Скачать 4.62 Mb.
|
Утверждено приказом по школе от 29.08.2012 г № 558/1 (с дополнениями и изменениям, приказ от 23.01.2013 №17/1) Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования городского округа Первоуральск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Основная Образовательная программа начального общего образования МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» (новая редакция) Первоуральск 2012 СОДЕРЖАНИЕ
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее ООП НОО МБОУ СОШ № 4) создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373, с изменениями от 22.09.2011), на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (4-е издание), с учётом типа (общеобразовательное) и вида (средняя общеобразовательная школа) образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Разработка основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 4 осуществлялась с привлечением органов самоуправления (Совет образовательного учреждения), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, педагогического коллектива МБОУ СОШ № 4. Программа опирается на трехлетний опыт инновационной работы МБОУ СОШ № 4, являющегося городской базовой площадкой по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования образовательного процесса». Таким образом, одним из направлений, способствующих созданию условий реализации, является создание единой информационной образовательной среды. Четырёхлетнее образование в МБОУ СОШ № 4 обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям, готовности к продолжению образования в основной школе, формирование здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. ООП НОО МБОУ СОШ № 4 направлена на удовлетворение потребностей:
Цель ООП НОО МБОУ СОШ № 4 - создание условий для достижения обучающимися начальных классов личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной общеобразовательной программой начального общего образования, обеспечение готовности к освоению содержания основного и среднего (полного) общего образования, с учетом интеллектуальных и творческих способностей личности. Задачи:
Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса МБОУ СОШ № 4 на ступени начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 4 реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. При построении системы непрерывного образования в МБОУ СОШ № 4 в рамках федеральных образовательных стандартов ключевой задачей является обеспечение перехода с образования, ориентированного на освоение обучающимися определенного содержания предметных знаний, на образование, ориентированное на социокультурное развитие человека, т.е. развитие его личностного опыта. ООП НОО МБОУ СОШ № 4 опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев): а) личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности); б) культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой); в) деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип). Деятельность коллектива МБОУ СОШ № 4, связанная с реализацией развивающей парадигмы образования, предполагает:
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- проблемно-диалогическую технологию (предполагает, что обучающиеся под руководством учителя открывают новые знания: учатся самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты); - технологию формирования правильного типа читательской деятельности (продуктивное чтение: умение вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, концептуальную, подтекстовую – самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения, после чтения. Главными приемами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение) - технологию оценивания образовательных достижений, учебных успехов (направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся, способствует развитию умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий и способствует личностному развитию обучающихся). - информационно-коммуникационные технологии (используются как проникающие технологии для реализации отдельных дидактических задач, способствуют формированию умений работать с информацией, развитию коммуникативных способностей обучающихся, формируют исследовательские умения. Предполагают использование в учебном процессе аудио-, видео- материалов, компьютера для представления образовательных электронных ресурсов). - игровые технологии (создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся, способствуют формированию универсальных учебных действий). Использование данных технологий проходит преимущественно с использованием активных форм и методов обучения: обучение в сотрудничестве с использованием групповой и парной формы работы. Поставленные ООП НОО МБОУ СОШ № 4 цели и задачи реализуются с учетом подходов образовательной системы «Школа 2100»:
Использование принципов образовательной системы «Школа 2100» позволит:
Основными планируемыми результатами освоения основной образовательной программы:
Управление реализацией программы осуществляется по следующему алгоритму: – совершенствование нормативно-правовой базы школы с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов; –реализация программ духовно-нравственного воспитания, формирования универсальных учебных действий, формирования здорового образа жизни; – организация мониторинга удовлетворённости процессом и результатами реализации ООП; – изучение процесса и результатов реализации ООП администрацией: наблюдение, собеседование, посещение, анализ школьной документации; – анализ результатов внешней экспертизы. Реализации образовательной программы способствует служба сопровождения (педагог-психолог, социальный педагог, медицинский персонал), работа которой направлена на сохранение физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса, а также на развитие учащихся. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся включает: – индивидуальную карту психологического развития и интересов ученика, состояние его физического и психологического здоровья, развитие коммуникативных умений; – индивидуальную диагностику развития познавательных и предметных умений с рекомендациями для родителей и педагогов; – психолого-педагогические консультации для обучающихся и родителей; – организуется индивидуальное сопровождение ученика, имеющего проблемы в обучении, учителем, педагогом-психологом, классным руководителем, социальным педагогом, администрацией; – дополнительные (групповые и индивидуальные) занятия по предметам основного цикла, консультации, поддерживающие учащихся в трудных и проблемных ситуациях (по необходимости). Целевой раздел включает:
Содержательный раздел включает:
Организационный раздел включает:
В основу разработки образовательной программы положена одна из ведущих идей Стандарта – идея общественного договора. Она реализуется через работу общешкольного родительского комитета, совета старшеклассников, педагогического совета школы, в который входят администрация и педагогический коллектив школы. Основная образовательная программа учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребенка, связанный: - с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; - с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании самовыражении; - с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни перспективы личностного и познавательного развития; - с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; - с изменением самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; - с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности мировоззрения. Основная образовательная программа учитывает характерные особенности для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): - центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; - развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направлений на овладение учебной деятельностью, основой которого выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных мотивов и личностного смысла учения. Данная образовательная программа учитывает и существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, воспитании, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Данная образовательная программа ориентируется на интересы обучающихся начальной школы, их родителей (законных представителей) и основные направления деятельности школы. В школе обучаются дети с разным уровнем сформированности речевой деятельности и способностей к обработке разного вида информации, поэтому, особое внимание уделяется организации деятельности обучающихся с разными видами и формами информации в урочной и внеурочной деятельности, например, в школе ведется учебный предмет «Риторика», «Информатика». Для разностороннего развития обучающихся в школе созданы условия по организации внеурочной деятельности через оптимизацию всех внутренних ресурсов: дополнительное образование, деятельность групп продленного дня, индивидуальная и групповая работа, проводимая социальным педагогом и педагогом-психологом, взаимодействие с социальными партнерами – МКОУ ДОД «ДЮСШ» (проведение занятий художественной гимнастики). Организация второй половины дня, внеурочной деятельности, рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Интеграция аудиторной и внеурочной деятельности младших школьников позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Организация внеурочной деятельности предполагает включение личности обучающегося в многогранную, интеллектуально и психологически положительно-насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения, самоуправления и саморазвития. Основные цели внеурочной деятельности:
Задачи:
Внеурочная деятельность направлена на организацию личностно-ориентированного образовательного процесса, реализацию главного принципа гуманистической педагогики – признание самоценности личности ребенка. Направления деятельности: спортивно - оздоровительное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное. В программе учтены личностный и профессиональный потенциал родителей, школьные традиции внеклассной воспитательной работы, возможности городской среды и социальных партнеров, запросы учащихся и родителей в сфере образования и будущего профессионального определения детей, профессиональный уровень и потенциал педагогических и руководящих работников, особенности материально-технической базы. Одним из приоритетов реализации данной образовательной программы является достижение качественно нового уровня в развитии информационной образовательной среды школы, понимаемой как системно-организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, направленного на достижение заявленных целей образования в части развития информационной грамотности участников образовательного процесса. Методологическую основу Основной образовательной программы составляет системно-деятельностный подход, реализующийся в совокупности с культурологическим и аксиологическим научно-методологическими подходами, что предполагает: - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, формирования картины мира; - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; -переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; -ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; -обеспечение преемственности дошкольного, начального общего основного и среднего (полного) общего образования; -разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; -гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, вдов и способов деятельности. Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности, вариативности, носит личностно-ориентированный характер. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:
Программа адресована: Обучающимся в МБОУ СОШ № 4 городского округа Первоуральск и их родителям (законным представителям): для информирования о целях, содержании, организации, предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов; для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей их взаимодействия. Учителям: для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности. Администрации: для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы; для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), администрации, общественности, социальных партнеров). Учредителю и органам управления: для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения в целом; для принятия управленческих решений Широкому кругу лиц, интересующимся организационно-содержательными условиями, целями, задачами образовательной деятельности и уровнем образованности обучающихся в МБОУ СОШ № 4 городского округа Первоуральск. МБОУ СОШ № 4 принимает обязательство обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: -становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; -формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; -духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; -укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Программа ориентирована на становление личностных характеристик обучающихся, отражающийся в обобщенном портрете выпускника начальной школы:
|
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Содержание образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лучковская средняя общеобразовательная... | Основная образовательная программа начального общего образования... Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования | ||
Основная образовательная программа общего образования муниципального... ... | Основная образовательная программа начального общего образования... Образовательная программа в соответствии с требованиями фгос содержит следующие разделы | ||
Приказ №357/од от 02. 12. 2013 г. Основная образовательная программа... Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения | Основная образовательная программа начального общего образования... Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» | ||
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Горютинская средняя общеобразовательная школа» | Основная образовательная программа начального общего образования... Литературное чтение | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Руководитель отдела образования и по делам молодежи администрации Куженерского муниципального района | Основная образовательная программа основного общего образования муниципального... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «основная общеобразовательная школа №108» | ||
Образовательная программа начального общего, основного общего, среднего... | Образовательная программа начального общего образования муниципального... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 9 | ||
Приказ №213 от 6 сентября 2013 года образовательная программа основного... ... | Приказ №213 от 6 сентября 2013 года образовательная программа среднего... ... | ||
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... Мензелинского муниципального района рт разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... | Пояснительная записка Общие положения Основная образовательная программа... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования |