Скачать 4.95 Mb.
|
Предисловие к 1-му изданию 3 Предисловие ко 2-му изданию 4 К.Э.Фабри и зоопсихология в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова 5 Введение 7 Предмет и задачи зоопсихологии 7 Методы зоопсихологических исследований 14 Часть I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ 20 Глава 1. ПРОБЛЕМА ИНСТИНКТА И НАУЧЕНИЯ 20 Ранние представления о психической деятельности животных 20 Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения 23 Современное понимание проблемы инстинкта и научения 29 Глава 2. ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 32 Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных 32 Внутренние факторы инстинктивного поведения 33 Внешние факторы инстинктивного поведения 36 Структура инстинктивного поведения 40 Инстинктивное поведение и общение 45 Психический компонент инстинктивного поведения 48 Глава 3. НАУЧЕНИЕ 50 Общая характеристика процесса научения 50 Навык 53 Научение и общение. Подражание 61 Часть II. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ 64 Глава 1. ПРОБЛЕМА ОНТОГЕНЕЗА ПОВЕДЕНИЯ 64 Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения 64 Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных 66 Глава 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 67 Врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии поведения 67 Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей 72 Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения 77 Эмбриогенез и развитие психического отражения 79 Глава 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ПОСТНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 81 Особенности постнатального развития поведения животных 81 Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде 84 Ранний опыт 89 Взаимоотношения между компонентами раннего постнатального развития поведения 97 Раннее формирование общения 100 Познавательные аспекты раннего постнатального поведения 104 Глава 4. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮВЕНИЛЬНОМ (ИГРОВОМ) ПЕРИОДЕ 109 Общая характеристика игры у животных 109 Совершенствование двигательной активности в играх животных 112 Формирование общения в играх животных 116 Познавательная функция игровой активности животных 119 Часть III. ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ 124 Вводные замечания 124 Глава 1. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА 127 Низший уровень психического развития 127 Высший уровень развития элементарной сенсорной психики 137 Глава 2. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХИКА 149 Низший уровень развития перцептивной психики 149 Высший уровень развития перцептивной психики 165 Проблема интеллекта животных 178 Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ И АНТРОПОГЕНЕЗ 187 Проблема происхождения трудовой деятельности 188 Проблема зарождения общественных отношений и членораздельной речи 196 Литература 202 Приложение 204 Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты) 204 Научное наследие А.Н. Леонтьева и вопросы эволюции психики 212 Зоопсихология 224 К. Э. Фабри Основы зоопсихологии 3-е издание Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» Москва Учебно-методический коллектор «Психология» 2001 ББК 88.2 Ф12 Рекомендовано к изданию Ученым Советом факультета психологии Московского государственного университете имени М.В.Ломоносова Рецензенты: кафедра зоологии позвоночных животных и общей экологии биологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова; Л.И.Анцыферова, доктор психологических наук Фабри К.Э. Ф12 Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. — 464 с. ISBN 5-93692-027-5 Учебник (1-е изд. — 1976 г., 2-е изд. — 1993 г.), написанный видным зоопсихологом К.Э.Фабри, посвящен возникновению, развитию и функционированию психики у животных. Освещаются проблемы общей психологии: отражательная природа психики, взаимосвязь психики и поведения, соотношение врожденного и приобретенного, закономерности развития психики в филогенезе, условия и предпосылки возникновения и развития психики человека. Дается широкое обобщение и анализ современных достижений этологических и зоопсихологических исследований. Приводятся результаты многочисленных эмпирических исследований. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология», а также для всех, интересующихся поведением и психикой животных. ББК 88.2 ISBN 5-93692-027-5 © Фабри К.Э., 2001. © Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. |
Патология речевого высказывания Анализ мозговой основы психической деятельности располагает, как известно, двумя основными методами. Первым из них является сравнительно-эволюционный... | 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата 7 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 5 | ||
Обзо р состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности финляндии Общая информация о Финляндии (политическое устройство, общая характеристика экономики) | Основная образовательная программа (ооп) магистратуры Нормативные... Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы 111100 «Зоотехния» | ||
Оглавление 2 введение 3 Понятие, общая характеристика и виды преступлений в сфере экономической деятельности 6 | Семинарское занятие №2 (семинар-коллоквиум) Инстинктивная форма регуляции деятельности: общая характеристика и основные компоненты | ||
Общая характеристика Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности гаоу спо «Балашовское медицинское училище» | Характеристика учителей по категориям Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы | ||
1. Общая характеристика учреждения Публичный отчет о деятельности мбоу отношинская средняя общеобразовательная школа за 2012-2013 учебный год | 1. Общая характеристика учреждения Публичный отчет о деятельности мбоу отношинская средняя общеобразовательная школа за 2011-2012 учебный год | ||
1. Общая характеристика учреждения Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа №17 функционирует на основании лицензии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общая характеристика программы по внеурочной деятельности «занимательный английский» | ||
Общая характеристика общеобразовательного учреждения Результаты образовательной деятельности школы, качество 77 образовательной подготовки учащихся | Общая характеристика общеобразовательного учреждения Результаты образовательной деятельности школы, качество 56 образовательной подготовки учащихся | ||
Урок 7 класс Тема: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс... Задачи: раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса... | Общая характеристика программы подготовки магистра по направлению Магистр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности |