Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности





Скачать 166.49 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности
Дата публикации27.07.2013
Размер166.49 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

« Деловое общение СКД»

для студентов специальности 040400.62 «Социальная работа»

Автор:

Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук.
Цель освоения дисциплины «Деловое общение СКД»:

- формирование у студентов системного представления о современных процессах развития глобального информационного общества, знакомство с инновационными технологиями, используемыми в социальной работе в России и за рубежом.
Основные задачи курса «Деловое общение СКД»:

  • Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению инноваций в современной науке;

  • Изучить особенности инновационных процессов в социальной работе;

  • Изучить практику использования современных зарубежных и отечественных технологий социальной работы;

  • Проанализировать современные условия формирования и развития инновационных методов в социальной работе;

  • Рассмотреть условия модернизации социальной сферы в Мурманской области;

  • Ознакомить слушателей курса с инновационными программами, проектами, реализуемыми в регионе.


В результате освоения дисциплины обучающийся студент должен:

Знать:

- основные понятия и категории технологий социальной работы, инновационных технологий, область их применения в социальной работе;

- основные виды технологий в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения;

- содержание инновационных технологий социальной работы;

- возможности и особенности использования инновационных технологий в социальной сфере.

Уметь:

- определять необходимость применения инновационных технологий в различных социальных сферах;

- применять инновационные технологии в социальной практике адекватно сложившейся ситуации;

- проектировать технологию социальной работы для каждого конкретного случая;

- создавать инновационные технологии социальной работы для решения практических задач;

- определять эффективность применения инновационных технологий.

Владеть:

- навыками применения инновационных технологий в социальной практике.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени


п/п

Наименование
раздела, темы


Количество часов

Всего ауд.ч./в интерк. ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Раздел 1. Современные технологии социальной работы как отрасль научного знания и практического применения

46/2

10

12

-

24

1.1.

Типология технологий социальной работы, их характеристика

10

2

2

-

6

1.2.

Понятие инновационной технологии, сущность и структура инновации

14/2

4

4/2

-

6

1.3.

Инновационные процессы в социальной сфере

12

2

4

-

6

1.4.

Условия формирования и развития инновационных методов в социальной работе

10

2

2

-

6

Раздел 2. Использование зарубежных и отечественных инноваций в социальной сфере

62/8

10/2

18/6

-

34

2.1

Практика социального обслуживания: отечественный и зарубежный опыт

14

2

4

-

8

2.2

Инновационные технологии в практике социальной работы с семьей

14

2

4




8

2.3.

Инновационные технологии в практике социальной работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения

14

2

4/2

-

8

2.4.

Модернизация социальной сферы в Мурманской области (программы, проекты)

20

4/2

6/4

-

10




Итого

108/10

20/4

30/6

0

58


Формы работы со студентами.

Коллоквиум (от лат. colloquium «собеседование») – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса. Данная форма учебных занятий предполагает обязательное активное участие всех присутствующих.

Практическое занятие – это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий – упражнений, задач и т.п. – под руководством и контролем преподавателя.

Разновидностью практических занятий является тренинг, который представляет собой систему регулярных упражнений, направленных на развитие и совершенствование определенных навыков.

Практикум – вид учебных занятий, который применяется главным образом на старших курсах и предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих применения с наибольшей полнотой как научно-теоретических знаний, полученных студентами ранее при изучении различных учебных курсов и дисциплин, так и практических навыков, приобретенных на практических и лабораторных занятиях. Таким образом, главное отличие практикума от других форм учебных занятий – это его междисциплинарный и комплексный характер.

Проводится практикум обычно в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.

Студент должен продемонстрировать владение различными методами научных исследований, умение выбрать наиболее подходящие из них в данной ситуации и успешно применить их на практике.

Семинар (от лат. seminarium «рассадник», переносн. «школа»)– это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно.

Практикуется следующие типы семинаров:

1) семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2) семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3) семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Форма семинарских занятий:

развернутая беседа по заранее известному плану;

небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.

При подготовке к семинару:

- проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

- внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

- изучите рекомендованную литературу, делая при этом выписки конспекты или прочитанного, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;

- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе.

Существует особая форма семинарских занятий, семинар-

исследование. В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы, 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 0,5-0,8 часа студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итога и оценивает работу студентов.

Работа на семинарских занятиях включает в себя:

• выступление на семинарских занятиях;

• реферат (с защитой);

• рецензирование студентом реферата;

• тестирование;

• контрольные работы.

Подготовительная работа участников семинара заключается в: самостоятельном составлении библиографии (список литературы) к выбранной теме. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы. Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.

Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (от десяти до пятнадцати минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.

Очень важно также правильно оформить библиографический список, который составляется в алфавитном порядке.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов.

  1. Написание реферата

  2. Методические рекомендации по составлению и оформлению списка литературы

  3. Самостоятельная работа над текстом

  4. Подготовка научного доклада

  5. Подготовка к семинарским занятиям

Одной из наиболее актуальных форм индивидуальной работы студента является реферат.

Реферат представляет собой исследование, связанное с разработкой вопросов теории и практики социальной работы с семьей.

«Реферат» (от лат. «reffere» — докладывать, сообщать) – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т.д.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание.

Таким образом, в традиционном «латинском» смысле реферат — это творческий доклад или изложение содержания научной работы. Именно в этом смысле реферат как творческая форма индивидуальной работы студента широко используется во всех гуманитарных науках.

Структура реферата.

Как и всякое научное исследование, реферат должен иметь чёткую структуру. В ней должны присутствовать следующие компоненты: титульный лист, оглавление, введение, историческая и теоретическая (при необходимости и практическая) части, заключение, список использованных источников. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, её новизна(при необходимости научная и практическая значимость), выделяется цель, ставятся задачи, объект и предмет творческого исследования (при необходимости указывается гипотеза); рассматриваются основные литературные источники. В исторической части освещается выбранная эпоха, интерпретируются основные характеристики культуры того времени, в теоретической – рассматриваются основные понятия и эволюция взглядов на данную проблему. В заключении на основании поставленной цели и экспонированных задач приводятся основные выводы, к которым в результате написания реферата пришёл студент (при наличии – гипотезы, приводится подтверждение или опровержение последней). В списке использованных источников указываются источники, с которыми работал студент при написании реферата, они могут быть как литературные, так и интерактивные (электронные). Список использованных источников оформляется в соответствии с существующими библиографическими требованиями.

Критерии оценки реферата

Оценка «отлично» выставляется за работу, в которой обоснована актуальность избранной темы. Полно и чётко представлены основные теоретические понятия. Соблюдена структура написания реферата (контрольной работы). В теоретической части дан полноценный анализ социологических и философских исследований по проблеме. В исторической части всесторонне освещен выбранный период. В заключении сформулированы развернутые выводы. Работа грамотно оформлена и представлена к проверке в срок.

Оценка «хорошо» выставляется за работу, в которой во введении раскрыта актуальность темы. В теоретической части представлен круг основной литературы по теме. Во второй части дано описание основной проблемы. В заключении сформулированы общие выводы. Работа тщательно оформлена. Все этапы работы выполнены в срок.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, в которой не проработана актуальность темы. Теоретический анализ дан описательно. Библиография ограничена. Содержательный материал представлен схематично. В заключении сформулированы общие выводы. Оформление работы соответствует требованиям.

Основные требования к написанию реферата

1.Реферат выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word, формат листа А 4.

2.Структура. Реферат должен иметь введение, основную часть (2-3 главы), заключение и список использованных источников (книги, журналы, газеты, Интернет - публикации, электронные ресурсы и др.).

3.Страница. Нумерация выполняется со 2-ой страницы, внизу («от центра» или «справа»). Размер шрифта: основной – 14, сноски (внизу страницы в автоматическом режиме) – 12. Абзац (красная строка) – отступ – 1, 25 см. Межстрочный интервал – полуторный.

4.Объём реферата – 1 печатный лист (40 тыс. знаков с пробелами) (для контрольной работы - 0,8 печ. листа – 32 тыс. знаков).
Примерная тематика рефератов.

  1. Социальные технологии в управлении общественными процессами.

  2. Социальная работа как технология социального управления.

  3. Специфика и типология технологий социальной работы.

  4. Социальные технологии в современном мире.

  5. Социальные технологии в современной России.

  6. Международное право о защите прав и свобод человека.

  7. Социальные программы как инструмент и технологии реализации социальной политики.

  8. Социальные проблемы регионов и механизм их решения.

  9. Интернет как социальная технология XXI века.

  10. Перспективы развития социальной работы в условиях возрастающей роли PR (public relations).

  11. Технология IDEAL – метода, и ее роль в работе с индивидом.

  12. Технологии программы подготовки кандидатов в приемные родители («ПРАЙД»).

  13. Технологии регулирования детско-родительских отношений «Семейные групповые конференции»

  14. Технологии формирования позитивного родительства (программа «Вместе с мамой»)

  15. Социальное обслуживание в условиях рыночных отношений.

  16. Метод «Делфи».

  17. Основные подходы в социальном проектировании.

  18. Авторские школы социального проектирования в России (В.А.Луков, В.Л.Глазычев, О.И. Генисаретский, Л. Я. Аверьянов и др.)


Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная литература


  1. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. – М., 2007.

  2. Бовин А.А., Чередников Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие. – М., 2009.

  3. Бодак А.В. Социальная работа: инновационный путь развития //СОТИС.- 2008.- № 5. – С. 54-60.

  4. Будущее России. Вызовы и проекты: история. Демография. Наука. Оборона /под ред. Г.Г. Малинецкого. – 2-ое изд.- М., 2009.

  5. Государственно-частное партнерство в инновационных системах под общ. ред. С.Н. Сильвестрова.- М., 2008.

  6. Грасмик К.И. Инновации: сущность, виды, особенности управления //Качество. Инновации. Образование. – 2008.- № 2. – С. 27-34.

  7. Григорьев С.И. Виталистская социология справедливости как основа модернизации систем социальной защиты // Образование и социальное развитие региона. – 2008.- № 1-2.- С.6-8.

  8. Диваева Э.А. Виды оценки деятельности инновационных организаций //Качество. Инновации. Образование.- 2008.- № -2.- С.35-38.

  9. Инновационный менеджмент: учеб. пособие /под ред. В.И. Аверченкова, Е.Е. Ваинмаера.- 2-е изд.- М., 2008.

  10. Платонова Н.М., Платонов М.Ю. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования /Н.П. Платонова, М.Ю. Платонов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 256 с.

  11. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.- 2-е изд.- М., 2008.

  12. Социальная политика региона; история и практика: учеб. пособие /под ред. И.П. Скворцова.- М., 2010.

Дополнительная литература



  1. Абаев А. Социальная значимость современного инновационного процесса //Социальная политика и социальное партнерство.- 2008.- № 7.- С. 24-29.

  2. Андреева Л.М. Новые программы в Ярославской области // Социальная работа.- 2010.- № 4.-С. 40 -43.

  3. Дудченко В.С. Инновационные технологии. Учебно-методическое пособие. - М.: 1997.

  4. Бреет Э. Новые бизнес-идеи, которые разрушают шаблоны: пер. с англ. /Под ред. В.М. Дудникова. – М., 2008.

  5. Брякова Е.И. Креативная компетентность педагога //Профессиональное образование. – 2008. - № 12. – С.27-28.

  6. Волкова Л.П. Инновационные технологии в работе по профилактике семейного неблагополучия: участковая социальная служба //Социальная работа.- 2007.- № 2.- С. 13-14.

  7. Воробьева Э.П. Социальное развитие сферы социального обслуживания //Отечественный журнал социальной работы. - 2007.- № 1.- С. 4-17.

  8. Воронина Н.Ф. Предпринимательская деятельность в учреждениях социального обслуживания населения пожилого возраста //Социальное обслуживание. – 2010.- № 9.- С.29-42.

  9. Дубина И.Н. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики.- М., 2009.

  10. Инновации в социальной работе //Проблемы социальной работы: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. – Омск, 2008.

  11. Йири Шеффер. Техники креативности: как в 10 шагов найти, оценить. – М.. 2009.

  12. Кизилова Л.В. Инновации в реабилитационных технологиях //Социальная работа.- 2009.- № 2.- С.43-45.




  • Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы




  1. Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ): создана и поддерживается как база электронных ресурсов для исследований и образования в области экономики, социологии, политологии, международных отношений и других гуманитарных наук http://uisrussia.msu.ru

  2. Электронный каталог книг, диссертаций, газетно-журнальных статей библиотеки МГПУ: http://www.mspu.edu.ru

  3. «Рубрикон»: крупнейший энциклопедический ресурс Интернета, http://www.rubricon.com/

  4. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки, http://diss.rsl.ru

  5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов; является уникальным образовательным проектом в русскоязычном Интернете и объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России.
    В разделе Библиотека представлено более 17 000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, ВУЗах и школах России; http://window.edu.ru/window/library

  6. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: полнотекстовая база данных научных периодических изданий, http://www.elibrary.ru/

  7. Интеллект-библиотека IQlib: электронная библиотека полнотекстовых версий печатных изданий, снабженная современной поисковой системой, позволяющей обрабатывать большой массив информации с высокой скоростью и эффективностью; электронный каталог библиографических описаний; энциклопедический и справочный аппарат. Постоянно пополняемый фонд электронной библиотеки IQlib в настоящий момент включает более 2000 полнотекстовых цифровых версий печатных изданий. В фонде IQlib представлены как современные издания, так и редкие книги прошлых лет; http://www.iqlib.ru/

  8. Library.ru: Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ. Включает: Журнальный жанр представлен качественной публицистикой, которая появляется на страницах современных периодических изданий. Читальный зал - многожанровая электронная библиотека текстов; помимо самих текстов произведений, здесь размещена дополнительная информация: аннотации на произведения, портреты и краткие биографии авторов. Ресурсы Интернета: каталоги, обзоры - аннотированные каталоги сетевых ресурсов: интернет-магазинов, сайтов издательств, электронных версий периодических изданий, электронных библиотек художественной литературы. 1-я Виртуальная справка - корпоративная виртуальная справочно-информационная служба, где любой пользователь может получить ответ на свой вопрос посредством ресурсов Интернета; В работе службы принимают участие специалисты публичных библиотек различных регионов России, Украины и Казахстана: http://www.library.ru/


Журналы:

- Социальная работа

- Работник социальной службы

- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы

- Социальная педагогика

- Беспризорник

- СОЦИС

- Социологический журнал

- Журнал социологии и социальной антропологии.

Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Перечень используемых технических средств: компьютеры, Интернет.

Перечень используемых пособий: нет

Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения:

- видеоматериалы программы «Прайд» (США-Россия);

- «Профилактика. Взгляд в будущее». – 2004 г. Производство региональной общественной организации «Взгляд в будущее»;

- «Кто поможет НКО?» - 2003. Производство: студия «Эрика» при поддержке фонда Евразии, фонда Мотта, фонда Форда, института «Открытое общество».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение»...
Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconПамятка для студентов по изучению дисциплины «Культура речи и деловое общение»
Модуль Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 2 Речевые...
Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические указания по дисциплине «Деловое общение» составлены...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconПрограмма дисциплины Кафедра менеджмента Коммуникология наука общения:...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент в молодежной...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение скд» для студентов специальности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Нормативные документы...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск