Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»





Скачать 373.82 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/4
Дата публикации30.11.2014
Размер373.82 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Химия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


ОДОБРЕНО

на заседании кафедры

(протокол №1 от 30 августа 2011 года)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной
и воспитательной работе

О.В. Челомбицкая

1 декабря 2011 года

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

по специальности 080109.65

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Формы обучения:

очная, заочная

Составитель: Танашев

Ростов-на-Дону

2011

1. Пояснительная записка
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Предметом безопасности жизнедеятельности является теория и практика обеспечения безопасности в повседневной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Цель дисциплинарного курса: формирование у студентов убеждения о неразрывном единстве эффективной профессиональной и повседневной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для сохранения жизни и здоровья человека в различных условиях.

Задачи изучаемой дисциплины:

Содержание безопасности жизнедеятельности включает в себя следующие группы учебных задач:

  • идентификация опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность возникновения;

  • прогнозирование развития негативных воздействий и оценки их последствий;

  • профилактика идентифицированных опасностей предупредительными мероприятиями;

  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

  • действия в условиях чрезвычайных ситуаций;

  • оказание само- и взаимопомощи.

Изучение дисциплины осуществляется в соответствии с учебным планом по специальности. Преподавание дисциплины основывается на полученных знаниях по основам безопасности жизнедеятельности, физике, химии, биологии в общеобразовательных учебных заведениях, а также основам менеджмента. Перед изучением дисциплины обучающиеся должны знать: основы механики, электричества (сила тока, напряжение, мощность, сопротивление, электромагнитные излучения), акустики (звук, инфразвук, ультразвук); физико-химические свойства химических элементов и соединений (хлор, аммиак, окись углерода, радиоактивные элементы), функции и органы человеческого организма, структуру органов государственной власти, функции управления.

Безопасность жизнедеятельности в практическом аспекте является обеспечивающей дисциплиной при подготовке и проведении всех видов практик.

Требования к уровню усвоения курса:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать:

  • основные понятия, определения, принципы обеспечения безопасности;

  • требования основных нормативных документов в области предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, охраны труда и пожарной безопасности;

  • причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • правила поведения и действия населения в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

  • основы радиационной, химической и пожарной безопасности;

  • основные вредные и опасные производственные факторы, способы защиты от них;

  • виды социальных опасностей и способы их недопущения и снижения тяжести последствий;

  • поражающие факторы современных видов оружия массового уничтожения, способы защиты от них;

  • основы организации гражданской обороны, защиты населения и территорий, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • правила и меры безопасности в чрезвычайной обстановке;

  • основы организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

  • предназначение средств индивидуальной защиты;

  • порядок и правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

  • уметь:

  • оценивать обстановку для идентификации возможных опасностей;

  • правильно применять средства индивидуальной защиты;

  • владеть:

  • основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.


В соответствии с учебными задачами дисциплина состоит из трех разделов.

Основными видами учебной работы по дисциплине являются лекции, семинарские и практические занятия с использованием традиционных и инновационных видов образовательных технологий.

При проведении занятий применяется метод визуализации. Для наглядности, удобства восприятия используются компьютерные презентации, видеофрагменты, наглядные пособия, показ сопровождается подробными комментариями. С целью реализации компетентностного подхода при проведении занятий по некоторым темам должны привлекаться специалисты из числа сотрудников органов управления по делам ГО и ЧС, предприятий и организаций, специалисты по охране труда. На практических занятиях изучаются правила и меры безопасности, порядок действий в различных ситуациях, средства индивидуальной защиты, средства пожаротушения, правила оказания первой помощи, также рассматриваются действия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. В ходе практических занятий применяются игровые методы, элементы ролевых игр, моделирование и разбор конкретных ситуаций, анализ реальных случаев и событий, демонстрация приборов и устройств. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется особенностями контингента обучающихся и содержанием тем дисциплины.

С целью определения степени усвоения учебного материала проводится текущий контроль в формах: устного опроса (собеседования), письменный контрольный опрос (тестирование). Конкретные формы и объем текущего контроля определяет преподаватель. На начальном этапе изучения дисциплины обучаемые по согласованию с преподавателем выбирают тему реферата и в назначенный срок представляет на проверку (защиту).

Промежуточная аттестация (зачет) проводится по результатам текущего контроля, проверки реферата, письменной контрольной работе по всем темам дисциплины. При наличии программного обеспечения возможно тестирование в компьютерных классах.
2. Тематический план изучения дисциплины

Распределение фонда времени по темам и видам занятий



п/п


Наименование раздела, тем

Аудиторные

занятия

Самост. работа

Всего часов

офо

зфо

офо

зфо

офо

зфо

лек.

сем. пз

лек.

сем. пз

1

Раздел 1. Опасности и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

























1.1

Возрастание роли безопасности жизнедеятельности в современных условиях.

2










2

4

4

4

1.2

Чрезвычайные ситуации природного характера.

2










2

4

4

4

1.3

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

2

2

2




2

4

6

6

1.4

Вредные и опасные производственные факторы.

2

2




2

4

6

8

8

1.5

Чрезвычайные ситуации социального характера.

2










2

4

4

4

1.6

Особенности воздействия современных средств поражения на людей и объекты.

2

2







4

8

8

8

2

Раздел 2. Защита населения и территорий от опасностей и чрезвычайных ситуаций.

























2.1

Основные способы и средства защиты населения




2




1

2

5

4

6

2.2

Обеспечение пожарной безопасности




2







2

4

4

4

2.3

Обеспечение безопасности трудовой деятельности

2










2

4

4

4

2.4

Первая помощь пострадавшим при жизнеопасных состояниях




4




1

4

5

8

6

3

Раздел 3. Управление безопасностью жизнедеятельности

























3.1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

2

2

2




4

6

8

8

3.2

Устойчивость функционирования объектов экономики.

2










2

4

4

4

3.3

Действия руководителя при возникновении чрезвычайных ситуаций.




2







4

6

6

6




Всего часов

18

18

4

4

36

64

72

72



3. Содержание программы

Введение

Теория безопасности жизнедеятельности исследует опасности, с которыми может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности, причины их возникновения, возможные последствия их проявления; изучает возможности по их предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время; разрабатывает способы снижения опасностей и правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера.

Практический аспект дисциплины охватывает нормы и правила поведения человека в повседневной жизни, в быту и при трудовой деятельности в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, требования по организации безопасности деятельности, действия населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, порядок оказания первой помощи.
Раздел 1. Опасности и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине безопасность жизнедеятельности
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с гос специальности...
Большое внимание уделяется дестабилизирующим факторам современности и профилактике их реализации, а также проблемам личной и национальной...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики...
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и...
«Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск