Скачать 328.57 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ________________________ директор ИК «___» ___________ 20__ года рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная анатомия, физиология и гигиена Б.2.В.02 Математический и естественнонаучный цикл. Вариативная часть __________________________________________________ (указывается наименование дисциплины (модуля) в соответствии с рабочим учебным планом) Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки Право Квалификация (степень) выпускника бакалавр 1. Цель изучения дисциплины (модуля). Возрастная анатомия, физиология и гигиена изучает особенности строения и функционирования организма человека в различные возрастные периоды жизни, закономерности роста и развития организма, гигиенические нормативы, необходимые для сохранения здоровья. Её изучение является одним из этапов формирования педагога (бакалавра, магистра) в педагогическом вузе. Знания дисциплины поможет в изучении психологии детей, решении вопросов педагогики, методики обучения различным дисциплинам, в организации бытовых условий. Цель: дать необходимые теоретические знания и практические навыки позволяющие оптимизировать учебно-воспитательную работу в учебных учреждениях, что будет способствовать развитию умственных и физических способностей учащихся. Эта цель реализуется решением следующих задач. Задачи: 1) изучить закономерности роста и развития, анатомо-физиологические особенности регуляторных систем, сенсорных, моторных и висцеральных функций организма и основы психофизиологии; 2) вооружить студентов, будущих учителей-воспитателей, современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма; 3) дать знания о закономерностях, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников и поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности. 2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы. Учебная дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла дисциплин по выбору студента. Дисциплина предназначена для студентов 1 курса. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования. Знания по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» служат теоретической и практической основой для освоения ряда дисциплин: вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла «Здоровье населения Сибирского региона», базовой и вариативной частей профессионального цикла «Психология», «Педагогика», «Безопасность жизнедеятельности», «Методика обучения праву», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/Ювенальное право», «Юридическая психология / Криминология». В силу специфики своего содержания и направленности курс нацелен на приобретение студентами знаний, умений и навыков, которые будут использованы в производственной (педагогической) практике. 3. Требования к уровню освоения программы. Студент должен знать: - морфо-функциональные особенности детского организма на различных возрастных этапах - хронологию сенситивных периодов развития тех или иных функций организма - физиологические основы организации оптимальных условий учебно-воспитательного процесса, самостоятельной работы, режима труда и отдыха, повышения работоспособности и функциональных возможностей развивающегося организма. Студент должен уметь:
Студент должен владеть: - навыками применения санитарно-эпидемиологических норм и правил в организации учебно-воспитательного процесса, повышения работоспособности учащихся при различных видах учебной и трудовой деятельности. Студент должен обладать общекультурными компетенциями: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). Студент должен обладать профессиональными компетенциями: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11). 4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___2___ зачетные единицы и виды учебной работы.
5. Содержание учебной дисциплины (модуля). 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля). 1. Общие вопросы возрастной анатомии, физиологии и гигиены .Предмет и методы возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Введение. Уровни организации живой системы. Онтогенез. Понятие об онтогенезе, возрастная периодизация онтогенеза, календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Закономерности роста и развития организма человека. Влияние наследственности и среды на рост и развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Школьная зрелость. Готовность к обучению. 2. Регуляторные системы организма. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма. Развитие регуляторных систем организма (гуморальной и нервной), взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции функций организма. Анатомия и физиология нервной системы. Значение нервной системы. Возрастные анатомо-физиологические особенности нейрона, нейроглии, синапсов. Нервные центры и их свойства. Торможение в ЦНС. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Координационная деятельность нервной системы. Морфологические и физиологические принципы координации функций. Анатомия и физиология эндокринной системы. Эндокринные железы, их возрастные особенности. Гормоны, механизмы их действия. Строение и функции отдельных желез, их влияние на рост и развитие детского организма. Учение о стрессе. Адаптивные реакции организма при действии стрессовых факторов, понятие о «школьном» стрессе. Роль гормонов коры надпочечников в осуществлении общего адаптационного синдрома. 3. Моторные функции. Скелет человека. Значение и строение опорно-двигательного аппарата. Химический состав и строение костей, их соединения. Рост и развитие костей. Возрастные особенности строения скелета головы, туловища, конечностей. Мышечная система. Основные группы мышц, их функциональное значение, возрастные изменения функциональных показателей мышц. Физическое развитие. Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков и формирование правильной осанки у детей. Гиподинамия, ее отрицательное влияние на деятельность различных систем организма детей и подростков. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Типы деформации скелета, их профилактика. Осанка, виды нарушений, меры профилактики. Плоскостопие. 4. Сенсорные функции. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Морфо-функциональные особенности сенсорных систем у детей на разных возрастных этапах развития. Негативное влияние сенсорной депривации на развитие центральной нервной системы, двигательной активности, психических функций детского организма. Зрительная сенсорная система. Слуховая сенсорная система. Профилактика нарушений слуха и зрения. 5. Висцеральные функции. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь. Особенности обмена веществ и терморегуляции у детей. Физиологическое обоснование норм и режима питания детей и подростков. Кровь как внутренняя среда организма, функции крови, ее объем, состав. Строение и функции клеток крови, их особенности у детей разного возраста. Иммунная система, ее формирование у детей. Кровообращение. Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Значение кровообращения, круги кровообращения, их особенности у плода. Расположение и строение сердца человека, фазы сердечных сокращений, систолический и минутный объемы крови. Взаимосвязь строения стенки артерий, вен, капилляров с выполняемой функцией. Движение крови по сосудам, кровяное давление, скорость кровотока, пульс, непрерывность кровотока. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Изменение строения и функционирования сердечно-сосудистой системы детского организма на разных возрастных этапах. Роль тренировки в развитии и совершенствовании сердечно-сосудистой системы детей. Дыхание. Значение дыхания. Строение дыхательной системы, механизм дыхательных движений, жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Первый вдох новорожденного, особенности частоты, глубины, типа дыхания, регуляции у детей на разных возрастных этапах. Пищеварение. Анатомия, физиология и гигиена пищеварительной системы, ее возрастные особенности. Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения, регуляция отделения пищеварительных соков, их особенности у детей в разные возрастные периоды. Выделение. Кожа. Значение органов выделения. Строение почки. Возрастные особенности строения и функционирования почек. Регуляция деятельности почки. Мочеточники и мочевой пузырь. Регуляция выведения мочи и ее возрастные особенности. Строение кожи человека. Функции кожи. Возрастные особенности кожи. Уход за кожей. Репродуктивная система организма. Возрастные особенности репродуктивной системы. |
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... |