МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Обнинский институт атомной энергетики –
филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)
-
УТВЕРЖДАЮ
| Декан факультета естественных наук ____________ С.Б. Бурухин
| «______»____________ 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Радиационная генетика
| название дисциплины
|
| для студентов направления подготовки
|
| 05.04.06. Экология и природопользование
| код и наименование направления подготовки
|
|
| направленности (профиля)
| Радиоэкология
| наименование профиля
|
|
| Форма обучения: очная
|
г. Обнинск 2015 г. Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» по направлению подготовки
05.04.06.ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ.
Программу составили: ___________________ С.А. Гераськин
заведующий лабораторией №6 ФГБНУ ВНИИРАЭ, доктор биологических наук, профессор ___________________ С.В. Пяткова
старший преподаватель кафедры кафедры экологии ИАТЭ НИЯУ МИФИ Рецензент: ___________________ А.А. Удалова
профессор кафедры экологии ИАТЭ НИЯУ МИФИ, доктор биологических наук
Программа рассмотрена на заседании кафедры экологии
(протокол № 4 от «21» мая 2015 г.)
| И.о. заведующего
кафедрой экологии
___________________ А.А. Удалова « 21 » мая 2015 г.
|
Руководитель магистерской программы ___________________ Б.И. Сынзыныс
профессор кафедры экологии ИАТЭ НИЯУ МИФИ доктор биологических наук, профессор
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы В результате освоения ООП магистратуры обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Коды компетенций
| Результаты освоения ООП
Содержание компетенций
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
| ПК 1
| способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
| Знать:
основные проблемы и перспективы развития современной радиационной генетики;
историю становления основных направлений мировой и отечественной генетики, ученых, внесших наибольший вклад в развитие предмета;
наиболее значимые труды по радиационной генетике и смежным областям генетики и радиобиологии, основные периодические издания по предмету в нашей стране и за рубежом.
Уметь:
опираясь на полученные знания, адекватно формулировать и решать практические и научные задачи, предполагающие знание различных вопросов (в том числе дискуссионных и активно разрабатываемых в настоящее время) современной радиационной генетики и смежных разделов генетики и радиобиологии.
Владеть:
навыками работы с научной литературой и периодическими изданиями в области радиобиологии и радиационной генетики.
| ПК 2
| способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
| Знать:
основные понятия, положения и законы радиационной генетики, термины и особенности символики, используемые в различных областях радиационной генетики.
Уметь:
корректно использовать генетические и радиобиологические термины и понятия, ориентироваться в принятых в радиационной генетике символах и обозначениях.
Владеть:
терминологией и понятийным комплексом в области радиационной цитологии и генетики.
| ПК 4
| способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
| Знать:
основные способы получения генетической информации и методы ее обработки и интерпретации.
Уметь:
классифицировать цитогенетические нарушения клеточных структур, объяснять радиобиологические эффекты с точки зрения генетических процессов в клетке, в организме, в популяции;
пользоваться справочной и научной, в том числе периодической литературой по изучаемому предмету.
Владеть:
навыками работы с научной литературой и периодическими изданиями в области радиобиологии и радиационной генетики;
методами цитогенетического анализа и обработки данных.
|
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры: Дисциплина реализуется в рамках вариативной части. Индекс дисциплины: Б1.В.ОД.2. Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин ООП бакалавриата по направлению подготовки «Экология и природопользование»: «Биология», «Радиобиология и радиоэкология», «Экологический мониторинг». Дисциплины и/или практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: «Радиационная гигиена», «Основы сельскохозяйственной радиоэкологии», научно-исследовательская работа, научно-исследовательская практика. Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид работы
| Форма обучения
| Очная
| Семестр
| № 1
| Количество часов на вид работы:
| Контактная работа обучающихся с преподавателем
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 42
| В том числе:
|
| лекции
(лекции в интерактивной форме)
| 8 (4)
| практические занятия
(практические занятия в интерактивной форме)
| 34 (12)
| лабораторные занятия
| -
| Промежуточная аттестация
| 36
| В том числе:
|
| экзамен
| 36
| Самостоятельная работа обучающихся
|
| Самостоятельная работа обучающихся (всего)
| 66
| В том числе:
|
| проработка учебного теоретического материала
| 8
| подготовка к семинарским занятиям
| 10
| работа с периодическими изданиями
| 16
| выполнение индивидуального задания (подготовка сообщений, презентаций)
| 16
| подготовка к контрольной работе
| 8
| подготовка к экзамену
| 8
| Всего (часы):
| 144
| Всего (зачетные единицы):
| 4
|
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий 4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
№ п/п
| Наименование раздела /темы дисциплины
| Виды учебной работы (в часах)
| Очная форма обучения
| Лек
| Пр
| Лаб
| Внеауд
| СРО
| 1.
| Материальные основы наследственности
| 4
| 10
| -
| -
| 20
|
| Введение
| 1
| -
| -
| -
| 2
| 1.1.
| Клеточный цикл как основа структурно-функциональных преобразований хромосом в процессе реализации генетической программы
| -
| 2
| -
| -
| 2
| 1.2
| Хромосома как предмет цитогенетических исследований
| 1
| 4
|
|
| 8
| 1.3
| Особенности ионизирующего излучения (ИИ) как мутагена
| 2
| 4
|
|
| 8
| 2.
| Влияние факторов радиационной природы на цитогенетические показатели живых организмов.
| 2
| 12
| -
|
| 24
| 2.1.
| Общая теория радиационного мутагенеза.
|
| 2
|
|
| 4
| 2.2.
| Проблема оценки генетических эффектов малых доз ИИ.
| 2
| 4
|
|
| 8
| 2.3
| Радиационная генетика млекопитающих и человека.
|
| 4
|
|
| 8
| 2.4
| Анализ генетического риска.
|
| 2
|
|
| 4
| 3.
| Цитогенетический анализ и его роль в биологическом мониторинге окружающей среды
| 2
| 12
| -
|
| 22
| 3.1
| Основные методы цитогенетического анализа.
|
| 4
|
|
| 6
| 3.2
| Радиационная генетика природных популяций.
| 2
| 2
|
|
| 4
| 3.3
| Прикладные аспекты радиационной генетики.
|
| 4
|
|
| 6
| 3.4
| Первичные и вторичные радиационные эффекты на экосистемном уровне
|
| 2
|
|
| 6
|
| Всего:
| 8
| 34
|
|
| 66
|
Прим.: Лек – лекции, Пр – практические занятия / семинары, Лаб – лабораторные занятия, Внеауд – внеаудиторная работа, СРО – самостоятельная работа обучающихся
4.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам) Лекционный курс
№
| Наименование раздела /темы дисциплины
| Содержание
|
| Введение
|
| Предмет, задачи, методы, история радиационной генетики
| Предмет, задачи, методы радиационной генетики. Основные этапы формирования радиационной генетики. Роль отечественных и зарубежных ученых в становлении радиационной генетики. Генетические повреждения клеток как основа радиационного поражения тканей и организмов
| 1.
| Материальные основы наследственности
| 1.3
| Особенности ионизирующего излучения (ИИ) как мутагена
| Сравнение мутагенного действия ИИ и химических мутагенов. Классификация и характеристика мутаций, индуцируемых ИИ. Особенности мутагенного действия разных видов ИИ. Зависимость индукции мутаций ИИ от биологических особенностей клеток и организмов. Прямое и косвенное действие ИИ. Модификация генетических эффектов ИИ другими факторами. Понятие синергизма и антагонизма.
| 2.
| Влияние факторов радиационной природы на цитогенетические показатели живых организмов
| 2.2.
| Проблема оценки генетических эффектов малых доз ИИ
| Зависимость частоты мутаций от дозы и мощности дозы ИИ. Стохастические эффекты при действии облучения в малых дозах. Нелинейность дозовой зависимости в диапазоне малых доз по выходу генетических эффектов. Немишенные эффекты ИИ. Радиационный гормезис. Пострадиационное восстановление. Генетическая нестабильность в отдаленные сроки после облучения.
| 3.
| Цитогенетический анализ и его роль в биологическом мониторинге окружающей среды
| 3.2
| Радиационная генетика природных популяций
| Закономерности формирования генетических эффектов на популяционном уровне в условиях хронического действия ИИ. Феномен радиоадаптации.
|
Практические/семинарские занятия
№
| Наименование раздела /темы дисциплины
| Содержание
| 1.
| Материальные основы наследственности
| 1.1.
| Клеточный цикл как основа структурно-функциональных преобразований хромосом в процессе реализации генетической программы
| Роль ядра, хромосом и ДНК в радиационном поражении клетки. Принцип попадания и теория мишени. Основные периоды клеточного цикла прокариот и эукариот.
Генетические повреждения клеток как основа радиационного поражения тканей и организмов.
| 1.2.
| Хромосома как предмет цитогенетических исследований
| Функции хромосом в процессе реализации наследственной программы: информативная, репликативная, сегрегационная, рекомбинационная, транскрипционная.
Структурные изменения хромосом и их классификация. Хромосомные и хроматидные аберрации. Анафазный и метафазный анализ перестроек хромосом. Инверсии, делеции и дупликации генетического материала, их возникновение и проявление в митозе, мейозе. Численные изменения хромосом: полиплоидия, анеуплоидия. Определение генных (точковых) мутаций
| 1.3
| Особенности ионизирующего излучения (ИИ) как мутагена
| Сравнение мутагенного действия ИИ и химических мутагенов. Классификация и характеристика мутаций, индуцируемых ИИ. Особенности мутагенного действия разных видов ИИ. Зависимость индукции мутаций ИИ от биологических особенностей клеток и организмов. Прямое и косвенное действие ИИ. Модификация генетических эффектов ИИ другими факторами. Понятие синергизма и антагонизма.
| 2.
| Цитогенетический анализ и его роль в биологическом мониторинге окружающей среды
| 2.1.
| Общая теория радиационного мутагенеза
| Зависимость частоты возникновения мутаций от дозы облучения. Понятие относительной генетической эффективности облучения, роль фактора времени.
| 2.2.
| Проблема оценки генетических эффектов малых доз ИИ
| Зависимость частоты мутаций от дозы и мощности дозы ИИ. Нелинейность дозовой зависимости в диапазоне малых доз по выходу генетических эффектов. Немишенные эффекты ИИ. Радиационный гормезис.
Пострадиационное восстановление. Генетическая нестабильность в отдаленные сроки после облучения. Стохастические эффекты при действии облучения в малых дозах. Явление нестабильности генома.
| 2.3
| Радиационная генетика растений, млекопитающих и человека
| Радиочувствительность клеток на стадии гаметогенеза. Особенности возникновения мутаций в мужских и женских половых клетках. Зависимость выхода мутаций от возрастного фактора. Связь радиационных эффектов на разных стадиях гаметогенеза с развитием потомства у облученных родителей.
| 2.4
| Понятие генетического риска
| Генетический риск: методы расчёта, экстраполяция данных, полученных на растениях, животных. Трудности и перспективы решения проблемы экстраполяции данных.
| 3.
| Цитогенетический анализ и его роль в биологическом мониторинге окружающей среды
| 3.1
| Методы цитогенетического анализа
| Методы цитогенетического анализа: световая микроскопия, электронная микроскопия, цитофотометрия, авторадиография, дифференциальное окрашивание, гибридизация in situ, иммунохимия, автоматизированный анализ хромосом, использование статистических методов, компьютерный анализ. Дифференциальное окрашивание как метод выявления гетерохроматиновых сегментов.
| 3.2
| Радиационная генетика природных популяций
| Закономерности формирования генетических эффектов на популяционном уровне в условиях хронического действия ИИ. Феномен радиоадаптации.
| 3.3
| Прикладные аспекты радиационной генетики
| Принципы тестирования на мутагенность. Методы биологической дозиметрии, основанные на анализе частоты мутаций.
Цитогенетический мониторинг и его задачи. Базовые принципы цитогенетических тестов на растениях, животных, микроорганизмах. Характеристика основных тест-систем для цитогенетического мониторинга.
| 3.4
| Первичные и вторичные радиационные эффекты на экосистемном уровне
| Отличия формирования биологических эффектов в экспериментах с внешним облучением и в условиях радиационных аварий.
Биологические последствия Чернобыльской катастрофы. Острый и отдаленный период
|
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Для самостоятельной работы обучающимся рекомендуется использовать:
учебно-методический комплекс дисциплины «Радиационная генетика», утвержденный кафедрой экологии, протокол № 4 от 21 мая 2015 г.
конспекты лекций и практических занятий, презентации по лекционному курсу в электронной форме (предоставляются обучающимся в течение семестра по мере освоения материала);
ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе периодические издания Научной электронной библиотеки e-library.ru (http://elibrary.ru.).
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
№ п/п
| Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам)
| Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
| Текущий контроль
| 1.
| Материальные основы наследственности
| ПК 2 «…глубоким пониманием и творческим использованием в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры»
| Контрольное задание
| 2.
| Влияние факторов радиационной природы на цитогенетические показатели живых организмов.
| ПК 4 «…использованием современных методов обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований»
| Контрольная работа
| 3
| Цитогенетический анализ и его роль в биологическом мониторинге окружающей среды
| ПК 1 «…способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований»
| Индивидуальное домашнее задание
| Промежуточный контроль
|
| Экзамен
| ПК1, ПК2, ПК4
| Экзаменационный билет
|
6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы 6.2.1. Экзамен
а) типовые вопросы (задания):
Предмет и задачи радиационной генетики. Роль отечественных и зарубежных ученых в становлении радиационной генетики.
Основы клеточной теории. Хромосома как предмет цитогенетических исследований. Функции хромосом в процессе реализации наследственной программы
Клеточный цикл как основа структурно-функциональных преобразований хромосом в процессе реализации генетической программы.
Митоз и мейоз - цитогенетические механизмы реализации наследственности в онто-филогенезе.
Действие излучения на ДНК. Доказательство роли ядра, хромосом и ДНК в процессах радиационного поражения клеток. Общая теория радиационного мутагенеза.
Особенности и механизмы мутагенного действия различных видов ионизирующего излучения.
Понятие относительной генетической эффективности облучения, роль фактора времени.
Пострадиационное восстановление. Генетическая нестабильность в отдаленные сроки после облучения.
Стохастические эффекты при действии облучения в малых дозах. Явление нестабильности генома.
Радиочувствительность клеток на стадии гаметогенеза. Связь радиационных эффектов на разных стадиях гаметогенеза с развитием потомства у облученных родителей.
Методы биологической дозиметрии, основанные на анализе частоты мутаций.
Общая характеристика методов цитогенетического анализа
Структурные изменения хромосом и их классификация. Хромосомные и хроматидные аберрации.
Анафазный и метафазный анализ перестроек хромосом.
Инверсии, делеции и дупликации генетического материала, их возникновение и проявление в митозе, мейозе.
Численные изменения хромосом. Полиплоидия. Анеуплоиды (моносомики, нуллисомики, трисомики и тетрасомики).
Цитогенетический мониторинг и его задачи. Базовые принципы цитогенетических тестов на растениях, животных, микроорганизмах.
Характеристика основных тест-систем для цитогенетического мониторинга.
Критерии оценки генетического риска. Генетический мониторинг природных популяций
Комплекс факторов цитогенетической нестабильности.
Особенности ИИ как мутагена. Сравнение мутагенного действия ИИ и химических мутагенов.
Классификация и характеристика мутаций, индуцируемых ИИ. Особенности мутагенного действия разных видов ИИ.
Основные реакции клеток на облучение. Генетические повреждения клеток как основа радиационного поражения тканей и организмов
Проблема оценки генетических эффектов в диапазоне малых доз
Немишенные эффекты ИИ. Радиационный гормезис
Первичные и вторичные радиационные эффекты на экосистемном уровне
Отличия формирования биологических эффектов в экспериментах с внешним облучением и в условиях радиационных аварий
Биологические последствия Чернобыльской катастрофы. Острый и отдаленный период
Феномен радиоадаптации
Использование генетических тест-систем в целях биоиндикации и биотестирования
Особенности использования микроорганизмов, растений и животных в качестве тест-объектов генетического мониторинга
Пример экзаменационных билетов: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
Предмет и задачи радиационной генетики. Роль отечественных и зарубежных ученых в становлении радиационной генетики.
Особенности ИИ как мутагена. Сравнение мутагенного действия ИИ и химических мутагенов.
Методы биологической дозиметрии, основанные на анализе частоты мутаций.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2
Основы клеточной теории. Хромосома как предмет цитогенетических исследований. Функции хромосом в процессе реализации наследственной программы
Классификация и характеристика мутаций, индуцируемых ИИ. Особенности мутагенного действия разных видов ИИ.
Общая характеристика методов цитогенетического анализа.
Основные реакции клеток на облучение. Генетические повреждения клеток
б) критерии оценивания компетенций (результатов):
свободное владение теоретическим материалом по дисциплине;
правильное применение специальной терминологии;
владение материалом из периодических научных изданий;
иллюстрирование теоретических положений конкретными примерами.
в) описание шкалы оценивания:
На экзамен выносятся основные теоретические вопросы по дисциплине и практико-ориентированные вопросы для проверки практических навыков и умения применять полученные знания в анализе различных аспектов радиационной генетики и цитогенетического мониторинга. Экзамен сдается устно, по билетам, в которых представлено 2 теоретических и 1 практико-ориентированный вопрос из типового перечня.
Оценка «Отлично» (36-40 баллов) ставится, если:
1. Полно раскрыто содержание материала билета;
2. Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология;
3. Показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации;
4. Продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков;
5. Ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов;
6. Допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию.
Оценка «Хорошо» (30-35 баллов) ставится, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
1. В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
2. Допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора;
3. Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию экзаменатора;
Оценка «Удовлетворительно» (25-29 баллов) ставится, если:
1. Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;
2. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов;
3. При неполном знании теоретического и практического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации.
Оценка «Неудовлетворительно» (менее 25 баллов) ставится, если:
1. Не раскрыто основное содержание вопросов в билете;
2. Обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, касающегося вопросов в билете;
3. Допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.
6.2.2 Контрольное задание
а) типовые задания:
|