Пояснительная записка





Скачать 109.52 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата публикации27.06.2013
Размер109.52 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа, подготовки выпускников к сдаче Единого государственного экзамена по биологии, составлена на основании федерального компонента государственного стандарта среднего (полного ) общего образования и спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году Единого государственного экзамена по биологии.

Курс предназначен для учителей, занимающихся подготовкой выпускников к сдаче Единого государственного экзамена ,и для учащихся 11 классов. Данная программа позволяет выпускнику подготовиться к новой тестовой технологии контроля знаний.

Подготовка выпускников проводится по разделам биологии, которые изучались:

- 6 класс, курс «Бактерии. Грибы. Растения ».

- 7 класс, курс «Животные».

- 8 класс, курс «Человек и его здоровье».

-9,10,11 классы, курс «Общая биология и основы экологии ».

Поэтому повторение материала и подготовка к тестовой технологии проверки знаний необходимо проводить с учетом того, что материал, изученный в 6-7-8 классах требует более детального повторения, чем темы курса «Общая биология».

Цель программы:

Повторение материала и систематизация знаний по биологии в процессе подготовки выпускников к сдаче Единого государственного экзамена.

Задачи программы:

  1. Подбор и систематизация материала по биологии;

  2. Диагностирование уровня знаний и умений учащихся по биологии;

  3. Подбор и составление заданий и тестов согласно предлагаемому в спецификации уровню сложности ;

  4. Повторение, закрепление и углубление знаний и умений по основным разделам школьного курса биологии;

  5. Развитие самоконтроля и самооценки с помощью тестовой технологии проверки знаний.

Ожидаемые результаты-повышение качества биологического образования в результатах ЕГЭ по биологии.

Формы подготовки к ЕГЭ по биологии:

  1. Коллективные (лекции, беседы , дискуссии, объяснения и т.п.);

  2. Групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

  3. Индивидуальные (индивидуальное консультирование, тестирование );

  4. Пробный ЕГЭ, анализ работы, коррекция знаний.

Содержание программы и её объём определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ 2010 года, стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания КИМов по ЕГЭ за предыдущие годы.

Программа предусматривает повторение материала в объёме 64 часа (32 занятия) с октября по май или в объёме 32 часа (16 занятий) с февраля по май. Как показывает практика, подготовка к ЕГЭ в несколько этапов необходима, так как часть выпускников начинают готовиться с начала учебного года, а часть определяется с выбором ЕГЭ по биологии в январе.

Экзаменационная работа состоит из 7 блоков , содержание которых направлено на проверку знания экзаменуемым основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения и жизнедеятельности организма человека; современной биологической терминологии и символики.

В экзаменационной работе, кроме этого, предусматривается проверка различных видов умений и способов действий: объяснить биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи; решать биологические задачи; распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса

64 часа (32 часа)

Тема № 1

«Биология как наука. Методы научного познания.» 2 часа ( 2 часа ).

Достижения биологии, методы исследования, роль учёных в познании окружающего мира, общие признаки биологических систем, основные уровни организации живой природы, роль биологических теорий, идеи, гипотезы в формировании современной естественнонаучной картины мира .

Тема № 2

«Клетка как биологическая система . » 6 часов ( 2 часа ) .

Строение и функции клетки, ее химическая организация, ген и генетический код, метаболизм, многообразие клеток, их деление; умения: устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.

Тема № 3

«Организм как биологическая система» 18 часов ( 8 часов ).

Вирусы, организменный уровень организации жизни, присущие ему закономерности, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защита среды от загрязнения мутагенами, наследственные болезни человека, их причина и профилактика, селекция организмов и биотехнологии; овладение умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.

Тема № 4

«Система и многообразие органического мира» 10 часов ( 6 часов ).

Многообразие, строение, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания.

Тема № 5

«Организм человека и его здоровье» 10 часов ( 6 часов ).

Строение жизнедеятельности организма человека, лежащие в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактика травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, характеризовать особенности, обусловленные прямо хождением и трудовой деятельностью; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и особенностях высшей нервной деятельности человека.

Тема № 6

«Эволюция живой природы» 8 часов ( 4 часа ).

Вид и его структура, движущие силы, направления и результаты эволюции органического мира, этапы антропогенеза, биосоциальная природа человека; характеристики критериев вида, причины и этапы эволюции, объяснение основных ароморфозов в эволюции растительного и животного мира, установление причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.

Тема № 7

«Экосистемы и присущие им закономерности» 10 часов ( 4 часа ).

Экологические закономерности, цепи питания, круговорот веществ в биосфере; установление взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; объяснение причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, обоснование необходимости сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы.



Тематическое планирование.

64 часа (32 занятия, по 90 минут, одно занятие в неделю).



п/п

Тема, раздел, занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Тема №1 «Биология как наука. Методы научного познания.» Диагностическое тестирование. Анализ выполнения. Биология как наука. Уровни организации живой природы.

2 часа

(1 час)

(1 час)

Октябрь

2

Тема №2 «Клетка как биологическая система . »

Химическая организация клеток ,основные органоиды .

6 часов

(2 часа)

Октябрь

3

Ген и генетический код.

Метаболизм. Фотосинтез.

(1 час)

(1 час)

Октябрь

4

Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки.

Жизненный цикл клетки. Метоз. Миоз.

(1 час)

(1 час)

Октябрь

5

Тема № 3 «Организм как биологическая система»

Одно-и многоклеточные организмы, авто-и гетеротрофы . Вирусы. Меры профилактики вирусных заболеваний.

18 часов

(2 часа)

Ноябрь

6

Сходство и отличия полового и бесполого размножения.

(2 часа)

Ноябрь

7

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Промежуточное тестирование по темам 1,2,3. Анализ выполнения.

(1 час)

(1 час)

Ноябрь

8

Основные понятия и символика генетики. Основные законы. Сцепленное наследование. Генетика пола.

(2 часа)

Ноябрь

9

Решение генетических задач.

(2 часа)

Декабрь

10

Изменчивость,её виды. Нормы реакции.

(2 часа)

Декабрь

11

Вредное влияние мутогенов. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.

(2 часа)

Декабрь

12

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Работы Н. И. Вавилова

(2 часа)

Декабрь

13

Биотехнология, её направления. Клеточная и генная инженерия.

Промежуточное тестирование по теме №3. Анализ выполнения.

(1 час)

(1 час)

Январь

14

Тема № 4 «Система и многообразие органического мира»

Царства Бактерий и Грибов. Лишайники.

10 часов

(2 часа)

Январь

15

Царство Растения. Систематика растений.

(2 часа)

Январь

16

Основные отделы растений. Покрытосеменные растения. Их роль в природе и жизни человека.

(2 часа)

Январь

17

Царство Животные.

(2 часа)

Февраль

18

Систематика животных. Хордовые. Взаимосвязи организмов и среды обитания. Промежуточный тест по теме №4. Анализ выполнения.

(2 часа)

Февраль

19

Тема № 5 «Организм человека и его здоровье»

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека.

10 часов

(2 часа)

Февраль

20

Внутренняя среда организма. Иммунитет. Обмен веществ и энергии. Витамины.

(2 часа)

Февраль

21

Нейрогуморальная регуляция. Строение и функции органов чувств.

Высшая нервная деятельность.

(2 часа)

Март

22

Личная и общественная гигиена. Правила первой доврачебной помощи.

(2 часа)

Март

23

Тренировочное занятие по тестовой технологии проверки знаний по теме №5. Части A,B,C.

(2 часа)

Март

24

Тема № 6 «Эволюция живой природы»

Вид. Популяция. Микро эволюция. Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование.

8 часов

(2 часа)

Март

25

Приспособленность организмов к среде обитания. Макроэволюция. Основные аромарфозы в эволюции растительного и животного мира.

(2 часа)

Апрель

26

Развитие жизни на Земле. Эры, периоды.

(2 часа)

Апрель

27

Происхождение человека. Биосоциальная природа человека.

(2 часа)

Апрель

28

Тема № 7 «Экосистемы и присущие им закономерности»

Среды обитания. Экологические факторы. Биологические ритмы.

10 часов

(2 часа)

Апрель

29

Разнообразие экосистем, их структура. Сукцессия.

(2 часа)

Май

30

Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Круговорот веществ и превращение энергии. Оценка глобальных экологических проблем.

(2 часа)

Май

31

Итоговое тестирование в формате ЕГЭ.

(2 часа)

Май

32

Анализ выполнения заданий, разбор ошибок. Ликвидация пробелов знаний.

(2 часа)

Май


Тематическое планирование.

32 часа (16 занятий по 90 минут, одно занятие в неделю).



п/п

Тема, раздел, занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Тема №1 «Биология как наука. Методы научного познания.» Диагностическое тестирование. Анализ выполнения. Биология как наука. Уровни организации живой природы.

2 часа

(1 час)

(1 час)

Февраль

2

Тема №2 «Клетка как биологическая система . »

Химическая организация клеток ,основные органоиды .

Ген и генетический код. Метаболизм. Фотосинтез.

Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки.

Жизненный цикл клетки. Метоз. Миоз.

2 часа

(2 часа)

Февраль

3

Тема № 3 «Организм как биологическая система»

Одно-и многоклеточные организмы, авто-и гетеротрофы . Вирусы. Меры профилактики вирусных заболеваний.

Сходство и отличия полового и бесполого размножения.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

8 часов

(2 часа)

Февраль

4

Основные понятия и символика генетики. Основные законы. Сцепленное наследование. Генетика пола.

Решение генетических задач.

(2 часа)

Февраль

5

Изменчивость,её виды. Нормы реакции.

Вредное влияние мутогенов. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.

(2 часа)

Март

6

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Работы Н. И. Вавилова Биотехнология, её направления. Клеточная и генная инженерия. Промежуточное тестирование по теме №1,2,3. Анализ выполнения.

(2 часа)


Март

7

Тема № 4 «Система и многообразие органического мира»

Царства Бактерий и Грибов. Лишайники.

Царство Растения. Систематика растений.

6 часов

(2 часа)

Март

8

Основные отделы растений. Покрытосеменные растения. Их роль в природе и жизни человека.

(2 часа)

Март

9

Царство Животные. Систематика животных. Хордовые. Взаимосвязи организмов и среды обитания. Промежуточный тест по теме №4. Анализ выполнения.

(2 часа)

Апрель

10

Тема № 5 «Организм человека и его здоровье»

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека. Внутренняя среда организма. Иммунитет. Обмен веществ и энергии. Витамины.

6 часов

(2 часа)

Апрель

11

Нейрогуморальная регуляция. Строение и функции органов чувств. Высшая нервная деятельность.

(2 часа)

Апрель

12

Личная и общественная гигиена. Правила первой доврачебной помощи. Промежуточное тестирование по теме №5. Анализ выполнения.

(2 часа)

Апрель

13

Тема № 6 «Эволюция живой природы»

Вид. Популяция. Микро эволюция. Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование. Приспособленность организмов к среде обитания. Макроэволюция. Основные аромарфозы в эволюции растительного и животного мира.

4 часа

(2 часа)

Май

14

Развитие жизни на Земле. Эры, периоды.

Происхождение человека. Биосоциальная природа человека.

(2 часа)

Май

15

Тема № 7 «Экосистемы и присущие им закономерности»

Среды обитания. Экологические факторы. Биологические ритмы.

Разнообразие экосистем, их структура. Сукцессия.

Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Круговорот веществ и превращение энергии. Оценка глобальных экологических проблем.

4 часа

(2 часа)

Май

16

Итоговое тестирование в формате ЕГЭ.

Анализ выполнения заданий, разбор ошибок. Ликвидация пробелов знаний.

(2 часа)

Май


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №64»

Программа
«Подготовка к сдаче Единого государственного экзамена

по биологии»

Автор программы: Цыпляева Ольга Михайловна

Учитель биологии

Омск 2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск