\
1. Цель и задачи освоения дисциплины Общая патология включает изучение вопросов возникновения, развития и исходов патологических процессов, ознакомление студентов с основными этапами развития общей патологии и ее места среди других наук. Задачами общей патологии является изучение:
основных понятий и современных концепций общей нозологии;
этиологии, общих закономерностей патогенеза (функциогенеза и морфогенеза) болезней на разных этапах их развития, структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;
функциогенеза, морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и изменяющихся условий внешней среды;
патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;
изменений патоморфологии болезней, возникающих как в связи с меняющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие терапевтических и диагностических манипуляций (патология терапии);
роли общей патологии в развитии отечественной медицины, профилактики и лечении болезней.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Математический и естественно-научный цикл».
Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо студентами для изучения дисциплины «Общая патология (патологическая физиология, патологическая анатомия)»
Наименование
дисциплины
| Перечень тем, необходимых для изучения дисциплины «патологическая анатомия»
| Биология
| Общебиологические закономерности жизне-деятельности человека, законы развития видов (изменчивость, наследственность), теории мутаций.
2. Биологические аспекты экологии человека.
3. Биологические основы паразитизма.
| Физика, общая химия
| Физико-химическая сущность явлений, происходящих в живом организме в норме и при патологических состояниях.
| Биоорганическая химия
| Биологическая функция веществ (биополимеров, биорегуляторов), лежащих в основе процессов жизнедеятельности.
| Анатомия человека
| Строение человеческого тела, его систем, органов и тканей в норме на макроскопическом уровне.
| Цитология,
эмбриология,
гистология
| 1. Ультраструктура и функционирование клетки.
Закономерности развития зародыша человека, причины возникновения уродств, возможные пути и методы влияния на эмбриогенез.
Микроскопическое строение тканей и органов человека в норме.
| Нормальная физиология
| Особенности строения и функционирования тканей и органов в норме.
| Биологическая химия
| Метаболические пути белкового, жирового, углеводного, водно-солевого обмена; их регуляция в норме и патологии.
| Микробиология, вирусология, иммунология
| 1. Микробиологическая и вирусологическая
характеристика возбудителей важнейших инфекционных заболеваний человека.
2. Клеточные и гуморальные основы иммунного ответа.
|
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: Коды формируемых компетенций
| Компетенции
|
| Общекультурные компетенции
| ОК-№1
| Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных естественно-научных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
| ОК-№5
| Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.
|
| Профессиональные компетенции
| ПК -№1
| Способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-
правовую, уголовную ответственность.
| ПК -№2
| Способность и готовность к анализу медицинской информации при помощи системного подхода, к восприятию инноваций в целях совершенствования своей профессиональной деятельности, к использованию полученных теоретических, методических знаний и умений по фундаментальным естественнонаучным, медико- биологическим, клиническим и специальным (в том числе биохимическим) дисциплинам, в научно-исследовательской, лечебно-диагностической, педагогической и других видах работ.
| ПК -№3
| Способность и готовность устанавливать диагноз с учетом законов течения патологии на клеточном и молекулярном уровне, использовать данные анамнеза, физикальных, биохимических, иммунологических, медико-генетических, инструментальных методов исследования в диагностике и мониторинге патологии.
| ПК -№4
| Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать основные методики оценки функционального состояния организма человека, принципы тестирования психологических свойств личности человека, понимание процессов старения организма, физиологических особенностей стареющего организма для более успешной лечебно-диагностической деятельности.
| ПК -№5
| Способность и готовность интерпретировать результаты
современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения.
| ПК -№8
| Способность и готовность анализировать роль социальных, экологических и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития заболеваний, оценивать функциональные и биохимические изменения при различных заболеваниях и патологических
процессах, проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы и принципы диагностики.
| ПК -№25
| Способность и готовность понимать и анализировать биохимические, физико-химические, молекулярно-биологические механизмы развития патологических процессов в клетках и тканях организма человека.
| ПК -№27
| Способность и готовность анализировать информацию,
полученную с помощью методов светооптической и других видов микроскопии, оценивать морфологические изменения при различных заболеваниях и патологических процессах.
| ПК -№29
| Способность и готовность использовать в профессиональной деятельности современные медико-биологические, исследовательские, информационные и организационные технологии.
| ПК -№30
| Способность и готовность разрабатывать и внедрять в практику новые методы исследования и анализа, основанные на современных и перспективных технологиях.
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов;
гистофункциональные особенности тканевых элементов, методы их исследования;
функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии внешней среды; закономерности функционирования отдельных органов и систем;
основные закономерности развития патологических процессов состояний;
структурные основы болезней и патологических процессов;
морфологические изменения органов и тканей при патологических процессах;
причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов;
закономерности нарушения функции органов и систем.
Уметь:
использовать программные системы для обработки экспериментальных и клинических данных, изучения биохимических процессов в организме;
анализировать микроскопические препараты, электронные микрофотограммы биологических объектов в норме и патологии;
количественно и качественно оценить физиологические и патофизиологические показатели деятельности различных органов и систем в норме и патологии.
Владеть:
методами работы в операционных системах, с базами данных, с экспертными системами;
методами работы с биологическим, фазовоконтрастным, поляризационным, люминесцентным микроскопом;
экспериментальными навыками для исследования физиологических функций организма в норме и патологии.
4. Объем дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 13 зачетных единиц.
Наименование модулей дисциплины
| Всего часов
| Семестр
| 1. Общая патология (патологическая физиология)
| 234
| 6,7
| 2. Патологическая анатомия
| 234
| 6,7
| Общая трудоемкость (час.), (з.е.)
| 468
| 13
|
I. Модуль Общая патология (патологическая физиология)
4.1. Объем модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 144
| VI, VII
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 48
| VI, VII
| Практические занятия (ПЗ)
| 96
| VI, VII
| Семинары (С)
| 0
| -
| Лабораторные практикумы (ЛП)
| 0
| -
| Клинические практические занятия (КПЗ)
| 0
| -
| Самостоятельная работа (всего)
| 72
| VI, VII
| Экзамен
| 18
| VII
| Общая трудоемкость (час.)
| 234
| VI, VII
|
5. Содержание модуля
5.1. Содержание разделов модуля
№
п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Содержание раздела
| |