Скачать 275.69 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» Блок дисциплин СДМ.ДВМ Направление подготовки 020200.68 «Биология» Квалификация выпускника - Магистр Форма обучения - очная Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» Блок дисциплин СДМ.ДВМ Направление подготовки 020200.68 «Биология» Квалификация выпускника - Магистр Форма обучения - очная
Лист согласования и утверждения рабочей программы Составитель УМК профессор каф. биологии, докт. биол. наук ____________Доровских Г.Н. (подпись) Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана специальности 020200.68 «Биология» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г. Заведующий кафедрой профессор ____________ Г.Н. Доровских (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор Института естественных наук доцент _____________ И.Н. Юранева (подпись) «___» __________2011 г. Председатель УМК института доцент ____________ Л.А. Тулаева (подпись) «___» __________2011 г. Пояснительная записка 1. Цели и задачи освоения дисциплины: 1.1. Цель освоения дисциплины Основная цель курса «Поведение животных и циркадные ритмы» − изучить происхождение и выявить родственные связи форм поведения основных систематических групп животных (изучить эволюцию психики начиная с ее зачаточных форм до высших ее проявлений, составлявших основу зарождения человеческой психики). Данный курс способствует формированию у студентов более углубленных знаний о поведенческих адаптациях организмов, их разнообразии и классификации форм поведения, их происхождении и развитии в онто- и филогенезе. 1.2. Задачи освоения дисциплины Задачаи курса «Биология поведения» заключаются в том, чтобы дать представление о законах поведения животных, т.е. о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Основными задачами курса «Поведение животных и циркадные ритмы» являются:
Теоретические знания, полученные студентами на лекциях закрепляются в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратура Место в учебном плане – Цикл СДМ.ДВМ Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплины, модули, практики). Студент для успешного освоения дисциплины «Биология поведения» должен освоить основы психологии, общей биологии, зоологии (беспозвоночных и позвоночных), микробиологии с основами вирусологии, физиологии человека и животных, биологии клетки, генетики и эволюции, экологии, пройти практику по зоологии и ботанике. Т.о. «Поведение животных и циркадные ритмы» − это дисциплина базирующаяся на знаниях и умениях приобретенных обучающимся на протяжении всех предшествующих годах обучения. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Студент должен иметь представление об основах психологии, о строении животных, их систематике, закономерностях онтогенеза и филогенеза, наследовании признаков и их развитии, о взаимоотношениях организмов одного и разных видов, о взаимодействии организмов со средой обитания. Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее. «Поведение животных и циркадные ритмы» − это заключительная дисциплина, подводящая итог подготовки биолога, преподавателя биологии. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Поведение животных и циркадные ритмы» является специальным курсом, который читается для студентов IV курса. Материалы данного курса предусматривают обобщение знаний по зоологии, биологии индивидуального развития, генетике и физиологии, которые были получены в течение предшествующих лет обучения. В начале освоения дисциплины «Биология поведения» студент должен иметь достаточные знания в области микробиологии, физиологии животных и человека, большого практикума по зоологии, зоологии беспозвоночных и позвоночных животных, биология индивидуального развития, сравнительной анатомии животных и др. в объеме программы бакалавриата по направлению «Биология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. В рамках курса «Поведение животных и циркадные ритмы» предполагается более углубленная проработка всех имеющихся знаний студентов. Общекультурные компетенции (ОК) усваиваются в течение всего курса (ОК-1, ОК-8): - следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); - проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8); В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие профессиональные компетенции (ПК: ПК-1; ПК-2; ПК-3): - демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); - использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2); - демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3). На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ. 4. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные понятия, термины и определения Биологии поведения, особенности строения нервной системы и органов чувств основных групп животных, системы контроля поведения животных; закономерности эволюции поведения. Уметь: осуществлять анализ поведения организмов, выявлять его мотивацию, выявлять родственные связи между формами поведения разных групп организмов, оперировать понятиями и аргументировать выводы. Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях поведения животных, современных достижений Биологии поведения. 5. Структура и содержание дисциплины «Биология поведения» Объем дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет 74 часов, в том числе самостоятельная работа в объеме 46 часов. Виды учебной работы: Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, подготовка к экзамену). Календарно - тематический план (20 л)
6. Образовательные технологии При освоении дисциплины «Поведение животных и циркадные ритмы» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм приобретения новых знаний. В обязательном порядке должен быть обеспечен доступ студентов в Интернет для подготовки рефератов. Во время проведения лекций образовательный процесс ориентирован, в основном, на теоретическую подготовку студентов и на приобретение навыков самостоятельной работы. Первая, вводная лекция, призвана возбудить интерес к осваиваемой дисциплине. Помимо посещения лекций, предусматривается самостоятельная работа студентов с учебной литературой, необходим также доступ к Интернет-ресурсам. 7. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа студентов по курсу «Поведение животных и циркадные ритмы» осуществляется:
Вопросы для самостоятельной работы
Темы для рефератов:
Рекомендуемая литература по курсу "Биология поведения" ОсновнаяЗорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. Учебник. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2002. 383 с. Праворотов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. Учебное пособие. - Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. 392 с. Дополнительная Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.- М.: Изд-во МГУ, 1993. 308 с. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол. Гвардия, 1985. 191 с. Вагнер В.А. Сравнительная психология / Под ред. Г.В.Калягиной.- М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998. 192 с. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. 208 с. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. - М.: Мир, 1981. 379 с. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. Учебное пособие по ВНД и зоопсихологии. М.: Аспект-Пресс, 2001. 320 с. Корытин С.А. Повадки диких зверей.- М.: Агропромиздат, 1986. 319 с. |
Учебно-методический комплекс правоведение Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физика» Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия... Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «всеобщее управление качеством» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история... Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины редкие виды животных Приморского... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «иностранный язык» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины /Сост.: И. И. Иванов; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск:... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080504 Государственное... Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине... | Учебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление... Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации, устанавливаемых вузом, и является обязательной для изучения | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для студентов / Сост.: Н. А. Кочергина,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Поведение потребителей» Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина Лыжная подготовка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Баклыкова; Бийский пед гос ун-т им.... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Новые физкультурно-спортивные виды» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский... |