Скачать 191.68 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Биологический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе___________________Е.Г. Елина "_____" _______________2012 г. Рабочая программа дисциплины Курс по выбору: История и методология биологии Специальность 020501 - Биоинженерия и биоинформатика Квалификация выпускника СпециалистФорма обучения очная Саратов, 2012 1. Цель освоения дисциплины. Целью освоения дисциплины «История и методология биологии» является расширение и углубление знаний студентов по вопросам методологии науки, формирование исторического подхода к анализу биологических данных, а также обучение научному проектированию и научному методу. Основное содержание курса составляет методологический анализ развития фундаментальных концепций в биологии. Анализ истории науки базируется на ее периодизации. В курсе устанавливаются как общие, так и частные события, заметно повлиявшие на ход развития биологии. В центре внимания удерживается путь формирования фундаментальных концепций. Это позволяет избежать частностей и сблизить развитие фактологической части науки с развитием ее методологии. Характеристика открытий по истории развития отдельных биологических наук и отдельных направлений в них составляет основу самостоятельной работы студентов. 2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета. Цикл С.1, вариативная часть, дисциплина осваивается в 9 семестре. Для успешного освоения курса необходимы знания таких фундаментальных дисциплин, как «Ботаника», «Зоология», «Экология», «Генетика». В методологической части курс тесно связан с дисциплиной «Философия». Обучающиеся также должны обладать знаниями, полученными в ходе изучения дисциплин «Биофизика» и «Биохимия». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В процессе освоения дисциплины формируются компетенции ОК-1, ОК-10, ПК-18: - способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1); - демонстрацией понимания значимости своей будущей специальности, стремлением к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ОК-10); - способностью ориентироваться в основных проблемах и задачах биологии, физико-химической биологии, биоинженерии и биоинформатики и использовать эти знания в экспериментальной и теоретической деятельности (ПК-18); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные методологические принципы науки; - модели развития науки; - этапы становления биологии; - развитие фундаментальных концепций в биологии; - современную биологическую картину мира; - особенности постнеклассической биологии XXI в. Уметь: - определять степень научности полученной информации и отграничивать научное знание от других видов знания; - выбирать виды средств и методы научного поиска; - применять общенаучные, частнонаучные и дисциплинарные методы при решении профессиональных задач; - структурировать научное знание; - применять системный подход в профессиональной области; - аргументировано обосновать свои взгляды по современным проблемам биологии; - встраивать новые биологические данные в общенаучный базис. Владеть: - навыками исторических реконструкций основных биологических концепций; - принципами нормативно-ценностной системы научного сообщества; - навыками систематизирования и обобщения биологической информации; - механизмами решения типовых профессиональных задач в области биологии. 4. Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы - 144 часа. 4.1. Структура дисциплины.
4.2. Содержание дисциплины.Раздел 1. Методология и история науки в их значении для развития мышления. Пути анализа истории науки. Периодизация. Основные проблемы современной биологии. Эвристические методы познания. Смена двух подходов в истории развития представлений о явлениях природы. Сопряжение научного поиска с практическими запросами общества. Наиболее общие законы в конкретной науке.Раздел 2. Накопление биологических знаний с древности до середины XVIII века. Накопление сведений о растениях и животных в первобытном обществе. Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах. Биологические знания в Древней Греции. Ионийская и элейская философские школы. Платон и Аристотель. Биологические воззрения Теофраста. Развитие знаний о живой природе в период эллинизма и в Древнем Риме. Биологические сочинения средневековья: «Физиолог», «Бестиария», «Шестодневы». Энциклопедии Альберта Великого и Венсана де Бове. Арабоязычная литература X-XII вв. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании. Новые организационные и материальные возможности для развития естественных наук, факторы, способствующие развитию биологии. Принципы познания природы в трудах Френсиса Бэкона, Г. Галилея и Р. Декарта. Обзор состояния биологических знаний к середине XVIII в. Раздел 3. Развитие представлений о молекулярной сущности живого. Открытие закона сохранения количества вещества М.В. Ломоносовым. Определение жизни А.Л. Лавуазье. Достижения ученых-химиков школы И.Л. Берцелиуса. Теория протеина Г. Мульдера и ее критика. Вклад русских ученых в понимание роли и структуры белков. Определение жизни Ф.Энгельса. Первый искусственный синтез белка Э. Фишера. Позиция виталистов. Принципиально новая постановка вопроса о происхождении жизни А.И. Опарина. Раздел 4. Развитие знаний о термодинамических процессах в живом. Основные законы, открытые Ю.Р. Майером. Исследования Д. Джоуля и Г. Гельмгольца. Становление термодинамики. Понятие об энтропии. Два направления в изучении термодинамических свойств живых организмов. Идеи В.И. Вернадского и А.Е. Ферсмана. Труды Т. Бауэра, И. Пригожина, Э. Шредингера. Раздел 5. Развитие знаний о процессах саморегуляции и самоорганизации живых систем. Формирование представлений о клетке, ее структурах и функциях. Основные положения клеточной теории М. Шлейдана и Т. Шванна. Познание процесса оплодотворения. Теория Лаллемана-Кёлликера-Пуше-Гофмейстера. Становление хромосомной теории наследственности и развитие представлений о структуре хромосом. Хромосомная теория Г. Бовери и Т. Моргана.. Экспериментальный подход к выяснению действия генов. Развитие учения о гомеостазе. Кибернетические принципы саморегуляции. Представления о внутренней среде организма К. Бернара. Развитие У. Кенноном учения о гомеостазисе. Центральные положения кибернетики в работах Розенблюга-Винера-Бигелоу. Представления о структуре вещества наследственности. Установление генетической роли ДНК. Раскрытие пространственной структуры ДНК. Первые представления о генетическом коде Г. Гамова. Оптимистический этап изучения генетического кода. Основные гипотезы. Экспериментальное решение проблемы Ф. Криком, М. Ниренбергом и Дж. Маттеи. Пути развития представлений о системности живого. Понимание организма как целого. Принцип корреляции Ж. Кювье. Значение эмбриологических исследований по проблеме целостности организма. Развитие представлений о виде как взаимосвязанности индивидов. Представления о взаимосвязи и взаимоотношениях совместно обитающих организмов. Философские предпосылки обоснования общей теории систем. Всеобщая организационная наука тектология А.А. Богданова. Основные теоретические и методические принципы теории систем Л. фон Берталанфи. Раздел 6. Формирование представлений о причинах разнообразия форм живого. Формирование представлений о причинах разнообразия форм живого. Воззрения философов древнего мира о причинах разнообразия форм живого. Развитие представлений о причинах разнообразия форм живого в суждениях натуралистов XVI-XVIII вв. Современные концепции о возникновении разнообразия форм живого. Раздел 7. Развитие эволюционной теории. Развитие трансформизма и эволюционной теории под влиянием успехов генетики. Трансформизм и эволюционизм. Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее развитие. Влияние успехов генетики на развитие эволюционной концепции. Синтетическая теория эволюции. Раздел 8. Становление представлений о соотношении форм живых организмов. Система классификации натуралистов Древнего мира. Развитие зоологии. Система природы К. Линнея. Развитие ботаники. Современные постулаты биологии в области систематизации живого. Концепции о филогенезе организмов. 5. Образовательные технологии. При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы). На практических занятиях одной из основных образовательных технологий является разбор конкретных примеров развития фундаментальных концепций биологии и построение схем организации научного знания в различных областях биологии. Используется также работа в группах, предполагающая совместное решение заданных ситуаций. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения специальной и справочной литературы с целью углублённого освоения материала лекций, ознакомления с периодическими изданиями общебиологической и методологической направленности, особое внимание уделяется статьям в научных и научно-популярных периодических изданиях. По результатам данной работы выполняются рефераты. Текущий контроль успеваемости осуществляется посредством экспресс тестирования и выборочного опроса, проверки заданий для самостоятельной работы, проверки выполнения реферативных работ по наукоемким вопросам. Промежуточный контроль по итогам рассмотрения отдельных разделов - коллоквиумы, система тестирования. Здесь основными технологиями оценки уровня сформированности компетенций являются: стандартизированный тест с дополнительным творческим заданием (анализ текста, ситуационные задачи и балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Текущая работа студента оценивается в процентах (от 100% максимально возможных). Итоговый контроль – экзамен 6.1. Темы рефератов
6.2. Вопросы для текущего контроля успеваемости. Текущий контроль проводится в устной и письменной формах. Вопросы и задания приведены в следующем примере. Тема занятия – Сущность научного знания. Вопросы
Задания к занятию 1. Сформулируйте цель научной деятельности в обобщенной форме и применительно к выбранной специализации. Составьте таблицу, раскрывающую сущность понятия «продукт научной деятельности». 2. Проанализируйте схему, отражающую взаимосвязь развития биологической науки с техническими достижениями. 3. Вычлените этапы развития научных знаний и проиллюстрируйте их концептуальными блок-схемами. 4. Составьте схему соподчинения основных теоретических научных терминов. Содержательно наполните ее законами, концепциями, гипотезами и пр. понятиями из области факториальной экологии и теории биоразнообразия. 5. Сравните индуктивную и рационалистическую программы получения научного знания. Критически проанализируйте их основные положения. 6.3. Вопросы для промежуточной аттестации
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Сайты журналов издательства МАИК Наука РАН: Доклады Академии наук http://elibrary.ru/issues.asp?id=7781 Журнал общей биологии: http://elibrary.ru/issues.asp?id=7795&selid=674723 Известия РАН. Серия биологическая: http://elibrary.ru/issues.asp?id=7823 Природа: http://ras.ru/publishing/nature.aspx Успехи современной биологии: http://elibrary.ru/issues.asp?id=7753 Элементы. Сайт новостей фундаментальной науки: http://elementy.ru/news Сайты учебно-методического и эвристического характера Методологические установки классической биологии http://www.study-land.ru/materialy/kse/estestvoznanie-xviii-pervoy-poloviny-xix-v/metodologicheskie-ustanovki-klassicheskoy-biologii/view-details.html Определение методологии, различие в разных дисциплинах http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/714/МЕТОДОЛОГИЯ Очерки методологии биологического исследования. Система методов биологии http://magentabook.com/books/ocherki-metodologii-biologicheskogo-issledovaniya-sistema-metodov-biologii.html История и методология биологии http://magentabook.com/books/istoriya-i-metodologiya-biologii.html Система биологических наук http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/118/100.htm Лекции и статьи В. И. Вернадского http://www.mavicanet.com/directory/rus/8920.html 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Презентации Power point по основным разделам курса. Концептуальные блок-схемы. Табличный материал. Фоторепортажи и мультимедийные презентации на практических занятиях. Тестовые и контрольные задания. Карточки с индивидуальными заданиями. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 66 от 17.01.2011 г. с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по специальности 020501 Биоинженерия и биоинформатика. Автор: Доцент кафедры ботаники и экологии, к.б.н., __________________ В.В. Пискунов Программа одобрена на заседании кафедры ботаники и экологии биологического факультета СГУ от «____» _____________ 2012 года, протокол №____. Подписи: Зав. кафедрой ботаники и экологии, проф. __________________ В.А. Болдырев Декан биологического факультета, проф . __________________ Г.В. Шляхтин |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |