Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»





Скачать 312.62 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/4
Дата публикации05.11.2014
Размер312.62 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Экономика > Примерная программа
  1   2   3   4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ,

УЧЕТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УТВЕРЖДАЮ



Зам. Председателя Совета УМО

_____________Л.И. Гончаренко

«____»_______________2013 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Рекомендуется для направления 080100 «Экономика»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР
Москва 2013

1.Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: формирование теоретических знаний и практических умений защиты населения и территории окружающей среды от воздействия поражающих факторов природного и техногенного (природно-техногенного) характера, оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях и обеспечение безопасности человека в современных условиях.

Задачи дисциплины:

сформировать сознательное отношение обучаемых к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привить основополагающие знания и практические навыки по распознаванию и оценке опасных и вредных факторов среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидацию негативных последствий и оказание помощи пострадавшим в случае появления опасностей;

научить студентов делать аналитическую оценку сложившейся обстановки, предвидеть воздействие на человека опасных (вредных) явлений, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать решения и действовать с целью предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций или смягчения тяжести их последствий.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - является базовой дисциплиной профессионального цикла ФГОСВПО, которая наряду с прикладной технической направленностью, ориентирована на повышение гуманистической составляющей и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:

умеет анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способен понимать сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдать основные требования к информационной безопасности, в т.ч. защиты государственной тайны (ОК-12);

владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

способен на основе описания техногенных и природных процессов строить стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

определение и классификацию чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и предупредительные меры по предотвращению их возникновения;

причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера;

чрезвычайные ситуации военного характера, возможные варианты развязывания будущей войны, если к этому будут предпосылки;

характеристика потенциально-опасных объектов, причины возникновения чрезвычайных ситуаций на этих объектах, радиационно-опасные, химически-опасные и бактериологически-опасные объекты; меры по обеспечению безопасности производственного персонала и населения при авариях и катастрофах на этих объектах;

меры по обеспечению безопасности производственного персонала и населения при авариях и катастрофах на этих объектах;

законы и иные нормативные акты Российской Федерации в области защиты населения и территорий от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

Уметь:

решать вопросы защиты населения и территорий от природных, техногенных и военных чрезвычайных ситуаций;

претворять в жизнь основные принципы защиты персонала объектов экономики и населения;

решать задачи организации обучения производственного персонала и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

осуществлять планирование эвакуации и рассредоточения, уметь учитывать особенности проведения эвакуации;

своевременно осуществлять приведение защитных сооружений в эксплуатационную готовность, знать порядок их подготовки к приему людей, порядок заполнения защитных сооружений;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты и обучать этому персонал объектов экономики;

оказывать при необходимости первую медицинскую помощь пострадавшим и содействовать в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

своевременно выявлять проблемы ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, анализировать конкретные ситуации, явления и процессы, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения задач защиты населения и территорий от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

Владеть:

навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий катастроф, стихийных бедствий;

методикой исследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера;

методами и приемами анализа обстановки в техногенной сфере, явлений и процессов в природной среде с помощью стандартных теоретических моделей;

способностью критически оценивать различные варианты проведения АС и ДНР;

разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единиц.

Вид промежуточной аттестации – зачет

Вид учебной работы

Часы

Семестры

1 или 2 согласно рабочему плану

Общая трудоёмкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

50

50

Лекции (Л)

34

34

Семинарские занятия (С)

16

16

Самостоятельная работа

58

58

В семестре

в т.ч. реферат

58

20

58

20


5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации (ЧС) мирного и военного времени

Тема 1. Чрезвычайные ситуации, общие сведения и классификация ЧС на потенциально-опасных объектах

Чрезвычайные ситуации, основные понятия и определения. Авария, стихийное бедствие, катастрофа.

Классификация чрезвычайных ситуаций. Техногенные чрезвычайные ситуации, причины их возникновения. Загрязнение окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения. Биолого-социальные и социальные чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации экологического характера. Изменения состояния атмосферы, суши, гидросферы и биосферы в целом. Изменение климата, образование обширных зон «кислотных дождей», разрушение озонного слоя. Деградация почв, истощение невозобновляемых запасов полезных ископаемых. Обмеление рек и морей, подтопление и засоление плодородных почв.

Чрезвычайные ситуации военного характера, возможные варианты развязывания войны.

Скоротечные и плавнопротекающие чрезвычайные ситуации.

Потенциально-опасные объекты, их характеристика. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций на этих объектах. Радиационно-опасные, химически-опасные и бактериологически-опасные объекты. Меры по обеспечению безопасности населения при авариях и катастрофах на этих объектах.

Тема 2. Государственное управление защитой населения и территорий в ЧС. Система гражданской обороны, ее роль и задачи в современных условиях

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Мероприятия по защите населения и территории в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные направления по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Назначение, задачи, структура, режимы функционирования РСЧС. Силы и средства системы РСЧС. Формирования повседневной и повышенной готовности. Объектовые формирования, территориальные формирования. Комплектование формирований личным составом.

Гражданская оборона, ее роль и задачи в современных условиях. Правовое положение и общие принципы организации гражданской обороны в Российской Федерации. Федеральный закон «О гражданской обороне». Основные задачи в области гражданской обороны. Силы гражданской обороны, войска гражданской обороны. Организация гражданской обороны на объекте экономики, основные задачи гражданской обороны на объекте экономики. Комплектование формирований гражданской обороны.

Тема 3. Чрезвычайные ситуации природного характера,

их характеристика

Общие сведения о стихийных бедствиях: определение, классификация, причины возникновения. Оценка последствий стихийных бедствий. Основные направления и меры по снижению опасности стихийных бедствий.

Комплексное воздействие опасных природных явлений на территории Российской Федерации. Геофизические стихийные явления – землетрясения, извержения вулканов, причины возникновения, защита населения.

Геологически опасные явления – обвалы, сели, лавины, осыпи и др.

Метеорологически опасные явления – бури, ураганы, шквалы, смерчи, ливневые дожди, град, сильные снегопады.

Гидрологические стихийные бедствия – цунами, наводнения, защита населения.

Природные пожары, массовые заболевания.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации социального характера

Падение воспроизводства населения, массовые беспорядки среди населения, терроризм в различных формах его проявления, негативная обстановка в творческих и производственных коллективах.

Общие сведения о терроризме, история возникновения терроризма, традиционные регионы распространения, опасность терроризма.

Классификация терроризма по признакам:

по идеологической основе и сфере проявления;

по масштабам;

по количеству применяемых сил и средств;

по целям и задачам;

по видам применяемых средств.

Возможные чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами различного вида.

Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях обусловленных террористическими актами. Правовые мероприятия, организационные мероприятия.

Средства предупреждения террористических актов, обеспечение надежной защиты определенных видов стратегических запасов государства.

Тема 5. Современные средства поражения, последствия их применения

Возможный характер современных войн. Предельная напряженность и высокая активность военных действий. Современные средства поражения – это оружие массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое) и обычное оружие (с обычными боеприпасами), некоторые виды которого по своим поражающим действиям приближаются к ОМП.

Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного оружия и особенности их воздействия на людей, технику и сооружения. Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс. Защита населения от ядерного оружия.

Химическое оружие, основные свойства и особенности поражающего действия. Характеристика химического заражения. Отравляющие вещества, их классификация, характеристики и токсикологические свойства. Способы защиты от поражающего воздействия химического оружия.

Бактериологическое (биологическое) оружие, характеристика поражающего действия и особенности применения.

Виды и основные свойства бактериологических средств. Очаг бактериологического заражения и проводимые в нем изоляционно-ограничительные мероприятия. Обсервация и карантин.

Психологическое воздействие, оказываемое на человека, при угрозе применения бактериологического оружия. Средства доставки.

Современные обычные средства поражения, характеристика их воздействия на живую силу, технику, здания и сооружения. Высокоточное оружие. Кассетные боеприпасы, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные боеприпасы. Перспективные средства вооружений.

Экологические последствия возможного применения современных средств поражения.

Тема 6. Основные принципы и мероприятия по защите населения в ЧС. Обучение населения, подготовка формирований

Проблема защиты населения и территорий от природных, техногенных и военных ЧС. Основные принципы защиты населения. Основные способы защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС. Предупредительные мероприятия, защитные мероприятия, аварийно-восстановительные работы.

Правовая основа защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Права граждан Российской Федерации в области защиты населения от ЧС.

Противорадиационная и противохимическая защита населения. Организация и проведение дозиметрического и химического контроля. Защита населения при радиоактивном и химическом заражении. Обеспечение населения средствами противорадиационной и противохимической защиты.

Принципы, формы и методы обучения населения. Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Задачи обучения населения в области гражданской обороны. Организация обучения населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные...
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии...
...
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconПримерная программа профессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности»
Форма рабочей программы дисциплины утверждена Методическим советом академии 03. 10. 2011г
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000...
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconПримерная программа наименование дисциплины Медицина катастроф, безопасность...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 26 с
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности...
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины экология и безопасность жизнедеятельности...
Специальность 050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура»
Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и...
«Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск