Скачать 267.73 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Рабочая программа дисциплины БИОХИМИЯ __________________________________________________________________ (наименование дисциплины) Направление подготовки _260200_ Продукты питания животного происхождения ___________________________________________________________ (указывается наименование направления подготовки) Квалификация (степень) _______Бакалавр_________ Форма обучения __очная, заочная__ Орел 2012 год Составитель__Ярован Н.И., д.б.н., профессор_____________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» ______________20__г. Рецензент__Горькова И.В., к.с.-х.н., доцент____________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» ______________20__г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению ___260200 Продукты питания животного происхождения____ и примерной учебной программы ________________________________ программа обсуждена на заседании кафедры ____химии___________ Зав. кафедрой___Ярован Н.И., д.б.н., профессор___________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) протокол №___ «__» ______________20__г. Проверено: Начальник отдела менеджмента качества УМУ _________________________________________________________ (ФИО) 1. Цели освоения дисциплины. Целью изучения дисциплины является освоение теоретическими основами дисциплины «Биохимия» по разделам: строение и состав структурных составляющих биологического организма (белки, углеводы, липиды, минеральные вещества); биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны); процессы метаболизма (обмен белков, углеводов, липидов и энергии). К задачам дисциплины «Биохимия» относятся следующие направления в ее преподавании:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Данная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу базовой части и связана с дисциплинами естественнонаучного и математического цикла – физикой, химией, биологией, а также профессионального цикла – физиологией животных, ветсанэкспертизой, основами ветеринарии, кормлением животных, радиобиологией, микробиологией, пищевой химией, химией и физикой молока. Для изучения дисциплины «Биохимия» студенту необходимо обладать следующими компетенциями: знания о закономерностях химического поведения основных классов природных органических соединений, коллоидов и биополимеров во взаимосвязи с их строением для использования этих знаний в качестве основы при изучении процессов, протекающих в живом организме в норме и при патологии; способность применять соответствующие методы для исследования биологических жидкостей; - знать: новейшие научные и практические достижения в области органической и физколлоидной химии; теоретические основы неорганической и органической химии; химические законы взаимодействия неорганических и органических соединений; свойства важнейших классов неорганических и органических соединений во взаимосвязи с их строением; химию биоорганических соединений, дисперсных систем и коллоидов, свойства растворов биополимеров; энергетику и кинетику химических процессов; методы физической и коллоидной химии, используемые для исследования биохимических веществ в биологических жидкостях и тканях животных; - уметь: использовать теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении дисциплин «Органическая химия», «Физколлоидная химия», для решения соответствующих профессиональных задач в области ветеринарии; подготовить и провести химический эксперимент с использованием методов аналитической, органической и физколлоидной химии по изучению свойств и идентификации важнейших классов биохимических соединений, ряда природных объектов; использовать необходимые приборы и лабораторное оборудование при проведении исследований ряда природных объектов; осуществлять подбор физикохимических методов и проводить с их помощью исследования основных органических веществ; проводить обработку результатов эксперимента и оценивать их в сравнении с литературными данными; применять изученные методы исследования веществ к анализу продукции животного происхождения; - владеть логикой химического мышления; техникой фильтрования, кристаллизации, перегонки, возгонки, экстракции, хроматографии; методиками определения физико-химических констант веществ, химического состава, анализа продуктов животноводства; навыками работы на приборах: спектрофотометре, фотоэлектроколориметре, рефрактометре, нефелометре, флуориметре, ценфрифуге и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОК-6, ОК-8, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13; ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-17, ПК-18, ПК-19. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: • Биохимический состав организма сельскохозяйственных животных. Строение органических соединений, входящих в состав животного организма. • Функции и механизм действия биологически активных соединений (витаминов, ферментов, гормонов). • Знать основные процессы, лежащие в основе обмена веществ и энергии: дезаминирование, переаминирование, декарбоксилирование, цикл мочевины, гликолиз, цикл трикарбоновых кислот, β-окисление жирных кислот, биосинтез белка. • Осознавать влияние качества составляющих пищевой продукции на обменные процессы и здоровье человека. Уметь: • Освоить методики определения основных биохимических показателей молока, мяса, крови и мочи (общий белок, белковые фракции, сахар, ацетон, фосфор, витамин С). • Самостоятельно исследовать предложенные биологические объекты (молоко, мясо, кровь, моча). • Знать референтные значения основных биохимических показателей и патологические составные части исследуемых биологических объектов. • На основании теоретических данных по разделам, освещающим метаболизм белков, углеводов, липидов уметь проанализировать полученные данные по изучению состава молока и мяса, сделать выводы и в некоторых возможных вариантах попытаться дать рекомендации по использованию этих продуктов для питания человека. Владеть: • Знаниями об основных биохимических процессах, протекающих в организме животного и человека, навыками работы на лабораторном оборудовании, методами проведения эксперимента, методами анализа биологических объектов (мяса, молока, крови, мочи). 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины очной формы обучения составляет 5 зачетных единиц.
4.1 Общая трудоемкость дисциплины для заочной формы обучения составляет 2 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1 Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Предмет биохимии Предмет биохимии, ее значение для биологии, медицины, ветеринарии, сельскохозяйственного производства, ветеринарной биотехнологии и других областей науки и народного хозяйства. Краткая история биологической химии, роль отечественных ученых в ее развитии. Раздел 2. Свойства биологически активных соединений Белки. Пептиды. Распространение в природе. Содержание белков в органах и тканях животных. Функции белков. Физико-химические свойства белков, методы их выделения, очистки, изучения. Природные пептиды. Аминокислотный состав белков. Структурная организация белков. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры белков. Типы связей (амидные (пептидные), дисульфидные, гидрофобные, водородные, ионные). Свойства белков, их значение. Классификация белков по форме молекул, по пищевой ценности. Простые и сложные белки. Нуклеопротеины. Хромопротеины. Гликопротеины. Липопротеины. Фосфопротеины. Металлопротеины. Витамины и витаминоподобные вещества. История развития учения о витаминах. Определение витаминов как важнейших биологически активных веществ. Понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозх, антивитаминах. Классификация и номенклатура витаминов: буквенная, химическая, физиологическая. Жирорастворимые витамины. Витамины группы А (ретинолы). Строение, свойства, источники. Содержание витамина А и каротинов в основных биологических объектах (кровь, молоко, желток яиц, печень). Витамины группы D (кальциферолы). Строение. Источники. Провитамины D2 и D3. Витамины группы Е (токоферолы). Биологическая и антиоксидантная роль токоферолов. Мышечная дистрофия. Креатинурия. Витамины группы К филлохиноны). Источники витамина К. Викасол. Строение и биологическая роль. Участие витамина К в свертывании крови. Коэнзим Q (убихинон). Биологическая роль. Витамин F. Строение. Роль в образовании простагландинов. Водорастворимые витамины. Витамины группы В. Витамин В1 (тиамин). Природные источники. Биологическая роль, участие в образовании коферментов (тиаминпирофосфата). Витамин В2 (рибофлавин). Природные источники. Витамин С (аскорбиновая кислота). Природные источники. Биологическая роль. Витамин Р. Природные источники. Биологическая роль. Ферменты. Понятие о ферментах как биологических катализаторах. Химическая природа. «Однокомпонентные» и «двухкомпонентные» ферменты. Кинетика ферментативных реакций, механизм действия ферментов. Активный центр. Аллостерический центр. Основные свойства ферментов; факторы, определяющие активность ферментов. Принципы выделения и очистки. Современная номенклатура и классификация ферментов. Понятие о проферментах (зимогенах) и их важной роли в регуляции ферментативной активности. Изоферменты, клиническое значение их определения. Принципы энзимодиагностики. Гормоны. Определение. Классификация. Гормоны как эффекторы обмена веществ. Механизм действия. Место биосинтеза гормонов - эндокринные железы. Гипер- и гипофункции желез. Гормоны гипоталамуса. Гормоны передней и задней доли гипофиза; структура, свойства, биологическая роль. Гормоны щитовидной железы, структура, свойства, биологическое действие. Гормоны поджелудочной железы – инсулин, глюкагон: структура, свойства, биологическое действие. Использование гормонов и их синтетических аналогов в животноводстве и ветеринарии. Раздел 3. Обмен веществ и энергии в организме. Общая характеристика обмена веществ и энергии. Основные этапы обмена веществ. Общие и специфические пути метаболизма. Обмен углеводов. Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте и их всасывание. Ферменты, участвующие в переваривании углеводов. Особенности пищеварения углеводов у жвачных животных. Роль клетчатки. Брожение. Судьба всосавшихся моносахаридов (глюкозы). Образование гликогена (гликогенез). Содержание «сахара» в крови. Роль печени в поддержании концентрации «сахара» в крови. Промежуточный обмен углеводов в органах и тканях. Анаэробный распад углеводов. Гликолиз. Последовательность этапов превращения и их роль в организме. Аэробный распад углеводов. Энергетический баланс этих процессов. Пентозофосфатный путь окисления углеводов и его биологическое значение. Глюконеогенез. Нейрогуморальная регуляция углеводного обмена. Гипогликемия. Гипергликемия. Обмен липидов. Переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте и их всасывание. Эмульгирование и значение этого процесса в переваривании липидов. Особенности переваривания липидов у молодняка. Желчные кислоты и их биологическая роль. Промежуточный обмен липидов в тканях и клетках. Окисление глицерина и его биологическая роль. Окисление жирных кислот. Биосинтез жирных кислот. Обмен холестерина, фосфолипидов и их биологическая роль в живом организме. Кетоновые тела. Образование, биохимическое назначение. Молекулярные механизмы возникновения кетозов. Регуляция липидного обмена. Обмен белков. Протеины и протеиды. Баланс азота и его разновидности. Расщепление белков в органах пищеварения. Пептидазы. Особенности превращения азотсодержащих веществ у жвачных животных. Биосинтез белков и его основные этапы. Пути превращения аминокислот (дезаминирование, трансаминирование, декарбоксилирование). Биосинтез аминокислот в организме. Обезвреживание аммиака в организме (синтез мочевины, глутамина, аспарагина и др.). Обмен нуклеиновых кислот. Расщепление и всасывание нуклеиновых кислот в желудочно-кишечном тракте. Биосинтез пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов. Матричный механизм синтеза нуклеиновых кислот. Расщепление нуклеиновых кислот в тканях организма. Распад пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов у разных видов животных. Нарушение обмена пуринов. Раздел 4. Биохимия биологических жидкостей и тканей. Биохимия крови, мяса, молока, яйца. Химический состав крови. Белки, углеводы, липиды и другие органические вещества крови. Минеральный состав крови. Особенности химического состава и обмена веществ форменных элементов. Практическое использование белков крови. Возрастные и видовые особенности химического состава крови животных. Химический состав лимфы и ликвора. Биохимия мышечной ткани. Химический состав мышц: белки, углеводы, липиды, азотистые и безазотистые вещества. Минеральный состав. Биохимия мышечного сокращения. Химический состав и особенности обмена в сердечной мышце. Биохимические изменения в мышцах при атрофии и дистрофии. Окоченение мышц. Биохимия мясной продуктивности: влияние генетических факторов, кормления и содержания. Химические процессы, протекающие при созревании мяса. Атрофия, гипертрофия и дистрофия мышц. 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
5.3 Лабораторный практикум
Тематика рефератов по дисциплине «Биохимия»
Вопросы к экзамену
Критерии оценок экзамена «ОТЛИЧНО». Оценка «отлично» при ответе на вопрос выставляется, если студент смог воспроизвести полный объем необходимого материала, показать не только владение основными категориями проблемы, но и понимание сущности проблемы, ее дискуссионных аспектов. Студент также должен ответить на все дополнительные вопросы, которые могут быть заданы членами государственной аттестационной комиссии. «ХОРОШО». Оценка «хорошо» выставляется при ответе на вопрос, если студент смог воспроизвести полный объем необходимого материала с некоторыми незначительными пропусками, либо обнаруживается не совсем полное понимание темы (но не имеющее базового характера, а касающееся отдельных аспектов темы), либо студент не смог ответить на некоторые дополнительные вопросы. «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО». Оценка «удовлетворительно» выставляется при ответе на вопрос, если студент не смог воспроизвести полный объем необходимого материала (допущены значимые пробелы в его воспроизведении, либо материал воспроизведен схематично), либо обнаруживается не полное понимание темы (имеющее базовый характер), либо обучаемый не смог ответить на дополнительные вопросы. «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО». Оценка «неудовлетворительно» выставляется при ответе на вопрос, если студентом материал воспроизведен схематично, обнаруживается не владение основными, базовыми категориями, либо обнаруживается полное непонимание темы (имеющей базовый характер) и обучаемый не смог ответить на дополнительные вопросы. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение: программа мультимедиа (презентации учебного материала с помощью программы Microsoft PowerPoint по основным разделам дисциплины), программа расшифровки элекрофореграмм; программа «Статистика»; г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
http://themedicalbiochemistrypage.org; http://xumuk.ru; http://cliffsnotes.com. научная библиотека ФГБОУ ВПО «Орел ГАУ». Материально-техническое обеспечение дисциплины: - Мультимедийная техника; - Оборудование кафедры химии и лабораторий ИНИИЦ ФГБОУ ВПО «Орел ГАУ». |
Рабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата | Рабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | Рабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование... ... | ||
Рабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование... ... | ||
Рабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики |