Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика»





Скачать 384.23 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «деловая этика»
страница1/3
Дата публикации30.07.2014
Размер384.23 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»




Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин








Утверждаю

Декан факультета «Экономика и право»

Т.М.Ожерельева
(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________20.… г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ДЕЛОВАЯ ЭТИКА»




Направление подготовки

080100 Экономика
Профиль подготовки

Общий профиль
Квалификация выпускника бакалавр

Форма обучения

очная


Бузулук 2011

Рецензент старший преподаватель кафедры ГСД Сергеева С.И.



Рабочая программа дисциплины «Деловая этика» /сост.

О.Н. Григорьева – Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2011. – 27 с.


Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 080100 Экономика в IV семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 747.



Составитель ____________________ О.Н. Григорьева

31.08.2011 г. (подпись)





 Григорьева О.Н., 2011




 БГТИ (филиал) ОГУ, 2011


Содержание


1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………...

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......………………………..

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.............

5

4

Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………………….

6

4.1

Содержание разделов дисциплины..........................................................

6

4.2

Структура дисциплины.............................................................................

10

4.3

Лабораторные работы……………………………………………………

14

4.4

Практические занятия (семинары)....…………………………………...

15

4.5

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….

15

5

Образовательные технологии...................................................................

16

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………………


16

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.................................................................................


16

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)....................

22

7.1

Основная литература……………………………………………………..

22

7.2

Дополнительная литература……………………………………………..

23

7.3

Периодические издания.....……………………………………….……...

23

7.4

Интернет-ресурсы......................................................................................

24

7.5

Методические указания к практическим занятиям ................................

24




Лист согласования рабочей программы дисциплины…..……………..

26




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ………..

27



  1. Цели и задачи дисциплины


Цель освоения дисциплины:

формирование и развитие компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность с учетом основ деловой этики, знаний психологических и этических особенностей участников делового взаимодействия.

Задачи:

- сформировать представление о сущности общения как социально-психологическом механизме взаимодействия; о профессионально значимых формах делового этикета;

- раскрыть содержание, специфику, структуру, роль делового этикета

как важной составляющей деловой культуры общества;

- изучить особенности делового общения по горизонтали и вертикали;

- сформировать умение пользоваться основными способами и приёмами деловой коммуникации;

- анализировать публичные выступления на деловые темы и создавать свою собственную речь с риторических позиций;

- сформировать представление о стилях общения, социально-психологических и этических проблемах руководства; предпосылках возникновения, видах, структуре, стадиях протекания конфликтов; стратегиях этического поведения в условиях конфликтной ситуации; методах снятия психологического напряжения в условиях конфликта.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Деловая этика» относится к базовой части учебного цикла (Б.1.2.4) Гуманитарный, социальный и экономический цикл основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению «Экономика» (бакалавриат).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Общая психология (психология личности, процессы самосознания, самопознания, саморегуляции личности).

Педагогика (методы, приёмы, способы воздействия на личность; пути разрешения конфликтных ситуаций).

Социология (социальное взаимодействие, его виды и формы, субъекты; социальный конфликт; социализация личности).

Философия (проблемы психологии общения в истории философской мысли).

Этика (этика делового общения; этические принципы делового общения; деловой этикет).

Дисциплина «Деловое общение» будет выступать опорой для таких дисциплин, как:

Логика (понятия, следствия, умозаключения, выводы по теме публичного выступления).

Управление персоналом (управление как вид профессиональной деятельности, властные отношения и проблемы лидерства, межличностные коммуникации в управлении).

Конфликтология (конфликты в трудовом коллективе).
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК) компетенций бакалавра экономики:

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способности понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранение недостатков (ОК-10);

б) профессиональных (ПК):

способность организации деятельности малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11).

В результате освоения содержания дисциплины студент должен:
Знать:

цели и задачи дисциплины; происхождение, сущность, функции общения; основные виды и характеристики общения; вербальные и невербальные средства деловой коммуникации; формы деловой коммуникации и культуру их проведения (деловой разговор, деловая беседа по телефону, деловые совещания, деловые переговоры, пресс-конференции, торги, дискуссия, полемика, спор, дебаты, презентации, самопрезентации); стили общения как константную характеристику общения и социально-психологические проблемы руководства; предпосылки возникновения, виды, структуру, стадии протекания конфликтов; стратегию поведения в условиях конфликтной ситуации; методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта; виды барьеров в общении и их преодоление; ключевые понятия этики и этикета в общении; общие этические принципы делового общения;
Уметь:

выбирать основные способы и приёмы деловой коммуникации; оценивать ситуацию, складывающуюся в процессе общения и находить пути решения из сложившейся ситуации; разрабатывать ситуации делового характера; анализировать практические ситуации, выдвигая собственную точку зрения; создавать аргументированные публичные выступления в соответствии с принципами, тактикой, правилами ведения полемики, дискуссии, спора; анализировать публичные выступления на деловые темы и свою собственную речь с риторических позиций.
Владеть:

опытом практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;

способностью к взаимодействию и управлению людьми с учетом их индивидуально-психологических характеристик;

навыками по преодолению конфликтов и психологического восстановления после их разрешения.
Приобрести опыт деятельности:

овладение основами деловой коммуникации и эффективного взаимодействия с деловыми партнерами; реализация комфортно-психологического общения, ориентированного на достижение компромисса и сотрудничества; овладение приемами влияния на деловых партнеров, коллег, руководителей.
4 Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела

Наименование
раздела


Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Сущность и происхождение этики


Прикладная этика и ее разновидности. Соотношение экономической и предпринимательской этики. Основные концепции предпринимательской этики. Значение разделения труда, его профессионализации и специализации для появления профессиональной этики, основные этапы ее развития. Возникновение деловой этики (бизнес-этики) как научной дисциплины, ее задачи и методы, основные понятия. Деловая этика и этика деловых отношений. Место деловой этики в системе этического знания. Причины и факторы роста значения деловой этики в современном мире

ДЗ

2

Бизнес и общество

Исторические предшественники капитализма и его характеристики. Соотношение морали и бизнеса, бизнеса и общественного блага. Взаимоотношения предпринимательства и политики, права, религии, искусства, науки. Экономические аспекты художественного творчества, искусство и бизнес, этические проблемы создания и реализации произведений искусства. Роль бизнеса в глобализации экономики и культуры. Влияние информационно-компьютерных технологий на развитие предпринимательства. Появление электронной коммерции, сетевых фирм. Международная система бизнеса и международные кодексы. Транснациональные корпорации и локальные общества. Различие культур и международный бизнес. Понятие мультикультурализма и кросс-культурного менеджмента

Э

3

Этика делового общения в отраслях экономики

Природа и сущность этики деловых отношений, ее принципы. Закономерности межличностных отношений. Субъекты деловых отношений. Труд и предпринимательство (бизнес) как виды деятельности. Конкуренция как вид взаимоотношений. Особенности справедливой конкуренции. Социальная ответственность предпринимательства. Нормы и ценности предпринимательской деятельности. Этика теневого бизнеса

ДЗ

4

Этика руководителя

Феномен лидерства. Теории лидерства. Лидер и руководитель. Стили руководства. Нормы этичного поведения руководителя. Качества руководителя как личности. Виды и модели отношений и поведения между руководителем и подчиненными. История субординационных отношений в России. Этичность методов принятия управленческих решений. Руководитель как работодатель. Аморальное поведение работодателя. Этика служебной карьеры. Карьерные стратегия и тактика. Управление и самоуправление карьерой. Карьера и личная жизнь

Т

5

Коллектив как социальная группа

Классификация социальных групп. Социальная группа как объект управления. Формальные и неформальные социальные группы. Типовые роли поведения в группе

ДЗ

Кейс-метод

6

Этика поведения на рабочем месте


Производственный коллектив как система, его функции и этапы развития. Характер межличностных отношений в служебном коллективе. Со-

отношение индивидуального и коллективного начал. Морально-психологический климат коллектива и его влияние на результаты деятельности. Способы регулирования отношений в коллективе. Понятие команды, специфика работы в команде. Профсоюзы и их роль в организации производственного процесса и в регулировании производственных отношений. Гражданские права и свободы на рабочем месте. Права и обязанности служащих. Лояльность и повиновение фирме и руководителю. Кадровая политика и процедуры. Идеальный работник. Соблюдение правил безопасности на рабочем месте

Р

7

Предприниматель как социально-психологический тип личности


Личность делового человека. Предприниматель как социальный тип личности. Личные и деловые качества, образ жизни делового человека. Репутация, имидж предпринимателя. Предпринимательство как профессия и искусство. Понятие профессиональной деформации. Причины и факторы возникновения и развития профессионально-нравственных деформаций. Виды профессиональных деформаций и методы их профилактики. Профессиональные недостатки предпринимателей.

Отношение к предпринимателю в культуре. Реконструкция образа предпринимателя

Т

ДЗ

8

Дипломатический и светский этикет

Визитная карточка. Титулы и звания. Виды дипломатических приемов. Подготовка приема. Рассаживание за столом. Проведение приема. Приветствия и представления. Поведение в обществе. Имидж и одежда сотрудника.

Р

9

Речевой этикет

Основы риторики как искусства красноречия. Подготовка и проведение деловой беседы. Организация публичного выступления. Культура деловой дискуссии. Критика и принципы ее восприятия

Подготовка публичного выступления

4.2 Структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа)


Виды работы

Трудоемкость, часов

4-ый семестр

Всего

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа:

36

36

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Лабораторные занятия (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа:

36

36

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат (Р)

4

4

Эссе (Э)

2

2

Самостоятельное изучение разделов

10

10

Самоподготовка:

- проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий;

- подготовка к лабораторным и практическим занятиям;

- подготовка к тестированию

16

6

4
6

16

6

4
6

Вид итогового контроля

Зачет
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения...
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconУчебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история...
Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconРабочая программа по дисциплине «Юридическая этика» Тема 1 Введение...
Достижению этих целей во многом способствует изучение дисциплины «Юридическая этика»
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconРабочая программа учебной дисциплины «этика делового общения»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору ( 2 1) вариативной части гуманитарного, социального и экономического...
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconРабочая программа учебной дисциплины этика и эстетика для специальности 080500 -менеджмент
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconРабочая программа учебной дисциплины «профессиональная этика»
Одобрено кафедрой международных отношений и иностранных языков (протокол №1 заседания кафедры от 25 августа 2014 г.)
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconРабочая программа учебной дисциплины этика и эстетика для специальности...
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconРабочая программа учебной дисциплины дпп. В. 3 Этика и психология...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconРабочая программа дисциплины в 6 Деловая карьера

Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconРабочая программа дисциплины «профессиональная этика»
Дисциплина «Профессиональная этика» соответствует целям Ц1, Ц3 образовательной программы 031600 Реклама и связи с общественностью...
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconУчебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп....
Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,...
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 4 Профессиональная...
Б 4 Методология и методы ппд: профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconДеловая этика является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим...
Целью дисциплины является обучение студентов нормам грамотного поведения и общения в рамках этики и этикета, принятых в тех или иных...
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconРабочая программа Наименование дисциплины. Деловые переговоры и деловая...
Наименование дисциплины. Деловые переговоры и деловая переписка на иностранном языке
Рабочая программа учебной дисциплины «деловая этика» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск