Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы»





Скачать 275.69 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы»
страница1/2
Дата публикации01.07.2013
Размер275.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы»

Блок дисциплин СДМ.ДВМ

Направление подготовки 020200.68 «Биология»

Квалификация выпускника - Магистр

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии






УТВЕРЖДено:




На заседании учебно-методической комиссии института





«_____»__________2011 г.




Протокол № _______




Председатель УМК
____________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы»

Блок дисциплин СДМ.ДВМ

Направление подготовки 020200.68 «Биология»

Квалификация выпускника - Магистр

Форма обучения - очная


Семестр

4

Всего учебных занятий

74 часов

В том числе:




Аудиторных

28 часа, из них

Лекций

20 часов

Лабораторные работы

8 часов

Самостоятельных

46 часов

Форма итогового контроля

зачет 2 семестр
Сыктывкар 2011

Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составитель УМК

профессор каф. биологии, докт. биол. наук ____________Доровских Г.Н.

(подпись)
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана

специальности 020200.68 «Биология»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры биологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г.

Заведующий кафедрой
профессор ____________ Г.Н. Доровских

(подпись)
СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук
доцент _____________ И.Н. Юранева

(подпись)

«___» __________2011 г.
Председатель УМК института
доцент ____________ Л.А. Тулаева

(подпись)
«___» __________2011 г.
Пояснительная записка

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

1.1. Цель освоения дисциплины

Основная цель курса «Поведение животных и циркадные ритмы» − изучить происхождение и выявить родственные связи форм поведения основных систематических групп животных (изучить эволюцию психики начиная с ее зачаточных форм до высших ее проявлений, составлявших основу зарождения человеческой психики). Данный курс способствует формированию у студентов более углубленных знаний о поведенческих адаптациях организмов, их разнообразии и классификации форм поведения, их происхождении и развитии в онто- и филогенезе.

1.2. Задачи освоения дисциплины

Задачаи курса «Биология поведения» заключаются в том, чтобы дать представление о законах поведения животных, т.е. о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания.

Основными задачами курса «Поведение животных и циркадные ритмы» являются:

  1. ознакомление с основными понятиями, терминами и определениями в «Поведение животных и циркадные ритмы»;

  2. изучение нейробиологических основ этологии;

  3. ознакомление с системами контроля поведения животных;

  4. знакомство с эволюцией поведения;

  5. приобретение навыков анализа поведения организмов, его мотивации.

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях закрепляются в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратура

Место в учебном плане – Цикл СДМ.ДВМ

Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплины, модули, практики). Студент для успешного освоения дисциплины «Биология поведения» должен освоить основы психологии, общей биологии, зоологии (беспозвоночных и позвоночных), микробиологии с основами вирусологии, физиологии человека и животных, биологии клетки, генетики и эволюции, экологии, пройти практику по зоологии и ботанике. Т.о. «Поведение животных и циркадные ритмы» − это дисциплина базирующаяся на знаниях и умениях приобретенных обучающимся на протяжении всех предшествующих годах обучения.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Студент должен иметь представление об основах психологии, о строении животных, их систематике, закономерностях онтогенеза и филогенеза, наследовании признаков и их развитии, о взаимоотношениях организмов одного и разных видов, о взаимодействии организмов со средой обитания.

Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее. «Поведение животных и циркадные ритмы» − это заключительная дисциплина, подводящая итог подготовки биолога, преподавателя биологии.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

«Поведение животных и циркадные ритмы» является специальным курсом, который читается для студентов IV курса. Материалы данного курса предусматривают обобщение знаний по зоологии, биологии индивидуального развития, генетике и физиологии, которые были получены в течение предшествующих лет обучения. В начале освоения дисциплины «Биология поведения» студент должен иметь достаточные знания в области микробиологии, физиологии животных и человека, большого практикума по зоологии, зоологии беспозвоночных и позвоночных животных, биология индивидуального развития, сравнительной анатомии животных и др. в объеме программы бакалавриата по направлению «Биология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. В рамках курса «Поведение животных и циркадные ритмы» предполагается более углубленная проработка всех имеющихся

знаний студентов.

Общекультурные компетенции (ОК) усваиваются в течение всего курса (ОК-1, ОК-8):

- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

- проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие профессиональные компетенции (ПК: ПК-1; ПК-2; ПК-3):

- демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

- использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

- демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3).

На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ.

4. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные понятия, термины и определения Биологии поведения, особенности строения нервной системы и органов чувств основных групп животных, системы контроля поведения животных; закономерности эволюции поведения.

Уметь: осуществлять анализ поведения организмов, выявлять его мотивацию, выявлять родственные связи между формами поведения разных групп организмов, оперировать понятиями и аргументировать выводы.

Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях поведения животных, современных достижений Биологии поведения.
5. Структура и содержание дисциплины «Биология поведения»

Объем дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 74 часов, в том числе самостоятельная работа в объеме 46 часов.

Виды учебной работы:

Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, подготовка к экзамену).

Календарно - тематический план (20 л)



п/п



Раздел

дисциплины



Семестр


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Лабораторные работы

Практические занятия

Самостоятельн. работа

1.

Тема 1. История и теории этологии.

Классификация теорий: Креационные теории этологии. Метафизические взгляды на этологию. Рациональные гипотезы в истории этологии: Психологические теории в зоологии XVIII века. Зоопсихологическая теория эволюции Ж.Б.Ламарка.

Теории зоопсихологического антропоморфизма.

Теории атомистической зоопсихологии. Теория тропизмов Ж. Леба. Рефлексологическая теория поведения И.П. Павлова. Инструментальные условные рефлексы Б. Скиннера.

Бихевиоризм в этологии.

Теории, построенные на анализе форм поведения: Объективная биопсихолргия В. Вагнера. Инстинктивно-объектная гипотеза К. Лоренца и Н. Тинбергена. Проблемы современной теоретической этологии.

Коммуникативные и социобиологические концепции. Сравнительный подход в этологии. Когнитивные этологические модели.


6

1

2

-

2

2




2.

Тема 2. Нейробиологические основы этологии.

Клеточное строение нервной системы и методы ее исследования. Типы организации нервной системы.

Беспозвоночные животные: Кишечнополостные. Червеоб- разные. Членистоногие и сходные с ними группы.

Моллюски. Происхождение нервной системы хордовых, особенности поведения хордовых: Личинкохордовые или оболочники; Бесчерепные или головохордовые. Особенности нервной системы и поведения позвоночных животных: Бесчелюстные (круглоротые); Хрящевые и костистые рыбы.

6

2

2

-

2

2




3.

Тема 3. Нейробиологические основы этологии.

Особенности нервной системы и поведения позвоночных животных: Амфибии (земноводные); Рептилии (пресмыкающиеся). Птицы. Млекопитающие или звери.

6

3

2

-

2

2




4.

Тема 4. Системы контроля поведения животных.

Эндогенные системы контроля поведения: Генетические факторы контроля поведения. Инстинкт и влияние индивидуального развития на поведение. Эндогенные системы контроля поведения: Гормональная система позвоночных. Щитовидная железа. Ультимобран-хиальная и паращитовидные железы. Мозговое и корковое вещество надпочечников. Яичники и семенники. Аденогипофиз. Нейрогипофиз. Эпифиз. Поджелудочная железа. Урофиз. Гормональная регуляция поведения.

Гермафродитизм и поведение.

6

4

2

-

2

2




5.

Тема 5. Системы контроля поведения животных.

Экзогенные системы контроля поведения: Физические факторы контроля поведения. Ориентация животных. Влияние температуры на поведение. Влияние освещенности на поведение. Адаптивное поведение к переменным факторам среды. Биологические факторы контроля поведения: Фаунисти- ческие факторы контроля поведения. Межвидовые взаимо- действия. Влияние на поведение паразитизма и коммен- сализма.Влияние стратегий добывания пищи на поведение

Психологический и физиологический симбиоз.

6

5

2

-

2

2




6.

Тема 6. Внутривидовые взаимодействия.

Поиск, выбор и забота о половом партнере. Копуляция и оплодотворение. Забота о развитии потомства: Забота о потомстве в пренатальный период; Забота о потомстве в постнатальный период. Развитие поведения. Импринтинг (запечатление). Доминирование и иерархия. Типы информационных взаимодействий в группах. Звуковые и вибрационные коммуникации. Зрительные коммуникации. Химические коммуникации. Эволюция поведения.

6

6

2

-

2

2




7.

Тема 7. Эволюция полового поведения.

Моногамия. Полигамия. Отклонения сексуального поведения среди животных.

7

7

2

-

2

3




8.

Тема 8. Способности животных к обучению. Индивидуализация поведения животных.

Спонтанное и социальное обучение. Абстрактное мышление. Альтруизм. Обман, недоверие и попрошайничество. Использование животными алкоголя. Асоциальное поведение. Отказ от заботы о потомстве. Агрессия и уничтожение особей своего вида. Каннибализм.

7

8

2

-

2

3







Промежуточная аттестация

8







-

-




Зачет




Всего часов:

50




16

-

16

18






6. Образовательные технологии

При освоении дисциплины «Поведение животных и циркадные ритмы» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм приобретения новых знаний. В обязательном порядке должен быть обеспечен доступ студентов в Интернет для подготовки рефератов.

Во время проведения лекций образовательный процесс ориентирован, в основном, на теоретическую подготовку студентов и на приобретение навыков самостоятельной работы.

Первая, вводная лекция, призвана возбудить интерес к осваиваемой дисциплине. Помимо посещения лекций, предусматривается самостоятельная работа студентов с учебной литературой, необходим также доступ к Интернет-ресурсам.
7. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по курсу «Поведение животных и циркадные ритмы» осуществляется:

  1. При чтении основной и дополнительной учебной литературы.

  2. При подготовке реферата.

Вопросы для самостоятельной работы

1.

Теории зоопсихологии.




1.1.

Креационные теории зоопсихологии.

0.5

1.2.

Метафизические взгляды на зоопсихологию.

1

1.3.

Психологические теории в зоологии XVIII века.

1

1.4.

Зоопсихологическая теория эволюции Ж.Б.Ламарка.

1

1.5.

Теории зоопсихологического антропоморфизма.

0.5

1.6.

Теории атомистической зоопсихологии.

0.5

1.7.

Теория тропизмов Ж.Леба.

0.5

1.8.

Рефлексологическая теория поведения И.П. Павлова.

0.5

1.9.

Инструментальные условные рефлексы Б.Скиннера.

0.5

1.10.

Бихевиоризм в зоопсихологии.

0.5

1.11.

Объективная биопсихолргия В.Вагнера.

0.5

1.12.

Инстинктивно-объектная гипотеза К.Лоренца и Н.Тинбергена.

1

2.

Проблемы современной теоретической зоопсихологии.




2.1.

Коммуникативные и социобиологические концепции.

1

2.2.

Сравнительный подход в этологии.

1

2.3.

Когнитивные этологические модели.

1

3.

Нейробиологические основы этологии.




3.1.

Клеточное строение нервной системы и методы ее исследования. Нейрон.

1

3.2.

Типы организации нервной системы.

1

3.3.

Диффузный тип нервной системы. Околоротовой и подошвенный ганглии. Органы чувств. Особенности поведения кишечнополостных.

1

3.4.

Разбросанно-узловой тип нервной системы. Его разновидности.

1

3.5.

Лестничная нервная система (ортогон). Органы чувств плоских и круглых червей. Особенности поведения плоских и круглых червей. Выработка условных рефлексов у плоских червей.

1

3.6.

Брюшная нервная цепочка. Органы чувств кольчатых червей (дождевой червяк) и членистоногих. Особенности поведения кольчатых червей.

Строение «головного мозга» насекомых. Сложность поведения насекомых. Общественные насекомые и их поведение. Роль Ж.А.Фабра в изучении поведения насекомых. Забота о потомстве. «Язык» общественных насекомых. Способность к счету (опыты с муровьями и пчелами).

1

3.7.

Разбросанно-узловая нервная система моллюсков.

Особенности нервной системы и поведения двустворчатых моллюсков. Роющий образ жизни и «потеря головы» – что из этого следует.

Особенности нервной системы и поведения брюхоногих моллюсков. Органы чувств.

Нервная система и органы чувств головоногих моллюсков.

Территориальность в поведении осьминогов. Стайный образ жизни кальмаров. Выработка условных рефлексов.

1

3.8.

Трубчатый тип нервной системы. Происхождение хордовых организмов и их нервной системы. Взгляды Ж. Сент-Илера на эволюционную связь беспозвоночных и позвоночных организмов. Ж.Кювье о взглядах Ж. Сент-Илера. Современные представления на появление хордовых организмов. Эволюция нервной системы в ряду хордовых. Появление коры больших полушарий. Связь между сложностью нервной системы и сложностью поведения. Гнездовая деятельность птиц. Строительная деятельность млекопитающих. Групповое поведение у позвоночных. Приматы. Их своеобразие. Происхождение и эволюция человека. Биологические основы поведения человека.

1

ИТОГО

18


Темы для рефератов:

  1. Биологическое и социальное в поведении человека.

  2. Интеллект антропоидов и человека. Их частичное сходство и различие.

  3. Развитие психики в процессе антропогенеза.

  4. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.

  5. Типы организации нервной системы.

  6. Происхождение нервной системы хордовых.

  7. Генетические факторы контроля поведения.

  8. Инстинкт и влияние индивидуального развития на поведение.

  9. Гормональная регуляция поведения.

  10. Гермафродитизм и поведение.

  11. Экзогенные системы контроля поведения.

  12. Влияние на поведение паразитизма, комменсализма и мутуализма.

  13. Влияние стратегий добывания пищи на поведение.

  14. Психологический и физиологический симбиоз.

  15. Поиск, выбор и забота о половом партнёре.

  16. Забота о потомстве в пренатальный период.

  17. Забота о потомстве в постнатальный период.

  18. Доминирование и иерархия.

  19. Звуковые и вибрационные коммуникации.

  20. Зрительные коммуникации.

  21. Химические коммуникации.

  22. Эволюция полового поведения (моногамия, полигамия).

  23. Спонтанное и социальное обучение.

  24. Абстрактное мышление у животных.

  25. Обман, недоверие и попрошайничество у животных.

  26. Асоциальное поведение у животных.

  27. Агрессия и уничтожение особей своего вида. Каннибализм.

  28. Игра и приобретение "запасного" опыта. Познавательное значение игры животных.

  29. Биологическая ограниченность поведения животных.


Рекомендуемая литература по курсу

"Биология поведения"

Основная


Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. Учебник. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2002. 383 с.

Праворотов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. Учебное пособие. - Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. 392 с.
Дополнительная

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.- М.: Изд-во МГУ, 1993. 308 с.

Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол. Гвардия, 1985. 191 с.

Вагнер В.А. Сравнительная психология / Под ред. Г.В.Калягиной.- М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998. 192 с.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. 208 с.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. Издание 3-е, дополненное.– СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. 320 с.

Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. - М.: Мир, 1981. 379 с.

Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. Учебное пособие по ВНД и зоопсихологии. М.: Аспект-Пресс, 2001. 320 с.

Корытин С.А. Повадки диких зверей.- М.: Агропромиздат, 1986. 319 с.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс правоведение
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физика»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «всеобщее управление качеством»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история...
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины редкие виды животных Приморского...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины /Сост.: И. И. Иванов; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск:...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента....
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080504 Государственное...
Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080502 Экономика и управление...
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации, устанавливаемых вузом, и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для студентов / Сост.: Н. А. Кочергина,...
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Поведение потребителей»
Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина Лыжная подготовка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В. С. Баклыкова; Бийский пед гос ун-т им....
Учебно-методический комплекс дисциплина «Поведение животных и циркадные ритмы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Новые физкультурно-спортивные виды» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск