Скачать 235.93 Kb.
|
Рассмотрено на заседании кафедры финансов, денежного обращения и кредита «_25_» октября 2013 г., протокол № _2_. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
Рассмотрено на заседании УМК Финансово-экономического института «08» ноября 2013 г., протокол № _4_.
А.В. Абышева ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ Учебно-методический комплекс Рабочая программа для бакалавров направления 080100.62 «Экономика» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2013 Абышева А.В. Ценообразование. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров направления 080100.62 «Экономика» очной и заочной форм обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013, 14 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «Экономика». Рабочая учебная программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Ценообразование [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой финансов, денежного обращения и кредита. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Жукова С.С., к.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов, денежного обращения и кредита © ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013. © Абышева А.В., 2013.
Цели и задачи курса Одной из основных характеристик рыночной экономики является свободное установление цен хозяйствующими субъектами различных организационно правовых форм на производимые ими товары, выполняемые работы и оказываемые услуги. При этом ценообразование осуществляется на основе знания спроса, рыночных цен, затрат и прочих условий. Исследование ценовой политики, совершенствование системы ценообразования, а также разработка стратегии установления цены на выпускаемую продукцию на определенный период времени – важная задача для любого предприятия. В связи с этим получение студентами направления «Экономика» необходимого объема теоретических знаний и практических навыков в области ценообразования – важная составляющая компонента экономического образования. Исходя из вышесказанного, становится очевидным необходимость изучения дисциплины «Ценообразование». Цель дисциплины: формирование системных знаний и практических навыков в области ценообразования. Задачи дисциплины: 1) расширить знания студентов о теоретических основах ценообразования; 2) подготовить студентов к самостоятельной постановке и осмысленному решению задач в области ценообразования; 3) ознакомить студентов с методическими основами и методами ценообразования; 4) привить студентам навыки решения прикладных задач в области ценообразования. В результате изучения курса студент должен знать: - теоретические основы рыночного ценообразования; - основные законодательные и нормативные акты в области ценообразования; - содержание основных методов ценообразования; - закономерности формирования стратегии и тактики ценообразования; - опыт зарубежных и отечественных фирм в области ценообразования. Предшествующими дисциплинами для изучения курса «Ценообразование» являются «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Бухгалтерский учет и анализ» основной образовательной программы. Последующими дисциплинами являются «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Маркетинг», «Организация предпринимательской деятельности». Таким образом, курс позволяет в системе изучить смежные дисциплины, и основан на знаниях студентов, приобретенных ранее в рамках учебного процесса. Текущий контроль – зачет, 5 семестр. Является курсом по выбору.
Таблица 1. Тематический план для студентов очной формы обучения
Таблица 2. Тематический план для студентов заочной формы обучения
Таблица 4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 4. Планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Таблица 5. Планирование самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
ТЕМА 1. Сущность и значение цены как экономической категории Теории цен. Цена как основная категория рынка. Особенности применения цены в экономике с административно-командным управлением и в рыночной экономике. Ценовой механизм, его составляющие. Функции цен, их характеристика. Принципы ценообразования. ТЕМА 2. Система и виды цен Система цен, ее основные элементы. Оптовые цены. Закупочные цены. Цены на строительную продукцию. Тарифы на услуги, оказываемые населению. Розничные цены. Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота, в зависимости от государственного воздействия, по способу установления, по способу получения информации, в зависимости от вида рынка и другим критериям. ТЕМА 3. Государственное регулирование цен в РФ Экономические и административные методы регулирования цен. Система органов государственного регулирования цен. Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба: их роль в регулировании ценообразования в РФ. Нарушения государственной дисциплины цен и наложение административных штрафов. Органы регулирования цен на уровне субъекта РФ: департамент тарифной и ценовой политики администрации Тюменской области. Зарубежный опыт регулирования ценообразования. ТЕМА 4. Методика установления исходной цены на товар Основные цели ценовой политики предприятия. Зависимость ценообразования от типа рынка, на котором работает продавец. Оценка спроса на товар. Издержки производства: бухгалтерские и предпринимательские издержки. Учет сопутствующих факторов: психология восприятия цены; государственное регулирование цен; географический фактор; конкурентная среда. Выбор метода расчета цены. Методика «средние издержки плюс прибыль». Методы ценообразования, основанный на издержках, ориентированный на получение целевой прибыли. Метод минимальных затрат. Расчет цены на основе «ощущаемой ценности» товара. Состязательный метод определения цен. Нормативно-параметрические методы определения цен. Основные методы ценообразования, применяемые предприятиями: установление цены на новый товар; формирование цены в рамках товарной номенклатуры; установление цены с учетом скидок и зачетов; установление дискриминационных цен; инициативное изменение цен. ТЕМА 5. Ценообразование на рынках товаров и услуг Оптовые цены на промышленную продукцию. Характеристика видов цен на сельскохозяйственную продукцию. Факторы, влияющие на цену строительного объекта. Нормативы, применяемые при расчете цен строительной продукции. Тарифы на услуги. 4. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Сущность и значение цены как экономической категории 1. Возникновение цены. 2. Стоимостная теория цен и теория полезности. 3. Система стоимостных экономических показателей. Финансы, кредит, заработная плата, прибыль, себестоимость, цена. 4. Ценовой механизм, его составляющие. 5. Функции цен. 6. Принципы ценообразования. Тема 2. Система и виды цен 1. Система цен. 2. Оптовые цены. Закупочные цены. Цены на строительную продукцию. Тарифы на услуги, оказываемые населению. 3. Розничные цены. 4. Классификация цен. Тема 3. Государственное регулирование цен в РФ 1. Методы регулирования цен в РФ. 2. Система органов государственного регулирования цен. 3. Виды нарушений государственной дисциплины цен и санкции. 4. Зарубежный опыт регулирования ценообразования (опыт США, Франции, Испании, Финляндии). Тема 4. Методика установления исходной цены на товар 1. Цели ценовой политики предприятия. 2. Рынок чистой конкуренции. Рынок монополистической конкуренции. Рынок олигополистической конкуренции. Рынок чистой монополии. 3. Оценка спроса на товар. Эластичность спроса. 4. Издержки производства. Бухгалтерские и предпринимательские издержки. 5. Учет сопутствующих факторов. 6. Методы расчета цены. 7. Методы ценообразования, применяемые предприятиями. Тема 5. Ценообразование на рынках товаров и услуг 1. Оптовые цены на промышленную продукцию, их классификация. 2. Факторы, влияющие на уровень закупочных цен. 3. Современное состояние сельского хозяйства РФ и зарубежный опыт поддержки сельского хозяйства. 4. Цена строительного объекта. Нормативы, применяемые при расчете цен строительной продукции. 5. Тарифы на транспортные услуги. 6. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги. 7. Тарифы на бытовые услуги. 5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Цена – это: А) общественно-необходимые затраты труда; Б) количество денег, необходимое для приобретения товаров; В) денежная стоимость товара. 2. Постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен – это: А) функции цен; Б) принципы ценообразования; В) государственное регулирование цен. 3. Цена товара, продаваемого крупными партиями: А) отпускная; Б) оптовая; В) закупочная. 4. Тарифы на услуги подразделяются на: А) транспортные, бытовые, коммунальные; Б) жилищно-коммунальные, автомобильные, железнодорожные; В) услуги по пошиву одежды, парикмахерские, химчистки. 5. Цены, устанавливаемые производителями продукции на основе спроса и предложения: А) предельные; Б) свободные; В) фиксированные. 6. К регулируемым ценам в РФ относят: А) твердые; Б) трансфертные; В) фиксированные. 7. По способу установления цен различают: А) твердые, подвижные скользящие; Б) единые, региональные; В) свободные, регулируемые. 8. Цена, применяемая в договорах на нестандартное оборудование: А) расчетная; Б) справочная; В) прейскурантная. 9. Цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия: А) трансфертные; Б) договорные; В) расчетные. 10. Прямое вмешательство государства в действующие цены – это: А) экономическое регулирование цен; Б) административное регулирование цен; В) регулирование государственных расходов.
ТЕМЫ ЭССЕ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Основная литература:
Дополнительная литература:
|
Учебно-методический комплекс рабочая программа для бакалавров направления 080100. 62 «Экономика» Н. Б. Болдырева, Т. Г. Усанова Финансовые рынки: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров направления 080100.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для бакалавров направления 080100. 62 «Экономика» Ю. В. Бородач Управление финансовыми рисками: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров направления 080100.... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс рабочая программа для бакалавров направления 080100. 62 «Экономика» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для бакалавров направления 080100. 62 «Экономика» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для бакалавров направления 080100. 62 «Экономика» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для бакалавров направления 080100. 62 «Экономика» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям: 080100 «Экономика» Основы профсоюзного движения. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям 080100 «Экономика», 080500... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Мазаева М. В., Литвинова Н. Л. История страхования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.... | ||
Институт права, экономики и управления И. И. Огородникова Специальные налоговые режимы: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров направления 080100.... | Институт права экономики и управления Т. И. Данкина Финансовый менеджмент: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров направления 080100. 62 «Экономика».... | ||
Институт права экономики и управления Т. Г. Усанова Финансовый рынок: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров направления 080100. 62 «Экономика».... | Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика» Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика» очной... | ||
Рабочая программа по дисциплине «логистика» для студентов экономического... Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления... | Рабочая программа по дисциплине «Маркетинг» для студентов экономического... Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для бакалавров направления 080100. 62 «Экономика» Рассмотрено на заседании кафедры финансов, денежного обращения и кредита «25» октября 2013 г., протокол № Соответствует требованиям... | Институт права, экономики и управления А. В. Абышева Ценообразование: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров направления 080100. 62 «Экономика»... |