Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011





НазваниеКурс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011
страница1/7
Дата публикации29.07.2013
Размер1.15 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Бухгалтерия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ХАКАССКИЙ ФИЛИАЛ





Международные стандарты аудита




Курс лекций


для студентов специальности 080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит


Абакан 2011




Содержание





Модуль 1. Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности за рубежом………..………………………………..3




Модуль 2. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита……………………………………………………………………………....16




Модуль 3. Связь международных стандартов с национальными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность……….…………23




Модуль 4. Классификация и особенность основных групп стандартов, включая стандарты получения информации о проверяемых объектах, организации аудита и оформления результатов аудиторских проверок…………………..35

Модуль 5. Понятие качества аудиторских проверок, методы его обеспечения……………………………………….……………………...………38

Модуль 6. Влияние аудита на достоверность и надежность информационного обеспечения объектов хозяйствования в рыночной экономике..…………….41

Модуль 7. Соответствие состава и принципов разработки отечественных стандартов международным….………………………………………………...50

Модуль 8. Особенности применения международных стандартов к подтверждающему, сопровождающему и целевому аудиту и другим видам аудиторских услуг………………………………………………………………..52













МОДУЛЬ 1. Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности за рубежом
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (англ. — International Federation of Accountants — IFAC) является международ­ным объединением лиц бухгалтерской профессии. МФБ была осно­вана 7 октября 1977 г. с целью координации на мировом уровне дея­тельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. В настоящее время ее членами яв­ляются 156 профессиональных организаций из 114 стран. Россия в МФБ представлена полноправным членом — Институтом профес­сиональных бухгалтеров России.

В конституции МФБ записано, что ее основная цель — развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизирован­ных стандартов и предоставление обществу качественных ус­луг в области бухгалтерского учета и аудита.

С этой целью Совет МФБ учредил Комитет по междуна­родной аудиторской практике (КМАП), который должен зани­маться разработкой стандартов и положений в области финансового аудита и сопутствующих ему услуг.

МФБ создала объединение фирм, участвующих в оказании ауди­торских услуг в международном масштабе — Форум фирм (Forum of Firms), в который вошли представители 23 транснациональных ауди­торских фирм. Цель образования Форума фирм — надзор за разра­боткой нового международного режима регулирования аудита с по­мощью нового глобального стандарта качества, созданного на основе существующих Международных стандартов аудита и Этического ко­декса МФБ. В Форум фирм может вступить любая международная аудиторская компания, которая готова соблюдать стандарты и пе­риодически подвергаться внешнему контролю. Исполнительным ор­ганом Форума фирм является Транснациональный аудиторский ко­митет (ТАК). В структуру МФБ входит также Комитет по мониторингу, призван­ный осуществлять надзор за соблюдением членами федерации их обязанностей и сотрудничать с ТАК.

Для ускорения работы над Международными стандартами аудита Совет Международной федерации бухгалтеров одобрил выделение дополнительных ресурсов, которые направляются на финансирова­ние работы Комитета по международной практике аудита. Первооче­редными задачами являются:

  • пересмотр отдельных Международных стандартов аудита (МСА) и Положений о международной аудиторской практике (ПМАП);

  • разработка стандартов по услугам, предусматривающим выда­чу аудиторских гарантий (например, составление заключения о сис­теме внутреннего контроля), отражающих переход аудиторской практики с «подтверждения» на «гарантирование»;

  • пересмотр рекомендаций в отношении аудиторских проверок коммерческих банков;

  • публикация МСА по производным ценным бумагам (финан­совым инструментам).


С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Встала потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом работы аудиторов в разных странах.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Основная цель аудиторских стандартов – обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты также служат основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.

Внедрение стандартов в аудиторскую практику способствует обеспечению высокого качества аудиторских проверок, применению единых требований при осуществлении обязательного аудита, использованию научных достижений в процессе проведения проверок, пониманию пользователями финансовой информации сущности и методов аудита, обеспечению сравнимости показателей работы отдельных аудиторов.

В основу Международных стандартов аудита положены следующие концептуальные положения:

1. Финансовая отчетность является основным источником информации для внешних пользователей. Она должна составляться в соответствии с Международными и (или) национальными стандартами финансовой отчетности.

2. Понятия аудита финансовой отчетности и сопутствующих услуг разграничиваются. При этом к сопутствующим услугам относятся обзор, согласованные процедуры и подготовка информации. Услуги по налогообложению, консультированию, рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам не рассматриваются как сопутствующие.

3. Выражение аудитором мнения в отношении достоверности утверждений, представленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной, рассматривается как уверенность. Уровень уверенности аудитора определяется на основе результатов выполненных им процедур. Аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом проверки, свободна от существенных искажений.

4. При проведении аудита абсолютная уверенность в достоверности финансовой отчетности недостижима из-за существования следующих факторов: необходимость высказывания аудитором суждений; применение тестирования; наличие ограничений, присущих любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля; преимущественно убедительный характер большинства доступных аудитору доказательств.

5. Аудитор формулирует мнение о достоверности финансовой информации в отчете. При отсутствии такого отчета третьи лица не могут считать аудитора ответственным за данную финансовую информацию.

Стандарты аудита — это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствую­щий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

Международные стандарты аудита предназначены для примене­ния при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг. МСА содержат:

  • основные принципы;

  • необходимые процедуры;

  • рекомендации по применению принципов и процедур.

Обеспечено единство структуры стандартов – МСА включают в себя:

- введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших исполь­зуемых терминов;

- разделы, излагающие суть стандарта;

- приложения (для некоторых стандартов).

В исключительных случаях возможно аргументированное аудитором отступление от МСА. МСА применяются лишь в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что воз­можны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.

В 1998 г. МСА использовали в качестве национальных стандартов 34 страны, еще в 35 странах они применялись без значительных из­менений. Положения о международной аудиторской практике разра­батываются для предоставления практической помощи аудиторам в применении МСА и не имеют силы стандартов.

МСА на момент выпуска официального перевода в редакции 1999 г. в количестве 36 делились на 9 групп и имели трехзначную ну­мерацию; десятая группа представляла собой ПМАП, имевшие четы­рехзначную нумерацию. В настоящее время структура международ­ных стандартов кардинально пересмотрена: они делятся на Международные стандарты контроля качества; Международные стандарты аудита; Положения по междуна­родной аудиторской практике; Международные стандарты по заданиям по обзору; Международные стандарты по зада­ниям, обеспечивающим уверенность; Международные стан­дарты по сопутствующим услугам.

В свою очередь, МСА делятся на 6 групп.

В первую группу, которая именуется «Введение», входят такие разделы, как предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА. Предисловие к Международным стандартам аудита призвано спо­собствовать пониманию задач и методов работы КМАП, а также объема и статуса документов, разработанных этим комитетом. Глос­сарий содержит около 110 терминов, используемых при изложении содержания Международных стандартов аудита. Назначение глосса­рия — ввести единообразное толкование терминов, используемых в МСА. Сначала в перечне приводится русский перевод термина, в скобках — его формулировка на языке оригинала, затем — подроб­ное пояснение на русском языке. Термины в глоссарии расположе­ны в алфавитном порядке для английского варианта определения. В данном пособии содержится глоссарий, в котором приведены уточ­ненные понятия, расположенные в порядке русского алфавита. От­дельные термины рассматриваются в нескольких аспектах, определе­ние каждого из них приводится после основного термина, например: аудитор — основное определение; его аспекты — постоянный ауди­тор, внешний аудитор, новый аудитор и др.

Стандарты второй группы «Общие принципы и ответственность» объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руко­водство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности.

Третья и четвертая группы стандартов («Планирование» и «Сис­тема внутреннего контроля») посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента, определения уровня сущест­венности и аудиторских рисков. В настоящее время третья и четвер­тая группы объединены.

Документы пятой и шестой групп («Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц») содержат стандарты и реко­мендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов.

Правила составления аудиторских заключений по результатам ау­дита финансовой отчетности и проверки другой информации приведены в стандартах седьмой и восьмой групп — «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита».

В девятой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрывались цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, ко­торые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по об­зору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласованных процедур. В настоящее время девятая группа рас­формирована, вместо нее образованы самостоятельные группы стан­дартов.

Положения о международной аудиторской практике дают аудито­рам дополнительные рекомендации путем детализации и разъясне­ния применения международных стандартов аудита.

Основные принципы МСА представлены в МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита». К ос­новным принципам МСА стандарт относит основные прин­ципы финансовой отчетности и основные принципы аудита.

К основным принципам финансовой отчетности относит­ся, во-первых, то, что финансовая отчетность, которая явля­ется основным источником информации для широкого круга пользователей, должна составляться и представляться ежегод­но и удовлетворять информационные нужды этих пользовате­лей. Во-вторых, финансовая отчетность должна составляться либо в соответствии с МСФО, либо с национальными стандар­тами или иными авторитетными стандартами.

К основным принципам аудита МСА 120 относит разгра­ничение понятий аудит и сопутствующие услуги. Для этого в стандарте приводятся основные показатели, характеризующие аудит и сопутствующие ему услуги, и основные различия меж­ду ними (табл. 1).
Таблица. Основные виды аудиторских услуг и их основные характеристики



Показатели

Аудит

Сопутствующие услуги


Характер услуг


Аудит

Обзорная проверка (МСА910)

Согласованные процедуры

(МСА 920)


Компиляция

(МСА 930)

Сравнитель­ный уровень уверенности, обеспечивае­мый аудитором


Высокая, но не абсо­лютная


Средняя уверенность


Уверенность не предоста­вляется


Уверенность не предо­ставляется


Вид предоставляемого отчета

Позитивная уверенность по предпо­сылкам

Негативная уверенность по предпо­сылкам

Факты, отме­ченные в результате процедур

Указание на скомпилиро­ванную информацию


Различия между аудитом и сопутствующими услугами оп­ределяются, в первую очередь, целями, которые ставятся пе­ред этими заданиями. Эти цели обусловлены уровнем уверен­ности, который должны обеспечивать задания. МСА выделя­ют следующие уровни уверенности:

  • «Абсолютная уверенность». Достигается исключительно редко, когда доказательства носят исчерпывающий харак­тер.

  • «Высокий уровень уверенности». Может быть достигнут тогда, когда профессиональному бухгалтеру удалось со­брать достаточное количество доказательств, соответствующих выбранным критериям.

  • «Средний уровень уверенности». Образуется в тех случаях, когда профессиональный бухгалтер может выразить мнение о том, что предмет является правдоподобным при данных обстоятельствах.

Цель аудита — выражение мнения о соответствии финан­совой отчетности всем основным критериям ее подготовки.

В ходе аудита аудитор должен для формирования мнения об отчетности собирать достаточные и надлежащие доказа­тельства, которые необходимы для обоснованного выражения этого мнения. Мнение аудитора о финансовой отчетности субъекта проверки (клиента) повышает достоверность этой отчетности.

Цель обзорной проверки — выражение мнения по пре­доставленным процедурам и доказательствам о том, что во всех основных аспектах она соответствует основным критери­ям подготовки финансовой отчетности.

К обзорной проверке относятся различные запросы и ана­литические процедуры, направленные на общую проверку на­дежности предпосылок, положенных в основу формирования финансовой отчетности и которые являются предметом ответ­ственности руководства субъекта проверки. В ходе обзорной проверки уровень уверенности понижается, поскольку сокра­щается количество аспектов информации, которые она охва­тывает.

Цель согласованных процедур — высказывание аудито­ром мнения о фактах, для выявления которых он был пригла­шен.

Отчет о согласованных процедурах должен предоставляться только сторонам проверки и не имеет внешнего применения, т.е. используется только аудитором для целей проверки.

Цель компиляция — найм бухгалтера для использования его экспертных знаний. При этом не предполагается, что бух­галтер будет выражать уверенность в отношении финансовой отчетности.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) признает существование национальных стандартов аудита во многих странах мира, стремится учесть различия и разрабатывает стандарты аудита, которые могут быть приняты на международном уровне. Если местные положения соответствуют МСА, то услуги ау­диторов, оказанные с соблюдением национальных стандартов, авто­матически приравниваются к аудиту, проведенному в соответствии с МСА. Так, если в Российской Федерации будут утверждены феде­ральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, соответст­вующие международным стандартам, то повысится степень доверия иностранных пользователей финансовой информации к отчетности, проверенной согласно российским правилам (стандартам). Если ме­стные положения противоречат МСА, то организации — члены МФБ должны прилагать усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.

Страны — члены МФБ, желающие принять МСА в качестве своих национальных стандартов, должны составить заявление, определяю­щее юридическую силу принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Если в МСА имеются рекомендации, отличающиеся от нормативных положений, принятых в данной стране, то в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу на­ционального законодательства. Кроме того, разрешается разрабаты­вать дополнительные стандарты по аспектам, не освещенным в МСА.

Международные стандарты аудита используются по-разному:

- в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр, Ма­лайзия, Нигерия и др.);

- как база для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Бразилия, Голландия и др.);

- принимаются к сведению и руководству в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования какого-либо аспекта собственными стандартами (США и др.);

- как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций междуна­родными аудиторскими организациями.

Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности соз­давались в основном как аналог МСА. На момент принятия Феде­рального закона «Об аудиторской деятельности» имелось 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика, одобрен­ные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, из которых 31 документ был создан на основе аналогичных MCA, a остальные разработаны с учетом специфики аудиторской деятельно­сти в России по вопросам, требующим дополнительной регламента­ции либо обособленного рассмотрения.
Таблица. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности,

не имеющие аналогов среди МСА

Наименование правила (стандарта) аудиторской деятельности

Основные причины, обусловившие необходимость разработки правила (стандарта)

«Характеристика сопутствую­щих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним»

Действующими регулирующими документами аудиторам запрещено:

- заниматься деятельностью, не связанной с аудиторской;

- проводить проверку отчетности на предмет ее достоверности, если ранее оказывались несовмес­тимые с проверкой услуги.

Правило (стандарт) определяет подробный пере­чень сопутствующих аудиту услуг, в том числе несовместимых с проверкой

«Требования, предъявляемые к внутренним стандартам ауди­торских организаций»

Наличие внутрифирменных стандартов аудитор­ской деятельности согласно российскому законо­дательству является одним из факторов обеспечения качества аудиторских услуг

«Права и обязанности аудитор­ских организаций и проверяе­мых экономических субъектов»

Правило (стандарт) регламентировало права и обя­занности аудиторов и аудируемых лиц, так как до принятия соответствующего Федерального закона этим аспектам не было уделено должного внима­ния во Временных правилах аудиторской деятельности

«Порядок заключения догово­ров на оказание аудиторских услуг»

Поскольку аудит в России находился на стадии становления, данное правило (стандарт) было при­звано внести ясность в содержание договоров на оказание аудиторских услуг с учетом специфики предмета договора

«Письменная информация ау­дитора руководству экономиче­ского субъекта по результатам проведения аудита»

Частично положения, аналогичные включенным в данное правило (стандарт) аудиторской деятель­ности, имеются в МСА «Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление» и в Положениях по международной аудиторской практике 1007 «Контакты с руководством клиента». Коренным отличием российского правила (стандарта) является требование предоставления информации в письменном виде. Это побуждает руководство более серьезно отнестись к замечаниям аудитора и исправлению обнаруженных ошибок

Наименование правила (стандарта) аудиторской деятельности

Основные причины, обусловившие необходимость разработки правила (стандарта)

«Образование аудитора»

Требования к образованию и повышению квали­фикации аудиторов в России установлены законо­дательно, поэтому данное правило (стандарт) необ­ходимо для разъяснения вопросов организации обучения претендентов на должность аудитора и аттестованных аудиторов

Методика «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Обще­ние с налоговыми органами»

На современном этапе развития аудита и налого­обложения в России имеется существенная потреб­ность в услугах аудиторов, связанных с проверкой налоговых расчетов и других вопросов, связанных с налогами

Основными причинами разработки правил (стандартов) аудиторской деятельно­сти, не имеющих аналогов среди МСА, являются особенности на­ционального законодательства об аудиторской деятельности в Рос­сийской Федерации.

Международные стандарты, согласно которым составляются финансовые отчеты, разработаны одним из комитетов МФБ — Ко­митетом по международным стандартам финансовой отчетности. Взаимосвязи международных стандартов отчетности и аудита проявляются в следующих направлениях:

- единство терминологии, применяемой в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и международных стандартах аудита;

- использование аудиторами МСФО в целом в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям.

Одним из преимуществ, которое обеспечивается МФБ, является общая терминология, используемая в МСФО и МСА. Благодаря это­му удается избежать разногласий относительно представления о це­лях и объектах аудита между аудиторами и представителями аудируе­мых лиц, отвечающими за подготовку финансовой отчетности.

Если аудируемый субъект составляет отчетность в соответствии с МСФО, то при проведении аудита возникает необходимость в ис­пользовании практически всех введенных в действие стандартов фи­нансовой отчетности. В международных стандартах аудита встреча­ются прямые ссылки на МСФО и другие документы, разработанные Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Подробная информация об этих упоминаниях представле­на в таблице.

Таблица. Взаимосвязь МСА и МСФО


Номер и наименование МСА

Содержание ссылки на документы, разработанные Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности

МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита»

В качестве основ финансовой отчетности, которым должна соответствовать проверяемая информация, первыми названы Международные стандарты финансовой отчетности

МСА 320 «Существенность в аудите»

Понятие «существенность» определено в соответствии с «Основами подготовки и представления финансовой отчетности», разработанными Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности

МСА 550 «Связанные стороны»

Определения, касающиеся связанных сторон, приведе­ны в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Помимо этого, аудитор должен проверить раскрытие в отчетности взаимоотношений и операций со связанными сторонами, перечисленных в МСФО 24. Данное требование не относится к случаям проверки предприятий государственного сектора

МСА 560 «Последующие события»

Типология последующих событий определена МСФО 10 «Условные события и события, происшед­шие после отчетной даты»

МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия»

Использование допущения непрерывности деятельности предусмотрено «Основами подготовки и представления финансовой отчетности»; там же дано определение понятия «существенная неопределенность»

МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности»

Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с признанными основами финансовой отчетности, в качестве которых могут выступать МСФО

МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности»

Заключение по обзору финансовой отчетности должно содержать оценку ее соответствия установленным основам финансовой отчетности, которыми могут быть МСФО

Аудит финансовой отчетности это процесс, в ходе которого ау­дитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существен­ным аспектам, в соответствии ли с установленными основами финан­совой отчетности. Отчетность должна составляться в соответствии с:

  • Международными стандартами финансовой отчетности;

  • национальными стандартами финансовой отчетности;

  • другими нормативными актами, указанными в отчетности.

Этому вопросу посвящен МСА 200. Поскольку данный стандарт посвящен общим принципам, регулирующим аудит финансовой отчетности, его нужно рассматривать совместно с МСА 120.

Цель МСА 200 установление стандартов в отношении цели и общих принципов, регулирующих аудит финансовой отчетности.

Цель аудита заключается в выражении аудитором мнения о том, насколько финансовая отчетность во всех существенных аспектах соответствует основным принци­пам подготовки финансовой отчетности.

К общим принципам аудита относятся:

- соблюдение Кодекса этики профессиональных бухгалтеров;

- проведение и выполнение аудита с профессиональным скептицизмом (т.е. с учетом возможных искажений);

- соблюдение объема аудита, т.е. тех процедур, которые необходимы для достижения целей аудита;

- обеспечение разумной уверенности, т.е. уверенности в том, что рассматриваемая отчетность не содержит существен­ных искажений.

Разумная уверенность формируется у аудитора в процес­се накопления аудиторских доказательств, необходимых для формулирования выводов, подтверждающих отсутствие существенных искажений в финансовой отчетности.

Аудиту сопутствуют ограничения, которые носят как субъек­тивный, так и объективный характер. Эти ограничения, влия­ющие на возможность обнаружения существенных искажений в финансовой отчетности, могут быть связаны со следующи­ми моментами:

  • использованием тестирования;

  • ограничениями, присущими бухгалтерскому учету и системе внутреннего контроля;

  • убеждающим характером аудиторских доказательств;

  • субъективностью суждений аудитора.

Соответствующий российский стандарт аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчет­ности» к основным принципам аудита относит этические прин­ципы. В данном российском стандарте подробно рассматрива­ются основные этические принципы, которые в МСА выделены в отдельный самостоятельный документ «Кодекс этики профессионального бухгалтера».

В стандарте МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита» (в настоящее время не имеет номера и не при­надлежит к конкретной группе МСА) определяются уровни уверен­ности и виды отчетности аудитора по отдельным видам услуг:

  • обзору;

  • согласованным процедурам;

  • подготовке финансовой информации.

Помимо этого, профессиональные обязанности аудиторов при оказании упомянутых услуг раскрываются в МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности», МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур», МСА 930 «Задания по подготовке финан­совой информации».

При проведении сопутствующих услуг аудитор должен:

• планировать свою работу;

• направить клиенту письмо-обязательство;

• документировать необходимую информацию для того, чтобы подтвердить выполнение работы в соответствии с МСА.

Обзор финансовой отчетности — услуга, при проведении которой аудитор должен определить наличие обстоятельств, указывающих на то, что финансовая отчетность не была составлена во всех сущест­венных аспектах в соответствии с основами финансовой отчетности.

Согласно МСА 910 «Задания по обзору финансовой информа­ции» доказательства, необходимые для достижения цели обзора, аудитор получает в первую очередь посредством проведения опроса и аналитических процедур.

Цель задания по обзорной проверке предоставле­ние аудитору возможности заявить на основании проведенных им процедур, что они не могут обеспечить ему все необходи­мые доказательства. Эти доказательства необходимы для того, чтобы выразить мнение о том, что финансовая отчетность не составлена во всех существенных отношениях в соответствии с указанными основными принципами ведения учета и состав­ления финансовой отчетности.

В ходе обзора аудитор может допустить средний (более низкий по сравнению с аудитом финансовой отчетности) уровень уверенности в том, что проверяемая информация не содержит существенных ис­кажений. По результатам обзора в аудиторском отчете формулирует­ся мнение в виде негативной уверенности. Следо­вательно, негативная уверенность — это отрицание факта обнаруже­ния каких-либо значительных искажений, выраженное по результатам проведенных работ.

Аудитор должен обратить внимание клиента на то, что обзор не является аудиторской проверкой, а составленное по результатам об­зора заключение не выражает аудиторского мнения о достоверности финансовой отчетности. Кроме того, необходимо разъяснить клиен­ту, что на обзор нельзя полагаться как на средство выявления оши­бок, незаконных действий или других нарушений. Заключение по обзору имеет структуру, во многом схожую с ау­диторским заключением по финансовой отчетности, и формируется в зависимости от результатов работы аудитора.

В ходе обзорной проверки рассматриваются:

  • условия задания, которые должны быть согласованы в пись­ме о задании;

  • основные аспекты письма;

  • аспекты планирования обзорной проверки;

  • документирование аудита;

  • основные процедуры и доказательства.

При оценке существенности в ходе обзорной проверки аудитор должен придерживаться тех же критериев, что и при выражении аудиторского мнения при аудите финансовой от­четности. Аудитор здесь также должен показать понимание бизнеса клиента, проводить различные сравнения, запросы по самым разным аспектам финансовой и нефинансовой инфор­мации.

Аудитор должен получить информацию о всех событиях, которые произошли после даты составления финансовой от­четности. В тех случаях, когда возможно полагать, что информация может быть сильно искажена, необходимо выполнить допол­нительные процедуры, которые позволяют выразить негатив­ную уверенность или для подтверждения того, что необходимо по результатам аудита выдать модифицированное заклю­чение (МСА 700).

Согласованные процедуры — действия аудиторского характера, по которым было достигнуто согласие между аудитором, субъектом и лю­быми соответствующими третьими сторонами. Работа по выполнению со­гласованных процедур может касаться таких статей отчетности, как де­биторская задолженность, операции со связанными сторонами, объем продаж и прибыли подразделений, а также финансовых отчетов.

Цель задания о согласованных процедурах — выпол­нение аудиторских процедур, которые были согласованы меж­ду аудитором, ответственным лицом и пользователем (или иным третьим лицом) и предоставление отчета.

В процессе выполнения задания, прежде всего, произво­дится его планирование, документирование, а также все не­обходимые процедуры и доказательства в виде запросов, ана­лиза, пересчетов и сравнений, наблюдений, инспектирования. Отчет задания о согласованных процедурах должен содер­жать или отражать:

  • общие сведения;

  • ссылки на МСА;

  • заявление об отсутствии независимости;

  • указание цели проводимых в ходе задания процедур;

  • перечень проведенных процедур;

  • описание отмеченных фактов;

  • заявление о том, что это не аудит или обзорная проверка, а потому здесь не может быть выражена уверенность;

  • заявление о том, что в ходе проведения дополнительных процедур или обзорной проверки, возможно было бы об­наружить и другие проблемы;

  • заявление о том, что данный отчет не распространяется на всю финансовую отчетность субъекта.

Стандарты и рекомендации по данному виду услуг установлены МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур».

В случае проведения согласованных процедур аудитор представ­ляет в виде отчета сторонам, участвующим в договоренности, только фактические выводы без выражения уверенности. Пользователи от­чета самостоятельно оценивают объем проведенных процедур и предложенные выводы и составляют собственные заключения на ос­нове данных работы аудитора.

В отчете, помимо обычных реквизитов и параграфов, должны быть отражены следующие принципиальные моменты:

- заявление о согласовании выполненных процедур с получате­лем отчета;

- перечень конкретных выполненных процедур;

- заявление о том, что процедуры не являются аудиторской проверкой или обзором;

- указание на ограниченность объема процедур.

Подготовка финансовой информации — это сбор, классификация, обобщение и представление финансовой информации с применением знаний аудитора в области бухгалтерского учета. При оказании данной услуги аудитор выступает в роли бухгалтера, поэтому в тексте МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации» используется именно этот термин. Уверенность в отношении обрабаты­ваемой информации не выражается.

Цель задания по подготовке финансовой информации состоит в том, что бухгал­тер должен использовать экспертные задания в области бух­учета, а не в области аудита для сбора, классификации и обоб­щения информации.

Обычно задания по подготовке финансовой информации включают подготовку фи­нансовой отчетности и другой финансовой информации.

При определении условий задания бухгалтер должен проинфор­мировать руководство клиента о следующем:

- выполнение задания не предусматривает проведение аудитор­ской проверки или обзора, не предполагает выражения уверенности в достоверности информации, не гарантирует выявления ошибок или нарушений;

- ответственность за полноту и точность предоставляемой бух­галтеру информации несет руководство клиента;

- финансовая информация будет подготовлена с соблюдением перечисленных в отчете принципов бухгалтерского учета, кроме того, будут раскрыты все известные отступления от этих принципов (коли­чественную оценку таких отступлений приводить необязательно).

Для подготовки финансовой информации бухгалтер получает общее представление о характере финансово-хозяйственной деятель­ности клиента, формах его бухгалтерских записей и основах финансовой отчетности, в соответствии с которыми должна быть представ­лена требуемая информация.

Если бухгалтеру становится известно, что предоставленная ему информация не удовлетворяет предъявляемым требованиям, то он должен запросить у руководства клиента дополнительные сведения, а в случае невыполнения этой просьбы — отказаться от подготовки финансовой информации.

В отчете о выполнении задания по подготовке финансовой ин­формации помещается заявление о том, что аудиторская проверка или обзор не проводились и что в связи с этим уверенность в досто­верности информации не выражается. На каждой странице подго­товленной отчетности либо на титульном листе должны содержаться ссылки на то, что данные собраны и представлены без проведения аудита и обзора.

Аудитор считается причастным к финансовой информации, если:

- к ней прилагается его отчет;

- им выражается согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью (т.е. если выполнялись сопутст­вующие услуги).

Ответственность аудитора за содержание финансовой информации ограничивается уровнем уверенности, обеспечиваемым при оказании услуг. Если аудитору становится известно, что на него безосновательно ссылаются, то он может проинформировать об этом заинтересованные стороны или пойти по пути юридических разбирательств.

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров – важнейший документ, который предваряет МСА и состоит из трех частей:

Часть А — относится ко всем профессиональным бухгал­терам.

Часть В — только к публично практикующим профессио­нальным бухгалтерам.

Часть С — только к наемным публичным бухгалтерам.

В Кодексе этики даются следующие определения различ­ным категориям бухгалтеров.

Наемный профессиональный бухгалтер профессио­нальный бухгалтер, работающий по найму в промышленности, государственном секторе или в сфере образования, зани­мающийся коммерческой деятельностью.

Профессиональный бухгалтер лицо, являющееся членом организации, входящей в Международную федерацию бухгалтеров, вне зависимости от того, зани­мается ли оно публичной практикой (в качестве единоличного практикующего бухгалтера, товарища или корпорации) или ра­ботает в промышленности, занимается коммерческой деятель­ностью, в государственном секторе или в сфере образования.

Публично практикующий профессиональный бухгал­тер — каждый партнер или лицо, занимающее должность, ана­логичную должности партнера, и каждый практический служа­щий, оказывающий профессиональные услуги клиенту, вне за­висимости от их функциональной классификации (аудит, налогообложение, консультация), а также практикующие профессиональные бухгалтеры, выполняющие управленческие обязанности. Данный термин может применяться и к фирме.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconПрограмма дисциплины для специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет,...
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности 080109. 65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденной...
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconУчебно-методическая разработка по дисциплине «Контроль и ревизия»...
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного...
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)»
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)»
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)»
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)»
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине статистика финансов специальность...
Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент...
Гос впо по специальности 080109. 65 “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине управление финансовыми...
Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерский управленческий...
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного...
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Бухгалтерский учет в сфере...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)»
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconУчебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Р. 03) Правоведение...
Для специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит (гос 060500 / оксо 080109)
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
«История российского предпринимательства» составлен в соответствии с примерной программой по дисциплине по специальностям 080109...
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconПрограмма дисциплины «История экономических учений» для студентов...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета по специальности 080109. 65 –...
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет и аудит...
Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Абакан 2011 icon080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Авторы: к э. н., доцент...
Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск