлению и содержанию. Специфика научного текста и стилистические приемы, используемые при написании работ. Литература:
Практическая часть занятия:
Тема 3. Работа с текстами (18 часов). Текстуальная информация. Структура текста. Эффективные приемы работы с текстами. Особенности научного текста (продолжение). Типичная структура научного текста. Характерные особенности научного текста в Европе, России и США. Научная этика. Цитирование. Системы цитирования, применяемые при оформлении письменных работ. Проблема плагиата. Разновидности плагиата. Санкции за плагиат в НИУ ВШЭ. Литература:
Практическая часть занятия:
Тема 4. Техники подготовки рефератов и обзоров (4 часа). Особенности реферирования текстов. Обработка большого массива текстуальной информации в условиях временных ограничений. Подготовка обзоров и дайджестов. Подготовка executive summary. Литература:
Практическая часть занятия:
Тема 5. Поиск информации. Использование информационных ресурсов (10 часов). Алгоритмы поиска информации. Особенности составления поисковых запросов. Тезаурус запросов. Базы знаний. Академические и оперативные источники информации для политического аналитика и исследователя. Информационные ресурсы НИУ ВШЭ. Возможности применения. Привлечение информации со стороны других исследователей. Поиск, приемы и техники коммуникации в удаленном режиме. Источники:
Практическая часть занятия:
Тема 6. Особенности работы с публицистической информацией и нормативными правовыми актами (6 часов). Особенности медийной информации. Место медийной информации в работе исследователя. Возможности и ограничения при работе с медийной информацией. Проблема своевременности и достоверности. Автоматизированные системы по анализу медийной информации. Правовая информация. Применение правовой информации в исследовательской работе. Иерархия нормативных правовых актов в РФ. Приемы работы с НПА. Автоматизированные системы поиска НПА: возможности. Источники:
Практическая часть занятия:
Тема 7. Презентация исследовательских материалов (4 часа). Форматы презентаций. Подготовка презентации: основные требования. Подготовка сопроводительных материалов. Основные приемы публичного выступления. Использвование программных средств: пакет Microsoft Office, Open Office.org, использование веб-пакета Prezi. Источники:
Внимание! Для проведения данного занятия необходим ноутбук (с доступом в Интернет) и проектор. Практическая часть занятия:
Тема 8. Организация личного архива исследователя (2 часа). Принципы архивирования массивов информации, с которой работает аналитик и исследователь. Практические аспекты создания личного архива исследователя. Организация библиографического архива. Использование программного обеспечения для организации архива (JabRef, Citavi). Хранение архива: использование программных решений для повышения стабильности архива (Dropbox, Syncplicity)
Внимание! Для проведения данного занятия необходим ноутбук (с доступом в Интернет) и проектор. Практическая часть занятия:
8Образовательные технологииНИС предполагает использование активных форм обучения без традиционных лекций. Каждое занятие предваряется краткой постановкой проблемы в теоретическим аспекте, обеспечением доступа студентов к необходимым материалам (от доступа к электронным массивам информации до сделанных обзоров и т.п.), постановкой прикладной задачи с последующим обсуждением результатов. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляПримерные вопросы для домашнего задания:
Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины1. Опишите особенности информации, с которыми работают представители политических профессий, отличающие ее от информации в естественных и точных науках. 2. В чем польза и каковы ограничения использования положений источниковедения как вспомогательной исторической дисциплины при работе с текущей социальной информацией? 3. На конкретных примерах обсудите основные особенности работы с публицистическими текстами. 4. Поясните основные особенности работы с нормативными правовыми актами. 5. На конкретных примерах обсудите основные особенности работы с научными текстами. 6. Какие методы повышения эффективности работы с публицистическими и научными текстами Вам известны? 7. Оформите данные Вам ссылки в соответствии с известными Вам стандартами. 8. Укажите наиболее быстрый и эффективный способ составления библиографии по неизвестной Вам теме. 9. Какие электронные ресурсы библиотеки ВШЭ Вы считаете наиболее полезными для студента-политолога? Почему? 10. Опишите техники эффективного создания архива материалов. 11. Опишите основные требования к письменным работам. 12. На конкретном примере выявите недостатки презентации и укажите способы их устранения. 13. Опишите существующие стратегии поиска информации 14. На конкретном примере продемонстрируйте составление «дорожной карты» 10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебникВ связи с тем, что научно-исследовательский семинар предполагает использование активных форм обучения и отказ от пассивного освоения студентом однородного учебного материала, базовый учебник по дисциплине не предусмотрен. Вместо базового учебника студентам предлагается использование следующего материала: ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления (2008) // http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=165614 10.2Основная литература
10.3Дополнительная литература
10.4Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
10.5Дистанционная поддержка дисциплины:Для связи с преподавателем используется система LMS Efront: http://lms.hse.ru Информационные ресурсы и инструменты:
11Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля занятий используется ноутбук и проектор. Для изучения темы 7 также необходим высокоскоростной доступ в Интернет. 1 Выполнение данной задачи предполагается в течение двух академических лет. На втором году обучения по специальности 030200.62 «Политология», в рамках НИС «Основы научно-исследовательской деятельности» сформированная у студентов компетенция будет расширяться в сторону написания курсовых работ, а также разработки исследовательских проектов. |
Программа дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины "Научно-исследовательский семинар" для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины Syllabus Научно-исследовательский семинар Research... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 03.... | Программа научно-исследовательского семинара Обеспечение равного... ... | ||
Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар \"Политика как призвание и профессия\" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | ||
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение... | Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар (Политический... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение... | ||
Рабочая программа дисциплины Для направления 030200. 62 «Политология» «Мировая политика и международные отношения». Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Социальные... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | ||
Программа дисциплины «Введение в специальность» для направления 030200. 62 «Политология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления... |