Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет менеджмента
Программа дисциплины Бухгалтерский и управленческий учет, анализ финансовой отчетности
для направления 080200.62 Менеджмент
подготовки бакалавра
Автор программы: Е.Н. Лавренчук, к.э.н., lavrenchuk@inbox.ru
С.А. Белых, belyh_sa@list.ru
(И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес)
Одобрена на заседании кафедры бухгалтерского учета и аудита «11» мая 2012 г. Зав. кафедрой ________________________ Е.Н. Лавренчук
Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина
Пермь, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1.Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 Менеджмент подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Бухгалтерский и управленческий учет, анализ финансовой отчетности». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ (Протокол от 02.07.2010 г. №15) ];
Образовательной программой 080200.62 Менеджмент.
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, утвержденным в 2011 г.
2.Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Бухгалтерский и управленческий учет, анализ финансовой отчетности» по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент являются: 2.1. в области обучения: подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре. 2.2. в области воспитания личности: формирование необходимых менеджеру социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать предмет и методы бухгалтерского учета, нормативные и другие правовые документы, систему сбора, подготовки информации бухгалтерского характера; роль и значение управленческого учета в системе управления организацией; предмет и метод управленческого учета, объект изучения данной науки; основные проблемы, решаемые в рамках управленческого учета; особенности классификации затрат; особенности калькулирования себестоимости при использовании различных систем калькулирования; принципы принятия управленческих решений; совокупность финансовых показателей деятельности организации; методику их расчета и оценки; аналитическую ценность финансовой отчетности.
Уметь использовать принципы бухгалтерского учета; уметь решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации бухгалтерского характера; использовать систему знаний о принципах управленческого учета для систематизации данных о затратах, оценке себестоимости и определения прибыли; уметь решать на примере конкретных ситуаций проблемы оценки эффективности производства и сбыта новых изделий, работ, услуг, изменение объема и ассортимента продукции, капитальных вложений, управления затратами; применять в процессе работы новый план счетов бухгалтерского учета; определять цель и задачи анализа; выбирать информационную базу анализа; выбирать систему показателей для решения поставленных задач; использовать общие методы и алгоритмы анализа для получения необходимой информации, характеризующей деятельность организации; выявить по результатам анализа проблемы финансово-хозяйственной деятельности организации; формулировать выводы и рекомендации по результатам анализа.
Иметь навыки (приобрести опыт) отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете; составления отчетности в рамках управленческого учета; калькулирования себестоимости с использованием рассматриваемых методов; принятия управленческих решений; сбора анализа информации в системе управленческого учета; экономического чтения финансовой отчетности; использования методов ведения финансового анализа; формирования и расчета экономических показателей.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие развитию компетенции
| Способен развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования
| ОК-1
| Обосновывает свою точку зрения; оценивает друге мнения по обсуждаемой теме; использует представленные инструменты.
| Темы для самостоятельного изучения, задания для самостоятельного выполнения, командная аудиторная работа, разбор кейсов, обсуждения.
| Способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения
| ОК-3
| Самостоятельно осуществляет поиск информации; самостоятельно формирует решение поставленной на обсуждение проблемы; самостоятельно изучает зарубежный и российский опыт управления инновациями
| контрольная работа, разбор кейсов, обсуждение примеров.
| Обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций
| ОК-6
| Выступает перед группой со своим решением поставленной проблемы; докладывает группе выполненные работы.
| Доклады на занятиях, защита контрольной работы.
| Способен управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями
| ПК-1
| Разрабатывает проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений;
| лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, включающая выполнение задач и упражнений
| Обладает способностью разрабатывать программы развития фирмы и обеспечивать их реализацию
| ПК-4
| Применяет полученные теоретические знания в области развития и внедрения инноваций, а также управления изменениями при работе над своим проектом.
| Работа над прикрепленным проектом в рамках проектного метода обучения.
| Способен готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности
| ПК-8
| Понимает взаимосвязь проектного управления с экономическими процессами, происходящими на макро и микро уровнях; понимает значение проектного управления для наиболее эффективного решения профессиональных задач
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| |